ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1280 от 29.07.2010 Шахтинского городского суда (Ростовская область)

                                                                                    Шахтинский городской суд Ростовской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Шахтинский городской суд Ростовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

К делу № 2-1280/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июля 2010 года

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи О.А. Сухова, при секретаре Е.Н.Черновой, с участием заместителя прокурора г.Шахты Л.Я.Ениной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Шахты, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Водоканал», ООО «Служба контроля», ООО «Единый расчетно-кассовый центр», третьему лицу - Администрации города Шахты о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Шахты, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Шахтинский городской суд с исковым заявлением к ООО «Водоканал», ООО «Служба контроля», ООО «Единый расчетно-кассовый центр», третьему лицу - Администрации города Шахты по следующим основаниям:

ООО «Водоканал» по результатам проведенного конкурса с МУ «ГУЖКХ» заключен договор аренды муниципального имущественного комплекса объектов водоснабжения Номер обезличен от Дата обезличенаг. и договор аренды муниципального имущественного комплекса по транспортировке сточных вод Номер обезличен от Дата обезличенаг.

С Дата обезличена г. ООО «Водоканал» является поставщиком услуг для населения города Шахты и несет ответственность за бесперебойное и качественное обеспечение холодным водоснабжением и водоотведением населения города и иных потребителей.

Договор на предоставление коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению у большей части населения заключен с ООО «Водоканал» в соответствии со ст. 540 ГК РФ по факту.

Согласно указанному публичному договору, ООО «Водоканал» выступает в качестве «ресурсоснабжающей организации», а «абонент» - гражданин, использующий холодную воду для личных нужд, а также получающий услугу водоотведения; расчеты за оказанные услуги производятся через ООО «ЕРКЦ».

Названный договор на предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению не соответствует действующему законодательству РФ, поскольку ООО «Водоканал» вправе предлагать заключать публичный договор на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению только отдельным категориям граждан, каковыми являются собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, а также собственникам жилых домов.

Кроме того, договоры на предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению между большей частью населения, проживающего в многоквартирных домах г.Шахты, и ООО «Водоканал» в соответствии со ст. 540 ГК РФ не могут быть заключены, так как ООО «Водоканал» имеет в аренде инженерные сети и коммуникации только до ввода в жилые многоквартирные дома; внутридомовые сети в аренду ООО «Водоканал» не передавались, последние находятся в долевой собственности у муниципалитета и собственников квартир. Поэтому ООО «Водоканал» не может нести ответственность за предоставление услуг по водоснабжению в конкретных жилых помещениях (квартирах), в том числе предоставляемых по договору найма, а, следовательно, являться исполнителем указанных услуг.

Согласно договору Номер обезличен от Дата обезличенаг., заключенному между ООО «Водоканал» и ООО «Служба контроля» на оказание услуг, последнее в соответствии с условиями договора обязано организовать работу по ежемесячному снятию показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета расхода воды в соответствии с графиками, предоставленными заказчиком (ООО «Водоканал») и обеспечить 100% посещаемость квартир в многоквартирном доме, предоставлять «заказчику» журналы с показаниями не позднее 2-х суток с момента проведения обследования (п.2.1.3 договора).

Указанным договором, заменен существующий ранее уведомительный порядок снятия показания приборов учета самими потребителями, внесения снятых показаний в квитанции и проведения расчетов самими потребителями, так как с Дата обезличенаг. ООО «Водоканал» установил ежемесячный порядок снятия показаний приборов учета контролерами ООО «Водоканал» и ООО «Служба контроля».

Указанный порядок предусматривает ежемесячное посещение контролерами жилых помещений потребителей в определенный день, а в случае отсутствия потребителей дома в момент визита контролера, обязывает потребителей сообщать показания прибора учета по телефонам - сотовому или стационарному, а также направлять указанные сведения иным способом контролеру ООО «Водоканал» и ООО «Служба контроля».

Однако, ни ООО «Водоканал», ни ООО «Служба контроля» не имеют правовых оснований для установления порядка снятия таких показаний в жилых помещениях многоквартирных домов, способ управления в которых избран - иной, отличный от непосредственного управления собственниками указанных помещений.

