ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1281/19 от 22.08.2019 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2019 года Свердловский районный суд г.Иркутска

в составе председательствующего судьи Новоселецкой Е.И.,

при секретаре Суворовой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1281/19 по иску ФИО1 к Акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» Восточно-Сибирский филиал – Пассажирское вагонное депо Иркутск о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафа, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к АО «Федеральная пассажирская компания» Восточно-Сибирский филиал – Пассажирское вагонное депо Иркутск о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафа, компенсации морального вреда. Иск заявлен о взыскании с ответчика в пользу истицы неосновательного обогащения в размере 1 893 567 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 34 330 руб., штрафа в размере 963 948 руб. и компенсации морального вреда в размере 100 000 руб.

В качестве оснований иска указано, что с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> ею у ответчика были приобретены железнодорожные билеты в количестве 468 штук для поездки детей и сопровождающий лиц на поезде по маршруту Иркутск-Москва-Минск-Брест-Иркутск. За приобретенные билеты по указанному маршруту истец оплатила в общей сумме 7 729 095 рублей.

Однако, непосредственно перед поездкой ей пришлось дополнительно оплатить ответчику 1 403 859,30 руб. – доплаты по билетной части за проезд «по территории БЧ, РФ, РЖД»; 333 455,70 руб. – за пробег вагонов-ресторанов и служебно-технического вагона 153 214,4 руб. – оплата за резервирование мест в поездах дальнего следования. Общая сумма дополнительных доплат, по мнению истца полностью составляет сумму неосновательного обогащения в размере 1 890 529,40 руб.

Вышеуказанные доплаты истица считает не законными и подлежащими взысканию с ответчика в ее пользу по тем основаниям, что ответчик на ее неоднократные обращения указывал стоимость проезда по вышеуказанному маршруту первоначальную сумму, оплаченную ею за билеты. Дополнительные взыскания после продажи билетов с пассажиров за поездку законом не предусмотрены.

Оплата за бронирование мест в сумме 153 214,04 рубля, а также оплата за пробег вагонов ресторанов и служебного технического вагона и другие суммы, дополнительно оплаченные ею перед поездкой в сумме 1 403 859,30 рублей расценивает как навязывание потребителю дополнительных услуг без согласия потребителя в письменной форме на приобретение таких дополнительных услуг.

Считает, что какие-либо дополнительные услуги, кроме тех которые она оплатила первоначально по проезду по маршруту Иркутск-Москва-Минск-Брест-Иркутск ответчик истцу не оказывал.

Кроме того, истица считает, что никакой необходимости бронирования мест в поезде не было, так как данный поезд не следовал по регулярному маршруту, а был специально сформирован для поездки детей. А в технически-штабном вагоне, за пробег которого с нее была взыскана сумма, следовали сотрудники и начальник поезда.

В качестве правовых оснований истица ссылается на положения статьи 13, 15, 16 Закона «О защите прав потребителей», предусматривающих, что при удовлетворении судом требований потребителя установленных законом суд также взыскивает также в пользу потребителя штраф в размере 50 % от суммы за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя. моральный вред, причиненный потребителю в следствие нарушения исполнителем прав потребителя, а также запрет исполнителя услуг без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг оформляется в письменной форме.

Кроме того, истица ссылается на положение ст. 395, 786 и 1102 ГК РФ предусматривающие обязанность по уплате процентов в случае неправомерного удержания денежных средств, либо уклонения от их возврата.

Удостоверение факта заключения договора перевозки пассажира и сдачи багажа соответствующим проездным билетом и багажной квитанцией, а также обязанность лица, которое без установленных законом, иным правовым актом или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.

В связи с чем, с учетом уточненных исковых требований ФИО1 просит взыскать с ответчика 1 893 567 рублей неосновательное обогащение, 127 906 рублей проценты за пользование чужими денежными средствами, 1 010 736 рублей –штраф, 100 000 рублей в счет компенсации морального вреда.

В судебном заседании истец ФИО1, ее представитель ФИО2, действующий на основании доверенности исковые требования поддержали в полном объеме, повторив доводы искового заявления, по существу дали аналогичные пояснения.

