ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-127/2017 от 21.02.2017 Лабытнангского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2-127/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2017 года г.Лабытнанги

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Галько С.В.,

при секретаре судебного заседания Пауль Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к ООО «Стройинвесткомпания» о взыскании оплаты за не оказанные коммунальные услуги по договору управления многоквартирным домом,

у с т а н о в и л:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с вышеназванным иском к ООО «Стройинветствкомпании» мотивируя свои требования тем, что по результатам проведенного 4 июля 2014 года Администрацией г. Лабытнанги конкурса управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., где они проживают и являются собственниками квартиры, выбрано ООО «Стройинвесткомпания». Между ООО «Стройинветкомпания» и собственниками жилых помещений многоквартирного дома был заключен договор управления многоквартирным домом по условиям которого, а также проведенного конкурса, в перечень обязательных работ были включены следующие виды работ ( услуги): проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов - стоимость на 1 кв.м. общей площади - 1,02 руб./мес.; проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом - стоимость на 1 кв.м. общей площади - 0,70 руб./мес.; сбор и вывоз ЖБО (септики) - стоимость на 1 кв.м. общей площади - 17,75 руб./мес.; итого 19,47 руб./мес. на 1 кв.м. общей площади. Включение данных работ в перечень обязательных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома Администрацией г. Лабытнанги, указывает о включении в перечень общего имущества данного дома септика объемом 150м. Вместе с тем, согласно решению Лабытнангского городского суда от 6 апреля 2015 года по гражданскому делу № 2-256/2015 на Администрацию г. Лабытнанги возложена обязанность принять септик объемом 150 куб.м., обслуживающий три многоквартирных дома, расположенных по адресам: ... и ..., ... в муниципальную собственность. В связи с этим полагают незаконным включение в перечень общего имущества многоквартирного дома данного септика, что, соответственно, влечет за собой незаконность включение в перечень обязательных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома вышеуказанных работ. Полагают, что ими была произведена переплата за услуги: проверку и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов - 1 142 рубля 91 коп.; проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме,, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом - 784 рубля 35 коп.; сбор и вывоз ЖБО (септики) - 19 888 рублей 87 коп., а всего на сумму 21 816 рублей 13 коп., которую просят взыскать с ответчика, а также проценты за пользование чужими денежным средствами в размере 2 562 рубля 50 коп. в порядке ст.395 ГК РФ, штраф в соответствии со статьей 13 Законом РФ № 2300-1 от 07 февраля 1992 года «О защите прав потребителей» в сумме 12 189 рублей 31 коп. Также просят исключить из перечня работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... с 14 июля 2014 года работы: проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов; проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен дом.

Истец ФИО1 в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена.

Представитель ответчика ООО «Стройинвесткомпания» ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования считает не подлежащими удовлетворению, так как указанные истцом услуги в спорный период управляющей компанией оказывались.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Администрации г.Лабытнанги ФИО4 полагает исковые требования К-ных частичному удовлетворению. В соответствии с решением Лабытнангского городского суда от 6 апреля 2015 года распоряжением МУ УИЗО Администрации г.Лабытнанги от 23 декабря 2016 года были приняты в муниципальную собственность емкости-накопители (септики), в том числе септик, обслуживающий жилой дом по ..., о чем были уведомлены управляющие компании. Соответственно, с момента принятия септика в муниципальную собственность ООО «Стройинвесткомпания» должна произвести перерасчет за ранее начисляемые услуги по обслуживанию септика. Вместе с тем, замена коммунальной услуги «сбор и вывоз ЖБО» на «водоотведение» проведена в установленном законом порядке - путем внесения изменений в перечень оказываемых услуг к договору управления многоквартирным домов либо по инициативе управляющей компании, либо собственников жилья, что сделано не было. Так как данная услуга истцам предоставлялась, их требования в данной части не подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица ООО «Авто-Миг плюс» ФИО5, разрешение исковых требований К-ных оставил на усмотрение суда.