Несоответствие публичного договора, заключенного ООО «Водоканал» с жителями г. Шахты на поставку услуг водоснабжения и водоотведения, дает основание ООО «Водоканал», как ресурсоснабжающей организации, необоснованно устанавливать графики снятия показания приборов учета у потребителей, предоставлять услуги ненадлежащего качества, нарушать график подачи воды, устанавливать общие приборы учета без согласия потребителей, вводить необоснованные коэффициенты, содержать ненадлежащим образом сети, колодцы и не реагировать на жалобы потребителей. Обязательства, вменяемые ООО «Водоканал» и ООО «Служба контроля» потребителям, в части сообщения им данных прибора учета в случае отсутствия потребителя в жилом помещении на момент визита контролера, по телефонам, незаконны, поскольку возлагают на потребителей дополнительные расходы, не обусловленные тарифом на водоснабжение, поскольку ни ООО «Водоканал», ни ООО «Служба контроля» не установили у себя бесплатный для абонентов номер.

На основании изложенного прокурор города Шахты просил суд:

1)признать публичный договор на предоставление услуги холодного водоснабжения и водоотведения, заключенный ООО «Водоканал» с жителями многоквартирных жилых домов, в которых выбран способ управления иной, чем непосредственное управление противоречащим действующему законодательству, а следовательно, недействительным;

2)обязать ООО «Водоканал» исключить из квитанций на оплату услуг за холодное водоснабжение и водоотведение собственникам и нанимателям многоквартирных жилых домов, выбравших способом управления иной, чем непосредственное управление таким домом, указание о получателе средств за указанные услуги - ООО «Водоканал»;

3) признать действия ООО «Водоканал» и ООО «Служба контроля» в части требований обеспечения ежемесячного доступа в жилые помещения жильцов многоквартирных домов, выбравших способ управления иной, чем непосредственное управление, для снятия показаний индивидуальных приборов учета незаконными.

В судебном заседании (протокол судебного заседания от Дата обезличенаг.) истцом предъявленные исковые требования были уточнены в части обязания ООО «Водоканал» и ООО «ЕРКЦ» исключить из квитанций на оплату услуг за холодное водоснабжение и водоотведение собственникам и нанимателям многоквартирных жилых домов, выбравших способом управления иной, чем непосредственное управление таким домом, указание о получателе средств за указанные услуги - ООО «Водоканал».

В судебном заседании заместитель прокурора города Шахты Л.Я. Енина уточненные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить. Пояснила, что действия ООО «Водоканал» являются неправомерными, а публичный договор нарушает права и законные интересы граждан г.Шахты.

Также пояснила, что в счетах-квитанциях по домам, обслуживаемым ТСЖ и оборудованными общедомовыми приборами учета, в графе «поставщик услуг по статье - холодная вода и водоотведение» по прежнему указывается поставщик - ООО «Водоканал», а не ТСЖ либо управляющая компания.

Представитель ООО «Водоканал» - В.И.Сапожков, действующий на основании доверенности от Дата обезличенаг., в судебное заседание явился, в удовлетворении исковых требований прокурора города Шахты просил отказать в полном объеме. Пояснил, что ООО Водоканал», начиная с Дата обезличена., заключило договоры, как с управляющими компаниями, так и с ТСЖ, ЖСК. Поэтому действие публичного договора не распространяется на указанный жилищный фонд, в счет-квитанциях ООО «ЕРКЦ в указанных жилых домах нет поставщика коммунальных услуг - ООО «Водоканал»; ООО «Служба контроля» не выполняет поручение ООО «Водоканал» в части снятия показаний приборов учета в жилых домах, выбравших способ управления иной, чем непосредственное управление.

Представитель ООО «Служба контроля» - Л.И.Тугова, действующая на основании доверенности от Дата обезличена г., в судебное заседание явилась, в удовлетворении исковых требований просила отказать. Пояснила, что условия, обязывающие потребителя сообщать показания прибора учета по телефонам в случае его отсутствия в момент визита контролера в договоре Номер обезличен от Дата обезличенаг. отсутствует, что исключает создание потребителям дополнительных неудобств и возложение на них дополнительных расходов.

