Дело № 2-1282/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2017 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе
судьи Богомолова С.В.,
при секретаре Назаровой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску, Министерству здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску.
В обоснование иска указал, что он является пенсионером с 16 декабря 2016 г. по старости.
16 декабря 2003 года приказом №225 ему присвоено Почетное звание «Заслуженный работник РАО «ЕЭС России» и выдан нагрудный знака и удостоверение «Заслуженный работник ЕЭС России», подписанное Председателем Правления РАО «ЕЭС России» ФИО2. Это подтверждается удостоверением к нагрудному знаку, а также записью в трудовой книжке.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ (в ред. от 16.10.2012 г.), ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
10 января 2017 года он обратился в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Однако комиссия по рассмотрению документов в ответе от 06.02.2017 в просьбе отказала. В письме указано, что отказ связан с тем, что Почетное Звание «Заслуженный работник «ЕЭС России», не включено в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда» и предоставления мер социальной поддержки «Ветеранам труда».
Отказ ответчика в присвоении звания «Ветеран труда» считает незаконным.
В соответствии с п.1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5- ФЗ (в ред. от 16.10.2012 г.) «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Согласно Положению о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденному Указом Президента РФ № 1270 от 25 сентября 1999 года, звание «Ветеран труда» присваивается, в частности, лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде. Указанные лица представляют в отдел социальной защиты населения по месту жительства документы, подтверждающие награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Указом Президента РФ от 15 августа 1992 г. N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации" полномочия Министерства топлива и энергетики РФ переданы вновь создаваемому РАО «ЕЭС России». То есть по сути, РАО «ЕЭС России» в условиях приватизации являлось Министерством топлива и энергетики РФ. РАО «ЕЭС России» существовало в период с 1992 по 2008г.г. В данный период времени Министерство топлива энергетики не существовало, и таким образом отсутствовала возможность получить звание и грамоту в данном Министерстве, хотя всю свою трудовую деятельность проработал в энергетике.
Действующее законодательство не содержит определения понятия ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».
В соответствии с п.11 совместного письма Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 г. N 2026-ВЯ/4276/1-30 и письма Минтруда России от 7 октября 1998 г. N 5635-КС при присвоении звания «Ветеран труда» учитываются нагрудный знак «Заслуженный работник ЕЭС России», а также почетная грамота РАО «ЕЭС России» «За заслуги в развитии Единой энергетической системы России».
В силу того, что согласно пункту 4 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», порядок и условия, присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, такие законодательные и нормативные акты не должны противоречить федеральному законодательству. К тому же, законодатель установил для субъекта Российской Федерации возможность определять только порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», но не устанавливать Перечень который сужает круг лиц имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда». Согласно Определению Верховного суда РФ от 06.07.2011 №31-Г11-3 субъект Российской Федерации вправе дополнять, расширять перечень ведомственных наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», следовательно, то обстоятельство, что на сегодняшний день в Перечне отсутствует Почетное звание «Заслуженный работник РАО «ЕЭС России», привело к тому, что его права на присвоение звания «Ветеран труда» были грубо нарушены.
Таким образом, нагрудный знак «Заслуженный работник ЕЭС России» определяется как ведомственный знак отличия в труде, если удостоверение к нему выдано за подписью Председателя Правления РАО «ЕЭС России», и принимается во внимание при присвоении звания «Ветеран труда». К такому выводу приводит и судебная практика по данному вопросу.
Просил признать незаконным решение ответчика об отказе учесть награждение Почетным званием «Заслуженный работник РАО «ЕЭС России» и обязать Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску присвоить ему звание «Ветеран труда».
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, приведя доводы в целом аналогичные изложенным в иске.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещались.
Выслушав истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ульяновской обл. от 29.12.2005 N 234 (ред. от 16.05.2016) утверждено Положение о порядке присвоения звания «Ветеран труда» (далее Положение).