Представитель ответчика АО «Федеральная пассажирская компания» ФИО3 исковые требования не признал, суду пояснил, что стоимость перевозки в международном сообщении организованной группы пассажиров в количестве 468 человек (в том числе на участке Иркутск – Москва: 48 взрослых, 407 школьников, 13 детей; на участках Москва – Минск – Брест – Иркутск: 48 взрослых, 408 школьников, 12 детей) в специально назначенном поезде из 12 вагонов (в том числе: 9 плацкартных вагонов по 52 места, 1 купейный штабной порожний, 2 вагона-ресторана) согласно телеграфным указаниям о назначении поезда (телеграмма ОАО «РЖД» от <Дата обезличена><Номер обезличен>, оперативный приказ АО «ФПК» от <Дата обезличена><Номер обезличен>) составила 9 621 541,10 рубля с НДС, в том числе:

- 8 863 014,20 рубля – провозные платежи за проезд ОГД с учетом доплат по билетной части по территориям России и Республики Беларусь;

- 333 455,70 рубля – провозные платежи за порожние пробеги двух вагонов-ресторанов и одного штабного купейного вагона;

- 269 942,40 рубля – плата за пользование комплектами постельного белья (по 4 комплекта на 1 человека на всю поездку);

- 155 128,80 рубля – сборы за резервирование мест (по 4 сбора на 1 человека на всю поездку).

Истцом оплата произведена в полном объеме и оснований для признания доплатных сумм, взысканных по квитанциям разных сборов формы РС-97 в размере 1 403 859,6 руб. неосновательным обогащением не имеется. Всего было оформлено доплат по билетной части (по территории Республики Беларусь «БЧ» и по территории Российской Федерации «РФ» «РЖД») на сумму 1 403 859,6 руб.

Из них по поезду 931 «Москва – Минск» оформлено 25 доплатных квитанций РС-97 «Доплата по билетной части по территории РФ» на сумму 85 503,6 руб. и 25 доплатных квитанций РС-97 «Доплата по билетной части по территории БЧ» на сумму 63 554,4 руб.;

по поезду 921 «Минск – Брест» 24 доплатных квитанции формы РС-97 «Доплата по билетной части по территории БЧ» на сумму 124 020,0 руб.;

по поезду 932 «Брест - Иркутск» оформлено 35 доплатных квитанций формы РС-97 «Доплата по билетной части по территории РЖД» на сумму 1 130 781,6 руб.

ФИО1 является учредителем и директором Иркутской областной общественной организации объединение родительских комитетов, педагогического и школьного сообществ «Диалог» ОГРН <***> (далее - ИООО «Диалог»). Истец ФИО1 при подаче заявок ответчику на приобретение билетов, и в официальной переписке по вопросам назначения специального поезда и рассматриваемой перевозки использовала печать и бланки ИООО «Диалог».

Согласно приложенных протоколов итоговых родительских собраний № 4 от сентября и октября 2018г. родителями (законными представителями) школьников и детей – участников организованной группы пассажиров, определено: что старшим сопровождающим является истец ФИО1; перечень необходимых документов для проезда ребенка (школьника); персональное согласие каждого родителя на размер оплаты поездки за каждого ребенка (школьника) в размере 39 800,00 руб. (дорога, проживание, питание, мероприятия, экскурсии, страховка, организационный сбор) согласно протокола № 2, а также передача полномочий руководителю группы произвести передачу указанных денежных средств 39 800,00 руб. в счет оплаты за каждого ребенка, старшему сопровождающему ФИО1

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела суд приходит к следующему выводу.

Действительно ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст. 1102 ГК РФ предусмотрен запрет навязывания потребителю приобретения одних услуг в качестве оснований для приобретения других услуг, а также обязанность лица возвратить неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Как установлено в судебном заседании ответчик при оказании услуги по перевозке пассажиров по маршруту «Иркутск-Москва-Минск-Брест-Иркутск» действовал добросовестно, в соответствии с действующими на момент заключения сделки нормативными актами. При этом какого-либо нарушения прав потребителей не допускал, дополнительные услуги при осуществлении перевозки пассажирам не навязывал.

Как видно из представленных сторонами документов истица с согласия родителей детей была назначена старшим сопровождающим школьников и детей, участников организованной группы пассажиров в количестве 468 человек. Проездные билеты истицей были приобретены на свое имя, на средства собранные от родителей и других пассажиров групповой поездки по вышеуказанному маршруту.

Сама поездка осуществлялась с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, однако подготовка к поездке начиналась с лета 2018 года и из переписки сторон, в частности из ответа ответчика на жалобу истицы следует, что сумма оплаченная истицей первоначально в размере 10 245 523 рубля является не окончательной, а ориентировочной.

Причиной первоначальной оплаты примерной суммы за проезд суммы по указанному маршруту послужил тот факт, что при осуществлении перевозки пассажиров в международном сообщении, в данном случае по территории Республики Беларусь железнодорожной администрацией, в данном случае ответчик руководствуется соглашением о межгосударственном пассажирском тарифе, принятом на 13 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств участников содружества от 19.095.1995 года.

