ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1281/2013 от 13.01.2014 Чернушинского районного суда (Пермский край)

 Дело № 2-39/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 г. Чернушка. 13 января 2014 года.

 Пермский край.

 Чернушинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи О.С. Лупенских, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда с участием :

 Помощника прокурора Чернушинского района Пермского края ФИО9

 Ответчика ФИО4

 Представителя третьего лица старшего инспектора 18 ОДН ГУ МЧС России по Пермскому краю ФИО11

 При секретаре Новокшеновой Л.А.

 Гражданское дело по иску Администрации Чернушинского городского поселения Пермского края к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6 о выселении с предоставлением другого жилого помещения

 УСТАНОВИЛ:

 Администрация Чернушинского городского поселения Пермского края обратилась в суд ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО6 с иском о выселении с предоставлением другого жилого помещения, заявленный иск мотивирован следующими доводами.

 На основании акта обследования многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу <адрес>, вышеуказанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу ввиду большого износа строительных конструкций здания, экономической нецелесообразности проведения капитального ремонта и существующей опасности для дальнейшего проживания людей вследствие физического износа. В адрес Администрации Чернушинского городского поселения поступило представление прокурора <адрес> об устранении нарушений жилищного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ. На основании представления Администрация Чернушинского городского поселения обязалась в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить жильцам указанного дома жилые помещения из состава муниципального маневренного фонда для временного проживания. Указанный дом включен в программу «Переселение граждан из ветхого (аварийного) жилищного фонда на территории Чернушинского городского поселения на 2013-2015 г.г.» на 2014 год. В связи с тем, что дом является аварийным, жильцам было предложено переехать временно в общежития по <адрес> в <адрес> т, однако ответчики переселяться из своей квартиры отказались. Семья ответчиков проживает в квартире № общей площадью 16,4 кв. м. На основании ст. 85, ч. 3,4 ст. 95, ст. 106 ЖК РФ истец просит суд выселить ФИО2, ФИО1, ФИО5, ФИО4, ФИО6 из жилого помещения по адресу <адрес>6 в жилое помещение по адресу <адрес>15.

 В судебное заседание представитель истца Администрации Чернушинского городского поселения Пермского края не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена. (л.д. 59)

 Ответчики ФИО2, ФИО1, ФИО4 в судебном заседании не участвовали. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещены.

 Ответчик ФИО3 с иском не согласилась. Суду пояснила, что она действительно является собственником квартиры № в жилом <адрес> в <адрес>, который признан аварийным. Квартира по договору приватизации передана в совместную долевую собственность, по ? доли за каждым из участников ей и ее малолетнему сыну ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Ее родители ФИО1 и ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ проживают в собственном жилом доме по адресу <адрес>, где и зарегистрированы в настоящее время. Ее сестра ФИО4 проживает и учится в <адрес>. На момент рассмотрения спора в квартире постоянно проживают она, ее малолетний сын ФИО6 и ее супруг ФИО7, зарегистрированный по месту жительства по другому адресу. Она не желает выезжать из квартиры в предложенное ей другое жилое помещение по адресу <адрес>15. Предложенное ей жилое помещение является комнатой в общежитии, для проживания с малолетним ребенком непригодно. В общежитии три туалета, два из которых не работают. На стенах плесень. Своего сына она может отправить к родителям. Поскольку она не желает выселяться из принадлежащего ей жилого помещения в другое жилое помещение, она просит суд заявленный иск оставить без удовлетворения. Обстоятельства в том, что не согласившись выселиться до предоставления жилого помещения по программе «Ликвидация ветхого жилья» в жилое помещение, предложенное истцом, она подвергает себя и своего сына опасности и берет всю ответственность за возможные негативные последствия на себя, ответчику разъяснены и понятны.

 Представитель третьего лица 18 ОНД ГУ МЧС России по Пермскому краю ФИО11 суду пояснил, что в составе комиссии в ДД.ММ.ГГГГ он проводил проверку соблюдения правил пожарной безопасности в жилом <адрес> в <адрес>. Претензий к состоянию оборудования, неисправность которого могла бы вызвать пожар у него не было. Какие-либо нарушения правил противопожарной безопасности в ходе осмотра им выявлены не были. Однако он подтверждает, что конструкции жилого дома находятся в ветхом состоянии, что создает угрозу обрушения жилого дома.

 Представители третьих лиц ООО «СЖКХ» и МРТУ № 4 МСЗ Пермского края в суд не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

 Заслушав заключение прокурора ФИО9, полагавшей, что заявленный иск подлежит оставлению без удовлетворения, ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу:

 Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ за № Межведомственной комиссией администрации Чернушинского городского поселения был обследован многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <адрес>. Дом одноэтажный в деревянном исполнении, частично благоустроенный, имеются централизованные водопровод, канализация, печное отопление, отсутствует горячее водоснабжение, имеет 9 квартир, введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, процент износа на дату проведения обследования составил 53 %. По результатам обследования жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу ввиду большого износа строительных конструкций здания, экономической нецелесообразности проведения капитального ремонта. Рекомендовано Администрации Чернушинского городского поселения включить указанный дом в Программу «Ликвидация ветхого и аварийного жилья» на первоочередное расселение и снос. (л. д. 8-10)

 Вышеуказанный жилой дом был включен Администрацией Чернушинского городского поселения в адресную программу «Переселение граждан из ветхого (аварийного) жилого фонда» на 2017 год.

