РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2017 года пос. Чунский
Чунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Пелех М.Ю., при секретаре Алферовой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чунского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Чунского районного муниципального образования об обязании администрации Чунского районного муниципального образования исполнить полномочия по содержанию учреждений, финансируемых из бюджета Чунского районного муниципального образования, в части выделения денежных средств на расходы по выплате задолженности за поставленную электрическую энергию в пользу ООО «Иркутскэнергосбыт»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Чунского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Администрации Чунского районного муниципального образования об обязании администрации Чунского районного муниципального образования исполнить полномочия по содержанию учреждений, финансируемых из бюджета Чунского районного муниципального образования, в части выделения денежных средств на расходы по выплате задолженности за поставленную электрическую энергию в пользу ООО «Иркутскэнергосбыт».
В обоснование исковых требований с учетом их уточнений прокурор Чунского района Иркутской области указал, что прокуратурой Чунского района установлено, что у районных учреждений, финансируемых из местного бюджета, перед предприятием, оказывающими коммунальные услуги потребителям р.п. Чунский, имеется задолженность по их оплате.
Задолженность учреждений районного бюджета за потребленную электрическую энергию перед ООО «Иркутскэнергосбыт» по состоянию на 01.12.2016 года составила сумму 10345000 рублей. Данная задолженность сложилась у учреждений образования, культуры за платежные периоды текущего года, за период прошлого года, включает в себя задолженность по предъявленным исполнительным листам, и не погашается в течение длительного времени.
В нарушение действующего законодательства задолженность бюджетных учреждений по оплате потребленных услуг образовалась по причине несвоевременного выделения денежных средств, направляемых на их оплату, финансовым управлением администрации района.
В соответствии с бюджетным законодательством органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
В связи с несвоевременным выделением денежных средств, направляемых на оплату потребленных услуг по водоснабжению, водоотведению, вывозу твердых бытовых отходов учреждениями района, главным распорядителем бюджетных средств, распорядители бюджетных средств на местах в лице руководителей учреждений бюджета не имеют возможности осуществления своих полномочий, предусмотренных ст. 158 БК РФ, по распределению бюджетных средств по подведомственным получателям бюджетных средств и исполнению соответствующей части бюджета. Соответственно, подведомственные бюджетные учреждения лишены возможности исполнить свои полномочия по принятию и исполнению бюджетных обязательств в соответствии со ст. 162 БК РФ.
ООО «Иркутскэнергосбыт» является организацией, осуществляющей поставку электроэнергии потребителям в соответствии с договорами энергоснабжения, заключенными энергоснабжающей организацией с учреждениями, финансируемыми из бюджета Чунского районного муниципального образования.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 546 Гражданского кодекса РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом – юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения абонентом обязательств по оплате энергии.
Согласно п. 3 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 г. № 1 (далее - Порядок), при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов. При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором.
В соответствии с п. 4 Порядка, если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности.
Таким образом, в связи с непогашением задолженности по оплате потребленной электроэнергии, ООО «Иркутскэнергосбыт» вправе прекратить полностью или частично подачу электроэнергии в учреждения образования, культуры путем производства отключений энергопринимающих устройств от электрических сетей сетевой организации.
Частичное ограничение подачи электроэнергии заключается в отсутствии электроэнергии в зданиях учреждений образования, культуры и т.д. на протяжении нескольких часов ежедневно, что влечет нарушение организации образовательного, культурного и иных социально-значимых процессов. В случае непогашения задолженности вводится полное ограничение режима потребления электроэнергии на объектах.
Неправомерные действия потребителей, выраженные в неисполнении условий договоров в части оплаты за потребленную электрическую энергию, явившиеся следствием неисполнения администрацией района как главным распорядителем бюджетных средств своих финансовых обязательств, лишают энергоснабжающую организацию возможности производить оплату текущих расходов, обязательных платежей, необходимых для обеспечения деятельности предприятия, беспрепятственно приобретать электрическую энергию на оптовом рынке.
Указанные обстоятельства могут привести к нарушению прав граждан на нормальную жизнедеятельность, нарушению деятельности учреждений образования, культуры, что является недопустимым.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года к вопросам местного значения муниципального района в числе иного относится:
- организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
- организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;
- создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
- обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района.
