ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1280/20 от 02.03.2020 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калужский районный суд Калужской области в составе

судьи Дулишкович Е.В.

при секретаре Гущиной К.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 02 марта 2020 года гражданское дело по иску Калужского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГП КО «Калугаоблводаканал», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

17 декабря 2019г., уточнив требования, в суд поступил иск Калужского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, с требованиями обязать Государственное предприятие Калужской области «Калугаоблводаканал» в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений канализации <адрес>, до достижения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, установленных приказом Министерства сельского хозяйства РФ № 552 от 13.12.2006 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного назначения, в том числе нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения». Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области организовать финансовое обеспечение указанных мероприятий. Обязать Государственное предприятие Калужской области «Калугаоблводаканал» в течение 3 месяцев с момента ввода очистных сооружений в эксплуатацию получить решение о предоставлении водного объекта р. Перемера в пользование для сброса сточных вод с очистных сооружений канализации п<адрес>.

Прокурор Уланова Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ГП КО «Калугаоблводаканал» по доверенности Степин А.А. в судебном заседании исковые требования не признал.

Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области по доверенности Шобей И.А. в судебном заседании иск не признала.

Представитель третьего лица Межрегионального Управления Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области, Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены судом надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований действующего природоохранного законодательства об охране окружающей среды, выразившихся в сбросе сточных вод в водный объект - р. Перемера без решения о предоставлении водного объекта в пользование.

В ходе проверки установлено, государственным предприятием Калужской области «Калугаоблводоканал» в процессе эксплуатации комплекса очистных сооружений канализации, расположенного в п<адрес>, осуществляется сброс сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, в реку Перемера в отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в том числе, в целях сброса сточных вод в водный объект.

Как следует из представленных в материалы дела документов, и не оспаривалось стороной ответчика, на балансе ГП «Калугаоблводоканал» находятся объекты инженерно-технического обеспечения, расположенные в <адрес> и представляющие собой комплекс очистных сооружений канализации. Указанный комплекс не обеспечивает надлежащую очистку сбрасываемых сточных вод в реку Перемера до требований природоохранного законодательства.

Также, по состоянию с 21.01.2011г. на балансе ГП «Калугаоблводоканал» находится канализационная насосная станция (далее-КНС), расположенная в <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

В декабре 2017 года ГП «Калугаоблводоканал» обращалось в Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области за получением решения о предоставлении водного объекта в пользование, однако в его предоставлении было отказано на основании п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации, поскольку при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию.

В ходе проверки прокуратурой также установлено, что ГП «Калугаоблводоканал» в нарушение положений Водного кодекса Российской Федерации осуществляет сброс сточных вод в р. Перемера в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Управлением Росприроднадзора по Калужской области 12.06.2019 отобраны пробы вод р. Перемера, по результатам анализа которых установлены превышения допустимых нормативов концентрации вредных веществ в водном объекте, что не оспаривалось ответчиками в судебном заседании.

Таким образом, комплекс очистных сооружений не обеспечивает надлежащую очистку сбрасываемых сточных вод в реку Перемера до требований природоохранного законодательства.

Также, из пояснений представителя ГП «Калугаоблводоканал» следует, что канализационная насосная станция в <адрес> требует реконструкции.

Государственное предприятие Калужской области «Калугаоблводоканал» учреждено министерством экономического развития Калужской области и министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области и является собственностью Калужской области (п. 1.5 Устава ГП КО «Калугаоблводоканал»).

В ходе проведенной проверки установлено, что работа КНС по указанному адресу осуществляется ненадлежащим образом, что приводит к негативному влиянию на окружающую среду.

Таким образом, результаты проведенных проверок свидетельствуют о систематическом нарушении требований природоохранного законодательства при эксплуатации КНС <адрес>, что говорит о бездействии со стороны ГП «Калугаоблводоканал», выраженных в принятии действенных мер, направленных на проведение необходимых мероприятий с целью исключения фактов ненадлежащей работы канализационной системы.

Предприятие создано в целях извлечения прибыли, а также для удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности, в том числе - производственной эксплуатации водопроводно-канализационного комплекса городов и населенных пунктов с осуществлением хозяйственной и финансовой деятельности по предоставлению услуг холодного водоснабжения и водоотведения (п. 2.1 и 2.2.1 Устава ГП КО «Калугаоблводоканал»).

В силу п. 5.1 Устава ГП КО «Калугаоблводоканал» министерство строительства и ЖКХ Калужской области определяет цели, предмет и виды деятельности Предприятия (п. «б»), формирует уставной фонд предприятия (п. «е»), осуществляет согласование объема и направление использования денежных средств, в случае привлечение их предприятием при осуществлении заимствований (п. «м») и пр.

