ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1280/15 от 18.08.2015 Басманного районного суда (Город Москва)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Москва 18 августа 2015 года

Басманный районный суд города Москвы в составе

председательствующего судьи Калининой Н.П.,

при секретаре Морозовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1280/15 по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» о взыскании задолженности по выплате дополнительного материального стимулирования, премии за счет экономии фонда оплаты труда, отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ФКУ «ЕРЦ МО РФ») о взыскании задолженности по выплате дополнительного материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, премии за счет экономии фонда оплаты труда за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере <данные изъяты>, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В обоснование заявленных требований истец указал, что у ответчика имеется задолженность по выплате ему дополнительного материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и премии за счет экономии фонда оплаты труда за ДД.ММ.ГГГГ, при этом вследствие неправильного расчета среднего заработка ответчик недоплатил ему отпускные выплаты и компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении, что причинило нравственные страдания.

В ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 увеличил исковые требования, просил также взыскать с ФКУ «ЕРЦ МО РФ» в свою пользу премию за счет экономии фонда оплаты труда за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.

Истец ФИО1 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика ФКУ «ЕРЦ МО РФ» по доверенности ФИО2 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

На основании ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключен срочный трудовой договор , в соответствии с которым ФИО1 принят на работу в ФКУ «ЕРЦ МО РФ» на должность заместителя начальника бюро (по расчетам с личным составом № 2) управления (расчетного).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволен с занимаемой должности на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (по собственному желанию).

Указанные фактические обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются собранными по делу доказательствами.

Суд считает доводы и требования истца не основанными на законе, а потому не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

<данные изъяты>

Статьей 191 ТК РФ помимо премий, входящих в состав заработной платы, установлены иные поощрения за труд, которые не входят в оплату труда работников, а их выплата зависит от усмотрения работодателя.

Так, согласно названной норме закона, работодатель вправе поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Суд принимает во внимание, что Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» об утверждении Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – Порядок).

Пунктами 1, 2 Порядка предусмотрено, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

Пункт 3 Порядка предусматривает, что размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.Дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств производится в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил – на основании приказов командиров (начальников, руководителей).

Таким образом, выплата премии на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 является дополнительной и не носит обязательного характера, поскольку пунктом 3 Порядка предусмотрено, что истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается. Данная выплата является единовременной стимулирующей выплатой и не носит постоянного характера.

В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Согласно п.п. 2.3.1, 2.3.4, 2.3.8, 3.2 Положения об оплате труда гражданского персонала ФКУ «ЕРЦ МО РФ», к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, утверждаемых руководителем ФКУ «ЕРЦ МО РФ».

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 583» гражданскому персоналу ФКУ «ЕРЦ МО РФ» устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:

- ежемесячная надбавка за выслугу лет – до 40% должностного оклада в порядке, установленном настоящим Положением;

- ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы в порядке, установленном настоящим Положением;

- премия по результатам работы за месяц в размере до 25% должностного оклада, учитываемая при формировании фонда оплаты труда;

- премия, выплачиваемая за счет средств экономии фонда оплаты труда, в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы;

- единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за год – до двух должностных окладов в порядке, установленном настоящим Положением.

Гражданскому персоналу ФКУ «ЕРЦ МО РФ» производится выплата премии за интенсивность и высокие результаты труда по результатам работы (за месяц, год). Выплата премии за интенсивность и высокие результаты труда по результатам работы осуществляется за счет средств экономии фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы.

Основанием для выплаты премии за интенсивность и высокие результаты труда по результатам работы является приказ руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ», издаваемый на основании предложений, подаваемых руководителями структурных подразделений, с указанием конкретного размера премии (в рублях) каждому работнику, по согласованию с заместителями руководителя учреждения.

Конкретный размер премии за интенсивность и высокие результаты труда по результатам работы (в рублях) определяется индивидуально в каждом случае руководителем ФКУ «ЕРЦ МО РФ» с учетом ограничений, устанавливаемых Министром обороны Российской Федерации.

В соответствии с Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, гражданскому персоналу ФКУ «ЕРЦ МО РФ» могут выплачиваться дополнительные выплаты в пределах сумм, доведенных на такие цели до ФКУ «ЕРЦ МО РФ».

Таким образом, суд приходит к выводу, что дополнительное материальное стимулирование в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, а также премии за счет экономии фонда оплаты труда гражданского персонала ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не являлось гарантированной составляющей общего вознаграждения, размер указанных премий не был установлен определенной суммой, работодатель был вправе на свое усмотрение производить выплаты и определять их размер.

Кроме того, на момент издания приказов о выплате дополнительного материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ, а также премии за счет экономии фонда оплаты труда за ДД.ММ.ГГГГ и за ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не числился в списках личного состава ФКУ «ЕРЦ МО РФ».

Между тем, к концу 2014 года в ФКУ «ЕРЦ МО РФ» отсутствовали средства экономии фонда оплаты труда, в связи с чем премия за счет экономии фонда оплаты труда за 4 квартал 2014 года всему составу гражданского персонала ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не выплачивалась, что не оспорено сторонами.

Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФКУ «ЕРЦ МО РФ» о взыскании задолженности по выплате отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, суд принимает во внимание, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922 утверждено Положение «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», которым предусмотрено, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

При решении вопроса о том, должна ли учитываться при расчете среднего заработка та или иная выплата, необходимо в каждом конкретном случае определять, относится ли данная выплата к числу предусмотренных системой оплаты или стимулирования труда, применяемой в данной организации, или нет.

При этом необходимо учитывать, что для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие) (пункт 3 Положения).

Учитывая, что оспариваемая премия производится на основании приказа командира части и не носит обязательного характера, то оснований для удовлетворения требований истца не имеется, поскольку по своей сути выплата дополнительного материального стимулирования является экономией фонда денежного довольствия военнослужащих и производится в порядке, предусмотренном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010.

Таким образом, предусмотренные вышеуказанным приказом выплаты не включаются в расчет среднего заработка, так как они не относятся к фонду оплаты труда и не определены основным приказом по оплате труда.

Также суд отказывает истцу в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, поскольку в судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы работника о том, что со стороны работодателя имели место какие-либо неправомерные действия или бездействие как основание, предусмотренное ст. 237 ТК РФ, для заявления соответствующих требований и их удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» о взыскании задолженности по выплате дополнительного материального стимулирования, премии за счет экономии фонда оплаты труда, отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Басманный районный суд города Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.П. Калинина