дело № 2-1281/13
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2013 года город Туапсе
Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего судьи Твердова И.В.
при секретаре Паас В.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственной компании «Российские автомобильные дороги» в лице Краснодарского территориального управления государственной компании «Российские автомобильные дороги» к Гудзовской И.Л., Карташовой В.А. и Шевченко И.В. о признании раздела земельных участков согласованным,
У С Т А Н О В И Л:
Государственная компания «Российские автомобильные дороги» в лице Краснодарского территориального управления государственной компании «Российские автомобильные дороги» обратилась в Туапсинский районный суд с исковым заявлением к Гудзовской И.Л., Карташовой В.А. и Шевченко И.В. о признании раздела земельных участков согласованным.
В судебном заседании представитель истца, действующая по доверенности Жлоба Е.В., исковые требования поддержала и пояснила, что согласно ст.ст.3,4 Федерального закона от 17.07.2009 №145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", истец является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией в целях оказания государственных услуг и выполнения иных государственных полномочий в сфере дорожного хозяйства, поддержания в надлежащем состоянии и развития сети автомобильных дорог государственной компании, увеличения их пропускной способности, обеспечения движения по ним, повышения качества услуг, оказываемых пользователям автомобильными дорогами государственной компании, развития объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог государственной компании.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009г. №2133-р, принятым во исполнение ч.7 ст.28, ст.36 указанного закона, с 01.05.2010 года федеральная автомобильная дорога М-4 «Дон» передана в доверительное управление, а земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги М-4 «Дон», переданы в аренду ГК «Российские автомобильные дороги».
В соответствии с Перечнем основных автодорожных коридоров Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.04.1999г. №438 «О государственной концепции создания и развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации», магистраль М-4 «Дон» является частью транспортного коридора меридионального направления (Север-Юг) по которой осуществляется основная часть грузовых и пассажирских перевозок в масштабах страны в направлении «Север-Юг», а так же реализуются транспортные связи центральной части России с портами и курортной зоной Азово-Черноморского побережья, чем определяется и важнейшее для Российской Федерации стратегическое и оборонное значение автомагистрали.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" М-4 «Дон» (идентификационный номер 00 ОП М-4 (Е50, Е97, Е115, Е592, СНГ) от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, до Новороссийска является автомобильной дорогой федерального значения.
На основании ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильные дороги соединяющие столицу Российской Федерации - город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации являются автомобильными дорогами общего пользования, к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Из ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 17.11.2010 №928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения", ст.ст.87, 90 ЗК РФ следует, что федеральная автомобильная дорога общего пользования М-4 «Дон», а также занятые ей земельные участки (включая полосу отвода), являются федеральной собственностью. В силу ст.6 Федерального закона от 17.07.2009 №145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к компетенции истца относится выполнение функций государственного заказчика по договорам на проведение работ по строительству и реконструкции автодороги. В рамках реализации «Программы деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010 - 2015 годы)», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2009 №2146-р, с учетом целей и задач, предусмотренных Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 №848 "О Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" подпрограммой "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" и в соответствии с целевыми ориентирам, установленными Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года и федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России " (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 г. №377), а также Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», истцом заключен договор от 19 сентября 2012 года № ДС-2012-469 на выполнение комплекса работ по строительству транспортной развязки на автомобильной дороге М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска км 1442 в Краснодарском крае, включая выполнение работ по разработке рабочей документации, проекта планировки территории и выполнению комплекса земельно-кадастровых работ, на основании которого в настоящее время на участке автодороги М-4 «Дон» км 1442 ООО «Дорога» (генеральным подрядчиком по договору) ведутся работы по проведению масштабной реконструкции автомагистрали.
Участок км 1442 реконструируемой дороги находится на территории Туапсинского района, Краснодарского края.
Целью реконструкции является формирование участка скоростной автомобильной дороги федерального значения с высоким транспортно-эксплуатационным состоянием и высоким уровнем безопасности, повышение уровня содержания дороги в соответствии с потребностями экономики и населения как непосредственно Туапсинского района, так и страны в целом.
В силу п.4.1 заключенного договора, реконструкция дороги должна быть полностью завершена до 30.04.2014г.