Представитель ООО «ЕРКЦ» - В.В. Григорьева, действующая на основании доверенности от Дата обезличенаг., в судебное заседание явилась, в удовлетворении исковых требований просила отказать. Пояснила, что с Дата обезличена ООО «ЕРКЦ» в счет-квитанциях по домам, обслуживаемым управляющими компаниями, и оборудованными общедомовыми приборами учета, в графе «поставщик услуг - по статье холодная вода и водоотведение» указывает соответствующую управляющую компанию; с Дата обезличена. в счет-квитанциях по домам, обслуживаемым ТСЖ и оборудованными общедомовыми приборами учета, в графе «поставщик услуг по статье - холодная вода и водоотведение» указывается ТСЖ. В настоящее время ООО «ЕРКЦ» заключены договоры на сбор, обработку, расщепление платежей граждан, проживающих в домах, обслуживаемых управляющими компаниями и ТСЖ за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению (транспортированию сточных вод).

Представитель Администрации г.Шахты - И.В.Красноглазова, действующая на основании доверенности от Дата обезличена г., в судебное заседание явилась, против удовлетворения требований истца возражала.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора города Шахты, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, гражданское законодательство, основываясь на автономии воли сторон, тем не менее, предусматривает ограничение такой воли через вводимое государством правовое регулирование определенных правоотношений.

Судом установлено, что Дата обезличенаг. между Муниципальным учреждением «Городское управление жилищно-коммунального хозяйства» г.Шахты, Комитетом по управлению имуществом Администрации г.Шахты и ООО «Водоканал» был заключен трехсторонний договор Номер обезличен аренды муниципального имущества (имущественный комплекс по транспортировке сточных вод).

Дата обезличенаг. между Муниципальным учреждением «Городское управление жилищно-коммунального хозяйства» г. Шахты, Комитетом по управлению имуществом Администрации г.Шахты и ООО «Водоканал» сроком с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. заключен трехсторонний договор Номер обезличен аренды муниципального имущества (имущественный комплекс объектов водоснабжения) л.д.22-24), Дата обезличенаг. между Муниципальным учреждением «Департамент ЖКХ» г. Шахты, Комитетом по управлению имуществом Администрации г.Шахты и ООО «Водоканал» сроком с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. заключен трехсторонний договор аренды муниципального имущества (имущественный комплекс объектов водоснабжения) л.д.77-81), согласно которым Комитет по управлению имуществом Администрации г.Шахты на основании протокола конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества для предоставления услуг по холодному водоснабжению, техническому обслуживанию инженерных сетей водоснабжения муниципального образования «Город Шахты» от Дата обезличенаг. предоставляет ООО «Водоканал» для эксплуатации муниципальное имущество - имущественный комплекс объектов водоснабжения за плату во временное владение и пользование для обеспечения водоснабжения муниципального образования «Город Шахты».

Как следует из представленных в материалы дела документов, ООО «Водоканал» были переданы инженерные сети и коммуникации только до ввода в жилые многоквартирные дома; внутридомовые сети, то есть инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг, расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме, находятся в долевой собственности у муниципалитета и собственников квартир.

Таким образом, граждане, являющиеся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, к сетям, сдаваемым в аренду ООО «Водоканал», непосредственно не присоединены, так как их доля в общей собственности не определена и не зарегистрирована.

С Дата обезличенаг. ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей услуги водоснабжения и водоотведения, в городе Шахты является ООО «Водоканал».