Согласно указанному соглашению стоимость проезда пассажиров и провоза багажа определяется по ставкам в швейцарских франках с применением коэффициента индексации в календарном периоде, в течении которого осуществляются соответствующие перевозки.

Следовательно, поскольку предварительная оплата осуществлялась ранее, а фактическая перевозка осуществлялась в октябре, окончательная стоимость поездки по указанному маршруту ответчиком была определена непосредственно перед поездкой.

При определении размера оплаты ответчик руководствовался действующими тарифами как по перевозке пассажиров и багажа так и по и перевозке международным сообщением.

Так в соответствии с телеграммой Беларусской железной дороги от <Дата обезличена> о согласовании пропуска специального поезда по своей территории и стоимость проезда пассажиров и багажа определена в соответствии с разделом 8 вышеуказанного межгосударственного соглашения.

В соответствии с вышеуказанным разделом 8 МГПТ плата за проезд в международном сообщении при назначении специального поезда на условиях аренды вагонов вместо стоимости плацкарт взимается арендная плата за пользование вагонами, а коэффициент индексации к базовой стоимости проезда по территории России и республики Беларусь установлен телеграммой РЖД от <Дата обезличена> и телеграммой ФИО4 от <Дата обезличена>. а порядок оформления проездных документов с учетом применения коэффициентов индексации указаны в пунктах 2.2, 2.3 телеграммы РДП <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и приказе ОА ФПК от <Дата обезличена><Номер обезличен>.

Из подробного расчета ответчика, составленного с учетом вышеуказанных нормативных актов следует, что полная стоимость провоза пассажиров, участников данного маршрута с учетом НДС составила 9 621 541,10 рублей, в том числе: 8 863 014,20 рубля – провозные платежи за проезд ОГД с учетом доплат по билетной части по территориям России и Республики Беларусь; 333 455,70 рубля – провозные платежи за порожние пробеги двух вагонов-ресторанов и одного штабного купейного вагона; 269 942,40 рубля – плата за пользование комплектами постельного белья (по 4 комплекта на 1 человека на всю поездку); 155 128,80 рубля – сборы за резервирование мест (по 4 сбора на 1 человека на всю поездку). Обоснованность представленного расчета в ходе судебного истцом не оспаривалась.

В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 27.06.2010 № 156-т/1 тарифы на проезд в пассажирских вагонах относятся к регулируемому государством сегменту и зависят от категории поезда, типа вагона, дальности поездки и дифференцированным по календарным периодам индексов к уровню тарифов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1172 (в редакции от 03.07.2018 г № 779) «О предоставлении субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования» установлена скидка в размере 50% от стоимости проезда в период с 1 января по 31 мая и с 1 сентября по 31 декабря для школьников старше 10 лет. Иных скидок действующим законодательством не предусмотрено.

Расчет стоимости проезда во внутригосударственном сообщении для школьника и взрослого пассажира в плацкартном вагоне скорого поезда произведен по таблице № 7, для ребенка по таблице № 8 Тарифного руководства, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 27.07.2010 № 156-т/1. Различий в расчете стоимости проезда по нижним, верхним, и боковым полкам в плацкартном вагоне скорого поезда Тарифным руководством не предусмотрено. Стоимость проезда по маршруту Иркутск-Москва в октябре 2018 года составила: для взрослого - 5771,1 рублей, для школьника старше 10 лет – 2885,6 рублей, для ребенка – 2019,9 рублей.

В соответствии с п. 2.2.1.4 Тарифного руководства, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 27.06.2010 № 156-т/1, п. 5 распоряжения ОАО «РЖД» от 31.05.2016 г №1039р «Об утверждении Положения об организации продажи мест на поезда дальнего следования, формирования ОАО «РЖД», п. 3.5 Технологии организации перевозок групп детей в специальных детских поездах формирования ОАО «ФПК», утвержденной распоряжением ОАО «ФПК» от 27.05.2014 № 624р во избежание передачи билетов в свободную продажу ответчиком произведено резервирование мест на всех участках пути следования при перевозке организованных групп пассажиров. Сбор за резервирование мест на каждом участке следования составил: для школьника - 79,8 рублей, для взрослого пассажира – 319,1 рублей.

Следовательно доводы иска о том, что ответчиком не обоснованно было получено 153 214,4 рублей за бронирование являются не обоснованными.