Имущество предприятия находится в государственной собственности Калужской области (п. 3.1 Устава ГП КО «Калугаоблводоканал»).

Согласно п. 2.1, 2.2 Положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области, утв. Постановлением Правительства Калужской области от 16.11.2017 № 660 (далее - Положение), основными задачами министерства являются: реализация на территории Калужской области государственной политики в сфере жилищно-коммунального и строительного комплекса и формирование и реализация инвестиционной политики и содействие активизации инвестиционной деятельности, совершенствование рынка подрядных и проектных работ в указанных сферах.

Министерство в соответствии с возложенными на него задачами разрабатывает и реализует государственные программы Калужской области. разрабатывает, обеспечивает реализацию и финансирование, а также утверждает ведомственные целевые программы по вопросам ведения министерства (п. 3.7 Положения); утверждает инвестиционные программы и контролирует их выполнение, в том числе достижение в результате реализации мероприятий инвестиционных программ целевых показателей деятельности организаций, осуществляющих горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (3.35 Положения); осуществляет мониторинг показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем горячего и холодного водоснабжения (п. 3.36 Положения); осуществляет мониторинг разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения (п. 3.37 Положения).

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Статьей 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются поверхностные воды.

На основании части 1 статьи 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в том числе, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

В силу статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно части 1 статьи 9 Водного Кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 части 2 статьи 11 Водного Кодекса Российской Федерации на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Согласно п.п. 1, 2, 4 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны, в том числе, не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.

В соответствии с частью 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Приказом Министерства сельского хозяйства РФ № 552 от 13.12.2016 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» утверждены указанные нормативы.

Вместе с тем, требования вышеперечисленного законодательства Государственным предприятием не соблюдены, водопользование осуществляется в отсутствие необходимой разрешительной документации, при водоотведении допускаются превышения установленных нормативов по качеству сбрасываемых сточных вод.

В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, путём присуждения к исполнению обязанности.

Статьей 150 Гражданского Кодекса РФ предусмотрено, что жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Как следует из пояснений ответчика, мероприятием, направленным на повышение качества сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений канализации <адрес>, может быть реконструкция очистных сооружений.

До момента обращения прокурора в суд с настоящим иском ГП «Калугаоблводоканал» подготовлено задание на проектно-изыскательские работы по реконструкции объекта - очистные сооружения канализации в <адрес>.

Исходя пояснений представителя ГП «Калугаоблводоканал», реконструкция очистных сооружений может осуществиться в течение не менее чем 3 года. В настоящее время работы по реконструкции не начаты, не определен источник финансирования.

Кроме того, ответчик ГП «Калугаоблводоканал» указывает, что в соответствии с п. 2 ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ГП «Калугаоблводоканал» осуществляет закупки товаров, работ, услуг в соответствии с данным законом.

Для заключения договора подряда на реконструкцию очистных сооружений ГП «Калугаоблводканал» обязано: согласовать сделку, подготовить закупочную документацию, заключить договор на выполнение работ по реконструкции объекта.

Следовательно, предприятие не сможет по объективным обстоятельствам в течение 18 месяцев по требованию прокурора со дня вступления в законную силу решения суда осуществить реконструкцию очистных сооружений, расположенных в п. Бабынино.

При определении источника финансирования на указанные мероприятия, как указывает ответчик, необходимо не менее 36 месяцев с момента определения источника финансирования реконструкции объекта - очистные сооружения канализации в <адрес>

ГП «Калугаоблводоканал» в 2017 году обращалось в Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области с заявлением о предоставлении в пользование водного объекта-реки Перемера, на что был получен отказ.

В случае предоставления всех необходимых документов и обеспечения показателей качества сточных вод, решение о предоставлении в пользование водного объекта может быть получено предприятием не ранее 3-х месяцев после введения в эксплуатацию очистных сооружений п<адрес> после их реконструкции.

Учитывая, что невыполнение вышеуказанных требований закона ответчиком нарушает положения законодательства, суд приходит к выводу, что имеются правовые основания для удовлетворения требований прокурора с установлением сроков, указанных судом выше.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора удовлетворить частично.

Обязать Государственное предприятие Калужской области «Калугаоблводаканал» в течение 36 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений канализации <адрес>, до достижения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, установленных приказом Министерства сельского хозяйства РФ № 552 от 13.12.2016 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения».

Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области организовать финансовое обеспечение указанных мероприятий.

Обязать Государственное предприятие Калужской области «Калугаоблводаканал» в течение 3 месяцев с момента ввода очистных сооружений в эксплуатацию получить решение о предоставлении водного объекта р. Перемера в пользование для сброса сточных вод с очистных сооружений канализации п<адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца со дня его принятия.

Мотивированное решение составлено 10 марта 2020г.

Судья: Е.В.Дулишкович