ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1280/17 от 21.06.2017 Московского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июня 2017 г. г. Н. Новгород

Московский районный суд г. Н. Новгорода в составе: председательствующего судьи Лопатиной И.В., при секретаре Цыгулевой К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству инвестиций, земельных и имущественных отношений ***, Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии в лице Управления Росреестра по *** о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском Министерству инвестиций, земельных и имущественных отношений ***, Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии в лице Управления Росреестра по ***, указывая, что является собственником нежилого здания площадью 240,9 кв.м, кадастровый номер: 52:18:*:28, количество этажей - 2, расположенного по адресу: ***, запись регистрации * от ЧЧ*ММ*ГГ*, что подтверждается Свидетельством о регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ***ЧЧ*ММ*ГГ*.

В настоящее время по адресу расположения нежилого здания на кадастровом учете стоит земельный участок с кадастровым номером 52:18:*:2, площадью 542 кв.м; категория земель: Земли населенных пунктов, расположенный по адресу: ***.

По данному адресу также имеется самовольная постройка, формирование участка при наличии которой на нем в силу п.2 части 3 ст. 7.**** от ЧЧ*ММ*ГГ* «О регулировании земельных отношений в ***» невозможно. Наличие самовольной постройки, невозможность установления границ и формирования указанного земельного участка с кадастровым номером 52:18:*:2 площадью 542 кв.м подтверждена также вступившим в законную силу решением Московского районного суда г.Н.Новгорода по делу *.

Из кадастровой выписки усматривается, адрес земельного участка установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка. Границы участка не определены. Участок имеет статус «ранее учтенный». Участок кадастровый номер 52:18:*:2, площадью 542 кв.м. не имеет правообладателя, спора о правах на участок также не имеется, внесен в ГКН 24.01.1995г. В то же время по адресу данного земельного участка находится как объект недвижимости истца, так и иные объекты, включая самовольную постройку. Истица как правообладатель объекта недвижимости не может приватизировать участок, на котором расположен объект недвижимости. Управление Росреестра по *** не снял с учета земельный участок. Органом, уполномоченным на распоряжение землями не разграниченной государственной собственности, имеет Ответчик 1. Истица обратилась к Ответчику 1 с просьбой обратиться в уполномоченный орган для снятия спорного земельного участка с кадастрового учета. Ответчик 1 отказал истице со ссылкой на пп.33 части 1 ст. 26 ФЗ № 218-ФЗ. Однако как следует из данной нормы, она распространяется лишь на случаи приостановления регистрационных действий, когда земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом. Однако как указано выше, закон предусматривает снятие таких участков с кадастрового учета. Учитывая, что по истечении пяти лет с даты внесения записи в государственный кадастр недвижимости государственная регистрация права на земельный участок не осуществлена, споры относительно принадлежности земельных участков отсутствуют, имеются основания для снятия в судебном порядке с государственного кадастрового учета спорного земельного участка.

Истец просит ви

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом. Представитель истца ФИО2 исковые требования поддержала.

Ответчик Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений *** в суд своего представителя не направил, в отзыве на иск указал следующее. Земельный участок с кадастровым номером 52:18:*:2 имеет статус «ранее учтенный». Согласно п. 21 «Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ ЧЧ*ММ*ГГ*, согласно которого, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом. Ссылку истца на п.3 ст.70 Закона о регистрации недвижимости считают необоснованной, так как указанное положение регулирует процедуру снятия с учета земельного участка, сведения о котором носят временный характер. Вместе с тем, орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета земельный участок в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также. Приказом Минэкономразвития России от ЧЧ*ММ*ГГ* N 943 был утвержден порядок – (Правила) ведения Единого государственного реестра недвижимости. Пунктом 181 порядка установлены определённые основания и процедура снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, доказательств соблюдения которых, истцом в материалы дела не представлены. ФИО1 полагает, что она как правообладатель объекта недвижимости не может реализовать свое право сформировать и приватизировать участок, на котором расположен объект, в связи с наличием в ЕГРН сведений о раннее учтенном участке. Данный довод считают также необоснованным в силу следующего. Как следует из решения Московского районного суда г.Н.Новгорода от ЧЧ*ММ*ГГ* по делу *ФИО1 является собственником трех объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 52:18:*:2, в том числе объекта площадью 47,4 кв.м. Судом было установлено, что указанный объект был самовольно реконструирован путем возведения второго этажа. Правоустанавливающие документы на реконструированный объект не представлены. Полагают, что права ФИО1 наличием сведений об участке как о ранее учтенном никак не затронуты, так как истица вправе либо легализовать самовольную стройку, либо привести её в состояние, существовавшее до реконструкции. Просят в удовлетворении иска отказать.

Ответчик Управление Росреестра по *** в суд своего представителя не направил, извещен надлежащим образом.

Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии в отзыве на иск указала следующее. Росреестр не является стороной в спорном правоотношении, не принимал на себя каких-либо обязательств по отношению к участникам данного правоотношения, не совершал действия (бездействия), которые оспаривает административный истец. На момент вынесения оспариваемого решения полномочия Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственной кадастровой оценке, а также оказание услуг в сфере государственного кадастрового учета на недвижимое имущество осуществляло федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра») на основании приказа Росреестра от ЧЧ*ММ*ГГ* № П/210. Соответствующие полномочия содержатся в Уставе ФГБУ «ФКП Росреестра», утвержденном приказом Росреестра от ЧЧ*ММ*ГГ* № П/331. Филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра» осуществляют деятельность от имени Учреждения (пункт 23 Устава ФГБУ «ФКП Росреестра»). На сегодняшний день Росреестр и его территориальные органы осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от ЧЧ*ММ*ГГ* № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В соответствии со статьей 3 Закона о регистрации государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также государственный кадастровый учет осуществляет федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы. Полномочия Росреестра, являющегося федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации и государственного кадастрового учета определены частью 2 статьи 3 Закона о регистрации, а также Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ЧЧ*ММ*ГГ**.

Государственную регистрацию прав на недвижимость, а также государственный кадастровый учет осуществляют органы регистрации прав, под которыми Законом о регистрации (часть 1 статьи 3) понимаются территориальные органы Росреестра.

Территориальные органы Росреестра, в свою очередь, являются самостоятельными юридическими лицами, выступают в качестве истца, ответчика и третьего лица в суде, арбитражном и третейском судах (пункт 3 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ЧЧ*ММ*ГГ**), следовательно, обладают самостоятельной процессуальной правоспособностью и дееспособностью в гражданском процессе. В случае признания заявленных требований обоснованными Росреестр не сможет выполнить действия, направленные на исполнение судебного акта. В удовлетворении заявленных требований просили отказать в полном объеме.

Третье лицо П*, привлеченный к участию в деле, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрение в отсутствие, исковые требования поддержал. Суд, с согласия представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, ответчиков.

Выслушав объяснения представителя истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником нежилого здания площадью 240,9 кв.м, кадастровый номер: 52:18:*:28, количество этажей - 2, расположенного по адресу: ***, запись регистрации * от ЧЧ*ММ*ГГ*, что подтверждается Свидетельством о регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ***ЧЧ*ММ*ГГ*.

В настоящее время по адресу расположения нежилого здания на кадастровом учете стоит земельный участок с кадастровым номером 52:18:*:2, площадью 542 кв.м; категория земель: Земли населенных пунктов, расположенный по адресу: ***.

По данному адресу также находится нежилое помещение площадью 47,4 кв.м., и нежилое помещение площадью 61,0 кв.м., также принадлежавшие ФИО1 на основании договора дарения от ЧЧ*ММ*ГГ*, заключенного с П* Фактически строение площадью 47,4 кв.м. было реконструировано (возведен второй этаж), что подтверждается актом обследования земельного участка от ЧЧ*ММ*ГГ*, составленным ГП НО «Нижтехинвентаризация».

Согласно выписки Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение площадью 61,0 кв.м. по адресу: *** настоящее время принадлежит П* на основании договора дарения от ЧЧ*ММ*ГГ*.

ЧЧ*ММ*ГГ*ФИО1 обратилась в суд с заявлением в Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений *** о выполнении необходимых действий для снятия с кадастрового учета земельного участка по адресу: *** кадастровым номером 52:18:*:2, площадью 542 кв.м.

В ответ на данное обращение Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений ***ЧЧ*ММ*ГГ* сообщило, что поскольку земельный участок имеет статус «ранее учтенного» и не является преобразуемым, в соответствии с пунктом 33 ч.1 ст. 26 Федеральный закон от ЧЧ*ММ*ГГ* N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости» он не подлежит снятию с государственного кадастрового учета.

Суд не может согласиться с отказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений *** о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка по следующим основаниям.

С ЧЧ*ММ*ГГ* вступил в силу Федеральный закон от ЧЧ*ММ*ГГ* N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), в соответствии с положениями которого Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРН) состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость) (часть 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).

С ЧЧ*ММ*ГГ* сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и сведения ГКН об объектах недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ).

Порядок ведения ЕГРН установлен приказом Минэкономразвития России от ЧЧ*ММ*ГГ* N 943 (далее - Порядок).

В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона N 218-Ф орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до ЧЧ*ММ*ГГ*, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

Как разъяснил Минэкономразвития России в письме от ЧЧ*ММ*ГГ* N ОГ-*** относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до ЧЧ*ММ*ГГ* и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН), земельные участки, учтенные до ЧЧ*ММ*ГГ* в установленном порядке, снимаются с государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений об их правообладателях (часть 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ).

Порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до ЧЧ*ММ*ГГ*, при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такие земельные участки или в реестре прав на недвижимость записей о правах (ограничениях прав) на такие земельные участки установлен пунктом 181 Порядка в зависимости от наличия в ГКН сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в ГКН или ЕГРП сведений об их правообладателях, обеспечивающих возможность направления правообладателю уведомления по почтовому адресу или адресу электронной почты. В случае наличия указанной возможности орган регистрации прав направляет правообладателю уведомление. Если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета.

Согласно п.п.2 пункта 181 Порядка в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до ЧЧ*ММ*ГГ*, при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок осуществляется одно из следующих действий:

2) при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о расположении на земельном участке объекта (объектов) недвижимости, в том числе в виде сведений о части (частях) земельного участка, занятой объектом недвижимости, и наличии в ЕГРП сведений о правообладателе расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости или помещений в таком объекте недвижимости орган регистрации прав направляет по почтовому адресу правообладателя такого объекта недвижимости или адресу электронной почты указанного правообладателя, внесенных в государственный кадастр недвижимости при учете адреса правообладателя, либо по почтовому адресу правообладателя в соответствии со сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии этих сведений) либо, если в соответствии с правилами Закона о кадастре не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя, по указанному в заявлении о кадастровом учете адресу электронной почты или при его отсутствии почтовому адресу такого правообладателя уведомление правообладателю объекта недвижимости или расположенных в нем помещений о том, что, если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении занятого объектом недвижимости земельного участка, такой земельный участок будет снят с учета. Одновременно информация о таком земельном участке направляется в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, а также в орган, осуществляющий государственный земельный надзор. Статус сведений о таком земельном участке сохраняется "актуальный".

Из кадастровой выписки на земельный участок по адресу: *** кадастровым номером 52:18:*:2, площадью 542 кв.м. усматривается, что адрес земельного участка установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка. Границы участка не определены. Участок имеет статус «ранее учтенный». Земельный участок не имеет правообладателя, спора о правах на участок также не имеется, внесен в ГКН 24.01.1995г. На участке имеется несколько объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРП.

Поскольку земельный участок является ранее учтённым до ЧЧ*ММ*ГГ*, сведения о правообладателях в ЕГРП отсутствуют, то он подлежит снятию с кадастрового учета. Министерству инвестиций, земельных и имущественных отношений *** надлежало выполнить действия, указанные п.п.2 п.181 Порядка.

Довод ответчика о том, что земельный участок не является преобразуемым, а потому в соответствии с пунктом 33 ч.1 ст. 26 Федеральный закон от ЧЧ*ММ*ГГ* N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости» не подлежит снятию с государственного кадастрового учета, является основанным на неверном толковании закона.

В соответствии с пунктом 33 ч.1 ст. 26 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:

земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Однако как следует из данной нормы она распространяется лишь на случаи приостановления регистрационных действий, когда земельный участок, в отношении которого предоставлено заявление о снятии его с кадастрового учета не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным Законом. Тогда как в ст. 70 п.3 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* N 218-ФЗ закон прямо предусматривает снятие таких участков с кадастрового учета.

Мнение ответчика о том, что земельный участок с кадастровым номером 52:18:*:2 относится к земельным участкам, сведения о котором носят временный характер является необоснованным, поскольку в сведениях кадастрового учета такие данные отсутствуют.

Положения пункта 33 ч.1 ст. 26 ФЗ № 218-ФЗ в данном случае не подлежат применению, поскольку именно в силу закона, а конкретно в соответствии с частью 3 ст. 70 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* N 218-ФЗ подлежит снятию с кадастрового учета.

Учитывая, что по истечении пяти лет с даты внесения записи в государственный кадастр недвижимости государственная регистрация права на земельный участок по адресу: *** кадастровым номером 52:18:*:2 не осуществлена, споры относительно принадлежности земельного участка отсутствуют, имеются основания для снятии в судебном порядке с государственного кадастрового участка указанного земельного участка.

Требования к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии истцом не заявлялись. Ответчиком является, кроме Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений ***, Управление Росреестра по ***, которое являясь территориальным органом Росреестра, самостоятельным юридическим лицом, в силу закона осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимость, а также государственный кадастровый учет. Следовательно, истцом Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии была в качестве ответчика указана ошибочно, в данной части иска истцу следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО1 удовлетворить частично.

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 52:18:*:2, расположенный по адресу: г.Н.Новгород *** соответствии с частью 3 ст. 70 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* N 218-ФЗ (ред. от ЧЧ*ММ*ГГ*) "О государственной регистрации недвижимости".

В иске ФИО1 к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии о снятии земельного участка с кадастрового учета отказать.

Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости (реестр объектов недвижимости).

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Лопатина И.В.