ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-127/2018 от 27.04.2018 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2018 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Паршукова А.В.

при секретаре Филипповой О.В.,

с участием представителя истца ФИО1,

ответчиков ФИО2, ФИО5, ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа к ФИО2, ФИО5, ФИО3, ФИО4 о выселении без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учёта, а также по встречному иску ФИО2, ФИО5, ФИО4 к Управлению делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа о сохранении права пользования жилым помещением на условиях договора найма служебного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Управление делами Правительства ЯНАО обратилось в суд с иском к ФИО2 и членам её семьи - ФИО5, ФИО3, ФИО6 о выселении без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учёта.

Требования мотивированы тем, что по договору найма служебного жилого помещения ФИО2 предоставлена квартир <адрес> на период службы в УМВД России по ЯНАО. В настоящее время ответчик уволена со службы, в связи с чем по условиям договора с членами семьи обязана освободить квартиру, однако ответчики продолжают занимать жилое помещение.

Ответчики ФИО2, ФИО5, ФИО3, не согласившись с предъявленным иском, заявили встречный. ФИО4 на момент рассмотрения дела совершеннолетия не достиг, в связи с чем представительство его интересов осуществляли родители как законные представители. Требования встречного иска основываются на том, что после увольнения со службы в органах внутренних дел ФИО2 замещает должность в <данные изъяты>", в связи с чем имеет право на получение служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда ЯНАО.

В ходе рассмотрения дела представитель истца по первоначальному иску на доводах о выселении ответчиков и снятии их с регистрационного учёта настаивала. Указала, что после увольнения со службы сотрудник утрачивает право пользования жилым помещением. Спорное жилое помещение предоставлялось именно в связи со службой, находится в государственной собственности ЯНАО, предназначается для проживания сотрудников органов внутренних дел. При этом не оспаривала, что такой статус жилого помещения официально не закреплён, также не оспаривала, что истец работает в ГКУ ЯНАО и имеет право на предоставление жилого помещения, обратилась по данному вопросу с заявлением и включена в очередь. При этом полагала, что сохранение за ответчиком ФИО2 и членами её семьи спорного жилого помещения не возможно, ответчик подлежит обеспечению жильём в установленном порядке и потому требования встречного иска не подлежат удовлетворению.

Ответчик ФИО2 против первоначального иска возражала, настаивала на встречном. Привела доводы о том, что как сотрудник органов внутренних дел, уволенный со службы, имеет право на обеспечение жильём. Кроме того, привела доводы о том, что право пользование спорной квартирой по существу не изменилось, т.к. она работает в настоящее время в ГКУ ЯНАО и потому имеет право на обеспечение жильём, подала соответствующее заявление, включена в очередь. Оспаривала доводы о закреплении спорной квартирой за сотрудниками органов внутренних дел, указав на отсутствие документов, подтверждающих это. Также сослалась на то, что

Ответчики ФИО5, ФИО3 позицию ФИО2 поддержали, указали, что настаивают на встречному иске.

Представитель третьего лица каких-либо пояснений по первоначальному и встречному искам не привёл.

Прокурор, извещённый о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, что по смыслу ч. 3 ст. 45 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

07.12.2009 г. между Управлением делами Правительства (ранее - Администрации) ЯНАО и ФИО2 заключён договор найма служебного жилого помещения СЛ - <адрес>

Приказом Управления делами от 05.11.2008 г. -П квартира включена в специализированный жилищный фонд ЯНАО с отнесением к служебному жилому помещению (л.д. 92).

В соответствии с п. 1 договора квартира предоставлена во временное пользование. В п. 2 и п. 5 договора указано, что квартира предоставляется на период службы в УМВД (ранее - УВД) по ЯНАО.

В п. 4 договора в качестве членов семьи нанимателя поименованы ФИО5, ФИО3 и ФИО4

Указанное жилое помещение находится в государственной собственности ЯНАО, что подтверждается свидетельством установленного образца (л.д.7).

Квартира была принята нанимателем по акту (л.д.13). Наниматель и члены её семьи имеют регистрацию в спорном жилом помещении, что следует из справки (л.д. 141).

ФИО2 проходила службу в УМВД России по ЯНАО, что подтверждается контрактом (л.д. 72, 97). Впоследствии со службы она была уволена, что не оспаривалась сторонами и подтверждается представлением к увольнению (л.д.189), приказом об увольнении (л.д. 142), уведомлениями об увольнении и расторжении контракта (л.д. 93-96).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения.

