ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1280/2016 от 21.09.2016 Алданского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-1280/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Алдан 21 сентября 2016 года

Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе

председательствующего судьи Швецовой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Козловой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Жилсервис» о возложении обязанности предоставить информацию,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: ....... Дом, в котором расположена квартира истца, находится в управлении ООО «Жилсервис». На неоднократные устные просьбы и на письменное заявление предоставить информацию о размере предоставленных коммунальных услуг, управляющая организация ООО «Жилсервис» не реагирует, информацию потребителю не предоставляет. Просит обязать ООО «Жилсервис» предоставить информацию потребителю расчет начислений за поставленные услуги по каждой услуге отдельно за каждый месяц за период с [Дата] года по настоящее время с указанием объемов, тарифов, количества, показаний приборов учета, начисления помесячно, оплаты помесячно, задолженности за каждый месяц с [Дата] по настоящее время.

В судебное заседание представитель ответчика ООО «Жилсервис», извещенный надлежащим образом, не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил, доказательств, подтверждающих уважительность причины неявки не представил. В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.

Истец ФИО1, её представитель ФИО2 в судебном заседании иск поддержали, пояснили, что истец сомневается в правильности проведенных ответчиком начислений. ФИО1 неоднократно обращалась за защитой права в суд в связи с неверным начислением оплаты за услугу горячее водоснабжение, которая не поставляется в квартиру истца. В ходе судебных разбирательств, усомнилась в том, что оплата за другие услуги начисляется правильно. В связи с этим, как потребитель обратилась в ООО «Жилсервис», с просьбой предоставить информацию о количестве, объеме услуг поставленных истцу и размере начислений по ним. Однако работники ООО «Жилсервис» отказываются предоставить такую информацию. Данное обстоятельство препятствует истцу проверить правильность расчетов, произвести свои расчеты и обратиться в суд за восстановлением нарушенного права, если такое будет установлено. Произвести расчеты по квитанциям, которые предоставляет управляющая компания они не могут, так как, несмотря на одни и те же тарифы в квитанциях каждый месяц выставляются разные суммы, разные объемы, в графах, где указано, что услуга не поставлялась в итоге значится подлежащая уплате сумма, за отопление выставляется сумма ежемесячно, хотя указано, что стоит прибор учета. На сайте в сети Интернет информация не полная, указаны тарифы за [Дата] год, истец пользоваться интернет ресурсами не умеет. Уточнили, что просят предоставить информацию по каждой услуге (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, техническое обслуживание, управление многоквартирным домом и др.) отдельно, за каждый месяц за период с [Дата] по настоящее время с указанием объемов, тарифов, количества, показаний приборов учета, начисления помесячно, оплата помесячно, задолженность за каждый месяц с [Дата] по настоящее время.

Выслушав истца, её представителя, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

ООО «Жилсервис» является управляющей организацией, в управлении которой с [Дата] по настоящее время находится наряду с другим жилым фондом, дом, расположенный по адресу: ......., что подтверждается информацией с сайта «Реформа ЖКХ» и не опровергается ответчиком.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от [Дата], истец ФИО1 имеет в собственности квартиру, расположенную по адресу: .......

Из представленных копий квитанций о начислении оплаты за поставленные жилищно-коммунальные услуги, расчет оплаты за коммунальные услуги ФИО1 производится ООО «Жилсервис».

[Дата] ФИО1 обратилась в ООО «Жилсервис» с требованием о предоставлении информации потребителю, в котором просила предоставить расчет начислений за услуги (ГВС, ХВС, отопление, водоотведение, канализация) по каждой услуге отдельно за каждый месяц отдельно за период с марта [Дата] года по настоящее время, с указанием объемов, тарифов, количества, показаний приборов учета по лицевому счету истца, и сведения о всех платежах за указанный период. Заявление принято, о чем свидетельствует штамп регистрации входящей корреспонденции за [Номер] от [Дата].

В ходе судебного разбирательства установлено, что до настоящего времени требование потребителя не рассмотрено, информация не предоставлена, какой либо ответ не дан.