В целях выполнения работ необходимо обеспечить оформление прав на земельные участки, попадающие в зону реконструкции. По смыслу ст. ст. 260-287 ГК РФ, а также статей 15-24 ЗК РФ право на использование земельного участка (пользование земельным участком) является правомочием, принадлежащим исключительно законному правообладателю такого земельного участка.
В силу ст. 26 ЗК РФ, права на земельные участки должны быть подтверждены документами, в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии со ст. 432 ГК РФ, ст. ст. 1, 7, 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в целях изъятия земельного участка путем выкупа у собственника, необходимо обеспечить его формирование и постановку на государственный кадастровый учет. В целях определения земельных участков, затрагиваемых реконструкцией, 15.08.2012 г. истцом было направлено письмо за исх. № 1843-Кр-ТУ на имя главы муниципального образования Туапсинский район с просьбой поручить соответствующим службам провести работы по выбору земельного участка с целью принятия Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) решения о предварительном согласовании места размещения объекта «Строительство транспортной развязки на автомобильной дороге М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на км 1442 в Краснодарском крае». В рамках реализации вышеназванного договора, в порядке, предусмотренном ст. ст. 30, 31 ЗК РФ, был подготовлен акт выбора земельного участка (трассы) под строительство от 06.09.2012 года, который согласован главой МО Туапсинский район и утвержден Распоряжением Федерального дорожного агентства от 29.01.2013г. № 56-р. Участок общей площадью 222105,48 кв. м, из них 80838,07 кв.м - без земель лесного фонда, расположен в Туапсинском районе, пгт.Джубга. В соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 14.05.2013г. № 687-р, в зону строительства вошли, земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> принадлежащие на праве собственности ответчикам, Гудзовской И.Л. земельный участок с кадастровым номером №, Карташовой В.А. земельный участок с кадастровым номером №, Шевченко И.В. земельный участок с кадастровым номером №
В соответствии с п. 4 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
15.09.2012 года в газете «Черноморье Сегодня» № 103 (1554) была опубликована информация о предстоящем размещении объекта «Строительство транспортной развязки на автомобильной дороге М-4»Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска км 1442 в Туапсинском районе, пгт. Джубга.
27.09.2012 года в адрес собственников земельных участков попадаемых в зону строительства транспортной развязки, были разосланы уведомления о предстоящем изъятии земельных участков путем выкупа, с предложением дать согласие на выкуп земельного участка, предоставить правоустанавливающие документы, предоставить обоснованный расчет убытков подлежащих возмещению.
В целях определения площади земельных участков подлежащих изъятию, определения выкупной цены, за счет средств федерального бюджета, в рамках выполнения работ по подготовке территории строительства (реконструкции) были выполнены кадастровые работы по разделу земельных участков.
В результате проведения кадастровых работ по разделу земельных участков Ответчиков, из их состава, в границах, попадающих в зону реконструкции автодороги, в целях изъятия для федеральных нужд, были сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет самостоятельные земельные участки:
земельный участок, принадлежащий Гудзовской И.Л. с кадастровым номером № разделен на два самостоятельных земельных участка: с кадастровыми номерами № площадью 2 914 кв.м. (участок под изъятие) и № площадью 12086 кв.м.
земельный участок, принадлежащий Карташовой В.А. с кадастровым номером № разделен на земельные участки: с кадастровыми номерами № площадью 4552 кв.м. (участок под изъятие) и № площадью 10447 кв.м.
- земельный участок, принадлежащий Шевченко И.В. с кадастровым номером
№ разделен на земельные участки: с кадастровыми номерами
№ площадью 786 кв.м. (участок под изъятие) и №площадью 11204 кв.м.
20.06.2013 года повторно в адрес собственников земельных участков были направлены письма с просьбой дать согласие на изъятие части земельного участка образованного путем раздела, а так же зарегистрировать право собственности на выделенные части земельных участков для дальнейшего изъятия (путем выкупа) в пользу государственных нужд Российской федерации.
Однако до настоящего времени, собственники земельных участков своего согласия не дали, каких либо мер направленных на согласование и определение размера выкупной цены, а так же убытков не предпринимают, размер выкупной цены не согласован.
Согласно ч.1. ст.281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
В соответствии с ч.2. ст.281 ГК РФ при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Земельные участки соответствующие вышеприведенным целям в настоящее время разделены и поставлены на временный кадастровый учет (их границы согласованы в установленном законом порядке и в отношении земельных участков, подлежащих изъятию проведена оценка их выкупной цены, однако осуществить государственную регистрацию права собственности граждан, в целях последующего выкупа, а также заключить с ними соглашения об изъятии для государственных нужд Российской Федерации, невозможно ввиду отсутствия согласия собственников на изъятие частей земельных участков.