Взимание платы за пользование комплектом постельного белья во внутригосударственном сообщении (на участке следования Иркутск – Москва) произведено в соответствии с п. 2.2.1.7 Тарифного руководства, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 27 июля 2010 г № 156-т/1, и составило 138,2 рублей за 1 комплект. В межгосударственном сообщении взимание сбора за пользование комплектом постельного белья произведено в соответствии с п. 6.2 МГПТ в размерах, установленных внутренними правилами того государства, где производилась оплата перевозки. Учитывая, что все билеты в межгосударственном сообщении (участки следования Москва – Минск, Минск – Брест, Брест – Иркутск) оформлялись в г. Иркутске, стоимость пользования комплектом постельного белья в плацкартном вагоне включена в каждый билет и составила 149,9 рублей (2,22 швейцарских франка за комплект).

В связи с объявлением Республикой Беларусь пропуска поезда по своей территории как специального, стоимость проезда пассажиров, багажа определено согласно разделу 8 МГПТ. В стоимость перевозки по маршрутам Москва–Минск–Брест–Иркутск включена плата за порожний пробег двух вагонов-ресторанов и 1 штабного купейного вагона в соответствии с п. 8.1.4 МГПТ: «За каждый включенный в специальный поезд вагон-ресторан, багажный вагон и другой вагон пассажирского парка, непосредственно не связанный с перевозкой пассажиров, дополнительно к установленной в п. 8.1.2. плате за специальный поезд, взималась плата в размере 0,2 швейцарского франка за один вагоно-километр пробега». Расчет стоимости пробега произведен по трем участкам с учетом расстояния следования и составил. По маршруту Москва – Минск стоимость пробега составила 33116,1 рубля, Минск – Брест – 13632,9 рубля, Брест – Иркутск – 286706,7 рубля.

Автоматизированной системой АСУ «Экспресс-3» оформление проездных документов (согласно п. 8.1.2 раздела 8 МГПТ) в специальный поезд на условиях резервирования в межгосударственном сообщении с разбивкой по составляющим (стоимость билета за 250 полных билетов по тарифу жесткого вагона с 4-х местными купе и стоимость плацкарты за фактическое количество предложенных мест) не предусмотрено, оформление проездных документов произведено ответчиком следующим образом: через автоматизированную систему «Экспресс-3» оформлена стоимость проезда (билетная и плацкартная часть) в плацкартных вагонах за фактическое количество мест, предложенных в поезде для перевозки пассажиров, с учетом скидок, указанных в разделе 5 МГПТ, и льгот для школьников. По квитанциям разных сборов за услуги железнодорожного транспорта формы РС-97 - по билетной части по территориям России и Республики Беларусь по участкам проследования специального поезда, не достающая до стоимости 250 полных билетов по тарифу жесткого вагона с 4-х местными купе пассажирского поезда.

Так, стоимость проезда по маршруту Москва – Минск 468 пассажиров в плацкартном вагоне рассчитана в системе «Экспресс-3» согласно пункта 8.1.2 раздела 8 МГПТ в сумме 822,6 тыс. рублей. Стоимость билета за 250 полных билетов по тарифу жесткого вагона с 4-х местными купе и стоимость плацкарты за фактическое количество предложенных мест (468 мест) по маршруту Москва – Минск составила 971,7 тыс. рублей. Разница в стоимости проезда специального поезда и стоимости проезда по расчету системы «Экспресс-3» по маршруту Москва – Минск 468 пассажиров составила 149,1 тыс. рублей, в том числе по территории России в сумме 85,5 тыс. рублей, по территории Республики Беларусь в сумме 63,6 тыс. рублей. Всего разница в стоимости проезда специального поезда и стоимости проезда по расчету системы «Экспресс-3» по маршруту Москва – Минск, Минск – Брест, Брест - Иркутск 468 пассажиров составила 1403,9 тыс. рублей, в том числе по территории России в сумме 1213,3 тыс. рублей, по территории Республики Беларусь в сумме 187,6 тыс. рублей.

Поскольку перевозка пассажиров и багажа в международном сообщении со странами СНГ и Балтии осуществляется на основании Соглашения между железнодорожными администрациями государств-участников Содружества Независимых Государств, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики об особенностях применения отдельных норм соглашения о международном пассажирском сообщении (СМПС) – ОП СМПС, принятом Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, Служебной инструкцией к ОП СМПС (СИ к СМПС).

То в ст. 18 СМПС предусмотрено, что;

§ 1. Перевозка пассажиров может осуществляться специальным поездом или вагоном, назначенным в рейс на основании поданной заявки с обязательным согласованием условий перевозки между причастными участниками перевозочного процесса.