 На основании протеста Прокурора Чернушинского района от ДД.ММ.ГГГГ снос жилого <адрес> и переселение проживающих в нем лиц в другие жилые помещения, предоставляемые муниципалитетом на основании вышеуказанной программы был перенесен на 2014 год. (л.д. 47-56)

 Согласно справке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в квартире № указанного жилого дома были зарегистрированы и проживали ФИО1, ФИО2, ФИО5. ФИО4 и ФИО6 (л.д. 5)

 На день рассмотрения спора в квартире зарегистрированы ФИО5 ее сын ФИО6 и ее сестра ФИО4, которая в квартире только зарегистрирована, но фактически постоянно проживает и учится в <адрес>.

 Ответчики ФИО1 и ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрированы и проживают по адресу <адрес> в частном жилом доме, собственником которого является ответчик ФИО1 (л. <...>)

 Квартира по адресу <адрес> городского поселения просит выселить ответчиков в жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>15 находится общей долевой собственности у ответчика ФИО5 и ее малолетнего сына ФИО6 (л.д. 7, 79)

 ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 главы администрации Чернушинского городского поселения № 303-Р от ДД.ММ.ГГГГ лицам, проживающим в жилом <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ было решено предоставить жилые помещения из состава муниципального маневренного жилищного фонда для временного проживания. (л.д. 56)

 22 октября и ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчиков было направлено предложение о временном переселении в жилое помещение из состава маневренного жилого фонда, расположенное в здании бывшего общежития Чернушинского ССПТУ-66 по <адрес>15. (л.д. 6,11)

 Здание, расположенное по адресу <адрес> по управлению имуществом и земельными отношениями № СЭД-31-02-2-02-771 от ДД.ММ.ГГГГ было передано из состава казны Пермского края в муниципальную собственность Чернушинского городского поселения и представляет собою общежитие коридорного типа. (л.д. 22-46)

 Поскольку ответчики выселиться из жилого помещения по адресу <адрес> в жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> отказались, Администрация Чернушинского городского поселения обратилась в суд с вышеуказанным иском. (л.д. 3-4)

 Заслушав заключение прокурора ФИО9, возражавшей против удовлетворения заявленного иска, пояснения ответчика ФИО5, представителя третьего лица, исследовав представленные доказательства суд пришел к следующему выводу:

 Согласно п. 1 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

 Применительно к толкованию положений, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ иск о выселении может быть предъявлен только к гражданам, действительно проживающим в жилом помещении, подлежащим сносу. Таким образом, поскольку судом установлено, что ответчики ФИО1, ФИО2 и ФИО4 в жилом помещении по адресу <адрес> не проживают. Ответчики ФИО1 и ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировались и проживают в частном жилом доме, который принадлежит ответчику ФИО1 на праве личной собственности, а ответчик ФИО2 постоянно проживает в <адрес>, суд считает, что вышеуказанные лица не могут быть надлежащими ответчиками по делу и отказывает Администрации Чернушинского городского поселения в выселении ответчиком ФИО1, ФИО2 и ФИО4 по этим основаниям.

 Кроме того, суд отказывает Администрации Чернушинского городского поселения в выселении из жилого помещения по адресу <адрес> так же и ответчиков ФИО5 и малолетнего ФИО6 по следующим основаниям:

 Согласно ст. 35 Конституции РФ

 1. Право частной собственности охраняется законом.

 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

 Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

 Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

 Согласно ч. 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ

 Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

 Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.

 Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

 Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

 При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

 По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

 Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.

 Основанием для обращения Администрации Чернушинского городского поселения послужило то обстоятельство, что ответчики не согласны выселяться из принадлежащего им на праве общей долевой собственности жилого помещения в жилое помещение маневренного жилого фонда до предоставления им другого жилого помещения по программе «Ликвидация ветхого жилья», т. к. многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <адрес> в котором находится квартира, принадлежащая ответчикам, признан аварийным, непригодным для дальнейшего проживания.

 Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

 Как видно из позиции ответчика ФИО5, действующей за себя и своего малолетнего сына ФИО6 на выселение из принадлежащего им с сыном на праве собственности жилого помещения в другое жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, до предоставления квартиры по программе «Ликвидация ветхого жилья» она не согласна.

 Изъятие жилого помещения за выкуп у ФИО5 и ФИО6 в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ Администрацией Чернушинского городского поселения не производилось.

 Кроме того, поскольку ФИО5 и ФИО6 являются собственниками жилого помещения, находящегося в многоквартирном жилом доме, признанным аварийным и, подлежащим сносу, постоянно проживают в указанном жилом помещении и переселяться из него в другое жилое помещение, предложенное ей Администрацией Чернушинского городского поселения, ФИО5. действующая за себя и в интересах своего малолетнего сына не желает, а положения, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ на граждан, проживающих в жилых помещения, принадлежащих им на праве собственности не распространяются, принудительное, выселение ФИО5. и ФИО6 без их согласия в другое жилое помещение, предложенное Администрацией Чернушинского городского поселения, поскольку это противоречит, положениям, предусмотренным ст. 35 Конституции РФ и ч. 1 ст. 30 ЖК РФ, ст. 218, 289, 290 ГК РФ, является незаконным.

 Установив вышеуказанные обстоятельства, суд отказывает Администрации Чернушинского городского поселения в удовлетворении иска.

 На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования Администрации Чернушинского городского поселения Пермского края к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6 о выселении из жилого помещения по адресу <адрес> в жилое помещение по адресу <адрес> оставить без удовлетворения.

 Решение в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд.

 Судья О.С. Лупенских