Согласно п. 2 Положения Звание "Ветеран присваивается лицам:
награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Ведомственными знаками отличия в труде следует считать: нагрудные знаки и значки, грамоты, дипломы, свидетельства, благодарности, выданные органами исполнительной, законодательной (представительной), судебной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации либо от имени этих органов, органами прокуратуры СССР, РСФСР, Российской Федерации.
Знаки отличия в труде, выданные Центральным союзом потребительских обществ России, Центральным Комитетом ВЛКСМ, Государственным комитетом статистики, Фондом Независимых Профсоюзов России, Центральным комитетом профсоюзов либо от имени этих организаций, рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде.
Не учитываются при присвоении звания "Ветеран труда": знаки отличия в труде, выданные организациями, войсковыми частями, общественными объединениями, организационными комитетами; квалификационные или ученые звания и степени; удостоверения на рационализаторские предложения; поощрения за судейство, участие или победу в спортивных соревнованиях, за отличную успеваемость и дисциплину; медали, звания, знаки и значки Выставки достижений народного хозяйства; ветеранские звания, присвоенные предприятиями, организациями, общественными объединениями, советами ветеранов.
В соответствии с п.п. 4.1.-4.10. Положения уполномоченный орган по месту жительства осуществляет прием и проверку документов от граждан.
На основании принятых документов уполномоченный орган формирует списки претендентов на звание "Ветеран труда".
Утвержденные руководителем уполномоченного органа списки лиц, представленных к званию "Ветеран труда", с приложением необходимых документов в 10-дневный срок направляются в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения (далее - исполнительный орган).
В исполнительном органе создается комиссия по рассмотрению документов на присвоение звания "Ветеран труда" (далее - Комиссия). Состав и положение о Комиссии утверждаются приказом исполнительного органа.
Комиссия рассматривает документы, представленные уполномоченными органами, в 25-дневный срок со дня их поступления в исполнительный орган и вправе запросить дополнительную информацию.
Комиссия принимает решение по каждому претенденту о наличии или отсутствии оснований для присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с разделом 2 настоящего Положения, которое оформляется протоколом.
При отсутствии оснований для присвоения звания в соответствии с представленными гражданами документами Комиссия в 5-дневный срок после решения информирует об этом уполномоченный орган по месту их жительства. Уполномоченный орган, в свою очередь, направляют в адрес этих граждан уведомление с указанием причин отказа в присвоении звания "Ветеран труда".
Решение об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" принимается в случаях: отсутствия у гражданина на дату обращения оснований для присвоения звания "Ветеран труда"; представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений либо отсутствия документов, предусмотренных пунктом 3.1 раздела 3 настоящего Положения; несоответствия заявления и документов, представленных посредством размещения их на Портале, требованиям законодательства.
Звание "Ветеран труда" присваивается приказом исполнительного органа.
После издания приказа исполнительного органа документы по присвоению звания "Ветеран труда" (заявления граждан с обосновывающими документами) возвращаются исполнительным органом в соответствующие уполномоченные органы для их бессрочного хранения.
В настоящее время на территории Ульяновской области исполнительным уполномоченным органом государственной власти в сфере социальной защиты населения является Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.
Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., 10 января 2017 года обратился в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда». сославшись на то, что 16 декабря 2003 года приказом №225 ему присвоено Почетное звание «Заслуженный работник РАО «ЕЭС России» и выдан нагрудный знака и удостоверение «Заслуженный работник ЕЭС России», подписанное Председателем Правления РАО «ЕЭС России» ФИО2.
Письмом Департамента Министерства здравоохранения, семьи социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску ему сообщено, что комиссией по рассмотрению документов на присвоение звания «Ветеран труда» ему отказано в присвоении данного звания. Отказ мотивирован тем, что РАО «ЕЭС России» не относится к органам государственной власти уполномоченным выдавать ведомственные знаки отличия в труде.