Установлено также, что Дата обезличенаг. ООО «Водоканал» на отпуск питьевой воды и водоотведение (транспортирование сточных вод) заключены договоры Номер обезличен с абонентами - ООО Управляющей компанией «Коммунальщик-1», ООО Управляющей компанией «Коммунальщик-2», ООО Управляющей компанией «Вега», ООО «Эмис-1», ООО Управляющей компанией «Жилсервис», ООО Управляющей компанией «Жилремсервис», ООО Управляющей компанией «ЖЭУ», ООО Управляющей компанией «Ремкомсервис» соответственно л.д.47-54), а Дата обезличенаг. с ООО «Шахтыремстройсервис» договор Номер обезличен, согласно которым, абоненты приобретают питьевую воду и услуги по транспортировке сточных вод с целью оказания коммунальных услуг по водоснабжению и транспортировке сточных вод физическим лицам (собственникам жилых помещений и иным законным владельцам, проживающим в жилом фонде, обслуживаемом абонентом, и использующим коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии с п.1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Установлено, что ООО «Водоканал» для жителей города Шахты, являющихся собственниками квартир, частного дома (коттеджа) на территории г. Шахты, предлагает заключить публичный договор на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, текст которого был опубликован в ряде средств массовой информации в городе Шахты в Дата обезличена

Согласно тексту указанного публичного договора, сторонами договора являются ООО «Водоканал», в лице директора Савченко С.В., действующего на основании Устава, и гражданин (-ка), являющийся (-аяся) собственником квартиры, частного жилого дома (коттеджа) на территории города Шахты.

Предметом названного договора в соответствии со ст. 539-548 ГК РФ и «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307, являются отпуск питьевой воды из системы городского водоснабжения и водоотведение.

Однако, судом установлено, что указанный публичный договор на предоставление услуги холодного водоснабжения и водоотведения, заключаемый ООО «Водоканал» с жителями многоквартирных жилых домов, в которых избран способ управления иной, чем непосредственное управление, является недействительным и противоречащим действующему законодательству по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Причем в силу п.1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Согласно п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В силу ч.4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ч.3,4, ст. 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Причем в силу ч.7,8 ст. 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

В соответствии с ч.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Как следует из сообщения МУ «Департамент ЖКХ» г. Шахты от Дата обезличенаг. на территории г. Шахты по состоянию на Дата обезличена г. зарегистрировано 113 Товариществ собственников жилья и 10 управляющих компаний.

В силу ч.2 ст. 164 Жилищного кодекса РФ договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.

При этом исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

управляющей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом;

ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов

В силу п.7 названных Правил, при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

Таким образом, в силу действующего законодательства только собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, причем каждый от своего имени, и собственники жилых домов, при отсутствии у них договора, заключенного с исполнителем, вправе заключать публичный договор о приобретении холодной воды, водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией - ООО «Водоканал», а последнее вправе предлагать названной категории граждан по указанному публичному договору производить оплату за оказание услуг водоснабжения и водоотведения ООО «Водоканал».

Ответственность за качество и своевременность предоставления услуг водоснабжения и водоотведения перед собственниками помещений в многоквартирном доме, выбравшими иные способы управления многоквартирным домом: управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо управление управляющей организацией несет исполнитель - управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, с которыми указанная категория потребителей заключает договоры на оказание услуг водоснабжения и водоотведения, производит названным исполнителям оплату оказанных услуг; названные исполнители приобретают коммунальные ресурсы и отвечают за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Поскольку жителям города Шахты ООО «Единый расчетно-кассовый центр» доставляются квитанции об оплате услуг водоснабжения и водоотведения ООО «Водоканал», то указанный публичный договор считается заключенным.

В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). В силу ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Поскольку указанный публичный договор противоречит ст. 155 Жилищного кодекса РФ, не содержит сведений о том, что такой договор заключается ООО «Водоканал» с собственниками помещений в многоквартирном доме, осуществляющими непосредственное управление таким домом, или с собственниками жилых домов, то суд полагает признать публичный договор на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, заключенный ООО «Водоканал» с жителями многоквартирных жилых домов, в которых выбран иной способ управления, чем непосредственное управление, недействительным и противоречащим действующему законодательству.

Установлено также, что Дата обезличенаг. между ООО «Единый расчетно-кассовый центр» в лице директора И.Ю. Половой, действующей на основании Устава, и ООО «Водоканал» в лице директора С.В. Савченко, действующего на основании Устава, заключен договор поручения Номер обезличен л.д.40-42) согласно которому ООО «Водоканал» поручает, а ООО «ЕРКЦ» берет на себя обязательство совершать от имени и за счет ООО «Водоканал» начисление, сбор, обработку и расщепление платежей граждан за услуги водоснабжения и водоотведения (транспортировке сточных вод) в многоквартирных домах и частном жилищном фондах, обслуживаемых ООО «Водоканал».

В связи с тем, что судом признан публичный договор на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, заключенный ООО «Водоканал» с жителями многоквартирных жилых домов, в которых выбран иной способ управления, чем непосредственное управление, недействительным и противоречащим действующему законодательству, то суд полагает обязать ООО «Водоканал» и ООО «Единый расчетно-кассовый центр» исключить из квитанций на оплату услуг за холодное водоснабжение и водоотведение собственникам и нанимателям многоквартирных жилых домов, выбравших способом управления иной, чем непосредственное управление таким домом, указание о получателе средств за указанные услуги - ООО «Водоканал».

Установлено также, что Дата обезличенаг. между ООО «Водоканал» в лице главного инженера Д.Б.Винидиктова, действующего на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличенаг. и ООО «Служба контроля» в лице директора С.В. Савченко, действующего на основании Устава, заключен договор Номер обезличен на оказание услуг л.д.25), согласно п.2.1.3. которого, ООО «Служба контроля» обязано организовать работу по ежемесячному снятию показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета расхода воды в соответствии с графиками, предоставленными ООО «Водоканал» и обеспечить 100% посещаемость квартир в многоквартирном доме, предоставлять ООО «Водоканал» журналы с показаниями не позднее 2-х суток с момента проведения обследования.

Согласно подпункту «г» пункта 50 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб. Причем в силу подпункта «е» пункта 52 указанных Правил потребитель обязан в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.

Поскольку ответственность за качество и своевременность предоставления услуг водоснабжения и водоотведения перед собственниками помещений в многоквартирном доме, выбравшими иные способы управления многоквартирным домом: управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо управление управляющей организацией несет исполнитель - управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, с которыми указанная категория потребителей заключает договоры за оказание услуг водоснабжения и водоотведения, то именно указанные исполнители имеют право в заранее согласованное время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, а потребитель обязан обеспечить допуск исполнителя для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.

Таким образом, ни ООО «Водоканал», ни ООО «Служба контроля» не имеют правовых оснований для установления порядка снятия показаний приборов учета контролерами, а также снятия таких показаний в жилых помещениях многоквартирных домов, способ управления в которых избран иной, отличный от непосредственного управления собственниками помещений в многоквартирном доме.

На основании изложенного суд полагает также признать действия ООО «Водоканал» и ООО «Служба контроля» в части требований обеспечения ежемесячного доступа в жилые помещения жильцов многоквартирных домов, выбравших способ управления иной, чем непосредственное управление, для снятия показаний индивидуальных приборов учета - незаконными.

Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59,60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать публичный договор на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, заключенный ООО «Водоканал» с жителями многоквартирных жилых домов, в которых выбран иной способ управления, чем непосредственное управление, недействительным и противоречащим действующему законодательству.

Обязать ООО «Водоканал» и ООО «Единый расчетно-кассовый центр» исключить из квитанций на оплату услуг за холодное водоснабжение и водоотведение собственникам и нанимателям многоквартирных жилых домов, выбравших способом управления иной, чем непосредственное управление таким домом, указание о получателе средств за указанные услуги - ООО «Водоканал».

Признать действия ООО «Водоканал» и ООО «Служба контроля» в части требований обеспечения ежемесячного доступа в жилые помещения жильцов многоквартирных домов, выбравших способ управления иной, чем непосредственное управление, для снятия показаний индивидуальных приборов учета - незаконными.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней через Шахтинский городской суд Ростовской области, начиная с 05 августа 2010 года.

Судья: подпись

Копия верна: Судья О.А.Сухов

Секретарь Е.Н.Чернова