ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1281/2021 от 31.05.2021 Куйбышевского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2021 года г. Иркутск

Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Матвиенко О.А., при секретаре Пержаковой Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по заявлению комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска о признании движимой вещи бесхозяйной и передачи в собственность муниципального образования г. Иркутск,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявления указано, что руководствуясь п. 2.2.2 Положения о порядке регистрации и использования бесхозяйного имущества, находящегося на территории г. Иркутска, утвержденного решением Думы г. Иркутска от <дата><номер> (далее - Порядок регистрации и использования бесхозяйного имущества), комитетом по управлению Правобережным округом администрации г. Иркутска (далее - комитет по управлению округом) составлен акт обследования и инвентаризации имущества от <дата> на объекты:

- Элементы благоустройства и малые архитектурные формы, расположенные на пересечении <адрес> и <адрес> (дорожки (брусчатка, бетон), скамья со спинкой кованная - 2 шт., скамья кованная «сердце», урна металлическая, ограждение металлическое, длина 2,35 м. - 26 секций, ограждение металлическое, длина 1,03 м. - 1 секция),

- Элементы благоустройства и малые архитектурные формы, расположенные на пересечении <адрес> (дорожки (брусчатка), дорожки (асфальт), скамья со спинкой - 11 шт., урна металлическая - 88 шт., ограждение металлическое, длина - 2,38м. - 88 секций, ограждение металлическое, длина 0,45 м. - 4 секции, ограждение металлическое, длина - 0,65м. - 1 секция).

Также во исполнение п. 2.1.3 Порядка регистрации и использования бесхозяйного имущества администрацией города Иркутска <дата> размещено сообщение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на WEB-портале органов местного самоуправления г. Иркутска о бесхозяйном движимом имуществе и о возможности собственников предъявить свои права на данное имущество в 30-дневный срок со дня такого опубликования (размещения).

По истечении вышеуказанного срока и отсутствия обращений от собственников рассматриваемого имущества, комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска (далее – КУМИ г. Иркутска) произведена оценка стоимости указанного бесхозяйного движимого имущества, по результатам которой составлен акт оценки стоимости бесхозяйного движимого имущества.

Руководствуясь п. 2.3.1(1) Порядка регистрации и использования бесхозяйного имущества, КУМИ г. Иркутска принято распоряжение заместителя мэра – председателя КУМИ г. Иркутска от <дата><номер> о постановке на учет бесхозяйного объекта движимого имущества в соответствии с порядком, установленным приказом Минэкономразвития России от <дата><номер> «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее – Приказ <номер>).

В соответствии с Приказом <номер> для постановки на учет бесхозяйного имущества используется забалансовый счет «Материальные ценности, принятые на хранение» предназначен для учета материальных ценностей, принятых учреждением на хранение, в переработку, материальных ценностей, полученных (принятых к учету) учреждением до момента обращения их в собственность государства и (или) передачи указанного имущества органу, осуществляющему в отношении указанного имущества полномочия собственника (имущество, полученное в качестве дара, бесхозяйное имущество и т.п.), материальных ценностей, изъятых в возмещение причиненного ущерба, за исключением материальных ценностей, являющих согласно законодательству Российской Федерации вещественными доказательствами и учитываемых обособленно, материальных ценностей, изъятых (задержанных) таможенными органами и не помещенных на склад временного хранения таможенного органа, а также имущества, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения).

В соответствии с ответом Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от <дата><номер> указанные бесхозяйные движимые вещи в реестре федерального имущества не значатся.

Согласно ответу Министерства имущественных отношений Иркутской области от <дата><номер> указанные бесхозяйные движимые вещи в реестре государственной собственности Иркутской области не значатся.

В соответствии со ст. 42 Устава города Иркутска управление и распоряжение муниципальным имуществом осуществляет администрация г. Иркутска.

В подп. подп. 3.1.1, 3.1.6, 3.1.15 п. 3.1 Положения о комитете по управлению Муниципальным имуществом администрации г. Иркутска, утвержденного решением Думы г. Иркутска от <дата><номер>, указано, что КУМИ г. Иркутска в соответствии с возложенными на него задачами в порядке и пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами г. Иркутска, осуществляет следующие функции, в частности: осуществляет полномочия собственника в отношении муниципального имущества, необходимого для обеспечения деятельности органов местного самоуправления г. Иркутска, а также полномочия собственника в отношении имущества муниципальных предприятий, муниципальных учреждений, акций (долей) хозяйственных обществ и иного муниципального имущества, в том числе составляющего муниципальную казну г. Иркутска, а также полномочия собственника по передаче муниципального имущества (за исключением жилых помещений) в пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления других муниципальных образований, приватизации (отчуждению) муниципального имущества (за исключением жилых помещений); ведет Реестр муниципального имущества г. Иркутска; ведет Реестр бесхозяйного недвижимого имущества.

