Дело №2-1280/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2016 года
Дубненский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Лозовых О.В.,
При секретаре Г.А.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Дубны к Администрации г. о. Дубны, муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны Московской области» о признании незаконным бездействия, в связи с неприведением Устава образовательного учреждения в соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Дубны в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г.о. Дубна, муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны Московской области» о признании незаконным бездействия администрации и учреждения, в связи с неприведением Устава образовательного учреждения в соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Просил обязать привести Устав в соответствие с требованиями законодательства.
В обоснование требований прокурор указал, что в соответствии с требованиями статей 25, 26, 28, 30, 52 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Уставе образовательного учреждения необходимо предусмотреть порядок и сроки принятия локальных правовых актов в форме положений, правил, инструкций, писем; исключить из Устава указание на возможность принятия иных локальных актов; при необходимости указать конкретные формы и виды локальных актов образовательной организации, порядок и сроки их принятия; предусмотреть в Уставе порядок формирования, срок полномочий и компетенцию советов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, советов работодателей и иных органов, профессиональных союзов обучающихся и (или) работников лицея; предусмотреть в Уставе права, обязанности и ответственность работников, осуществляющих вспомогательные функции.
По мнению прокурора, такое несоответствие Устава требованиям закона нарушает права обучающихся, их родителей, педагогических работников, а также может повлечь нарушение прав иных работников образовательного учреждения.
В ходе судебного разбирательства заявленные требования прокурором г. Дубны уточнены, в окончательной редакции прокурор просил суд:
1. Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Дубна и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны Московской области» в связи с не приведением Устава школы в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
2. Обязать Администрацию городского округа Дубна и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны Московской области» привести в соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» положения Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны Московской области», а именно:
- предусмотреть в Уставе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны Московской области» порядок принятия локальных актов в виде положений (о структурных подразделениях, о видах деятельности и др.), писем по вопросам основной деятельности, иных локальных актов;
- предусмотреть в Уставе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны Московской области» порядок формирования, срок полномочий и компетенцию Советов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, советов работодателей;
- предусмотреть в Уставе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны Московской области» права, обязанности и ответственность работников, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Дубны – Т.М.Г. уточненные исковые требования поддержал, дал объяснения, аналогичные доводам, изложенным в иске.
Ответчик – представитель Администрации г. Дубны Б.И.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым законные основания для удовлетворения иска прокурора г. Дубны отсутствуют.
Ответчик – представитель муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны Московской области» Ж.Д.Ю., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно пояснил, что фактически порядок принятия локальных правовых актов в Уставе школы определен путем указания на лицо, уполномоченное их принимать. Что касается отсутствия в Уставе школы порядка формирования, срока полномочий и компетенции советов обучающихся, советов родителей, советов работодателей, представитель ответчика указывает, что ни Закон об образовании, ни Устав не относит Советы к органам коллегиального управления школой, в связи с чем обязанность по указанию в Уставе школы на порядок формирования, срок полномочий и компетенцию Советов, у ответчика отсутствует.
Третье лицо – представитель Управления народного образования Администрации г.Дубны (ГОРУНО) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в его отсутствие, представил письменные возражения на иск прокурора г. Дубны, согласно которым заявленные требования необоснованны и удовлетворению не подлежат.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить частично.
Судом установлено, что муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны Московской области» учреждено муниципальным образованием г. Дубна. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация г. Дубна. Устав образовательного учреждения, утвержденный постановлением администрации г. Дубна, зарегистрирован в ЕГРЮЛ.
Таким образом, спорные правоотношения фактически связаны с необходимостью внесения изменений в учредительный документ юридического лица, самим юридическим лицом или его учредителем.
Каких-либо оснований считать, что заявленный спор возник из публичных правоотношений, в данном случае не имеется, в связи с чем заявленные прокурором г.Дубны требования рассмотрены судом в порядке искового (гражданского) судопроизводства.
Судом установлено, что прокуратурой г.Дубны проведена надзорная проверка соответствия уставов муниципальных бюджетных образовательных учреждений городского округа Дубна требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон).
В соответствии с ч.1, п.4 ч. 2 ст.25 Закона, образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством РФ.
В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:
1) тип образовательной организации;
2) учредитель или учредители образовательной организации;
3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
Принятый ДАТА на общем собрании работников и утвержденный постановлением руководителя Администрации г.Дубны от ДАТА.№, Устав Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов <адрес>» названным требования не соответствует, в связи с чем бездействие ответчиков, в связи с не приведением Устава школы в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - незаконно.
Так, в силу части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Так, в разделе VII Устава «Локальные акты, регламентирующие деятельность школы» (л.д. 47), перечислены виды локальных актов, регламентирующих деятельность школы: постановления (коллегиальных органов по вопросам основной деятельности), приказы, распоряжения, указания директора школы, протоколы (заседания, общего собрания работников и др.), решения (коллегиального органа по вопросам основной деятельности), положения (о структурных подразделениях, о видах деятельности и др.), правила (внутреннего распорядка обучающихся, правила внутреннего трудового распорядка сотрудников лицея), инструкции (должностные, по технике безопасности, по охране труда, по ведению делопроизводства и др.), письма по вопросам основной деятельности и др., иные локальные акты (п.7.1 Устава)
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 30 Закона, образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
Однако, в нарушении названной нормы Закона, в уставе школы порядок принятия локальных актов в виде положений (о структурных подразделениях, о видах деятельности и др.), писем по вопросам основной деятельности, иных локальных актов, не предусмотрен.
