№ 2-1280/2013Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Черных О.Г.,
при секретаре Юриной И.А.,
с участием:
заявителя Станишаускаса Э.Р., представителя заявителя Токаревой Н.Г., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,
представителя Администрации г. Томска Осипова А.О., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на один год,
рассмотрев ДД.ММ.ГГГГгода в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Станишаускаса ЭР об оспаривании постановления Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании департаменту капитального строительства Администрации г. Томска места размещения от до заезда в жилой район «Мокрушинский» в г. Томске», постановления Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земель для муниципальных нужд», решения Администрации г. Томска об отказе в образовании и предоставлении в собственность земельного участка по в г. Томске, возложении на Администрацию г. Томска обязанности по предоставлению в собственность земельного участка по ,
УСТАНОВИЛ:
Станишаускас Э.Р. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании департаменту капитального строительства Администрации г. Томска места размещения от до заезда в жилой район «Мокрушинский» в г. Томске», постановления Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земель для муниципальных нужд», решения Администрации г. Томска об отказе в образовании и предоставлении в собственность земельного участка по в г. Томске, возложении на Администрацию г. Томска обязанности по предоставлению в собственность земельного участка по .
В обоснование заявления указано, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Администрацию г. Томска с заявлением об образовании и предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу , на котором находится принадлежащее ему на праве собственности нежилое строение. К заявлению были приложены все необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Томска в образовании и предоставлении в собственность указанного земельного участка Станишаускасу Э.Р. было отказано в связи с принятиемым012архитектуры и градостроительства Администрации г. с принятым Администрацией г. Администрацией г. Томска по ходатайству Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска постановления от ДД.ММ.ГГГГ№-з «О предварительном согласовании департаменту капитального строительства Администрации г. Томска места размещения от до заезда в жилой район «» в г. Томске», а также постановления от ДД.ММ.ГГГГ№-з «О резервировании земель для муниципальных нужд». Решение об отказе было принято за пределами установленного ч.7, 8 ст.36 Земельного кодекса РФ месячного срока со дня подачи заявления, что сделало возможным принятие Администрацией г. Томска указанных постановлений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, нарушающих исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, занятого нежилым строением, принадлежащим ему на праве собственности. Факт нарушения срока при принятии данного решения установлен проверкой, проведенной прокуратурой г. Томска по заявлению Станишаускаса Э.Р.
Заявитель просит признать незаконными постановление Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании департаменту капитального строительства Администрации г. Томска места размещения от до заезда в жилой район «Мокрушинский» в г. Томске», постановление Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земель для муниципальных нужд», решение Администрации г. Томска об отказе в образовании и предоставлении в собственность земельного участка по в г. Томске, обязать Администрацию г. Томска предоставить ему в собственность земельный участок по .
Заявитель Станишаускас Э.Р. в процессе доводы заявления поддержал. Пояснил, что работает в Администрации г. Томска с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. О том, что вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ, он узнал в конце сентября – начале октября 2012, увидев на стене объявлений в Администрации г. Томска. О постановлении от ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно позже, когда начал выяснять обстоятельства.
