Дело № 2-1280/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«31» марта 2014 года
Свердловский районный суд г.Костромы в составе
председательствующего судьи Шабаровой И.А.,
при секретаре Горячевой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л Алексеевны к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г.Костроме и Костромскому району Костромской области об оспаривании отказа в признании безнадежной к взысканию и списании недоимки по страховым взносам,
у с т а н о в и л:
Л обратилась в суд с вышеуказанным иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г.Костроме и Костромскому району Костромской области (далее по тексту - УПФ), мотивируя заявленные требования тем, что являлась главой крестьянского (фермерского) хозяйства «...», зарегистрированного в качестве юридического лица администрацией Галичского района Костромской области <дата> и состоявшего на налоговом учете в МИФНС № 2 по Костромской области. С ... года КФХ «...» фактически хозяйственную деятельность не осуществляло и земельный участок был изъят районной администрацией. <дата> решением № МИФНС России № 2 по Костромской области недоимка по налогам, пеням и штрафам, числящаяся за КФХ «...», которое отвечает признакам недействующего юридического лица, была признана безнадёжной к взысканию и списана. <дата> ИФНС по г.Костроме выдано свидетельство о государственной регистрации прекращения КФХ «...», которое с ... года никакую деятельность не осуществляло. В связи с этим <дата> она обратилась в ГУ-УПФ РФ по г.Костроме и Костромскому району Костромской области с заявлением о списании числящейся за КФХ «...» задолженности по страховым взносам. Письмом № от <дата> в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что КФХ «...» прекратило свою деятельность в связи с приобретением его главой статуса индивидуального предпринимателя и это исключает признание безнадежной к взысканию и списание недоимки по страховым взносам. Истец считает отказ УПФ незаконным и необоснованным, нарушающим её права, поскольку согласно постановлению Правительства РФ от 17.10.2009 года № 820 «О порядке признания безнадежной к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам» (в ред. от 23.05.2013 года) признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимки … в случае исключения юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Просила признать незаконным решение ГУ- УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области об отказе в признании безнадежной к взысканию и списании недоимки по страховым взносам КХ «...» и обязать ответчика признать безнадежным к взысканию и списать недоимку по страховым взносам КХ «...».
В судебном заседании истец Л поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что о наличии недоимки по страховым взносам ей стало известно в ... года после того, как из пенсии начались удержания.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области по доверенности О не признал заявленные требования Л по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что поскольку Л с <дата> была зарегистрирована в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства «...», т.е. имела статус не юридического лица, а индивидуального предпринимателя, соответственно страховые взносы были начислены в виде фиксированных платежей. Независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство: как юридическое лицо либо без образования юридического лица, глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается плательщиком страховых взносов в порядке и размере, определенном Законом № 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей. Как следует из ч. 2 ст. 14 Закона № 212-ФЗ главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства, независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.05.2005 № 15749/04 сформирована правовая позиция о принципе равенства по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа главами крестьянских (фермерских) хозяйств независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, поскольку двойного обложения страховыми взносами в виде фиксированного платежа одновременно крестьянского хозяйства и его главы не происходит. Перечень обстоятельств по признанию безнадежных долгов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам установлен Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 N 820, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. КФХ «...» на основании указанного в отзыве законодательства обоснованно было трансформировано в реестр индивидуальных предпринимателей. В отношении индивидуальных предпринимателей признак ликвидации юридического лица при принятии решения о признании задолженности по страховым взносам безнадежной, в соответствии с Постановлением № 820 не применяется. Других оснований, предусмотренных Постановлением № 820 для признания недоимки по страховым взносам в отношении главы КФХ «...» Л, не имеется.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, постановлением Малого Совета Галичского района Костромской области № от <дата> зарегистрировано в качестве юридического лица Крестьянское хозяйство "...", главой которого утверждена Л (л.д.10).
<дата> осуществлена перерегистрация юридического лица КХ "...", сведения о нем внесены в ЕГРЮЛ, присвоен ОГРН - № (л.д.11).
<дата> на основании заявления Л в ЕГРИП внесены сведения о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой ГК РФ, Л присвоен ОГРНИП - ..., она поставлена на учет как глава КФХ в налоговом органе по месту своего жительства - в ИФНС по г. Костроме, а Межрайонной ИФНС России N 2 по Костромской области <дата> выдано уведомление о снятии КФХ "..." с учета в налоговом органе по месту нахождения хозяйства (л.д.8, 21-24).
<дата> в ЕГРИП внесены сведения о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства, о чем Л выдано свидетельство формы № и уведомление о снятии Л с <дата> с учета в налоговом органе в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д. 7, 9).
Вопросы, связанные с созданием, регистрацией, прекращением деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.08.2001 года "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральным законом от 11.06.2003 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Действовавшим до 01.03.2013 года пунктом 2 статьи 23 ГК РФ предусматривалось, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (статья 257), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 30.10.2009 года N 239-ФЗ) крестьянское (фермерское) хозяйство, созданное как юридическое лицо в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 года N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2010 года.
Федеральным законом N 239-ФЗ от 30.10.2009 года срок для перерегистрации крестьянских (фермерских) хозяйств продлен до 01.01.2013 года, а Федеральным законом от 25.12.2012 года N 263-ФЗ - до 01.01.2021 года.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 16.10.2003 года N 630, принятого в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" от 23.06.2003 года N 76-ФЗ, утверждены Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений и установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (пункт 2).
Основания и порядок прекращения деятельности КФХ определены в статье 21 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Ссылка истца на фактическое прекращение с 1999 года хозяйственной деятельности КФХ «...» не имеет правового значения для рассмотрения дела, т.к. юридическое лицо не было ликвидировано, а из представленных в материалы дела выписки из ЕГРЮЛ и свидетельства от 24.12.2002 года усматривается, что КХ «...» не прекратило свою деятельность, осуществлена перерегистрация данного юридического лица, сведения о нем внесены в ЕГРЮЛ.