В соответствии со ст. 38 Устава Чунского районного муниципального образования к полномочиям администрации района в числе иного относятся реализуемые в установленном законодательством и Уставом порядке:
1) обеспечение исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения в интересах населения Чунского района;
2) формирование, исполнение местного бюджета.
Действия потребителей (учреждений образования, культуры), выраженные в неисполнении условий договоров в части оплаты за потребленную электрическую энергию, являются следствием неисполнения распорядителем бюджетных средств своих финансовых обязательств. Неисполнение администрацией района финансовых обязательств не только влечет неисполнение своих полномочий органом местного самоуправления в решении вопросов местного значения, но и может привести к тяжелым последствиям, нарушению прав граждан на образование и нормальную жизнедеятельность, что недопустимо.
Органом местного самоуправления – администрацией Чунского районного муниципального образования, как распорядителем бюджетных средств при необходимости перечисления бюджетных средств учреждениям, финансируемым из местного бюджета по соответствующим статьям бюджета, не принято своевременных мер для погашения задолженности учреждений по оплате потребленной электрической энергии.
Не исполняя федеральное законодательство, администрация района нарушает права граждан, круг которых в конкретном численном исчислении определить не представляется возможным.
Прокурор Чунского района Петров В.В. просил обязать администрацию Чунского районного муниципального образования исполнить полномочия по содержанию учреждений, финансируемых из бюджета Чунского районного муниципального образования, в части выделения денежных средств на расходы по выплате задолженности за поставленную электрическую энергию в пользу ООО «Иркутскэнергосбыт».
Помощник прокурора Чунского района Полевик В.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить исковые требования прокурора Чунского района об обязании администрации Чунского районного муниципального образования исполнить полномочия по содержанию учреждений, финансируемых из бюджета Чунского районного муниципального образования, в части выделения денежных средств на расходы по выплате задолженности за поставленную электрическую энергию в пользу ООО «Иркутскэнергосбыт»в срок до 01.05.2017 года.
Представитель ответчика администрации Чунского районного муниципального образования ФИО1 исковые требования прокурора Чунского района об обязании администрации Чунского районного муниципального образования исполнить полномочия по содержанию учреждений, финансируемых из бюджета Чунского районного муниципального образования, в части выделения денежных средств на расходы по выплате задолженности за поставленную электрическую энергию в пользу ООО «Иркутскэнергосбыт» признал в полном объеме.
Представитель третьего лица ООО «Иркутскэнергосбыт» в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в письменном заявлении не возражали удовлетворить исковые требования прокурора Чунского района об обязании администрации Чунского районного муниципального образования исполнить полномочия по содержанию учреждений, финансируемых из бюджета Чунского районного муниципального образования, в части выделения денежных средств на расходы по выплате задолженности за поставленную электрическую энергию в пользу ООО «Иркутскэнергосбыт».
Выслушав объяснения помощника прокурора Чунского района Полевик В.С., представителя ответчика администрации Чунского районного муниципального образования ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
В связи с несвоевременным выделением денежных средств, направляемых на оплату потребленных услуг по водоснабжению, водоотведению, вывозу твердых бытовых отходов учреждениями района, главным распорядителем бюджетных средств, распорядители бюджетных средств на местах в лице руководителей учреждений бюджета не имеют возможности осуществления своих полномочий, предусмотренных ст. 158 БК РФ, по распределению бюджетных средств по подведомственным получателям бюджетных средств и исполнению соответствующей части бюджета. Соответственно, подведомственные бюджетные учреждения лишены возможности исполнить свои полномочия по принятию и исполнению бюджетных обязательств в соответствии со ст. 162 БК РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 546 Гражданского кодекса РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом – юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения абонентом обязательств по оплате энергии.
Согласно п. 3 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 г. № 1 (далее - Порядок), при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов. При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором.
В соответствии с п. 4 Порядка, если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года к вопросам местного значения муниципального района в числе иного относится:
- организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
- организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;
- создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
- обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района.