Третье лицо ФИО6 в судебное заседание не явился, извещен.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО представителя в суд не направило. В заключении по иску К-ных представитель Роспотребнадзора указал на то, что исковые требования могут быть удовлетворены в случае установления, что коммунальные услуги ООО «Стройинвесткомпания» не оказывались.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-­техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение
согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся
помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

С учетом изложенного, гражданско-правовые отношения по внесению платы за оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставление коммунальных услуг возникли непосредственно между собственниками помещений в доме и управляющими организациями.

Согласно подпункту 1 пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах является приложением к договору управления многоквартирным домом.

Частью 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться
управление, и адрес такого дома; перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация и др.

В связи с этим Перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах может быть изменен в порядке, определенном договором управления многоквартирным домом, заключенном между собственниками помещений в таком доме и управляющей организацией.

Согласно пунктам 18, 23, 26 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (вместе с «Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме»), управляющая компания должна оказывать и проводить следующие услуги и работы:

проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов;

проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом;

вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме установлена частью 2 статьи 154 ЖК РФ. Она включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 34 Правил № 491 - в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 40 Правил № 491 - содержания общего имущества предусмотрено право собственников помещений в соответствии с условиями договора получать от ответственных лиц не позднее пяти рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен.

Согласно подпунктам «б», «в» пункта 40 Правил № 491 - собственники помещений в соответствии с условиями договора вправе проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы, требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.

В силу пункта 42 Правил № 491 - управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и договором.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» - потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Как следует из материалов дела, на основании проведенного Администрацией МО город Лабытнанги 04 июля 2014 года открытого конкурса по отбору управляющей организации, управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., было выбрано ООО «Стройинвесткомпания».

Между ООО «Стройинветкомпания» и собственниками жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., был заключен договор управления многоквартирным домом.

Согласно договору управления многоквартирным домом от 15.07.2014 № 59-У, заключенному между УЖКХ Администрации г. Лабытнанги и ООО «Стройинвесткомпания» управляющая организация взяла на себя обязательства по управлению комплексом многоквартирных домов, в состав которых входят дома, подключенные к централизованной системе канализации, так и имеющие нецентрализованную систему канализации. При этом приложением № 2 к договору управления определен перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, приложением № 4 определен перечень коммунальных услуг, согласно которому установлено, что в перечень коммунальных услуг входят: теплоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, следовательно, изменение указанных перечней не требуется.

По условиям данного договора, в перечень обязательных работ были включены, в том числе, следующие виды работ (услуг), за которые с истцов взималась плата:

- проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов - стоимость на 1 кв.м общей площади - 1,02 руб./мес;

- проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом - стоимость на 1 кв.м. общей площади - 0,70 руб./мес.;

- сбор и вывоз ЖБО (септики) - стоимость на 1 кв.м. общей площади - 17,75 руб./мес.

Включение данных работ в перечень обязательных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома Администрацией МО город Лабытнанги, указывает на включение в перечень общего имущества данного дома септика объемом 150 куб.м.

Вместе с тем, согласно решению Лабытнангского городского суда от 6 апреля 2015 года по гражданскому делу № 2-256/2015 на Администрацию МО города Лабытнанги возложена обязанность принять септик объемом 150 куб.м., обслуживающий три многоквартирных дома, расположенных по адресам: ..., в муниципальную собственность.

Согласно распоряжению МУ УИЗО Администрации города Лабытнанги № 20 от 23 декабря 2015 года приняты в муниципальную собственность емкости-накопители (септики), расположенные в городе Лабытнанги, согласно приложению.

Таким образом, в силу закона, обязанность по оплате содержания групповых септиков лежит на собственнике такого недвижимого имущества, а именно на Администрации г.Лабытнанги с момента принятия такового имущества в собственность.