Как установлено судом, 16 декабря 2003 года приказом №225 ФИО1 присвоено Почетное звание «Заслуженный работник РАО «ЕЭС России» и выдан нагрудный знака и удостоверение «Заслуженный работник ЕЭС России», подписанное Председателем Правления РАО «ЕЭС России» ФИО2. Он имеет трудовой стаж 36 лет.
Однако данная награда не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах».
В общероссийском классификаторе органов государственной власти и управления (СООГУ), утвержденном постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 294 (утратило силу в связи с изданием Общероссийского классификатора органов государственной власти и управления ОК 006-2011 с датой введения в действие 1 января 2012 г.), была определена структура органов государственной власти, в которой ОАО "РАО ЕЭС" не поименовано, так же как и в введенном в действие с 1 января 2012 г. Общероссийском классификаторе органов государственной власти и управления ОК 006-2011, утвержденном приказом Росстандарта от 26 апреля 2011 г. N 60-ст.
Указами Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 г. N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" и от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" ОАО РАО "ЕЭС России" также не включено в число органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление.
Открытое акционерное общество РАО "ЕЭС России" в силу положений части 1 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу) являлось коммерческой организацией, которая не входила в систему органов государственной власти; сведения о том, что ОАО РАО "ЕЭС России" были переданы полномочия по награждению нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями от имени руководства органов государственной власти Российской Федерации за продолжительный добросовестный труд, отсутствуют.
Довод истца о том, что РАО «ЕЭС России» осуществляло функции Министерства топлива и энергетики РФ является ошибочным.
Указом Президента РФ от 17.05.2000 N 867 (ред. от 25.11.2003) утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, согласно которой поименовано Министерство энергетики Российской Федерации.
Таким образом, на момент получения ФИО3 награды РАО "ЕЭС России" (16 декабря 2003 г.) государственным органом в сфере энергетической системы Российской Федерации, который имел полномочия на учреждение ведомственных знаков отличия в труде, являлось Министерство энергетики Российской Федерации.
Так, Положением о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.10.2000 N 777 (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49) было предусмотрено, что Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере топливно - энергетического комплекса Российской Федерации, а также координацию деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти (пункт 1 данного Положения).
Подпунктом 9 пункта 9 названного Положения было определено, что Министр в установленном порядке присваивает работникам отраслей топливно - энергетического комплекса, в том числе работникам центрального аппарата Министерства, почетные звания, награждает почетными грамотами и иными ведомственными знаками отличия.
В настоящее время этими полномочиями наделено Министерство энергетики Российской Федерации в соответствии с Положением "О Министерстве энергетики Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400, пунктом 5.2 которого установлено, что Министерство энергетики Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право в том числе учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", и иные ведомственные награды и награждать ими работников Министерства, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания.
Ссылка истца на письмо Министерства труда Российской Федерации от 7 октября 1998 г. N 5635-КС является необоснованной, так как оно отозвано письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 3854-ЮВ.
Ввиду того, что ОАО РАО "ЕЭС" не входило в структуру органов государственной (исполнительной) власти, а являлось коммерческой организацией и не обладало полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия в труде в сфере энергетической системы Российской Федерации, почетное звание ОАО РАО "ЕЭС России" "Заслуженный работник РАО «ЕЭС России» и нагрудный знак «Заслуженный работник ЕЭС России» не является ведомственным знаком отличия в труде и не подлежит учету при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда".
ОАО РАО "ЕЭС России" являлось коммерческой организацией, в связи с чем не имело полномочий на утверждение ведомственных знаков отличия, следовательно, отсутствуют оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о возложении обязанности присвоить ему звание «Ветеран труда».
При этом, требование о признании незаконным решения об отказе учесть награждение Почетным званием «Заслуженный работник РАО «ЕЭС России» не является исковым, а обоснованием материально-правого требования о присвоении звания «Ветеран труда». следовательно, принятие самостоятельного решения по нему не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении иска ФИО1 к Департаменту Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску, Министерству здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда» отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: С.В. Богомолов.