***
Дело №2-1280/2023
***
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июля 2023 года город Кола Мурманской области
Кольский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Корепиной О.С.,
при секретаре Лысовой И.А.
с участием представителя истца Мошковского Н.Н.,
представителя ответчика Березиной И.А.,
представителя третьего лица Беликова О.П.,
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Мурманской транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Аэропорт Мурманск» о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Мурманская транспортная прокуратура обратилась в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к акционерному обществу «Аэропорт Мурманск» (далее-АО «Аэропорт Мурманск») о возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой была проведена проверка по исполнению законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в АО «Аэропорт Мурманск», в ходе которой были выявлены нарушения, требующие принятия мер к их устранению. Так, было выявлено, что вопреки требованиям п. 5.1.3 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 904/пр (далее - СП 59.13330.2020), вдоль пешеходной дорожки от остановки общественного транспорта до входной группы аэровокзала АО «Аэропорт Мурманск» (центральный вход) отсутствуют поручни. Также вопреки требованиям п. 6.2.3, 6.5.12 СП 59.13330.2020 при входе в аэровокзальный комплекс АО «Аэропорт Мурманск» и выходе из него, а также в самом здании участки пола на коммуникационных путях движения не имеют предупреждающих тактильных напольных указателей. Отсутствие вышеперечисленных приспособлений и устройств, не позволяет в полной мере лицам, с ограниченными физическими возможностями, а также иным маломобильным группам населения, в частности пожилым людям, пассажирам с травмами вести социально-активную жизнь, пользоваться всеми предлагаемыми перевозчиками услугами. Указанные нарушения законодательства РФ в области обеспечения доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры маломобильным группам населения, нарушает права указанной группы лиц на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества, гарантированные ст. 7 Конституции РФ, а также Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В связи с чем, просит обязать АО «Аэропорт Мурманск» в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: установить вдоль пешеходной дорожки от остановки общественного транспорта до входной группы аэровокзала АО «Аэропорт Мурманск» (центральный вход) поручни; при входе в аэровокзальный комплекс АО «Аэропорт Мурманск» и выходе из него, а также в самом здании участки пола на коммуникационных путях движения оборудовать предупреждающими тактильными напольными указателями.
Протокольным определением Кольского районного суда Мурманской области от *** к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Мурманское региональное отделение Всероссийского общества слепых (далее МОО ВОС).
Представитель истца представил уточненное исковое требование, согласно которого в ходе проведенного комиссионного обследования было установлено, что вопреки требованиям п. 11 Порядка, п. 5.1.3, п. 6.5.3 СП 59.13330.2020 в аэропорту «Мурманск» АО «Аэропорт Мурманск» отсутствует система средств информационной поддержки и навигации для лиц с нарушением зрения, а именно отсутствует система радиоинформирования и звукового ориентирования, предусмотренная ГОСТ Р 59431-2021, а также вопреки п. 8.1.7 СП 59.13330.2020 высота расположения низа окон кассы и справочной в зале вылета в аэровокзале аэропорта «Мурманск» АО «Аэропорт Мурманск» составляет более 1,10 метра над уровнем пола, что не доступно для инвалидов, передвигающихся на кресле- коляске. Кроме того, вопреки требованиям п. 5.1.13 СП 59.13330.2020: высота поручней вдоль пешеходной дорожки от остановки общественного транспорта до входной группы аэровокзала (центральный вход) превышает 0,9 метра, данные поручни не имеют завершающих горизонтальных частей поручней и выступающих за границы лестничных маршей на 0,3 метра;поручи лестничного марша, ведущего в общественный санузел, в зале вылета в аэровокзале аэропорта «Мурманск» не имеют завершающих горизонтальных частей поручней и выступающих за границы лестничных маршей на 0,3 метра; лестничный марш, ведущий на верхнюю часть привокзальной площади к «ВИП-зал» аэропорта «Мурманск», не оборудован поручнями в соответствии с п. 5.1.13 СП 59.13330.2020; высота поручней лестничного