Указание в Уставе на орган, уполномоченный принимать некоторые из перечисленных в разделе VII Устава локальные акты (как то директор, общее собрание работников), не свидетельствует о наличие выполнения названных требований Закона в отношении локальных нормативных актов, предусмотреть порядок принятия которых в Уставе школы просит в настоящем иске прокурор г.Дубны.
С учетом изложенного, исковые требования прокурора г. Дубны в части обязания ответчиков предусмотреть в Уставе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны Московской области» порядок принятия локальных актов в виде положений (о структурных подразделениях, о видах деятельности и др.), писем по вопросам основной деятельности, иных локальных актов.
Кроме того, в силу положений ч. 4-6 ст. 26 Закона, в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:
1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей);
2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников).
В силу п.4.2 Устава школы, в структуру органов управления школы входят: общее собрание работников, управляющий совет, педагогический совет, директор.
Кроме того, согласно п.4.15 раздела IV «Управлении школой» Устава, в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, работодателей по вопросам управления школой и при принятии школой локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, в том числе по вопросам участия в оценке качества образования, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников, работодателей в школе:
- создаются советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, советы работодателей или иные органы;
- действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников школы.
Распоряжением руководителя Администрации г.Дубны от ДАТА№, внесены изменения к Уставу МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны Московской области», согласно которым абзац 4 п.4.15, которым указанные советы отнесены к коллегиальным органам управления школой, исключен.
Вместе с тем, советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, советы работодателей к коллегиальным органам управления школы отнесены в силу прямого указания ст.26 указанного Закона, а также ведомственных разъяснений Минобрнауки России от 14.02.2014 г. №ВК-262/09 «О методических рекомендациях о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях» и от 22.10.2015 N 08-1729 «О методических рекомендациях по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации для специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования».
Учитывая изложенное, структура названных выше Советов, возможность создания которых предусмотрена Законом и Уставом школы, порядок их формирования, срок полномочий и компетенция, а также порядок принятия решений и выступления от имени образовательной организации должны быть установлены уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст.26 Закона).
При таких обстоятельствах, требования прокурора г.Дубны о возложении на ответчиков обязанности предусмотреть в Уставе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны Московской области» порядок формирования, срок полномочий и компетенцию Советов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, советов работодателей, законны и обоснованны, а потому подлежат удовлетворению.
По правилам ст. 204 ГПК РФ, суд вправе устанавливать срок исполнения судебного решения. Указанная правовая позиция согласуется с разъяснениями п. 11 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", в соответствии с которыми, в решении судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ).
С учетом указанных требований закона, суд приходит к выводу установить срок для устранения указанных нарушений - 1 месяц.
Что касается требований прокурора г. Дубны в части возложения на ответчиков обязанности предусмотреть в Уставе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны Московской области» права, обязанности и ответственность работников, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции, суд считает необходимым данные требования оставить без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 и 3 ст.52 Закона, в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
Права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации, уставом, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами образовательных организаций, должностными инструкциями и трудовыми договорами.
Пунктами 5. 2 и 5.3 Устава школы предусмотрено, что педагогические работники и работники иных категорий участвуют в управлении школой в форме участия в его органах управления. Права, обязанности и ответственность работников школы в части, не урегулированной законодательством РФ, настоящим уставом, устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами школы, должностными инструкциями и трудовыми договорами.
В ходе судебного разбирательства представителем прокуратуры г.Дубны не оспаривалось наличие в школе правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций и трудовых договоров, регулирующих трудовые права, обязанности и ответственность работников школы, занимающих должности, указанные в части 1 ст. 52 Закона.
Права работников, занимающих вспомогательные должности, на участие в органах управления школой, участие в выборах в данные органы закреплены в соответствующем разделе Устава – IV «Управлении школой».
При таких обстоятельствах, суд считает, что положения Устава школы трудовых прав, свобод и законных интересов работников, занимающих вспомогательные должности, не нарушает, а отсутствие в тексте Устава исчерпывающего перечня прав, обязанности и ответственность данных работников школы при наличии правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций и трудовых договоров, о бездействии ответчиков не свидетельствует.
С учетом изложенного, в данной части иска о возложении на ответчиков обязанности предусмотреть в Уставе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны Московской области» права, обязанности и ответственность работников, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции, суд считает необходимым отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Дубны к Администрации г. о. Дубны, муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны Московской области» о признании незаконным бездействия, в связи с неприведением Устава образовательного учреждения в соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Дубна и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны Московской области» в связи с не приведением Устава школы в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Обязать Администрацию городского округа Дубна и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов <адрес>» в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» положения Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны Московской области», а именно:
- предусмотреть в Уставе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны Московской области» порядок принятия локальных актов в виде положений (о структурных подразделениях, о видах деятельности и др.), писем по вопросам основной деятельности, иных локальных актов;
- предусмотреть в Уставе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны Московской области» порядок формирования, срок полномочий и компетенцию Советов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, советов работодателей.
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Дубны в части обязания Администрации городского округа Дубна и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны Московской области» предусмотреть в Уставе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны Московской области» права, обязанности и ответственность работников, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции – отказать.
Решение может быть обжаловано в московский областной суд через Дубненский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: подпись.
Решение в окончательной форме изготовлено ДАТА
Судья: подпись.