Учитывая, что в настоящее время указанные бесхозяйные движимые вещи, находится на забалансовом учете администрации г. Иркутска, что данные объекты никто не обслуживает, а также акты обследования и инвентаризации имущества, КУМИ г. Иркутска вправе обратиться в суд с заявлением о признании данных движимых вещей бесхозяйными.

Согласно подп. подп. 4, 10 п. 15 Положения о Комитете по управлению Правобережным округом администрации г. Иркутска, утвержденного решением Думы г. Иркутска от <дата><номер>, комитет по управлению Правобережным округом администрации г. Иркутска: организует поддержание надлежащего санитарного состояния территории, подведомственной Комитету, и контроль за его обеспечением; осуществляет взаимодействие с организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенными на территории, подведомственной Комитету, в области поддержания надлежащего санитарного состояния указанной территории; в рамках компетенции Комитета, установленной муниципальными правовыми актами г. Иркутска, осуществляет выявление самовольно размещенного движимого имущества, принимает меры по его добровольному переносу, а также принимает решение и обеспечивает перенос движимого имущества в принудительном порядке.

Исходя из изложенного, КУМИ г. Иркутска считает, что заинтересованным лицом по настоящему иску будет являться Комитет по управлению Правобережным округом администрации г. Иркутска.

Заявитель просит признать следующие движимые вещи бесхозяйными и передать их в собственность муниципального образования г. Иркутск:

- Элементы благоустройства и малые архитектурные формы, расположенные на пересечении <адрес> и <адрес> (дорожки (брусчатка, бетон), скамья со спинкой кованная - 2 шт., скамья кованная «сердце», урна металлическая, ограждение металлическое, длина 2,35 м. - 26 секций, ограждение металлическое, длина 1,03 м. - 1 секция),

- Элементы благоустройства и малые архитектурные формы, расположенные на пересечении <адрес> (дорожки (брусчатка), дорожки (асфальт), скамья со спинкой - 11 шт., урна металлическая - 88 шт., ограждение металлическое, длина - 2,38м. - 88 секций, ограждение металлическое, длина 0,45 м. - 4 секции, ограждение металлическое, длина - 0,65м. - 1 секция).

Представитель заявителя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель заинтересованного лица комитета по управлению Правобережным округом администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки не известны.

При этом неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть преградой для рассмотрения судом дела по существу, что подтверждается положениями ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке, предусмотренном ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В силу п. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу п. 1.2 Положения о порядке регистрации и использования бесхозяйного имущества, находящегося на территории г. Иркутска, утвержденного решением Думы г. Иркутска от <дата><номер>, к бесхозяйному имуществу относится имущество, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которое собственник отказался, находящееся на территории города Иркутска, в том числе:

- жилые помещения;

- нежилые помещения;

- объекты незавершенного строительства;

- сети теплоснабжения, водопровода и канализации, электроснабжение, трубы газопровода (далее - Сети);

- другие объекты недвижимости;

- движимые вещи (элементы благоустройства, сооружения, спортивные площадки и корты, малые архитектурные формы, детские площадки и иные социально значимые объекты, являющиеся движимым имуществом).

Согласно п. 3 ст. 218 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 226 ГК РФ, движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.

Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.

Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Согласно ч. 1 ст. 290 ГПК РФ, заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя.

В силу п. 1 ст. 291 ГПК РФ, в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение этой вещью.

Согласно подп. 6 п. 1 ст. 262 ГПК РФ дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь суд рассматривает в порядке особого производства.

В силе ч. 1 ст. 263 ГПК РФ, дела особого производства рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой и главами 28 - 38 настоящего Кодекса.

Необходимым условием для рассмотрения дела в порядке особого производства по правилам ст. 265 ГПК РФ является невозможность получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Судом установлено, что <дата> комиссией по обследованию и инвентаризации бесхозяйного имущества, находящегося на территории <адрес>, созданной комитетом по управлению Правобережным округом администрации г. Иркутска, был составлен акт обследования и инвентаризации имущества в отношении объектов:

- Элементы благоустройства и малые архитектурные формы, расположенные на пересечении <адрес> и <адрес> (дорожки (брусчатка, бетон) 224,5 кв. м, скамья со спинкой кованная - 2 шт., скамья кованная «Сердце» - 1 шт., урна металлическая - 1 шт., ограждение металлическое (секция), длина 2,35 м. - 26 шт., ограждение металлическое (секция), длина 1,3 м. - 1 шт.),

- Элементы благоустройства и малые архитектурные формы, расположенные на пересечении <адрес> (дорожки (брусчатка) 152 кв. м, дорожки (асфальт) 73 кв. м, скамья со спинкой - 11 шт., урна металлическая - 17 шт., ограждение металлическое (секция), длина - 2,38 м. - 88 шт., ограждение металлическое (секция), длина 0,45 м. - 4 шт., ограждение металлическое (секция), длина - 0,65м. - 1 шт.).