марша, ведущего на второй этаж в зале вылета в аэровокзале аэропорта «Мурманск» превышает 0,9 метра, а также данные поручни не имеют завершающих горизонтальных частей поручней и выступающих за границы лестничных маршей на 0,3 метра; высота поручней лестничных маршей, расположенных на входе и выходе из зала прилета терминала «А» аэропорта Мурманск» превышает 0,9 метра, данные поручни не имеют завершающих горизонтальных частей поручней и выступающих за границы лестничных маршей на 0,3 метра; высота поручней лестничного марша в зале вылета у выхода на посадку (стерильной зоне) в аэровокзале аэропорта «Мурманск» превышает 0,9 метра, данные поручни не имеют завершающих горизонтальных частей поручней и выступающих за границы лестничных маршей на 0,3 метра; лестничный марш, ведущий к «Пункту пропуска» со стороны перрона аэродрома «Мурманск» не оборудован поручнями в соответствии с п. 5.1.13 СП 59.13330.2020; ширина данного лестничного марша составляет более 4 метров, однако поручень, разделяющий данный лестничный марш, отсутствует. Вопреки требования п. 6.2.8 СП 59.13330.2020 в аэропорту Мурманск контрастное выделение краевых ступеней отсутствует: на лестничном марше, ведущем в общественный санузел (зал вылета в аэровокзале аэропорта Мурманск); на лестничном марше, ведущем на верхнюю часть привокзальной площади к «ВИП-зал» аэропорта «Мурманск»; на лестничном марше входа и выхода из зала прилета в терминала «А»; на лестничном марше, ведущему к «Пункту пропуска» со стороны перрона аэродрома «Мурманск». вопреки требованиям п. 5.5.10 и п. 5.5.14 ГОСТ Р 51261- 2022 верхние края поручней вдоль раковин, расположенных в санузлах для инвалидов в зале вылета (стерильная зона) и в медпункте в аэропорту «Мурманск», расположены ниже раковин. Раковина в санузле для инвалидов в зале вылета (стерильная зона) выполнены с одной опорной ножкой (пьедесталом). Вопреки требованиям п. 6.2.3 СП 59.13330.2020 и 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2018 на верхней привокзальной площади аэропорта «Мурманск»: тактильные напольные указатели для обозначений путей следования выполнены с нарушением (выполнены в виде 9 параллельных продольных рифов) (п. 4.2.2 табл. 3, рис. А.9 ГОСТ Р 52875-2018); перед лестничным маршем отсутствуют тактильные напольные указатели «Внимание, прямо по ходу движения - лестница» (п. 4.2.2 табл. 3 ГОСТ Р 52875-2018); тактильные указатели перед выходом с тротуара на пешеходные переходы не соответствуют рис. А.1, таб. 3 п. 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2018. Также проверкой установлено, что в санузле для инвалидов в медпункте аэровокзала в аэропорту «Мурманск» установлен унитаз с поручнями, установленными на унитазе. Такое оборудование не может быть применено в общественном туалете и может применяться только для индивидуального использования с учетом веса пользователя и допустимой нагрузки на них, указанной в инструкции, (рисунок А. 19 ГОСТ Р 51261-2022). Отсутствие и несоответствия вышеперечисленных приспособлений и устройств требованиям законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов, не позволяет в полной мере лицам, с ограниченными физическими возможностями, а также иным маломобильным группам населения, в частности пожилым людям, пассажирам с травмами вести социально-активную жизнь, пользоваться всеми предлагаемыми перевозчиками услугами. Указанные нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры маломобильным группам населения, нарушает права указанной группы лиц на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества, гарантированные ст. 7 Конституции РФ, а также Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В связи с чем просил обязать АО «Аэропорт Мурманск» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу: -оборудовать аэропорт «Мурманск» системой средств информационной поддержки и навигации для лиц с нарушением зрения, предусматривающей радиоинформирование и звуковое ориентирование; оборудовать низ окон кассы и справочной в зале вылета в аэровокзале аэропорта «Мурманск» на высоте не более 0,80 - 0,85 метра над уровнем пола; установить поручни вдоль пешеходной дорожки от остановки общественного транспорта до входной группы аэровокзала (центральный вход) на высоту, не превышающую 0,9 метра от поверхности проступи ступеней, а также оборудовать данные поручни завершающими горизонтальными частями поручней, выступающими за границы пешеходной дорожки на 0,3 метра; оборудовать поручни лестничного марша, ведущего в общественный санузел, в зале вылета в аэровокзале аэропорта «Мурманск» завершающими горизонтальными частями поручней и выступающими за границы лестничного марша на 0,3 метра; оборудовать лестничный марш, ведущий на верхнюю часть привокзальной площади к «ВИП-зал» аэропорта «Мурманск», поручнями в соответствии с п. 5.1.13 СП 59.13330.2020; установить поручни лестничного марша, ведущего на второй этаж в зале вылета в аэровокзале аэропорта «Мурманск» на высоту, не превышающую 0,9 метра от поверхности проступи ступеней, а также оборудовать данные поручни завершающими горизонтальными частями поручней и выступающими за границы лестничного марша на 0,3 метра; установить поручни на лестничных маршах, на входе и выходе в зал прилета терминала «А» аэропорта Мурманск на высоту, не превышающую 0,9 метра от поверхности проступи ступеней, а также оборудовать данные поручни завершающими горизонтальными частями поручней и выступающими за границы лестничного марша на 0,3 метра; установить поручни лестничного марша в зале вылета у выхода на посадку (стерильной зоне) в аэровокзале аэропорта «Мурманск» на высоту, не превышающую 0,9 метра от поверхности проступи ступеней, данные поручни не имеют завершающих горизонтальных частей поручней и выступающих за границы лестничных маршей на 0,3 метра; оборудовать лестничный марш, ведущий к «Пункту пропуска» со стороны перрона аэродрома «Мурманск» поручнями в соответствии с п. 5.1.13 СП 59.13330.2020, а также поручнем разделяющий данный лестничный марш; нанести контрастное выделение краевых ступеней: на лестничном марше, ведущем в общественный санузел (зал вылета в аэровокзале аэропорта Мурманск); на лестничном марше, ведущем на верхнюю часть привокзальной площади к «ВИП-зал» аэропорта «Мурманск»; на лестничном марше у входа и выхода из зала прилета в терминал «А»; на лестничном марше, ведущему к «Пункту пропуска» со стороны перрона аэродрома «Мурманск»; установить поручни раковин, расположенных в санузлах для инвалидов в зале вылета (стерильная зона) и в медпункте в аэропорту «Мурманск», а также раковину в санузле для инвалидов в зале вылета (стерильная зона) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51261-2022; установить на верхней привокзальной площади аэропорта «Мурманск» тактильные напольные указатели для обозначений путей следования в соответствии с ГОСТ Р 52875-2018; установить перед лестничным машем, ведущем на верхнюю часть привокзальной площади к «ВИП-зал» аэропорта «Мурманск» тактильные напольные указатели «Внимание, прямо по ходу движения-лестница»; установить на верхней привокзальной площади аэропорта «Мурманск» перед выходом с тротуара на пешеходные переходы тактильные указатели в соответствии с ГОСТ П 52875-2018; оборудовать санузел для инвалидов в медпункте аэровокзала в аэропорту «Мурманск» поручнями в соответствии с ГОСТ Р 51261-2022.
Представитель истца в судебном заседании на уточненном исковом заявлении настаивал, уточнив срок исполнения в части возложении обязанности установить поручни лестничного марша, ведущего на второй этаж в зале вылета в аэровокзале аэропорта «Мурманск» на высоту, не превышающую 0,9, метра от поверхности проступи ступеней, а также оборудовать данные поручни завершающими горизонтальными частями поручней и выступающими за границы лестничного марша на 0,3 метра в срок до ***, а также оборудовать аэропорт «Мурманск» системой средств информационной поддержки и навигации для лиц с нарушением зрения, предусматривающей радиоинформирование и звуковое ориентирование в срок до ***.
Представитель ответчика в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями согласилась в полном объеме, пояснив, что реконструкция старого здания аэровокзала станет возможным после ввода в строй нового здания, так как в противном случае для проведения реконструкции потребуется закрыть здание аэровокзала, что недопустимо.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Мурманского РО ВОС, против исковых требований не возражал, оставил на усмотрение суда.
Суд, выслушав представителей сторон, третьего лица, исследовав материалы дела, находит заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181- ФЗ) определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу статьи 9 Закона № 181-ФЗ реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает, в том числе создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.