<дата> Л лично обратилась в ИФНС РФ по г.Костроме с заявлением о внесении в ЕГРИП записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части I Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, Л привела свою организационно-правовую форму в соответствие с требованиями Федерального закона, в связи с чем она является правопреемником по всем гражданско-правовым обязательствам, возникшим у крестьянского хозяйства в период существования его в форме юридического лица, все права и обязанности ранее существовавшего КФХ «...» не прекратились, а перешли к Л как главе КФХ.
Нормы действующего законодательства не содержат в себе положений, в силу которых, в случае приведения статуса крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в форме юридического лица, в соответствие с положениями Закона N 74-ФЗ (то есть путем государственной регистрации главы такого хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя), все ранее возникшие у крестьянского хозяйства гражданско-правовые обязательства прекращались бы в момент внесения в ЕГРЮЛ соответствующей регистрационной записи.
Как следует из материалов дела, Л, являясь главой крестьянского хозяйства «...», состояла на учете в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с выпиской из ЕГРИП от <дата> № крестьянское (фермерское) хозяйство прекратило деятельность на основании единогласного решения членов крестьянского (фермерского) хозяйства, дата снятия с учета <дата>
Поскольку крестьянское (фермерское) хозяйство было зарегистрировано по месту нахождения организации: <адрес>, то задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование до момента регистрации данного хозяйства на территории г.Костромы, т.е. до <дата>, в общей сумме ... руб. образовалась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Галичу и Галичскому району Костромской области. Указанная недоимка была взыскана данным Управлением в принудительном порядке путем выставления требований о взыскании недоимки пеней и штрафов, а также вынесением решений о взыскании образовавшейся недоимки, которые были направлены для принудительного исполнения в службу судебных приставов.
Не согласившись с данными решениями глава КФХ «...» Л обратилась в арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительными требований, решений, постановлений, действий по начислению страховых взносов, и обязании ответчика ГУ-УПФ РФ по г. Галичу и Галичскому району аннулировать задолженность по страховым взносам в сумме ... руб. В настоящее время заявление Л находится на рассмотрении в арбитражном суде Костромской области, решение по данному делу не принято.
<дата> Л обратилась с ходатайством в ГУ-УПФ РФ по г.Костроме и Костромскому району Костромской области о списании задолженности по КФХ «...» на основании подп. «д» п.1 постановления Правительства РФ от <дата> № (л.д.5).
Ответом УПФ РФ по г.Костроме и Костромскому району Костромской области от <дата> в признании образовавшейся задолженности по уплате страховых взносов в качестве безнадежной и её списании отказано (л.д.6).
Законодательством, регулирующим правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов, отказ в списании которых является предметом оспаривания в данном случае, приравнены к индивидуальным предпринимателям (п. 3 ст. 2, ч. 2 ст. 14 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", пп. 2 п. 1 ст. 6 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Следовательно, Л обязана платить суммы страховых взносов, пеней и штрафов.
Определяя в Федеральном законе от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе глав фермерских хозяйств, и закрепил, что они являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7, пункт 2 статьи 14).
В силу пункта 2 статьи 14 указанного Закона страхователь - глава крестьянского (фермерского) хозяйства - обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу ст. 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 28 Закона N 167-ФЗ порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.
Названные Правила распространяются на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты ими страховых взносов в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования.
Конституционный Суд РФ в Определении от 12.05.2005 N 211-О отметил, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
Таким образом, в силу Закона N 212-ФЗ предприниматель обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за каждый год нахождения в статусе предпринимателя. Обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится Законом в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и получения дохода. Данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве. Только с момента аннулирования свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин перестает быть страхователем.
Следовательно, обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает у главы фермерского хозяйства с момента приобретения им указанного статуса и не связана с фактическим осуществлением предпринимательской деятельности и получением доходов.
Недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством РФ. Об этом говорится в ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", вступающего в силу с 1 января 2010 г.
Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам установлен Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 N 820 (далее - Постановление) (вступило в силу с 1 января 2010 г.).
В п. 1 Постановления приведен перечень случаев, которые являются основанием для признания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящейся за отдельными плательщиками страховых взносов, и задолженности по начисленным пеням и штрафам безнадежными к взысканию и подлежащими списанию. К ним, в частности, относятся:
а) ликвидация плательщика страховых взносов (организации) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в части недоимки и задолженности, не погашенных по причине недостаточности имущества должника);
в) смерть физического лица или решение суда об объявлении его умершим;
г) принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам;
д) исключение юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
Истец Л ссылается в обоснование заявленных требований на подп. «д» п.1 вышеуказанного постановления Правительства РФ.
Согласно п.4 вышеуказанного Постановления решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности, а также сумм, указанных в пункте 1(1) настоящего постановления, принимается при наличии следующих документов: в случае, указанном в подпункте "д" пункта 1 настоящего постановления, - выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения об исключении юридического лица из этого реестра по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к выводу о том, что оснований для принятия ответчиком решения о признании недоимки безнадежной к взысканию и её списания в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 N 820, не имелось, поскольку КФХ «...» не исключалось из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, как юридическое лицо, прекратившее свою деятельность, в порядке, предусмотренном ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Также Л не были представлены доказательства ликвидации КФХ «...» в соответствии с законодательством РФ.
На основании вышеизложенного, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований Л
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Л к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г.Костроме и Костромскому району Костромской области об оспаривании отказа в признании безнадежной к взысканию и списании недоимки по страховым взносам оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы путем принесения апелляционной жалобы в течение 1 месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья И.А. Шабарова