Статус спорной квартиры как специализированного жилого помещения, отнесённого к служебному, с достоверностью подтверждён указанными выше доказательствами, участниками процесса этот статус не оспаривался.

Назначение служебного жилого помещения определено ст. 93 ЖК РФ. Так, в силу указанной нормы служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Частью 1 ст. 103 ЖК РФ установлено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.

Содержание представленного в материалах дела договора найма служебного жилого помещения таково, что период пользования нанимателя жилым помещением обусловлен периодом службы в УМВД России по ЯНАО. Права членов семьи нанимателя носят производный характер от прав нанимателя, самостоятельных прав в отношении служебного жилого помещения они не приобретают с учётом положений ч. 5 ст. 100 ЖК РФ.

На основании ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Поскольку служебные отношения ФИО2 с УМВД России по ЯНАО прекращены, она подлежала бы выселению с членами семьи без предоставления другого жилого помещения.

Вместе с тем, с учётом конкретных обстоятельств данного дела требования первоначального иска о выселении и снятии с регистрационного учёта нанимателя и членов её семьи удовлетворению не подлежат.

<данные изъяты>

Указанное обстоятельство также подтверждается приказами о назначении на должности (л.д. 205, 206), приказом о переводе работников (л.д. 207).

Реализация прав граждан на жилые помещения осуществляется, в том числе, путём путем предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда автономного округа, - п. 2-3 ч. 1 ст. 3 Закона ЯНАО от 30.05.2005 г. "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в ЯНАО" № 36-ЗАО.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 38 упомянутого Закона ЯНАО право на получение служебных жилых помещений имеют работники государственных учреждений автономного округа

Исходя из замещаемой истцом должности, она имеет право на обеспечение служебным жилым помещением специализированного жилищного фонда ЯНАО.

Согласно сведениям ЕГРП и ГУП ЯНАО "ОЦТИ" ФИО2, и члены её семьи в собственности жилых помещений в ЯНАО не имеют (л.д. 134-140). Иных жилых помещений для проживания, помимо спорного, ответчики не имеют, иного в ходе рассмотрения дела не доказана.

Таким образом, ФИО2, и члены её семьи соответствуют критериям предоставления специализированного жилого помещения, - части 2 и 3 ст. 38 Закона ЯНАО "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в ЯНАО".

Кроме того, на территории ЯНАО действует Положение о предоставлении служебных жилых помещений специализированного жилищного ЯНАО (утв. Постановлением Администрации ЯНАО от 12.09.2008 г. № 493-А (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 2.1 Положения право на получение служебных жилых помещений имеют: государственные гражданские служащие автономного округа; работники государственных учреждений автономного округа; работники государственных унитарных предприятий автономного округа; лица, замещающие государственные должности автономного округа; лица, избранные на выборные должности в органы государственной власти автономного округа; сотрудники Управления Министерства внутренних дел России по автономному округу; государственные гражданские служащие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по автономному округу; государственные гражданские служащие Управления Федеральной антимонопольной службы по автономному округу; работники органов государственной власти автономного округа и иных государственных органов автономного округа; сотрудники отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по автономному округу.

В соответствии с пунктом 4.2 Положения в месячный срок с момента возникновения возможности предоставления заявителю служебного жилого помещения издается распорядительный акт (приказ) управления делами, учреждения, предприятия о предоставлении служебного жилого помещения, на основании которого с заявителем заключается договор найма служебного жилого помещения. Договор найма служебного жилого помещения заключается с гражданами на периоды: действия трудового договора; прохождения службы; замещения государственной должности автономного округа; замещения выборной должности в органе государственной власти автономного округа (пункт 4.3 Положения).

Согласно материалам дела ФИО2 обращалась с заявлением о предоставлении жилого помещения (л.д. 214) с учётом членов семьи, а также по вопросу сохранения за нею занимаемого жилого помещения. Ей был дан ответ о невозможности сохранения права пользования жилым помещением (л.д. 220) ввиду целевого характера назначения спорной квартиры. Вместе с тем, ответом она проинформирована о включении в список граждан, имеющих право на предоставление служебного жилого помещения.