В соответствии со ст. 38 Устава Чунского районного муниципального образования к полномочиям администрации района в числе иного относятся реализуемые в установленном законодательством и Уставом порядке:
1) обеспечение исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения в интересах населения Чунского района;
2) формирование, исполнение местного бюджета.
ООО «Иркутскэнергосбыт» является организацией, осуществляющей поставку электроэнергии потребителям в соответствии с договорами энергоснабжения, заключенными энергоснабжающей организацией с учреждениями, финансируемыми из бюджета Чунского районного муниципального образования. Задолженность учреждений районного бюджета за потребленную электрическую энергию перед ООО «Иркутскэнергосбыт» по состоянию на 01.12.2016 года составила сумму 10345000 рублей. Данная задолженность сложилась у учреждений образования, культуры за платежные периоды текущего года, за период прошлого года, включает в себя задолженность по предъявленным исполнительным листам, и не погашается в течение длительного времени.
В нарушение действующего законодательства задолженность бюджетных учреждений по оплате потребленных услуг образовалась по причине несвоевременного выделения денежных средств, направляемых на их оплату, финансовым управлением администрации района.
В соответствии с бюджетным законодательством органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
В связи с непогашением задолженности по оплате потребленной электроэнергии, ООО «Иркутскэнергосбыт» вправе прекратить полностью или частично подачу электроэнергии в учреждения образования, культуры путем производства отключений энергопринимающих устройств от электрических сетей сетевой организации.
Частичное ограничение подачи электроэнергии заключается в отсутствии электроэнергии в зданиях учреждений образования, культуры и т.д. на протяжении нескольких часов ежедневно, что влечет нарушение организации образовательного, культурного и иных социально-значимых процессов. В случае непогашения задолженности вводится полное ограничение режима потребления электроэнергии на объектах.
Неправомерные действия потребителей, выраженные в неисполнении условий договоров в части оплаты за потребленную электрическую энергию, явившиеся следствием неисполнения администрацией района как главным распорядителем бюджетных средств своих финансовых обязательств, лишают энергоснабжающую организацию возможности производить оплату текущих расходов, обязательных платежей, необходимых для обеспечения деятельности предприятия, беспрепятственно приобретать электрическую энергию на оптовом рынке.
Указанные обстоятельства могут привести к нарушению прав граждан на нормальную жизнедеятельность, нарушению деятельности учреждений образования, культуры, что является недопустимым. Действия потребителей (учреждений образования, культуры), выраженные в неисполнении условий договоров в части оплаты за потребленную электрическую энергию, являются следствием неисполнения распорядителем бюджетных средств своих финансовых обязательств. Неисполнение администрацией района финансовых обязательств не только влечет неисполнение своих полномочий органом местного самоуправления в решении вопросов местного значения, но и может привести к тяжелым последствиям, нарушению прав граждан на образование и нормальную жизнедеятельность, что недопустимо.
Органом местного самоуправления – администрацией Чунского районного муниципального образования, как распорядителем бюджетных средств при необходимости перечисления бюджетных средств учреждениям, финансируемым из местного бюджета по соответствующим статьям бюджета, не принято своевременных мер для погашения задолженности учреждений по оплате потребленной электрической энергии.
Оценивая собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора Чунского района об обязании администрации Чунского районного муниципального образования исполнить полномочия по содержанию учреждений, финансируемых из бюджета Чунского районного муниципального образования, в части выделения денежных средств на расходы по выплате задолженности за поставленную электрическую энергию в пользу ООО «Иркутскэнергосбыт».
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Чунского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Чунского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Чунского районного муниципального образования об обязании администрации Чунского районного муниципального образования исполнить полномочия по содержанию учреждений, финансируемых из бюджета Чунского районного муниципального образования, в части выделения денежных средств на расходы по выплате задолженности за поставленную электрическую энергию в пользу ООО «Иркутскэнергосбыт»– удовлетворить.
Обязать администрацию Чунского районного муниципального образования исполнить полномочия по содержанию учреждений, финансируемых из бюджета Чунского районного муниципального образования, в части выделения денежных средств на расходы по выплате задолженности за поставленную электрическую энергию в пользу ООО «Иркутскэнергосбыт» в срок до 01.05.2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Чунский районный суд в течение 1 месяца с момента его вынесения.
Судья: М.Ю. Пелех