Согласно статье 15 Закона № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм создают:
условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
Положения Закона № 181-ФЗ требуют от предприятий, учреждений и организаций, связанных с обслуживанием населения, обязательного осуществления мер по приспособлению действующих павильонов, внутренних территорий организаций для доступа к ним инвалидов. Объекты могут оснащаться приспособлением и оборудованием, как при начальном строительстве, так и при реконструкции, ремонте или в рамках общего благоустройства.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон № 384-ФЗ) жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона N 384-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
Указанный Закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения (ч. 2 ст. 3 № 384-ФЗ).
В случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления». Под «разумным приспособлением» понимается внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод (ст. 2 Конвенции ООН о правах инвалидов от 13.12.2006, п. 3.22 СП 59.13330.2020).
Таким образом, по смыслу указанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
Согласно ст. 106.1 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) оператор аэропорта, имеющий сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, и перевозчик должны предоставить пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по его запросу услуги, предусмотренные настоящей статьей.
В аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, предоставляются без взимания дополнительной платы услуги, в том числе дублирование предоставляемой в аэропорту и необходимой для ознакомления пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности звуковой и зрительной информации и др.
В соответствии с п. 11 Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, утвержденного приказом Минтранса России от 15.02.2016 № 24 (далее - Порядок) обслуживающая организация обязана обеспечивать установление на входах в аэровокзальный комплекс и в иных местах, определяемых обслуживающей организацией, места прибытия в аэропорт пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, оборудованные кнопкой вызова (оповещения), иными обеспечивающими вызов (оповещение) техническими средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С получением вызова сотрудники обслуживающей организации обязаны прибыть к месту встречи пассажиров для оказания услуг, предусмотренных настоящим Порядком, в период времени, не превышающий 20 минут.
Требования по предоставлению пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах установлены в том числе Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 904/пр (далее - СП 59.13330.2020).
Согласно п. 4.1. СП 59.13330.2020 требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы
к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.
В соответствии с п. 5.1.3 СП 59.13330.2020 в проектной документации должны быть предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения (далее - МГН) по участку к доступному входу в здание с учетом требований СП 42.13330. Пешеходные пути должны иметь непрерывную связь с внешними, по отношению к участку, транспортными и пешеходными коммуникациями, остановочными пунктами пассажирского транспорта общего пользования. Система средств информационной поддержки и навигации должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН на часы работы организации (учреждения или предприятия). В сложившейся застройке, при сложном рельефе (в местах с пересеченной или горной местностью и пр.), когда невозможно передвижение МГН по проектируемым путям пешеходного движения, следует предусматривать альтернативные пути движения МГН протяженностью между объектами притяжения не более 300 м и с доступными для этих лиц условиями движения.
Согласно п. 6.5.3 СП 59.13330.2020 технические средства информации и сигнализации в местах массового посещения должны обеспечивать посетителям объекта возможности однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежной ориентации в пространстве, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях, расположении путей эвакуации и т.п.
При необходимости здание или сооружение по заданию на проектирование допускается дополнительно оборудовать звуковыми устройствами ориентирования и информирования для обеспечения навигации инвалидов по зрению.
В соответствии с п. 8.1.7 СП 59.13330.2020, низа окон касс, справочных и других мест обслуживания, используемых посетителями - инвалидами на креслах-колясках, должна находиться на высоте не более 0,80 - 0,85 м над уровнем пола.
В соответствии с п. 5.1.13 СП 59.13330.2020 с двух сторон одно- и многомаршевых внешних лестниц следует предусматривать непрерывные по всей их длине ограждения и поручни в соответствии с ГОСТ Р 51261. Высоту поручня определяют от его верхней части до поверхности проступи ступеней и принимают 0,9 м. Края поручней со стороны пешеходных путей должны быть расположены в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части внешней лестницы. При расчетной ширине прохожей части внешней лестницы 4 м и более следует предусматривать центральные двусторонние поручни. Они могут выполняться с разрывом в плане на горизонтальных площадках. Перед нижним и верхним маршами внешней лестницы следует предусматривать завершающие части поручней, которые должны быть горизонтальными и выступать за границы лестничных маршей на 0,3 м. В стесненных условиях допускается выполнять завершающие части поручней под углом 90° во внешнюю сторону. Форма завершающих частей поручней должна быть травмобезопасной: с плавным завершением вниз, в сторону ограждения или стены и т.п. Расстояние любой прилегающей поверхности до поручней в свету должно быть не менее 0,06 м. При расположении поручня под нависающими конструкциями ограждений следует обеспечивать высоту над поручнем не менее 0,45 м, а их внешнюю границу проектировать по одной вертикальной проекции с внутренним краем поручня. Там, где высота свободного пространства от поверхности земли до выступающих снизу конструкций лестниц менее 2,1 м, следует предусматривать ограждение или озеленение (кустарник).