При таких обстоятельствах включение вышеуказанных работ (услуг), связанных с обслуживанием емкости-накопителя (септика) с момента принятия этого имущества в собственность Администрации города Лабытнанги, в перечень является незаконным, соответственно их оплата не может быть возложена на собственников жилья многоквартирного дома.

При вышеизложенных обстоятельствах суд находит возможным исковые требования К-ных удовлетворить в части.

Так, по мнению суда, подлежат исключению из перечня работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... работы (услуги) по проверке и обеспечению работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов, проведению дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом, сбор и вывоз ЖБО (септики) с момента принятия емкости-накопителя (септика), обслуживающего вышеуказанным многоквартирный дом, в собственность Администрации города Лабытнанги, то есть с декабря 2015 года.

Соответственно, денежные средства, которые были оплачены истцами за указанные услуги в указанный период, подлежат возврату.

Таким образом, суд находит незаконным взимание платы с истцов за период с декабря 2015 года по октябрь 2016 года за не оказанные работы (услуги): проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов (1,02 х 11 х 41,5) в сумме 465 руб. 65 коп.; проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом (0,70 х 11 х 41,5)- 319 руб. 55 коп.; сбор и вывоз ЖБО (септики) (17,75 х 11 х 41,5) 8 102 руб. 87 коп., а всего 8 888 руб. 07 коп.

В связи с тем, что отношения между гражданами РФ, как потребителями жилищно-коммунальных услуг, и управляющими организациями, как исполнителями поставляемых услуг, регулируются также Законом РФ от 07 февраля 1992 года№ 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей), применению подлежат положения вышеуказанного Закона.

В соответствии с пунктом 46 постановления Пленума Верховного Суда от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).

Как установлено в судебном заседании, подтверждается представленными истцом окументами и не опровергается представителем ответчика, ФИО1 неоднократно обращался в ООО «Стройинвесткомпания» с требованиями о производстве перерасчета. Аналогичные требования и разъяснения поступали в управляющую компанию и от прокурора г.Лабытнанги и Администрации города Лабытнанги, однако, ООО «Стройинвесткомпания» никаких мер принято не было.

Таким образом, с ООО «Стройинвесткомпания» подлежит взысканию штраф в размере 4 444 руб. 04 коп.

Рассматривая требования истцов о взыскании и процентов в соответствии с частью 1 статьи 395 ГК РФ за неправомерное удержание денежных средств, суд находит их подлежащими удовлетворению в части. Исходя из того, что, начиная с декабря 2015 года ООО «Стройинвесткомпания» незаконно производились начисления в размере 808 руб. 01 коп. за вышеуказанные работы (услуги), суд находит требования истцов подлежащими удовлетворению в размере 397 руб. 10 коп., произведя самостоятельно расчет.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных требований, от которой истцы были освобождены в силу закона, в сумме 545 рублей 17 копеек, рассчитанная судом в соответствии с положениями статьи 333.19 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иску ФИО1, ФИО2 к ООО «Стройинвесткомпания» удовлетворить в части.

Исключить из перечня работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу ..., с декабря 2015 года работы(услуги) по: проверке и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов; проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, сбор и вывоз ЖБО (септики).

Взыскать с ООО «Стройинвесткомпания» в пользу ФИО1, ФИО2 сумму переплаты за начисленные жилищно-коммунальные услуги по проверке и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов; проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, сбор и вывоз ЖБО (септики) за период с декабря 2015 года по октябрь 2016 года в сумме 8 888 рублей 07 копеек, штраф за неисполнение требований потребителя в сумме 4 444 рубля 04 копейки, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 297 рублей 10 копеек, а всего 13 629 рублей 21 копейку.

В остальной части иск ФИО1, ФИО2 оставить без удовлетворения.

Взыскать с ООО «Стройинвесткомпания» госпошлину в местный бюджет в сумме 545 рублей 17 копеек.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 22 февраля 2017 года.

Судья: