ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-127/2017 от 07.02.2017 Зейского районного суда (Амурская область)

Дело <Номер обезличен>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея Амурской области 07 февраля 2017 года

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Клаус Н.В.,

при секретаре Долгополовой С.А.,

с участием помощника прокурора Зейского района Евдокимова И.Н.,

представителя ответчика администрации Ивановского сельсовета Зейского района Амурской области – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района Амурской области в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации к администрации Ивановского сельсовета Зейского района Амурской области о возложении обязанности по направлению сведений об удостоверении завещаний и доверенностей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Зейского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации с настоящим иском, указав, что прокуратурой Зейского района проведена проверка по информации, поступившей из Управления Министерства юстиции РФ по Амурской области о неисполнении органами местного самоуправления полномочий по направлению сведений в Нотариальную палату Амурской области, в ходе которой установлено, что в период с 2015 года по 2016 год должностными лицами администрации Ивановского сельсовета Зейского района Амурской области удостоверено 40 доверенностей, вместе с тем, в нарушение ч.3 ст.37 Основ законодательства о нотариате, приказа Минюста России <Номер обезличен> от <Дата обезличена> администрацией Ивановского сельсовета сведения об удостоверении завещаний или доверенностей в Нотариальную палату Амурской области, в порядке, установленном федеральным органом юстиции, не направлялись, что влечёт нарушение права Российской Федерации на обеспечение единого правового пространства и нарушает интересы Российской Федерации в сфере правоприменения. Просит суд обязать администрацию Ивановского сельсовета Зейского района Амурской области направлять сведения об удостоверении завещания или доверенности в Нотариальную палату Амурской области в порядке, предусмотренном ст.37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утверждённых Верховным Советом РФ <Дата обезличена><Номер обезличен>.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Нотариальная палата Амурской области.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями согласна, пояснив, что 06 февраля 2017 года в Нотариальную палату Амурской области направлены сведения о двух удостоверенных доверенностях, в течение 2015-2016 гг. такие сведения не направлялись, поскольку специалисты администрации не смогли в полной мере освоить новую программу.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Нотариальной палаты Амурской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, полагает требования подлежащими удовлетворению. Из представленного отзыва на иск также следует, что администрация Ивановского сельсовета Зейского района Амурской области сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности в Нотариальную палату Амурской области не направляла и не направляет до настоящего времени, соответственно, сведения в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата об удостоверении, либо отмене завещаний или доверенностей отсутствуют. Данный факт существенно нарушает действующее законодательство Российской Федерации, а также права и законные интересы граждан и юридических лиц.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам:

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом при рассмотрении данного дела установлено, что прокурор обратился в суд в соответствии со ст. 45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, а также Российской Федерации.

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами законодательства РФ о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации (ст.1 Основ законодательства РФ о нотариате).

В силу п.3 ч.1 ст.14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения в числе прочего имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса.

В развитие этого ст.ст.1, 37 Основ законодательства РФ о нотариате установлено, что в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах, в том числе удостоверять завещания; удостоверять доверенности.

Совершение указанными лицами нотариальных действий не отнесено к вопросам местного значения, а нотариальные действия носят публичный характер, поскольку совершаются от имени Российской Федерации, следовательно, они являются отдельными государственными полномочиями, переданными для осуществления органам местного самоуправления.

Судом установлено, что осуществление нотариальных действий на территории Ивановского сельсовета Зейского района на основании распоряжения главы Ивановского сельсовета <Номер обезличен> от <Дата обезличена> было возложено на ФИО2 и ФИО3 В период с 11 июля 2015 года по настоящее время были совершены следующие нотариальные действия: свидетельствование верности копий документов – 81 действие, свидетельствование подлинности подписи на документах – 9 действий, удостоверение доверенностей – 40 действий. Сведения о совершении нотариальных действий администрацией Ивановского сельсовета в нотариальную палату <адрес> не направлялись.

Распоряжением главы Ивановского сельсовета <Номер обезличен> от <Дата обезличена> осуществление нотариальных действий на территории указанного сельсовета возложено на главу сельсовета ФИО1 и специалиста администрации ФИО3

Законодательством о нотариате предусмотрено создание Единой информационной системы нотариата (ЕИСН) - автоматизированной информационной системы, принадлежащей на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенной для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена), оператором которой является Федеральная нотариальная палата. В единую информационную систему нотариата подлежат включению сведения, в том числе в форме электронных документов, о совершении нотариальных действий (ст.34.1 Основ законодательства РФ о нотариате).

При этом в силу ст.34.4 Основ законодательства РФ о нотариате сведения ЕИСН, необходимые для совершения нотариального действия или проверки действительности нотариально оформленного документа, не только незамедлительно в автоматизированном режиме предоставляются нотариусам по их запросам, поданным через единую информационную систему нотариата, но и подлежат использованию иными лицами. Так, Федеральная нотариальная палата обеспечивает с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ежедневно и круглосуточно свободный и прямой доступ неограниченного круга лиц без взимания платы к указанным в данной статье закона сведениям, содержащимся в ЕИСН, в частности к сведениям о доверенности (сведения о лице, удостоверившем доверенность, дате удостоверения доверенности, ее регистрационном номере в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата, дате и времени внесения сведений об отмене доверенности в этот реестр в случае, если доверенность отменена). Федеральная нотариальная палата посредством ЕИСН обеспечивает по направленным в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в связи с предоставлением ими услуг и исполнением функций и при присоединении к запросу электронного образа проверяемого нотариально удостоверенного документа подтверждение нотариусом содержания удостоверенного документа с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Как установлено ст.189 ГК РФ сведения о совершенной в нотариальной форме отмене доверенности вносятся нотариусом в реестр нотариальных действий, ведение которого осуществляется в электронной форме, указанные сведения предоставляются Федеральной нотариальной палатой неограниченному кругу лиц с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С целью реализации и функционирования Единой информационной системой нотариата частью 3 статьи 37 Основ законодательства РФ о нотариате, сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности должны быть направлены органом, в котором работает должностное лицо, удостоверившее завещание или доверенность, в нотариальную палату соответствующего субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном федеральным органом юстиции, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия для внесения таких сведений в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата. Нотариальная палата вносит такие сведения в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата в течение двух рабочих дней со дня их поступления.

Такой Порядок направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность утвержден приказом Минюста России от 29 июня 2015 года № 1561 и определяет правила направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность в форме электронного документа (далее - сведения), для регистрации указанных сведений в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». (п.1) Должностные лица местного самоуправления представляют в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности в установленной форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью отправителя, в соответствии с требованиями, установленными Порядком ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденным приказом Минюста России от 17 июня 2014 года № 129 (зарегистрирован Минюстом России 18 июня 2014 года, регистрационный № 32716). (п.3) Сведения могут быть представлены в нотариальную палату субъекта Российской Федерации на электронных носителях (дисках CD, DVD, устройствах flash-памяти и т.п.) в виде файла (файлов) утвержденного формата сведений с сопроводительными документами на бумажном носителе. (п.4) Сведения могут быть направлены в нотариальную палату субъекта Российской Федерации: при помощи программно-технических средств гарантированной доставки, обеспечивающих защиту содержащихся в сведениях персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных; с использованием портала, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу, опубликованному на официальном сайте оператора единой информационной системы нотариата (www.notariat.ru). (п.5)

В приложении 2 к указанному Порядку ведения реестров единой информационной системы нотариата приведен перечень сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности, предоставляемый главой местной администрации, специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления, должностным лицом консульского учреждения.

Как следует из сообщения и.о. главы Ивановского сельсовета Зейского района, адресованного прокурору Зейского района от <Дата обезличена> исх <Номер обезличен>, невозможно было совершать нотариальные действия из-за отсутствия крипто защиты на платформе КриптоПРО с использованием программного обеспечения КриптоАРМ (отвечающего требованиям ФЗ № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года). 29 декабря 2016 года программа установлена. Совершать нотариальные действия нет возможности, так как все сведения по совершенным нотариальным действиям передаются в формате xml и подписываются ЭЦП. ЭЦП обязательно должна принадлежать лицу, совершившему нотариальные действия. Если это глава поселения, то ЭЦП должно быть выдано главе поселения, если это специально уполномоченное должностное лицо, то ЭЦП должно быть выдано уполномоченному должностному лицу. В случае, если нотариальные действия будут совершаться специально уполномоченными должностными лицами, а подписываться ЭЦП не принадлежащими им, например, будет использована ЭЦП главы поселения, то при проверке данных сведений, ЭЦП будет автоматически помечаться утеряно/украденной и будет блокироваться, дальнейшее использование данной подписи станет невозможным. В данное время исполняющий обязанности главы имеет ЭЦП, но не уполномочен совершать нотариальные действия. Специалист администрации Ивановского сельсовета ФИО3 уполномочена совершать нотариальные действия, но не имеет ЭЦП. В связи с избранием главы муниципального образования Ивановский сельсовет и после принятии присяги в январе 2017 года, глава сельсовета вступит в должность, получит ЭЦП, в это же время планируют получить ЭЦП специалисту администрации.

Вместе с тем, бездействие администрации Ивановского сельсовета Зейского района нарушает не только установленный порядок совершения нотариальных действий, не позволяет надлежащим образом формировать единый электронный реестр нотариальных действий, но и поставленную перед нотариатом задачу по защите конституционных прав и законных интересов граждан и юридических лиц в целом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора Зейского района, в связи с чем считает необходимым обязать ответчика предоставлять сведения об удостоверении завещания или доверенности в Нотариальную палату Амурской области в порядке, установленном ст.37 Основ законодательства РФ о нотариате.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Согласно ч. 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

С учетом изложенного государственная пошлина с ответчика не взыскивается.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Зейского района Амурской области в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации, удовлетворить.

Обязать администрацию Ивановского сельсовета Зейского района Амурской области направлять сведения об удостоверении завещания или доверенности в Нотариальную палату Амурской области в порядке, предусмотренном ст.37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утверждённых Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 года №4462-1.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий Н.В. Клаус

Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.

Судья Н.В.Клаус