§ 3. Перевозчик может отказать в перевозке специальным поездом или вагоном.

Стоимость проезда пассажиров, багажа и грузобагажа определяется по базовым ставкам МГПТ, выраженного в швейцарских франках с учетом коэффициентов индексации (в том числе по календарным периодам), объявленных каждой железнодорожной администрацией (перевозчиком) стран, участвующих в перевозке, и пересчитывается в национальную валюту на день приобретения проездного документа – в частности, в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации при оформлении проездных документов в пунктах продажи железнодорожных билетов, расположенных на территории Российской Федерации.

В зависимости от категории поезда, типа вагона, дальности поездки пассажира МГПТ устанавливает тарифы на перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа в международном сообщении.

В связи с объявлением Республикой Беларусь пропуска поезда по своей территории как специального, стоимость проезда пассажиров, багажа и грузобагажа определено ответчиком согласно разделу 8 МГПТ.

В соответствии с пунктом 8.1.2 раздела 8 МГПТ плата за специальный поезд включает:

стоимость билетов за все количество мест, предложенных в поезде для перевозки пассажиров, с учетом скидок, указанных в разделе 5 МГПТ, но не менее 250 полных билетов по тарифу жесткого вагона с 4-х местными купе с местами для лежания пассажирского поезда,

стоимость плацкарт за все количество мест, предоставляемых в поезде, за исключением мест, используемых для служебных целей.

Что касается использования бланков РС-97, то в соответствии с § 1 ст. 4 СМПС, перевозка пассажиров, багажа и товаробагажа в международном сообщении производится поездами и вагонами, указанными в действующих расписаниях движения пассажирских поездов, или специальными поездами и вагонами. § 2 ст. 5 СМПС установлено, что договор перевозки должен быть подтвержден одним или несколькими проездными или перевозочными документами.

Согласно ст. 6 СМПС: § 1. Проезд пассажира в поезде осуществляется на основании договора перевозки и подтверждается проездным документом, который может быть оформлен как на бланке установленной формы, так и в электронном виде. Проездной документ, оформленный на бланке установленной формы и в электронном виде, имеют равную юридическую силу для проезда пассажира. § 2. Проездной документ состоит из билета, а также плацкарты и/или доплатной квитанции в указанных далее случаях.

В соответствии со ст. 7 СМПС § 1. Билет и доплатная квитанция дают право проезда в вагоне соответствующего класса.

§ 2. Билет и доплатная квитанция должны содержать следующие основные данные:

1) наименование станции отправления и назначения;

2) маршрут следования и условные обозначения последующих перевозчиков по договору перевозки;

3) класс вагона;

4) количество человек;

5) стоимость проезда;

6) срок действия;

7) дату и место выдачи билета, доплатной квитанции;

8) условное обозначение договорного перевозчика (перевозчика, выдавшего билет или доплатную квитанцию).

§ 3. Для поездки пассажиров в составе группы может быть использован один бланк билета, один бланк доплатной квитанции или несколько бланков билетов, доплатных квитанций.

Групповой поездкой считается поездка пассажиров, оплативших проезд минимального количества взрослых пассажиров, установленного в применяемых тарифах, и следующих по одному маршруту в одном поезде, в том числе в вагонах различного типа и на местах различной категории.

Форма квитанции РС-97 установлена Приложением 3к Соглашению между железнодорожными администрациями государств-участников Содружества Независимых Государств, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики об особенностях применения отдельных норм Соглашения о международном пассажирском сообщении (СМПС) - ОП СМПС в п 3.2.1. (Квитанции разных сборов): для оформления оплаты транспортных услуг и разных сборов используются бланки: «Квитанция» формы ГУ - 57 и «Квитанция разных сборов за услуги железнодорожного транспорта» формы РС – 97 (приложение 17).

Поскольку взимание оплаты за проезд пассажиров и багажа по вышеуказанному маршруту ответчиком был произведено в соответствии с действующими тарифами, суд не находит оснований для применения к данному спору ст. 13, 15, 16 Закона о защите прав потребителей ст. 1102 ГК РФ. В связи с чем, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафа и компенсации морального вреда.

Поскольку оформление проездных билетов и оплата за проезд всех пассажиров по вышеуказанному маршруту была произведена от имени ФИО1, то суд полагает, что истица была вправе обратиться в суд с настоящим иском.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» Восточно-Сибирский филиал – Пассажирское вагонное депо Иркутск о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафа, компенсации морального вреда –оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Е.И.Новоселецкая