В свою очередь, отсутствие возможности оформить право собственности РФ на землю для размещения федеральной автодороги препятствует проведению истцом работ по реконструкции автомагистрали на данных участках и выполнению программных мероприятий в установленный срок. При этом, реконструкция автомагистрали проводится на основании вышеперечисленных актов Правительства РФ, в рамках реализации соответствующих Федеральных целевых программ. Кроме того, расширение федеральной автодороги для которого и требуется выкуп дополнительных площадей земельных участков у ответчиков, предусмотрено проектом реконструкции, получившим положительное заключение ФГУ «Главгосэкспертиза России» от «01» февраля 2010 года №00-1-5-04-14-10. Внесение изменений в проектную документацию прошедшую государственную экспертизу в рассматриваемом случае не представляется возможным не только ввиду отсутствия возможности обосновать несоразмерные дополнительные финансовые (бюджетные) и временные затраты, требуемые в таком случае, но и в связи с отсутствием технической возможности переноса существующего линейного объекта строительства (реконструкции) - федеральной автомобильной дороги общего пользования М- 4 «Дон». Из смысла п.2 ст.22 Федерального закона от 17.07.2009 №145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что финансовое обеспечение деятельности на осуществление истцом строительства и реконструкции, переданных ей в доверительное управление автомобильных дорог осуществляется за счет субсидий, предоставляемых из федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 "О Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" определено, что несоответствие транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог нормативным требованиям приводит к увеличению затрат на автомобильные перевозки в 1,3 - 1,5 раза, а потерь от дорожно-транспортных происшествий - на 15 - 20 процентов, существенному снижению скорости движения грузов и пассажиров, увеличению транспортных издержек в экономике, а также к снижению уровня мобильности населения и субъектов рынка.
Программой деятельности истца на долгосрочный период (2010 - 2015 годы)», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2009 N 2146-р, разработанной на основании вышеуказанной ФЦП продиктована необходимостью достижения следующих целей: повышение качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог федерального значения, в том числе за счет улучшения технических характеристик дорог, увеличения их пропускной способности, а также за счет повышения уровня безопасности движения и качества сервисного обслуживания на дорогах; формирование скоростных автомобильных дорог федерального значения с высоким транспортно-эксплуатационным состоянием и высоким уровнем безопасности; извлечение дополнительных доходов от эксплуатации и использования имущества дорог с целью направления их на повышение уровня содержания дорог и реализацию дорожных проектов; переход к этапу динамичного развития сети автомобильных дорог, отвечающему потребностям экономики и населения страны, в том числе за счет формирования национальной сети автомагистралей и скоростных автомобильных дорог, связывающих основные хозяйственные центры страны.
Действия истца по обеспечению защиты государственных интересов по средствам обращения в суд с данными исковыми требованиями, соответствуют целевым ориентирам, установленным Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года и федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России " (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 г. N 377), с учетом целей и задач, предусмотренных Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 "О Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" подпрограммой "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)".
Просит суд признать раздел земельных участков с кадастровыми номерами № согласованным.
Обязать Гудзовскую И.Л. в течении 3 рабочих
дней с даты вступления в силу решения суда обратиться в уполномоченные территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами №, площадью2914кв.м.(участок под изъятие) и №, площадью 12086 кв.м., сформированные, путем раздела земельного участка с кадастровым номером №.
Обязать Карташову В.А. в течении 3 рабочих дней с даты вступления в силу решения суда обратиться в уполномоченные территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами №, площадью -552 кв.м. (участок под изъятие) и №, площадью 10447 кв.м., образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером №
Обязать Шевченко И.В. в течении 3 рабочих дней с даты вступления в силу решения суда обратиться в уполномоченные территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами №, площадью 786 кв.м. «участок под изъятие) и №, площадью 11204 кв.м., образованные путем галдела земельного участка с кадастровым номером №
Ответчики Гудзовской И.Л., Карташова В.А. и Шевченко И.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, по существу заявленных требований возражений не представили, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства, с учетом мнения представителя истца.
Представитель ООО «Дорога» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
К такому выводу суд приходит в связи с установленными по делу обстоятельствами.