Также, <дата> на официальном портале администрации г. Иркутска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для сведения заинтересованных лиц размещено сообщение о выявлении на территории г. Иркутска движимого имущества, обладающего признаками бесхозяйного и о необходимости собственникам этих объектов в течение 30 календарных дней с момента опубликования сообщения предоставить правоустанавливающие документы на объекты, в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска (п. 2.1.3(1) Положения).

По истечении установленного срока обращений от собственников не поступило и комиссией по оценке стоимости бесхозяйного имущества, созданной комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска был составлен акт оценки стоимости бесхозяйного движимого имущества, которая по состоянию на <дата> составила <данные изъяты> руб.

На основании распоряжения заместителя председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от <дата><номер> «О постановке на учет бесхозяйного объекта движимого имущества», объекты движимого имущества – элементы благоустройства и малые архитектурные формы, расположенные в Правобережном округе г. Иркутска, в том числе:

- Элементы благоустройства и малые архитектурные формы, расположенные на пересечении <адрес> и <адрес> (дорожки (брусчатка, бетон) 224,5 кв. м, скамья со спинкой кованная - 2 шт., скамья кованная «Сердце» - 1 шт., урна металлическая - 1 шт., ограждение металлическое (секция), длина 2,35 м. - 26 шт., ограждение металлическое (секция), длина 1,3 м. - 1 шт.),

- Элементы благоустройства и малые архитектурные формы, расположенные на пересечении <адрес> (дорожки (брусчатка) 152 кв. м, дорожки (асфальт) 73 кв. м, скамья со спинкой - 11 шт., урна металлическая - 17 шт., ограждение металлическое (секция), длина - 2,38 м. - 88 шт., ограждение металлическое (секция), длина 0,45 м. - 4 шт., ограждение металлическое (секция), длина - 0,65м. - 1 шт.)

– отражены на забалансовом счете комитета до момента вступления в силу решения суда о признании права муниципальной собственности г. Иркутска на бесхозяйное имущество (п. п. 2.3.1, 2.3.1(1) Положения).

Как следует из сообщения Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от <дата><номер> «Сведения из реестра федерального имущества», в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляет Территориальным управлением, указанные объекты движимого имущества по состоянию на <дата> не значатся.

При этом Министерство имущественных отношений Иркутской области сообщает о том, что данные объекты движимого имущества в Реестре государственной собственности Иркутской области не учтены («О предоставлении информации» от <дата><номер>).

Таким образом, учитывая, что собственники объектов – элементов благоустройства и малых архитектурных форм не объявились и не заявили о своих правах на движимое имущество, принимая во внимание, что осуществлена постановка объектов на учет в качестве бесхозяйного движимого имущества с отражением на забалансовом счете комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска, что расценивается как отказ собственника от права собственности и вступление заявителя во владение вещью, соответствующее движимое имущество подлежит признанию бесхозяйным и обращению в собственность муниципального образования г. Иркутск.

Обстоятельства дела никем не оспорены (ст. ст. 56, 60 ГПК РФ).

При таких обстоятельствах, суд полагает, что заявленные требования являются законными, обоснованными и подлежит удовлетворению частично.

При принятии судебного решения о частичном удовлетворении исковых требований суд исходит из представленных в материалы дела документов, из которых усматривается, что в состав элементов благоустройства и малых архитектурных форм, расположенных на пересечении <адрес> входит урна металлическая в количестве 17 шт., а не 88 шт., как заявлено заявителем, в связи с чем, полагает возможным признать бесхозяйным и передать в собственность муниципального образования г. Иркутск движимое имущество – урну металлическую в количестве 17 шт.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 268 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска удовлетворить частично.

Признать бесхозяйным и передать в собственность муниципального образования г. Иркутск следующее движимое имущество:

- Элементы благоустройства и малые архитектурные формы, расположенные на пересечении <адрес> и <адрес> (дорожки (брусчатка, бетон), скамья со спинкой кованная - 2 шт., скамья кованная «сердце», урна металлическая, ограждение металлическое, длина 2,35 м. - 26 секций, ограждение металлическое, длина 1,03 м. - 1 секция),

- Элементы благоустройства и малые архитектурные формы, расположенные на пересечении <адрес> (дорожки (брусчатка), дорожки (асфальт), скамья со спинкой - 11 шт., урна металлическая - 17 шт., ограждение металлическое, длина - 2,38 м. - 88 секций, ограждение металлическое, длина 0,45 м. - 4 секции, ограждение металлическое, длина - 0,65 м. - 1 секция).

В удовлетворении требований о признании бесхозяйным и передаче в собственность муниципального образования г. Иркутск урны металлической – 71 шт. в составе элементов благоустройства и малые архитектурные формы, расположенных на пересечении <адрес> – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения 07.06.2021.

Судья О.А. Матвиенко