Представитель заявителя Токарева Н.С. пояснила, что заявление Станишаускаса Э.Р. было подано ДД.ММ.ГГГГ, в данном заявлении Станишаускас Э.Р. просил образовать земельный участок с целью предоставления его в собственность за плату, указав основанием предоставления участка наличие объекта в собственности. К заявлению прилагались землеустроительное дело, свидетельство о собственности и т.д. Установлен месячный срок для ответа, то есть ответ должен был быть дан до ДД.ММ.ГГГГ. В указанный срок ответа не было – ни постановления о предоставлении земельного участка в собственность, ни отказа в его предоставлении. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено с нарушением процедуры его принятия, поскольку постановление было принято без учета прав собственника здания, которое находится на земельном участке. На момент принятия постановления и на момент согласования акта заявление Станишаускаса Э.Р. со всеми необходимыми документами находилось в Администрации г. Томска. Они должны были его уведомить лично, пригласить. Данный земельный участок не является свободным от прав третьих лиц. Все собственники должны были быть уведомлены путем публичного размещения информации. На тот момент, когда публикация появилась в газете, Станишаускас Э.Р. уже должен был получить ответ о предоставлении участка ему в собственность. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ считает незаконным потому, что незаконным является постановление от ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, отказ в предоставлении земельного участка, полученный заявителем ДД.ММ.ГГГГ, незаконен, поскольку незаконны оспариваемые постановления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель Администрации г. Томска, не оспаривая того, что ответ на заявление Станишаускаса Э.Р. дан за пределами срока, просил в удовлетворении заявления отказать, поскольку ответ был дан, бездействие Администрации г. Томска отсутствует и заявитель бездействие не оспаривает. Полагал, что резервирование участка не влияет на права заявителя, по данному основанию ему отказано не было. В предоставлении участка было отказано на основании того, что земельный участок образован для строительства дороги и поставлен на кадастровый учет. Пояснил, что в Администрацию г. Томска поступило заявление Департамента капитального строительства о предоставлении земельного участка для строительства по ул. . Заявление зарегистрировано канцелярией Администрации г. Томска ДД.ММ.ГГГГ. На основании этого заявления был издан акт выбора земельного участка для строительства до заезда в жилой район «» в г. Томске, который является приложением к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ. Администрация решила согласовать оптимальный вариант выбора и рекомендовала Департаменту согласованный акт предоставить в администрацию , предварительно согласовав с собственниками, и предпринять иные действия в соответствии с Земельным кодексом РФ, информировать население о предоставлении земельного участка по ул. . Газетной публикацией подтверждается факт информирования о предоставлении земельного участка для строительства в рамках акта выбора. Это сделала администрация Кировского района г. Томска. После окончания приема заявок в отношении данной публикации администрацией г. Томска было издано заключение от ДД.ММ.ГГГГ о том, что за период обсуждения предложений и замечаний в Администрацию г. Томска от граждан не поступало. Было получено согласование от Управления охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ. Установили, что зеленые насаждения на участке отсутствуют. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ сначала утвердили акт выбора земельного участка, и образовали два земельных участка – площадью ... кв.м и площадью ... кв.м. Участок площадью ... кв.м и является спорным в настоящий момент. Пунктом 5 постановления предварительно согласовали место размещения ул. . Поскольку Станишаускас Э.Р. является собственником нежилого строения и имеет преимущественное право на приобретение земельного участка, необходимого для эксплуатации своего нежилого строения, Администрация г. Томска для исполнения постановления о предварительном согласовании от ДД.ММ.ГГГГ, издает постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земель для муниципальных нужд». Резервирование является законодательной возможностью планировать строительство, в данном случае автомобильной дороги. Законодательно не установлен запрет на предварительное согласование в случае наличия заявления от собственников жилых и нежилых строений. Указанные права осуществляются параллельно как гражданами, так и администрацией.
Относительно фактических обстоятельств расположения земельного участка пояснил, что в приложении к постановлению о предварительном согласовании №-з от ДД.ММ.ГГГГ нанесены красные линии. Линии проектируемые. Согласно карте градостроительного зонирования земельный участок расположен вне границ территориальных зон, то есть на территории общего пользования, предназначенной для использования неопределенным кругом лиц, которые в силу п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ не подлежат приватизации. Таким образом, право на предоставление в собственность земельного участка у заявителя отсутствует, в связи с чем его права не нарушены.
Другие варианты размещения дороги рассматривались. Есть акт выбора, который комиссия утвердила. При выборе, где должна проходить дорога, учитываются трудоемкость, затраты на строительство и т.п. – все это оценочные категории. Заказчиком землеустроительного дела при межевании и формировании участка был Департамент капитального строительства.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению частично.
Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10.02.2009 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствие со ст.13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда № 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно ч.1. ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
Суд не усматривает оснований для признания незаконными постановления от ДД.ММ.ГГГГ№-з «О предварительном согласовании департаменту капитального строительства Администрации места размещения от до заезда в жилой район «» в г. Томске», и постановления от ДД.ММ.ГГГГ№-з «О резервировании земель для муниципальных нужд» по следующим основаниям.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Согласно положениям ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет.
В силу п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
На основании предоставленных полномочий постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее по тексту - Положение о резервировании).