Анализ представленных стороной истца квитанций показал, что указанные в них данные противоречивы и вызывают сомнения. Так, согласно квитанции за [Дата] за горячую воду при норме потребления ....... и начислено ....... рублей. В квитанции [Дата] года при таких же нормах и тарифе к оплате выставлено по услуге горячая вода сумма ....... рублей, несмотря на то, что количество поставленной услуги указано 0. В квитанции за [Дата] при количестве поставленной услуги «горячая вода» ....... сумма в графе итого к оплате проставлена сумма ....... рублей. В квитанции [Дата] начисления за горячую воду отсутствуют, вместе с тем, выставлена задолженность по данной услуге в размере ....... рубль.

Аналогичные расхождения установлены и по другим видам коммунальных услуг, счет за поставку которых выставлен истцу ответчиком.

Согласно ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.

Ответчик ООО «Жилсервис» является исполнителем коммунальных услуг по поставке коммунальных ресурсов, а истец, соответственно - потребителем коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в соответствии с положениями "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила).

Согласно пп. "к" п. 31 Правил исполнитель обязан вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.

По смыслу пп. "р" п. 31 Правил, исполнитель обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Поскольку в судебном заседании установлено, что на письменное требование ФИО1 от [Дата], о предоставлении информации потребителю, управляющей организацией ООО «Жилсервис» ответ не предоставлен, суд приходит к выводу, что имеет место нарушение права потребителя на получение достоверной информации об объеме и качестве поставленных услуг.

Доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, суд полагает необоснованными.

В соответствии с Постановлением Правительства от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (далее Стандарт раскрытия информации), управляющая организация товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации: а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива); б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества; в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг; е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме; ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме; з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний; и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год; к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

В соответствии с п. 17 Постановления Правительства РФ N 731, в случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте управляющей организации в сети Интернет, управляющая организация вправе не раскрывать запрашиваемую информацию, а сообщить адрес указанного официального сайта.

Как установлено в суде, истец запрашивал информацию по своему лицевому счету, который не является общедоступным, не указан в п. 3 Постановления Правительства № 731. Ответчик ООО «Жилсервис» никакого ответа на запрос потребителя ФИО1 не дал, ссылку на сайт, где можно данную информацию получить, не сообщил.

Таким образом, требования потребителя о предоставлении информации нарушены, ответ не предоставлен, поэтому исковые требования об обязании предоставить информацию потребителю подлежат удовлетворению. Вместе с тем, суд учитывает, что управление многоквартирным домом, в котором расположена квартира истца ООО «Жилсервис» осуществляет с [Дата], поэтому может предоставить информация с [Дата].

Согласно п. 1 статьи 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Судом установлено нарушение права истца на получение достоверной информации, поэтому требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению. Компенсацию морального вреда суд определяет с учетом фактических обстоятельств дела, сроков нарушения, характера и степени, причиненных истцу нравственных страданий, а также требований разумности и справедливости, в размере ....... рублей.

В соответствии со ст. ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход государства, от уплаты которой истец освобожден на основании п. 1 ст. 333.36 НК РФ, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Истец за исковые требования не имущественного характера должна была оплатить госпошлину в размере 300 рублей, но освобождена от её уплаты в силу закона, поскольку её требования вытекают из Закона о защите прав потребителей. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Жилсервис» об обязании предоставить информацию потребителю удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилсервис» предоставить ФИО1 информацию по её лицевому счету ....... а именно расчет начислений за услуги (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, техническое обслуживание, управление многоквартирным домом и др.) по каждой услуге отдельно за каждый месяц за период с [Дата], с указанием следующих параметров: тариф с указанием единицы измерения, показания индивидуального прибора учета или коллективного прибора учета, количество потребленной услуги за месяц (с указанием единицы измерения), начисления за месяц, перерасчет (с указанием основания), внесенной оплаты, задолженности за месяц, пени за месяц.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере ....... рублей.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис» в доход бюджета государственную пошлину в размере ....... рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Алданский районный суд.

Судья Н.В. Швецова