Также в адрес ФИО2, Управлением делами Правительства ЯНАО была направлено уведомление (л.д. 221) о включении в список служащих ЯНАО, имеющих право на получения служебных жилых помещений. Указанное обстоятельство также подтверждается выпиской из протокола заседания комиссии (л.д. 223, 224).

Исходя из этого, ответчик по первоначальному иску и члены её семьи имеют право на обеспечение служебным жилым помещением, что прямо подтверждено Управлением делами Правительства ЯНАО.

При этом доводы о невозможности сохранения права пользования занимаемы жилым помещением в рамках реализации права на обеспечение служебным жилым помещением не могут быть приятны во внимание. Так, ни ЖК РФ, ни Законом ЯНАО "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в ЯНАО" возможность удовлетворения встречного иска о сохранении права пользования спорной квартирой на тех же условиях при подтверждении права лица на обеспечение служебным жильём, не исключается.

Доводы о закреплении квартиры для проживания сотрудников внутренних дел объективно ничем не подтверждены. Выписка об основных сведениях в отношении объекта недвижимого имущества (л.д.208) каких-либо сведений о закреплении квартиры за УМВД Росси по ЯНАО не содержит.

Доводы о том, что строительство дома осуществлено в рамках финансирования по Закону ЯНАО от 24.06.2005 г. "О комплексной целевой программе по усилению борьбы с преступностью и укреплению правопорядка на территории ЯНАО на 2005-2007 г.г." № 46-ЗАО не могут повалить на существо спора, поскольку свидетельством о регистрации права собственности и выпиской об объекте недвижимого имущества факт закрепления жилого помещения за УМВД России по ЯНАО не закрепляется.

При этом утверждение ФИО2, о том, что представленная распечатка закона является недопустимым доказательством и подлежит исключению несостоятельно. ТАк, хотя ранее участвовавший в деле представитель третьего лица и представил доверенность с истекшим сроком действия, сам по себе закон доказательством по делу с учётом положений ст. 55 ГПК РФ не является. Кроме того, механизм исключения доказательств по гражданскому делу нормами ГПК РФ не предусмотрен в редакции, действующей на момент рассмотрения дела.

Ссылки письменных возражений, представленных ФИО2 о наличии у неё права на предоставление спорного жилого помещения как сотруднику органов внутренних дел не основаны на законе и потому подлежат отклонению. Наряду с этим право на жилище данного лица и членов её семьи подлежит реализации в соответствии с Законом ЯНАО "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в ЯНАО" и Положение о предоставлении служебных жилых помещений специализированного жилищного ЯНАО.

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища, закрепленный в статье 40 Конституции Российской Федерации предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами.

Из материалов дела усматривается, что собственником жилищного фонда в лице уполномоченного органа государственной власти ЯНАО были реализованы полномочия по предоставлению специализированного жилого помещения ФИО2 и членам её семьи, нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом с заключением договора найма служебного жилого помещения на период службы в органах внутренних дел.

Как указано выше, на момент рассмотрения дела ФИО2 работает в ГКУ ЯНАО. Таким образом, каких-либо изменений в её статусе как лица, имеющего право на предоставления жилья и нуждающегося в жилье, по сравнению с тем периодом, когда был заключён договор найма служебного жилого помещения, не произошло.

Таким образом, само по себе изменение места службы гражданином, имеющим право на получение специализированного жилого помещения, с сотрудника органов внутренних дел на работника ГКУ ЯНАО не может являться достаточным основанием для его выселения, поскольку каких-либо изменений в составе возникших между собственником жилого помещения (наймодателем) и нанимателем ФИО2 отношений, и с которыми закон и нормативный правовой акт органа государственной власти связывают возможность предоставления служебного жилого помещения, не произошло.

Исходя из этого, оснований удовлетворения первоначального иска не имеется. В то же время встречные требования о сохранении право пользования квартирой <адрес> на условиях договора найма служебного жилого помещения подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа к ФИО2, ФИО5, ФИО3, ФИО4 о выселении без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учёта оставить без удовлетворения.

Встречный иск удовлетворить.

Сохранить за ФИО2 и членами её семьи ФИО5, ФИО3, ФИО4 право пользования квартирой <адрес> на условиях договора найма служебного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы или представления прокурором через Салехардский городской суд.

Судья А.В. Паршуков