ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1280/2016 от 28.02.2017 Климовского районного суда (Брянская область)

Дело № 2-36/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

рп. Климово 28 февраля 2017 года

Климовский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Данченко Н.В.,

при секретаре судебного заседания Комковой Г.С.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика- заместителя главы администрации Климовского района Брянской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к Администрации Климовского района Брянской области о признании незаконным решения комиссии администрации Климовского района Брянской области от 14.02.2017 года об исключении из списков участников мероприятий «Социальные выплаты молодым семьям на приобретение жилья»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, с учетом измененных в судебном заседании в порядке ст.39 ГПК РФ требований, обратилась в Климовский районный суд Брянской области с иском о признании незаконным решения комиссии от 14.02.2017 года по реализации отдельных мероприятий по обеспечению жильем молодых семей.

В обоснование своих доводов ФИО1 указала, что она проживает с мужем и несовершеннолетним ребенком ФИО____/____/_____ года рождения в доме № _______ по ......................, принадлежащем матери мужа ФИО1. В связи с отсутствием у их семьи собственного жилья они обратились в администрацию о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в число участников программы «Жилище» на 2011-2015 годы, участников мероприятия «Социальные выплаты молодым семьям на приобретение жилья» государственной программы «развитие образования и науки Брянской области».

05 июня 2013 года администрацией Климовского района она была включена в число участников подпрограммы.

В сентября 2016 года Администрацией Климовского района ей было предложено вновь обратиться с заявлением о признании нуждающейся, так как не обнаружили решения администрации рп.Климово о признании ее нуждающейся в жилом помещении.

Она обратилась с новым заявлением в администрацию рп.Климово о постановке на жилищный учет и представила необходимые документы.

Уведомлением заместителя главы администрации Климовского района от 05.10.2016 года ей сообщили, что не могут признать ее нуждающейся в жилом помещении, и в этой связи на заседании комиссии от 22.09.2016 года принято решение об исключении из списков участников программы «Обеспечение жильем молодых семей».

Согласно уведомлению и протоколу заседания районной комиссии от 22.09.2016 года основанием для отказа в признании нуждающейся в жилом помещении послужило то, что она и члены ее семьи проживают в доме свекрови.

14 февраля 2017 года комиссией администрации Климовского района по реализации отдельных мероприятий по обеспечению жильем молодых семей принято решение об исключении из списков участников мероприятий «Социальные выплаты молодым семьям» на приобретение жилья в связи с тем, что при перерегистрации 22.09.2016 года она не подтвердила факт нуждаемости.

В качестве обоснования указано, что семья ФИО3 не может быть признана нуждающейся в жилом помещении, так как проживает в домовладении принадлежащем матери мужа ФИО4 и члены ее семьи обеспечены общей площадью жилого помещения более учетной нормы.

С указанными выводами она не согласна. Собственник жилого помещения, в котором они проживают, свекровь ФИО не проживает совместно с ними по адресу : ......................, в связи с чем они не являются членами семьи собственника жилья в свете ст. 31 ЖК РФ, и должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Отказ в признании ее нуждающейся и постановке на учет нарушает ее права и права ее несовершеннолетнего ребенка на получение жилья.

Просит признать незаконным и отменить решение комиссии от 14.02.2017 года об исключении ее семьи из списков участников мероприятий «Социальные выплаты молодым семьям на приобретение жилья» и восстановить ее и членов ее семьи в списке участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» областной целевой программы «Жилище» на 2015 -2020 годы.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 с исковыми требованиями не согласился, указав, что ФИО1 в 2013 году обратилась в администрацию Климовского района с заявлением о включении ее семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» областной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года и представила необходимые документы.

Несмотря на отсутствие в учетном деле решения о включении ФИО1 и членов ее семьи в качестве участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» областной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года, указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается, поскольку они регулярно включались в списки участников подпрограммы, которые направлялись в администрацию Брянской области.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2015 года № 889 Федеральная целевая программа «Жилище» изложена в новой редакции и предусматривает срок ее действия с 2015 по 2020 годы.