В соответствии с п.п. 2, 3 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение о резервировании земель принимается в соответствии со следующими документами: а) документы территориального планирования. При наличии документации по планировке территории решение о резервировании земель принимается в соответствии с такой документацией; б) решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.
Наличие у Администрации г. Томска полномочий на принятие решения о резервировании земель следует из положений, предусмотренных в п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (согласно указанной норме функция по резервированию земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд относится к вопросам местного значения городского округа) и корреспондирующих положений ст. 40 Устава г. Томска.
Таким образом, в момент принятия оспариваемых актов Администрация г. Томска осуществляла функции по резервированию земельных участков для муниципальных нужд.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (ч. 1); орган местного самоуправления по заявлению гражданина обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (ч. 2); осуществляет информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (ч. 3); результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства (ч. 5); принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта (ч. 6); решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (ч. 8).
Из вышеприведенных правовых норм следует, что для предоставления земельного участка под строительство необходимо обращение с соответствующим заявлением непосредственно лицом, заинтересованным в таком предоставлении.
В силу прямого указания части 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации на орган местного самоуправления возложена обязанность по заявлению данного гражданина, обеспечить выбор испрашиваемого земельного участка.
Согласно п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Анализ положений ст. 31 Земельного кодекса РФ позволяет заключить, что принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства должно предшествовать проведение работ по его формированию, в том числе предварительное согласование места размещения объекта, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием проекта его границ. Решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта или положительное решение может быть принято только после обеспечения выбора земельного участка органом местного самоуправления. Выбор земельного участка имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению указанного объекта недвижимости, что отражается в акте выбора земельного участка. В случае установления препятствий в размещении объекта на испрашиваемом участке в предварительном согласовании места размещения объекта может быть отказано, но только после оформления акта о выборе земельного участка.
Из системного толкования статей 30, 31 и 32 Земельного кодекса следует, что при предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта законодатель не установил обязанности публичного собственника осуществлять в этих целях раздел сформированного земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие иным лицам. Более того, сформированные земельные участки, не закрепленные за гражданином или юридическим лицом, в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса могут быть предоставлены для строительства только без предварительного согласования места размещения объекта и с проведением торгов.
В целях упорядочения системы предоставления и изъятия земельных участков, сокращения сроков их освоения и более эффективного использования земельного фонда города, обеспечения реализации Генерального плана города и другой градостроительной документации мэром города Томска принято постановление от 27.01.1995 г. №37 «Об утверждении временного положения о порядке предоставления и изъятия земельных участков для строительства на территории города Томска».
В соответствии с п. 1.1, 1.2.1, 1.2.2 временного положения о порядке предоставления и изъятия земельных участков для строительства на территории г. Томска, утвержденного постановлением Мэрии г. Томска от 27.01.1995 N 37, предоставление и изъятие земельных участков для строительства объектов любого назначения на территории города Томска осуществляется постановлениями Мэра города на основании Генерального плана города, проектов планировки и застройки территорий, другой градостроительной документации по заявлениям юридических лиц и граждан (далее по тексту - застройщиков). В отдельных случаях до принятия постановления о предоставлении земельного участка осуществляется предварительное согласование места размещения объекта, а именно: при размещении наиболее градостроительно значимых или технически сложных объектов, требующих глубокого проектного обоснования; при размещении объекта, не предусмотренного имеющейся градостроительной документацией; при размещении объекта, предполагающего вариантность размещения; при размещении объекта, который может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду. Предварительное согласование места размещения объекта осуществляется на основании акта выбора земельного участка постановлением Мэра города.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент капитального строительства Администрации г. Томска обратился с заявлением № на имя мэра г. Томска о предоставлении земельного участка для строительства от до заезда в жилой район «» согласно прилагаемой схемы, указанное заявление зарегистрировано канцелярией Администрации г. Томска ДД.ММ.ГГГГ вх. №-з, ДД.ММ.ГГГГ за вх. № передано в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска с резолюцией «Для подготовки документов (акт выбора)».