В судебном заседании установлено, что согласно ст.ст.3,4 Федерального закона от 17.07.2009 №145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", истец является организацией, созданной Российской Федерацией в целях оказания государственных услуг и выполнения иных государственных полномочий в сфере дорожного хозяйства, поддержания в надлежащем состоянии и развития сети автомобильных дорог государственной компании, увеличения их пропускной способности, обеспечения движения по ним, повышения качества услуг, оказываемых пользователям автомобильными дорогами государственной компании, развития объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог истца.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009г. №2133-р, принятым во исполнение ч.7 ст.28, ст.36 указанного закона, с 01.05.2010 года федеральная автомобильная дорога М-4 «Дон» передана в доверительное управление, а земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги М-4 «Дон», переданы в аренду истцу.
В соответствии с Перечнем основных автодорожных коридоров Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.04.1999г. №438 «О государственной концепции создания и развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации», магистраль М-4 «Дон» является частью транспортного коридора меридионального направления (Север-Юг) по которой осуществляется основная часть грузовых и пассажирских перевозок в масштабах страны в направлении «Север-Юг», а так же реализуются транспортные связи центральной части России с портами и курортной зоной Азово-Черноморского побережья, чем определяется и важнейшее для Российской Федерации стратегическое и оборонное значение автомагистрали.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" М-4 «Дон» (идентификационный номер 00 ОП М-4 (Е50, Е97, Е115, Е592, СНГ) от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, до Новороссийска является автомобильной дорогой федерального значения.
На основании ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильные дороги соединяющие столицу Российской Федерации - город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации являются автомобильными дорогами общего пользования, к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Из ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 17.11.2010 №928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения", ст.ст.87, 90 ЗК РФ следует, что федеральная автомобильная дорога общего пользования М-4 «Дон», а также занятые ей земельные участки (включая полосу отвода), являются федеральной собственностью. В силу ст.6 Федерального закона от 17.07.2009 №145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к компетенции истца относится выполнение функций государственного заказчика по договорам на проведение работ по строительству и реконструкции автодороги. В рамках реализации «Программы деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010 - 2015 годы)», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2009 №2146-р, с учетом целей и задач, предусмотренных Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 №848 "О Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" подпрограммой "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" и в соответствии с целевыми ориентирам, установленными Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года и федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России " (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 г. №377), а также Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», истцом заключен договор от 19 сентября 2012 года № ДС-2012-469 на выполнение комплекса работ по строительству транспортной развязки на автомобильной дороге М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска км 1442 в Краснодарском крае, включая выполнение работ по разработке рабочей документации, проекта планировки территории и выполнению комплекса земельно-кадастровых работ, на основании которого на участке автодороги М-4 «Дон» км 1442 ООО «Дорога» (генеральным подрядчиком по договору) ведутся работы по проведению масштабной реконструкции автомагистрали, срок завершения реконструкции - 30.04.2014года.
В целях выполнения работ необходимо обеспечить оформление прав на земельные участки, попадающие в зону реконструкции. По смыслу ст. ст. 260-287 ГК РФ, а также статей 15-24 ЗК РФ право на использование земельного участка (пользование земельным участком) является правомочием, принадлежащим исключительно законному правообладателю такого земельного участка.
В силу ст. 26 ЗК РФ, права на земельные участки должны быть подтверждены документами, в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии со ст. 432 ГК РФ, ст. ст. 1, 7, 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в целях изъятия земельного участка путем выкупа у собственника, необходимо обеспечить его формирование и постановку на государственный кадастровый учет. В целях определения земельных участков, затрагиваемых реконструкцией, 15.08.2012 г. истцом было направлено письмо за исх. № 1843-Кр-ТУ на имя главы муниципального образования Туапсинский район с просьбой поручить соответствующим службам провести работы по выбору земельного участка с целью принятия Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) решения о предварительном согласовании места размещения объекта «Строительство транспортной развязки на автомобильной дороге М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на км 1442 в Краснодарском крае». В рамках реализации вышеназванного договора, в порядке, предусмотренном ст. ст. 30, 31 ЗК РФ, был подготовлен акт выбора земельного участка (трассы) под строительство от 06.09.2012 года, который согласован главой МО Туапсинский район и утвержден Распоряжением Федерального дорожного агентства от 29.01.2013г. № 56-р. Участок общей площадью 222105,48 кв. м, из них 80838,07 кв.м - без земель лесного фонда, расположен в Туапсинском районе, пгт.Джубга. В соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 14.05.2013г. № 687-р, в зону строительства вошли, земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> принадлежащие на праве собственности ответчикам Гудзовской И.Л. земельный участок с кадастровым номером №, Карташовой В.А. земельный участок с кадастровым номером №, Шевченко И.В. земельный участок с кадастровым номером №.