В соответствии с п. 6.2.8 СП 59.13330.2020 на проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08 - 0,1 м.
В соответствии с 5.5.10 ГОСТ Р 51261-2022 использованию поручней у унитаза и раковины не должны мешать туалетные принадлежности и оборудование, такие как полотенцесушитель, диспенсер для мыла, мусорное ведро и т.д.
В соответствии с п. 5.5.14 ГОСТ Р 51261-2022 в универсальных кабинах санузлов у раковины устанавливают опорные поручни в соответствии с рисунками 28, 29. Просвет между раковиной и поручнем должен составлять (45 +/- 5) мм, расстояние между поручнем и боковой стеной с учетом требования СП 136.13330.2012 по установке раковины. Верхний край поручня вдоль раковины должен быть выше раковины в пределах от 10 до 50 мм для предотвращения опирания на раковину. Выступ поручня за пределы переднего края раковины не должен превышать 100 мм, за исключением поручня, расположенного вдоль стены. Опоры при напольном креплении поручней не должны быть расположены от его переднего края более чем на половину длины всего поручня (см. рисунок 28А).
В соответствии с п. 6.2.3 СП 59.13330.2020 в общественных зданиях на этажах с числом посетителей более 50 человек на участках пола на основных путях движения перед дверными проемами в помещения по ходу движения, открытыми входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами следует предусматривать предупреждающие тактильные напольные указатели по ГОСТ Р 52875. Применение направляющих тактильных напольных указателей на путях движения в зданиях - по 6.5.12.
В соответствии с п. 6.3.1 СП 59.13330.2020 во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов универсальные и доступные кабины в уборных, места в раздевальных ванных и душевых. При этом должна быть обеспечена доступность уборных общего пользования для людей с нарушениями зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Мурманской транспортной прокуратурой при проведении проверки выявлены нарушения требований законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов в АО «Аэропорт Мурманск», требующие принятия мер к их устранению.
В ходе проведенного в рамках проверки комиссионного обследования было установлено, что вопреки требованиям п. 11 Порядка, п. 5.1.3, п. 6.5.3 СП 59.13330.2020 в аэропорту «Мурманск» АО «Аэропорт Мурманск» отсутствует система средств информационной поддержки и навигации для лиц с нарушением зрения, а именно отсутствует система радиоинформирования и звукового ориентирования, предусмотренная ГОСТ Р 59431-2021, а также вопреки п. 8.1.7 СП 59.13330.2020 высота расположения низа окон кассы и справочной в зале вылета в аэровокзале аэропорта «Мурманск» АО «Аэропорт Мурманск» составляет более 1,10 метра над уровнем пола, что не доступно для инвалидов, передвигающихся на кресле- коляске. Кроме того, вопреки требованиям п. 5.1.13 СП 59.13330.2020: высота поручней вдоль пешеходной дорожки от остановки общественного транспорта до входной группы аэровокзала (центральный вход) превышает 0,9 метра, данные поручни не имеют завершающих горизонтальных частей поручней и выступающих за границы лестничных маршей на 0,3 метра;поручи лестничного марша, ведущего в общественный санузел, в зале вылета в аэровокзале аэропорта «Мурманск» не имеют завершающих горизонтальных частей поручней и выступающих за границы лестничных маршей на 0,3 метра; лестничный марш, ведущий на верхнюю часть привокзальной площади к «ВИП-зал» аэропорта «Мурманск», не оборудован поручнями в соответствии с п. 5.1.13 СП 59.13330.2020; высота поручней лестничного марша, ведущего на второй этаж в зале вылета в аэровокзале аэропорта «Мурманск» превышает 0,9 метра, а также данные поручни не имеют завершающих горизонтальных частей поручней и выступающих за границы лестничных маршей на 0,3 метра; высота поручней лестничных маршей, расположенных на входе и выходе из зала прилета терминала «А» аэропорта Мурманск» превышает 0,9 метра, данные поручни не имеют завершающих горизонтальных частей поручней и выступающих за границы лестничных маршей на 0,3 метра; высота поручней лестничного марша в зале вылета у выхода на посадку (стерильной зоне) в