Единственным основанием для признания постановления от ДД.ММ.ГГГГ незаконным заявителем указано на отсутствие извещения, направленного ему адресно. Основанием для признания незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ является, по мнению заявителя, незаконность постановления от ДД.ММ.ГГГГ, на котором основано постановление от ДД.ММ.ГГГГ.
Тем не менее судом в полном объеме проверены данные постановления.
В материалы дела представлена копия газеты «КЗ» от ДД.ММ.ГГГГ с публикацией об извещении граждан о предстоящем предоставлении земельного участка от ул. до заезда в жилой район .
Довод стороны заявителя о том, что администрация города Томска обязана была лично заявителя адресно проинформировать, не соответствует положениям закона. Опубликование объявления в официальном источнике Томской области – газете «КЗ» - соответствует закону и означает информирование, в том числе и заявителя, как жителя Томкой области. То обстоятельство, что заявитель не читал данное объявление, не имеет правового значения для рассмотрения данного спора.
Соответственно, указанное заявителем основание для признания постановления от ДД.ММ.ГГГГ незаконным отсутствует.
Согласно выписке из протокола № заседания комиссии по определению ценности зеленых насаждений и ландшафтов от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления Департамента капитального строительства Администрации г. Томска о согласовании отвода земельного участка и выезда на место (акт от ДД.ММ.ГГГГ№-л) установлено, что в границах испрашиваемого земельного участка зеленые насаждения отсутствуют. Комиссия решила предварительно согласовать отвод земельного участка для строительства от до заезда в жилой район «» в .
Согласно письму Управления охраны окружающей среды и природного комплекса Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ№, Департамент капитального строительства Администрации г. Томска проинформирован о согласовании управлением акта выбора земельного участка для строительства от до заезда в жилой район «» в г. Томске.
Согласно заключению Администрации Кировского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии со ст.31 Земельного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ в целях информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка по от до заезда в жилой район «» в г. Томске было опубликовано объявление в газете «КЗ» от ДД.ММ.ГГГГ № № с предложением гражданам и юридическом лицам ознакомиться с декларацией о намерениях в администрации. За период обсуждения предложений и замечаний граждан и юридических лиц в администрацию не поступало.
По ходатайству Департамента капитального строительства Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии с актом выбора земельного участка Администрацией г. Томска издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ№-з 2012 «О предварительном согласовании департаменту капитального строительства Администрации г. Томска места размещения ул. до заезда в жилой район «» в г. Томске», которым:
- утвержден акт выбора земельного участка для строительства от до заезда в жилой район «» в г. Томске (приложение),
- образованы из земель населенных пунктов земельные участки площадью ... кв.м (учетный номер №, :№) и ... кв.м (учетный номер №, :№), утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
- вид разрешенного использования земельных участков определен – улицы, дороги, иные пешеходно-транспортные коммуникации; земельные участки, предназначенные для размещения автомобильных дорог,
- на земельных участках установлен ограниченный режим использования: в целях обеспечения беспрепятственного прохода и проезда к смежным земельным участкам; в охранных зонах инженерных коммуникаций, в соответствии с которым запрещается всякая хозяйственная деятельность, угрожающая их сохранности; в охранной зоне пояса II пояса Сибирского ботанического сада с режимом регулируемого природопользования с запретом на размещение производств и предприятий и расширения уже существующих производств и предприятий без согласования с государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Томский государственный университет»,
- Департаменту капитального строительства Администрации г. Томска предварительно согласовано место размещения ул. от ул. до заезда в жилой район «» в г. Томске на земельном участке общей площадью ... кв.м, состоящем из земельных участков площадями ... кв.м (учетный номер №) и ... кв.м (учетный номер №), согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане,
- Департаменту капитального строительства Администрации г. Томска рекомендовано выполнить комплекс работ по межеванию земельных участков и постановке их на государственный кадастровый учет.
В подтверждение того, что к числу земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, отнесен земельный участок, расположенный по адресу , представлено приложение к постановлению Мэра г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ. - Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории 70:21:0200027 (л.д.58).
Акт выбора земельного участка для строительства от до заезда в жилой район «» в г. Томске, согласно которому комиссия решила согласовать оптимальный вариант выбора мета размещения от до заезда в жилой район «» в г. Томске на земельном участке площадью ... кв.м в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Исходя из вышеизложенных норм, постановление Мэра г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, которым в том числе утвержден акт выбора земельного участка, принято в пределах полномочий лица и в установленном действующем законодательством порядке, форма, сроки и процедура совершения действий по утверждению акта выбора земельного участка администрацией г. Томска соблюдена, нарушений каких-либо прав заявителя при утверждении акта выбора земельного участка для строительства установлено не было.
Постановлением Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ№-з «О резервировании земель для муниципальных нужд» в связи с необходимостью размещения автомобильной дороги общего пользования местного значения для муниципальных нужд (размещение автомобильной дороги местного значения от до заезда в жилой район «» в г. Томске) сроком на семь лет зарезервированы земли населенного пункта г. Томска площадью ... кв.м и площадью ... кв.м согласно прилагаемой схеме резервируемых земель. Установлен ограниченный режим использования, в соответствии с которым запрещается возведение новых, а также реконструкция существующих зданий, строений, сооружений на землях населенного пункта г. Томска площадью ... кв.м и площадью ... кв.м.
Схема резервируемых земель по представлена как приложение к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 2 действующего Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов. В том числе предусмотрены принципы обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования (п. 1), обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (п. 2), осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки (п. 4) и другие, при этом предусмотрен также принцип участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия (п. 5).
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
На основании п. 2 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий. Документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений.
Из раздела 5 Генерального плана г. Томска следует, что развитие транспортной инфраструктуры г. Томска является первоочередной социальной и градостроительно-инженерной задачей. Разрешение транспортных проблем возможно только при комплексном подходе к реконструкции и развитию всех элементов транспортной инфраструктуры; в основу решений Генерального плана по развитию транспортного комплекса положен подход преобразования сложившейся радиально-полукольцевой системы в радиально-кольцевую.
Согласно ч. 3, 4, 5, 6 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе: автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в границах городского округа, содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы).
Положения о территориальном планировании, содержащиеся в генеральных планах, включают в себя, в том числе, существующие и планируемые границы земель промышленности, энергетики, транспорта, связи.
На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются, в том числе, границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, либо на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также границы зон инженерной и транспортной инфраструктур.
Представлена Выкопировка из дежурного плана г. Томск в масштабе ... с показом земельного участка по ул., № (л.д.59), Карта градостроительного зонирования с показом земельного участка по ул. , № с кадастровым номером №, с указанием территориальных зон, которая является частью генерального плана.
Согласно пп. 9 п. 2 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения, в числе которых названы автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Суду представлены доказательства того, что Администрацией г. Томска проводились работы по предварительному анализу по выбору наиболее оптимального расширения варианта дороги, что следует из представленного Акта выбора, в котором указано, что согласован наиболее оптимальный вариант выбора места размещения ул. до заезда в жилой район «» в г. Томске.
Таким образом, оспариваемые постановления приняты компетентным лицом, в пределах полномочий, с соблюдением процедуры.
Действительно, согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
То обстоятельство, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ может являться основанием для отказа заявителю в будущем в предоставлении ему земельного участка в собственность, не является основаниям для признания его незаконным. Суд учитывает, что данное постановление не препятствует получению земельного участка на условиях аренды.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона
В соответствии с ч.1 ст.264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Как установлено статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (пункт 1); предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату; предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления в месячный срок со дня его поступления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Пунктом 6 ст.36 Земельного кодекса РФ регламентируется, что в месячный срок со дня поступления заявления орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Судом установлено, что заявителю на праве собственности принадлежит нежилое строение площадью ... кв.м, расположенное по адресу: , право собственности ФИО1 на указанный объект недвижимого имущества зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на земельный участок по адресу: отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель ФИО1 в лице представителя ФИО2, действующей на основании доверенности, обратился с заявлением в Администрацию г. Томска с просьбой на основании ст. 36 ЗК РФ образовать и предоставить ему в собственность земельный участок, расположенный по адресу , площадью ... кв.м для эксплуатации нежилого строения - склад.
Указанное обращение зарегистрировано Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска ДД.ММ.ГГГГ за вх. №.