В соответствии с п. 4 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
15.09.2012 года в газете «Черноморье Сегодня» № 103 (1554) была опубликована информация о предстоящем размещении объекта «Строительство транспортной развязки на автомобильной дороге М-4»Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска км 1442 в Туапсинском районе, пгт. Джубга.
27.09.2012 года в адрес собственников земельных участков попадаемых в зону строительства транспортной развязки, были разосланы уведомления о предстоящем изъятии земельных участков путем выкупа, с предложением дать согласие на выкуп земельного участка, предоставить правоустанавливающие документы, предоставить обоснованный расчет убытков подлежащих возмещению.
В целях определения площади земельных участков подлежащих изъятию, определения выкупной цены, за счет средств федерального бюджета, в рамках выполнения работ по подготовке территории строительства (реконструкции), истцом выполнены кадастровые работы по разделу земельных участков, в результате проведения которых, в границах попадающих в зону реконструкции автодороги, в целях изъятия для федеральных нужд, были сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет самостоятельные земельные участки:
земельный участок, принадлежащий Гудзовской И.Л. с кадастровым номером № разделен на два самостоятельных земельных участка: с кадастровыми номерами № площадью 2 914 кв.м. (участок под изъятие) и № площадью 12086 кв.м.
земельный участок, принадлежащий Карташовой В.А. с кадастровым номером № разделен на земельные участки: с кадастровыми номерами № площадью 4552 кв.м. (участок под изъятие) и № площадью 10447 кв.м.
- земельный участок, принадлежащий Шевченко И.В. с кадастровым номером
№ разделен на земельные участки: с кадастровыми номерами
№ площадью 786 кв.м. (участок под изъятие) и №площадью 11204 кв.м.
20.06.2013 года повторно в адрес собственников земельных участков были направлены письма с просьбой дать согласие на изъятие части земельного участка образованного путем раздела, а так же зарегистрировать право собственности на выделенные части земельных участков для дальнейшего изъятия (путем выкупа) в пользу государственных нужд Российской федерации.
До настоящего времени, собственники земельных участков своего согласия не дали, каких либо мер направленных на согласование и определение размера выкупной цены, а так же убытков не предпринимают, размер выкупной цены не согласован.
Согласно ч.1. ст.281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
В соответствии с ч.2. ст.281 ГК РФ при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В соответствии с ч.4 ст.11.2 ЗК РФ, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Согласно ч.6 ст.11.2 ЗК РФ, образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Таким образом, истцом соблюден порядок образования земельных участков при разделе, земельные участки поставлены на временный кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера, однако без соответствующего заявления ответчиков в орган Росреестра отсутствует возможность регистрации права за ответчиками на образованные земельные участки при разделе.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в связи с чем суд полагает необходимым взыскать солидарно с ответчиков государственную пошлину в размере 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать раздел земельных участков с кадастровыми номерами №, согласованным.
Обязать Гудзовскую И.Л. в течение трех рабочих
дней с даты вступления в силу решения суда обратиться в уполномоченный территориальный орган Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами №, площадью 2914кв.м. и №, площадью 12086 кв.м., сформированные, путем раздела земельного участка с кадастровым номером №
Обязать Карташову В.А. в течение трех рабочих дней с даты вступления в силу решения суда обратиться в уполномоченный территориальный орган Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами №, площадью -552 кв.м. и №, площадью 10447 кв.м., образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером №.
Обязать Шевченко И.В. в течении трех рабочих дней с даты вступления в силу решения суда обратиться в уполномоченный территориальный орган Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами № площадью 786 кв.м. и №, площадью 11204 кв.м., образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером №
Взыскать солидарно с Гудзовской И.Л., Карташовой В.А., Шевченко И.В. государственную пошлину в размере 4000 (четырех тысяч) рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Туапсинский районный суд в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда также может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Судья: