Дело № 2-127/2021
32RS0032-01-2021-000060-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2021 г. Унеча
Унечский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Поставневой Т.Н.
при секретаре Цырулик В.Н.
с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Унечском муниципальном районе Брянской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Унечском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении пенсии, включении периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Унечском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении пенсии, включении периодов нахождения на военных сборах с 28 марта 1986 года по 17 апреля 1986 года, с 1 июля 1986 года по 31 июля 1986 года, период гособязанностей и военных сборов с 1 июля 1987 года по 31 июля 1987 года, выполнения сельскохозяйственных работ с 1 июня 1988 года по 30 ноября 1988 года в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении пенсии с 15 апреля 2019 года с учетом снижения пенсионного возраста.
При этом истец ссылается на то, что с 27 февраля 1985 года по 22 июня 1989 года и с 2 апреля 1990 года по 27 марта 1992 года работал прессовщиком изделий из пластмасс Унечского завода «Тембр». Отказ во включении периодов исполнения гособязанностей (военных сборов, сельхозработ) в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости противоречит ст. 111 КЗоТ, кроме этого в спорные периоды он был постоянно занят работами в течение полного рабочего дня, имеет право на досрочное назначение пенсии.
Ответчиком не были зачтены в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости спорные периоды в связи с тем, что они не предусмотрены Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель истца ФИО2 поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В связи со вступлением в законную силу 1 января 2015 года Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федерального закона от 28 декабря 2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» перестал применяться Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ в части, не противоречащей Федеральному закону № 400-ФЗ.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона, на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы.
Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных лиц содержались и в под. 2 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не применяемого, в том числе в указанной части, с 01 января 2015 года.
Пункт 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусматривает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.«б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначалась трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяется Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
Прессовщики изделий из пластмасс пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2, разделу XXXIII «Общие профессии», позиции 23200000-17008, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
15 апреля 2019 года ФИО1 обратился к ответчику с заявлением об оценке его пенсионных прав и назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года. На момент обращения ему исполнилось 58 лет.
Судом установлено, что согласно трудовой книжке, архивным справкам, акту документальной проверки ФИО1 засчитано в стаж на соответствующих видах работ: с 27 февраля 1985 года по 27 марта 1986 года– прессовщик изделий из пластмасс Унечского завода «Тембр» ( в том числе сельхозработы в сентябре 1985 года); с 18 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года –прессовщик изделий из пластмасс Унечского завода «Тембр», с 1 августа 1986 года по 30 июня 1987 года – прессовщик изделий из пластмасс Унечского завода «Тембр»; с 1 августа 1987 года по 31 мая 1988 года -прессовщик изделий из пластмасс Унечского завода «Тембр» ( в том числе сельхозработы в мае 1988 года); с 1 декабря 1988 года по 22 июня 1989 года – прессовщик изделий из пластмасс Унечского завода «Тембр»;, со 2 апреля 1990 года по 26 марта 1992 года –прессовщик изделий из пластмасс Унечского завода «Тембр».
Ответчиком в назначении досрочной пенсии было отказано в связи с тем, что не могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды: с 28 марта 1986 года по 17 апреля 1986 года – военные сборы, с 1 июля 1986 года по 31 июля 1986 года –военные сборы, с 1 июля 1987 года по 31 июля 1987 года –гособязанности и военные сборы, с 1 июня 1988 года по 30 ноября 1988 года –сельхозработы, поскольку не предусмотрены Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года.
Суд считает, что периоды выполнения государственных обязанностей, военных сборов с 28 марта 1986 года по 17 апреля 1986 года, с 1 июля 1986 года по 31 июля 1986 года, с 1 июля 1987 года по 31 июля 1987 года подтверждены сведениями о заработной плате, подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, учитывая, что во время исполнения государственных обязанностей за истцом сохранялось место работы и средний заработок.
Статьей 111 КЗоТ РСФСР, действовавшего в рассматриваемый период времени, предусматривалось, что на время выполнения государственных или общественных обязанностей, если по действующему законодательству эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка. Следовательно, с этого заработка производились предусмотренные законодательством отчисления, в том числе в Пенсионный фонд.
Учитывая данные требования законодательства, основания для исключения указанных периода исполнения истцом государственных обязанностей из специального стажа отсутствовали.
Вместе с тем, не подлежит удовлетворению требование истца о включении в его специальный стаж период с 1 июня 1988 года по 30 ноября 1988 года –сельхозработы, превышающий один месяц в течение года.
Так, в соответствии с пунктом 5 Приказа Минтруда РСФСР Минсоцзащиты РСФСР № 3/235 от 8 января 1992 года «Об утверждении разъяснения «О порядке применения на территории РСФСР Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту ( по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 года Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 года № 517 при переводе работника, пользующегося правом на льготное пенсионное обеспечение, на другую работу по производственной необходимости или для оказания шефской помощи в проведении сельскохозяйственных, строительных и ремонтных работ в колхозах и на других сельскохозяйственных предприятиях время такой работы, не превышающее одного месяца в течение года, приравнивается к предшествующей работе.
При этом, ответчиком были зачтены периоды проведения сельхозяйственных работ, не превышающие одного месяца в течение года.
В связи с частичным зачетом оспариваемых периодов, учитывая, что стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии истца составляет 5 лет 9 месяцев 23 дня, то есть менее половину установленного п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года срока, истец после 15 апреля 2019 года не трудился на работах с тяжелыми условиями труда, что не отрицается ФИО1 и его представителем в судебном заседании, истец не имеет права на назначение досрочной страховой пенсии с уменьшением возраста.
Следовательно, исковые требования о признании незаконным решения об отказе во включении в стаж нахождения на военных сборах, выполнения гособязанностей, включении периодов в стаж, подлежат частичному удовлетворению. Исковые требования о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 15 апреля 2019 года не подлежат удовлетворению.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Унечском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) – удовлетворить частично.
Признать частично незаконным решение Государственного учреждения Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Унечском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) в части отказа во включении в стаж периодов нахождения на военных сборах и выполнения гособязанностей.
Включить ФИО1 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400- ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» периоды : с 28 марта 1986 года по 17 апреля 1986 года – военные сборы ( 20 дней), с 1 июля 1986 года по 31 июля 1986 года –военные сборы (1 месяц 1 день), с 1 июля 1987 года по 31 июля 1987 года (1 месяц 1 день) –гособязанности и военные сборы.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд Брянской области в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 июня 2021 года.
Судья Т.Н. Поставнева