В силу п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления заявления орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствие с положениями ст. 7 Закона Томской области от 04.10.2002 №74-ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области» (ред. 13.08.12) предоставление в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков осуществляется на основании решения Администрации Томской области или органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Администрация г. Томска в лице первого заместителя мэра П отказала в предоставлении заявителю указанного земельного участка в собственность, указав в качестве основания для отказа то обстоятельство, что постановлением Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании департаменту капитального строительства Администрации г. Томска места размещения от до заезда в жилой район «» в г. Томске» указанный земельный участок уже образован и поставлен на кадастровый учет (кадастровый номер №).
На этом основании судом не принимается довод стороны заявителя о том, что основанием отказа является постановление от ДД.ММ.ГГГГ№-з «О предварительном согласовании департаменту капитального строительства Администрации г. Томска места размещения от до заезда в жилой район «» в г. Томске», и постановление от ДД.ММ.ГГГГ№-з «О резервировании земель для муниципальных нужд».
В дополнение к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ и в ответ на письмо Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ№ заявителем в лице представителя ФИО2 подано заявление от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером № для эксплуатации нежилого строения (склад).
На данное заявление, как признал представитель администрации города Томска, ответа не последовало.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Основание отказа - указанный земельный участок уже образован и поставлен на кадастровый учет (кадастровый номер ).
В ст. 28 ЗК РФ и иных нормах не указано такое основание для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Закон не содержит запрета на предоставление сформированного земельного участка в собственность, вопрос об изменении вида разрешенного использования может быть решен при решении вопроса о предоставлении участка.
Согласно п.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
Согласно ст.12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Согласно п.п.1.3 ст.25 Устава г. Томска (принят решением Думы города Томска от 04.05.2010 № 1475) (ред. от 02.10.2012) Администрация города Томска является органом местного самоуправления.
Согласно п.п.38 Устава г. Томска Администрация города Томска является исполнительно-распорядительным органом Города Томска.
В соответствии с п.п.1.35 п.1 ст.40 Устава г. Томска, Администрация г. Томска осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Исходя из буквального толкования приведенных выше положений, следует, что земельный участок, который предполагается предоставить, формируется на основании ст. ст. 69, 70 Земельного кодекса РФ, а также Федерального закона «О землеустройстве» и Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Порядок утверждения схем расположения земельных участков предусмотрен не иначе, как путем подачи заинтересованным лицом заявления органу местного самоуправления, который в свою очередь рассматривает его по правилам ч.4 ст.34 Земельного кодекса РФ.
В тоже время суд учитывает, что в связи с признанием судом незаконным отказа в предоставлении земельного участка заявителю, решение органа местного самоуправления по заявлению заявителя отсутствует.
Учитывая, что указанные в письме основания отказа в предоставлении в собственность законом не предусмотрены, на сегодня образован земельный участок иной площади с иным видом разрешенного использования, имеется постановление от 12.09.2012 № 1762-з «О резервировании земель для муниципальных нужд», в силу положений ст. 258 ГПК РФ суд не усматривает оснований для устранения нарушений прав собственника в виде обязания Администрации г. Томска предоставить заявителю в собственность земельный участок по ул. Нефтяная, 1а.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что решение данного вопроса относится к исключительной компетенции Администрации г. Томска, суд полагает, что в данном случае нарушенное право заявителя может быть восстановлено путем возложения обязанности на Администрацию г. Томска рассмотреть заявление в установленном ст.36 Земельного кодекса РФ порядке в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании ст.98 ГПК РФ с Администрации г. Томска в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере ... рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации г. Томска в образовании и предоставлении в собственность ФИО1 земельного участка, расположенного по адресу: , оформленный письмом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию г. Томска рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке в соответствие с положениями ч.6 ст.36 Земельного кодекса РФ.
В удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконными постановления Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании департаменту капитального строительства Администрации г. Томска места размещения от до заезда в жилой район «» в », постановления Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земель для муниципальных нужд», ОТКАЗАТЬ.
Взыскать с Администрации города Томска в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере ... рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца через Советский районный суд г. Томска.
Судья:
Решение не вступило в законную силу
Опубликовать в сети Интернет _______________2013.
Судья: О.Г. Черных