аэровокзале аэропорта «Мурманск» превышает 0,9 метра, данные поручни не имеют завершающих горизонтальных частей поручней и выступающих за границы лестничных маршей на 0,3 метра; лестничный марш, ведущий к «Пункту пропуска» со стороны перрона аэродрома «Мурманск» не оборудован поручнями в соответствии с п. 5.1.13 СП 59.13330.2020; ширина данного лестничного марша составляет более 4 метров, однако поручень, разделяющий данный лестничный марш, отсутствует. Вопреки требования п. 6.2.8 СП 59.13330.2020 в аэропорту Мурманск контрастное выделение краевых ступеней отсутствует: на лестничном марше, ведущем в общественный санузел (зал вылета в аэровокзале аэропорта Мурманск); на лестничном марше, ведущем на верхнюю часть привокзальной площади к «ВИП-зал» аэропорта «Мурманск»; на лестничном марше входа и выхода из зала прилета в терминала «А»; на лестничном марше, ведущему к «Пункту пропуска» со стороны перрона аэродрома «Мурманск». вопреки требованиям п. 5.5.10 и п. 5.5.14 ГОСТ Р 51261- 2022 верхние края поручней вдоль раковин, расположенных в санузлах для инвалидов в зале вылета (стерильная зона) и в медпункте в аэропорту «Мурманск», расположены ниже раковин. Раковина в санузле для инвалидов в зале вылета (стерильная зона) выполнены с одной опорной ножкой (пьедесталом). Вопреки требованиям п. 6.2.3 СП 59.13330.2020 и 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2018 на верхней привокзальной площади аэропорта «Мурманск»: тактильные напольные указатели для обозначений путей следования выполнены с нарушением (выполнены в виде 9 параллельных продольных рифов) (п. 4.2.2 табл. 3, рис. А.9 ГОСТ Р 52875-2018); перед лестничным маршем отсутствуют тактильные напольные указатели «Внимание, прямо по ходу движения - лестница» (п. 4.2.2 табл. 3 ГОСТ Р 52875-2018); тактильные указатели перед выходом с тротуара на пешеходные переходы не соответствуют рис. А.1, таб. 3 п. 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2018. Также проверкой установлено, что в санузле для инвалидов в медпункте аэровокзала в аэропорту «Мурманск» установлен унитаз с поручнями, установленными на унитазе. Такое оборудование не может быть применено в общественном туалете и может применяться только для индивидуального использования с учетом веса пользователя и допустимой нагрузки на них, указанной в инструкции, (рисунок А. 19 ГОСТ Р 51261-2022).
Отсутствие и несоответствия вышеперечисленных приспособлений и устройств требованиям законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов, не позволяет в полной мере лицам, с ограниченными физическими возможностями, а также иным маломобильным группам населения, в частности пожилым людям, пассажирам с травмами вести социально-активную жизнь, пользоваться всеми предлагаемыми перевозчиками услугами.
Указанные нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры маломобильным группам населения, нарушает права указанной группы лиц на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества, гарантированные ст. 7 Конституции РФ, а также Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Стороной ответчика требований прокурора не оспаривались.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и необходимости их удовлетворения.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор просил обязать ответчика совершить требуемые действия в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, за исключением пунктов со сроком исполнения до ***, а именно: установить поручни лестничного марша, ведущего на второй этаж в зале вылета в аэровокзале аэропорта «Мурманск» на высоту, не превышающую 0,9, метра от поверхности проступи ступеней, а также оборудовать данные поручни завершающими горизонтальными частями поручней и выступающими за границы лестничного марша на 0,3 метра, а также оборудовать аэропорт «Мурманск» системой средств информационной поддержки и навигации для лиц с нарушением зрения, предусматривающей радиоинформирование и звуковое ориентирование. Суд полагает заявленные истцом сроки, с которыми согласился представитель ответчика, разумным, обоснованным и достаточным для проведения ответчиком необходимых мероприятий.