При проведении мероприятий по перерегистрации граждан, включенных в состав участников подпрограммы, сотрудниками администрации было установлено, что в учетном деле отсутствует решение органа местного самоуправления о признании ФИО1 и членов ее семьи нуждающимися в жилом помещении.

В этой связи ФИО1 предложили вновь обратиться в администрацию Климовского района с заявлением о признании нуждающимися и включении в состав участников мероприятия «Социальная выплата молодым семьям на приобретение жилья».

При проверке документов ФИО1 установлено, что с 2011 года ее семья проживала по адресу: ......................, принадлежащем семье сестры мужа: ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, в связи с чем ФИО1 признавалась нуждающейся в улучшении жилищных условий. С 16 февраля 2015 года ФИО1 с семьей зарегистрирована и проживает в доме № _______ по ...................... общей площадью ...................... кв.м, принадлежащем матери мужа-ФИО, которая в свою очередь, проживает в другом принадлежащем ей на праве собственности доме № _______ по ...................... общей площадью ...................... кв.м.

22 сентября 2016 года районной комиссией администрации Климовского района принято решение об исключении ФИО1 и членов ее семьи из списка участников реализации мероприятий «Социальные выплаты молодым семьям на приобретение жилья».

Основанием исключения из списков послужило отсутствие в учетных делах документа о признании ФИО1 нуждающейся.

Указанная формулировка являлась некорректной, поскольку, согласно Правилам предоставления социальных выплат молодым семьям-участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года, право на получение социальной выплаты имеют молодые семьи, соответствующие следующим условиям:

А) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;

Б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 6 настоящих Правил.

Согласно пункту 6 Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Пунктом 17 Правил предусмотрен перечень документов, необходимых для подачи в орган местного самоуправления для участия в подпрограмме. Требований о предоставлении решения органа местного самоуправления о признании нуждающимся в жилом помещении, указанный пункт не содержит.

Таким образом, для признания молодой семьи участником подпрограммы, необходимо было предоставить документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий. Такие документы ФИО1 в 2013 году были предоставлены.

В последующем семья ФИО3 перестала считаться нуждающейся в улучшении жилищных условий.

14.02.2016 года комиссией по реализации отдельных мероприятий по обеспечении жильем молодых семей администрации Климовского района уточнена формулировка, в соответствии с которой ФИО1 исключена из списков по причине не подтверждения нуждаемости.

Довод ФИО1 о раздельном проживании с собственником дома № _______ по ......................ФИО, свидетельствующим о том, что они не являются членами одной семьи, не может иметь правового значения, поскольку заявитель и члены ее семьи вселены в дом № _______ по ...................... в этом качестве, имеют право пользоваться указанным жилым помещением наравне с собственником, а размер жилого помещения не позволяет отнести ФИО1 и членов ее семьи к категории нуждающихся в жилом помещении, так как они обеспечены общей площадью жилого помещения более учетной нормы.

В судебном заседании третье лицо ФИО4 поддержал доводы заявителя ФИО1 и просил восстановить его семью в число участников программы «Жилище».

Представитель третьего лица Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области ФИО5 в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором оставил разрешение требований истца на усмотрение суда и просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена "Федеральная целевая программа «Жилище на 2011 - 2015 годы, в состав которой входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Постановлением Правительства Брянской области от 30.08.2010 года №894 также была утверждена областная долгосрочная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, которая включает подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 - 2015 годы:

В соответствии с 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Брянской области, участником подпрограммы может быть молодая семья, в которой супруги имеют гражданство Российской Федерации, состоят в браке, зарегистрированном в органах записи актов гражданского состояния, имеют регистрацию на территории Брянской области, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей.Право на получение социальной выплаты имеют молодые семьи, соответствующие следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты недостающей части расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В силу п. 6. применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Статьей 51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ст. 50 ч. 4, 5 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Пунктом 4 Решения Совета народных депутатов пгт. Климово от 23.09.2014 года № 2 -448 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения по муниципальному образованию городское поселение пгт. Климово» учетная норма жилой площади на территории Климово установлена в 14 и менее квадратных метров на одного человека.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2015 года № 889 Федеральная целевая программа «Жилище» изложена в новой редакции и предусматривает срок ее действия с 2015 по 2020 годы.

Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности, становятся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.

Статьей 14 Жилищного кодекса РФ установлены полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, к которым относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Из приведенных норм следует, что в области жилищных отношений органы местного самоуправления полномочны осуществлять в установленном порядке ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Основными задачами подпрограммы являются: предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Пунктом 20 названных Правил определены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, которыми являются: а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 данных правил; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 17 правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

В судебном заседании установлено, что 05 июня 2013 года администрацией Климовского района семья ФИО3, состоящая из трех человек: ФИО1, ФИО4 и их дочери ФИО____/____/_____ года рождения, была включена в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

На момент принятия решения о включении семьи ФИО1 в состав участников подпрограммы семья отвечала предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, что не оспаривается ответчиком по делу, и была зарегистрирована с 2011 года в доме ...................... по .......................

16 февраля 2016 года ФИО1, ее дочь и муж были зарегистрированы в доме № _______ по ......................, собственником которого является ФИО, мать мужа, в качестве членов ее семьи. Общая площадь домовладения, в котором проживает семья ФИО3 составляет ...................... кв.м.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что ФИО1 с учетом положений статьи 51 Жилищного кодекса РФ не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку она, как и члены её семьи, обеспечены общей площадью жилого помещения в размере более 14 кв.м. на каждого, что превышает учетную норму.

Установленные обстоятельства послужили основанием для принятия решения об исключении ФИО1 с составом семьи три человека из числа участников мероприятий «Социальная выплата молодым семьям на приобретение «Жилья» по причине обеспеченности на каждого члена семьи жилой площадью более учетной нормы.

Оценивая довод истца о том, что она не является членом семьи собственника жилого дома, поскольку ФИО проживает отдельно, в другом принадлежащем ей доме, расположенном по адресу: ......................, общей площадью ...................... кв.м., суд считает его основанным на неверном понимании норм права и отклоняет, исходя из следующего:

В соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 ЖК РФ).

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания.

Материалами дела установлено, что 16 февраля 2016 года ФИО1, ее муж и ребенок были вселены и зарегистрированы в жилое помещение общей площадью 106,3 кв.м., как члены семьи собственника ФИО

При этом ФИО1 и члены ее семьи зарегистрированы и проживают в этом жилом помещении без заключения какого-либо соглашения с собственником, определяющего их права иначе, чем это предусмотрено ЖК РФ, что, с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, свидетельствует о том, что они вселены в принадлежащий ФИО дом как члены семьи собственника жилого помещения и, как вселенные собственником жилого помещения члены его семьи, согласно ч. 2 ст. 31 ЖК РФ имеют право пользования данным жилым помещением наравне с собственником.

То обстоятельство, что собственник дома ФИО не проживает с семьей истца, не влияет, вопреки доводам ФИО1, на вывод о том, что они являются членами одной семьи, поскольку гражданину на праве собственности могут принадлежать несколько жилых помещений, и проживать он может в любом из них, а не только в том, в котором проживают вселенные им в качестве членов семьи другие лица.

Указанный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22.08.2016 года №45-КГ16-12.

Поскольку истец и члены ее семьи занимают жилое помещение, принадлежащее на праве собственности члену их семьи ФИО общей площадью 106, 3 кв.м., уровень обеспеченности общей площадью этой семьи составляет более 14 кв.м на одного человека, что выше учетной нормы.

Следовательно, решение комиссии от 14 февраля 2017 года об исключении семьи истцов из списка молодых семей, участвующих в Программе, по причине того, что общая площадь занимаемого ими жилого помещения превышает учетную норму, законно и не подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 о признании незаконным решения комиссии администрации Климовского района Брянской области от 14 февраля 2017 года об исключении из списков участников мероприятий «Социальные выплаты молодым семьям на приобретение жилья» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение оглашено в резолютивной части 28 февраля 2017 года.

В окончательной форме решение изготовлено 05 марта 2017 года.

Судья Данченко Н.В.