Кроме того, в силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета муниципального образования подлежит взысканию государственная пошлина от уплаты, которой прокурор освобожден в силу пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации в размере, установленном пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Мурманского транспортного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Аэропорт Мурманск» о возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить.
Возложить на акционерное общество «Аэропорт Мурманск» обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу:
-оборудовать низ окон кассы и справочной в зале вылета в аэровокзале аэропорта «Мурманск» на высоте не более 0,80 - 0,85 метра над уровнем пола; установить поручни вдоль пешеходной дорожки от остановки общественного транспорта до входной группы аэровокзала (центральный вход) на высоту, не превышающую 0,9 метра от поверхности проступи ступеней, а также оборудовать данные поручни завершающими горизонтальными частями поручней, выступающими за границы пешеходной дорожки на 0,3 метра;
-оборудовать поручни лестничного марша, ведущего в общественный санузел, в зале вылета в аэровокзале аэропорта «Мурманск» завершающими горизонтальными частями поручней и выступающими за границы лестничного марша на 0,3 метра;
-оборудовать лестничный марш, ведущий на верхнюю часть привокзальной площади к «ВИП-зал» аэропорта «Мурманск», поручнями в соответствии с п. 5.1.13 СП 59.13330.2020;
-установить поручни на лестничных маршах, на входе и выходе в зал прилета терминала «А» аэропорта Мурманск на высоту, не превышающую 0,9 метра от поверхности проступи ступеней, а также оборудовать данные поручни завершающими горизонтальными частями поручней и выступающими за границы лестничного марша на 0,3 метра;
-установить поручни лестничного марша в зале вылета у выхода на посадку (стерильной зоне) в аэровокзале аэропорта «Мурманск» на высоту, не превышающую 0,9 метра от поверхности проступи ступеней, данные поручни не имеют завершающих горизонтальных частей поручней и выступающих за границы лестничных маршей на 0,3 метра;
- оборудовать лестничный марш, ведущий к «Пункту пропуска» со стороны перрона аэродрома «Мурманск» поручнями в соответствии с п. 5.1.13 СП 59.13330.2020, а также поручнем разделяющий данный лестничный марш;
-нанести контрастное выделение краевых ступеней: на лестничном марше, ведущем в общественный санузел (зал вылета в аэровокзале аэропорта Мурманск); на лестничном марше, ведущем на верхнюю часть привокзальной площади к «ВИП-зал» аэропорта «Мурманск»; на лестничном марше у входа и выхода из зала прилета в терминал «А»; на лестничном марше, ведущему к «Пункту пропуска» со стороны перрона аэродрома «Мурманск»;
-установить поручни раковин, расположенных в санузлах для инвалидов в зале вылета (стерильная зона) и в медпункте в аэропорту «Мурманск», а также раковину в санузле для инвалидов в зале вылета (стерильная зона) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51261-2022;
-установить на верхней привокзальной площади аэропорта «Мурманск» тактильные напольные указатели для обозначений путей следования в соответствии с ГОСТ Р 52875-2018;
-установить перед лестничным машем, ведущем на верхнюю часть привокзальной площади к «ВИП-зал» аэропорта «Мурманск» тактильные напольные указатели «Внимание, прямо по ходу движения-лестница»;
-установить на верхней привокзальной площади аэропорта «Мурманск» перед выходом с тротуара на пешеходные переходы тактильные указатели в соответствии с ГОСТ П 52875-2018;
-оборудовать санузел для инвалидов в медпункте аэровокзала в аэропорту «Мурманск» поручнями в соответствии с ГОСТ Р 51261-2022.
Возложить на акционерное общество «Аэропорт Мурманск» обязанность в срок до ***:
- оборудовать аэропорт «Мурманск» системой средств информационной поддержки и навигации для лиц с нарушением зрения, предусматривающей радиоинформирование и звуковое ориентирование;
- установить поручни лестничного марша, ведущего на второй этаж в зале вылета в аэровокзале аэропорта «Мурманск» на высоту, не превышающую 0,9 метра от поверхности проступи ступеней, а также оборудовать данные поручни завершающими горизонтальными частями поручней и выступающими за границы лестничного марша на 0,3 метра.
Взыскать с акционерного общества «Аэропорт Мурманск» госпошлину в доход бюджета муниципального образования Кольский район 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца.
Судья О.С. Корепина