ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1282/20 от 02.07.2020 Курганского городского суда (Курганская область)

Дело июля 2020 г.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ФИО1 городской суд ФИО1<адрес>

в составе председательствующего судьи Дерябиной Ю.А.

при секретаре ФИО2,

с участием помощника ФИО1ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело (уникальный идентификатор дела 45RS0-21) по иску ФИО1 в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к АО «Аэропорт Курган» о возложении обязанности по осуществлению вырубки зарослей деревьев и кустарников, получении разрешения на вырубку,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к АО «Аэропорт Курган» о возложении обязанности по осуществлению вырубки зарослей деревьев и кустарников, получении разрешения на вырубку.

В обоснование иска указано, что ФИО1 прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов при орнитологическом обеспечении полетов в деятельности АО «Аэропорт Курган». АО «Аэропорт Курган» является оператором аэродрома <адрес> и осуществляет деятельность в соответствии с сертификатом № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Договору аренды федерального имущества аэропорта Курган от ДД.ММ.ГГГГ АО «Аэропорт Курган» на праве аренды передана взлетно-посадочная полоса (кадастровый ), рулежная дорожка (кадастровый ), ограждение территории аэропорта (кадастровый ) и перрон (кадастровый ). Территорией Аэродрома <адрес> является участок земли внутри периметра ограждения аэропорта с расположенными на нем объектами. Согласно публичной кадастровой карте Россреестра аэродром <адрес> расположен на земельном участке с кадастровым номером . В ходе проверки установлено, что на территории аэродрома <адрес> произрастает различная растительность, которая способствует гнездованию, скоплению птиц и регулярному перелету через территорию аэропорта. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ исполнительному директору АО «Аэропорт Курган» внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. Согласно ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ АО «Аэропорт Курган» предприняты меры для устранения выявленных нарушений законодательства, однако до настоящего времени АО «Аэропорт Курган» древесно-кустарниковая растительность на аэродроме <адрес> не устранена. Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ на территории аэродрома Курган выявлены многочисленные массивы древесно-кустарниковои растительности, которая способствует гнездованию, скоплению птиц и регулярному перелету через территорию аэропорта, а именно: у склада ГСМ (координаты - 55, 469720° с.ш., 65,416615° в.д.) ориентировочная площадь составляет 12000 кв.м; в районе очистных сооружений (координаты - 55, 467016 с.ш., 65,417363° в.д.), ориентировочная площадь составляет 20000 кв.м; в районе склада химреагентов (координаты - 55, 464932 с.ш., 65,415975° в.д.), ориентировочная площадь составляет 15000 кв.м; массив на грунтовом летном поле (координаты - 55, 467969 с.ш., 65,418514° в.д.), ориентировочная площадь составляет 1500 кв.м; участок растительности на грунтовом летном поле (координаты -55, 473244° с.ш., 65,417666° в.д.), ориентировочная площадь составляет 1000 кв.м; участок растительности на грунтовом летном поле (координаты -55, 467508° с.ш., 65,423382° в.д.), ориентировочная площадь составляет 500 кв.м; участок растительности вдоль патрульной дороги, между аэродромом и патрульной дорогой (координаты - 55, 4876,86° с.ш., 65,422722 в.д.), ориентировочная площадь составляет 20000 кв.м; участок растительности на грунтовом летном поле (координаты -55,479682° с.ш., 65,414329° в.д.), ориентировочная площадь составляет 70000 кв.м; участок растительности на грунтовом летном поле (координаты -55, 461334° с.ш., 65,403309° в.д.), ориентировочная площадь составляет 25000 кв.м; участок растительности на грунтовом летном поле (координаты - 55, 460799° с.ш., 65,405648° в.д.), ориентировочная площадь составляет 4 000 кв.м. Указанная растительность создает угрозу безопасности полетов воздушных судов, так как способствуют повышенной концентрации птиц, их гнездованию и перелету через территорию аэродрома.

На основании изложенного, просили возложить обязанность на АО «Аэропорт Курган» в соответствии с требованиями п.п. 4.2.2, 4.2.4 Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного Приказом МГА СССР от 26.12.1988 № 209, осуществить вырубку зарослей деревьев и кустарников в пределах территории аэродрома города Курган внутри периметра ограждения аэропорта на земельном участке с кадастровым номером 45:25:040204:32; возложить обязанность на АО «Аэропорт Курган» до выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 настоящего искового заявления, получить в соответствии с Правилами благоустройства территории города Курган, утвержденных Решением Курганской городской Думы от 27.03.2019 № 52, разрешение на вырубку деревьев и кустарников в Департаменте Администрации города Кургана, уполномоченного в сфере благоустройства.

В судебном заседании помощник Курганского транспортного прокурора ФИО3 на заявленных требованиях настаивал по доводам иска.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании я заявленными требованиями не согласились, поясняли, что Приказ МГА ССР от 26.12.1988 № 209 в установленном порядке опубликован не был, в связи с чем применению при разрешении требований Курганского транспортного прокурора не подлежит. Ссылались на то, что при проведении работ по вырубке деревьев и кустарников в пределах территории аэродрома города Кургана получать разрешение не обязаны, поскольку земельный участок находится в собственности Российской Федерации. Не оспаривали наличие обязанности по осуществлению вырубки зарослей деревьев и кустарников в пределах территории аэродрома города Курган.

Представитель третьего лица Администрации города Кургана, Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, ранее судебном заседании требования истца поддержали в полном объеме по доводам отзыва на исковое заявление.

Представитель третьего лица МКУ «Административно-техническая инспекция города Кургана» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика в порядке заочного судопроизводства, в отсутствие иных лиц в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

Заслушав помощника Курганского транспортного прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заяв­лением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федера­ции, муниципальных образований.

Установлено, что АО «Аэропорт Курган» является оператором аэродрома <адрес> и осуществляет деятельность в соответствии с сертификатом № от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Договору аренды федерального имущества аэропорта Курган от ДД.ММ.ГГГГ АО «Аэропорт Курган» на праве аренды передана взлетно-посадочная полоса (кадастровый ), рулежная дорожка (кадастровый ), ограждение территории аэропорта (кадастровый ) и перрон (кадастровый ).

Согласно публичной кадастровой карте Россреестра аэродром города Курган расположен на земельном участке с кадастровым номером .

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 40 ВК РФ аэродромом является участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

В соответствии с п. 5 Федеральных авиационных правил «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории», утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 04.03.2011 № 69 поверхность взлетно-посадочной полосы посадочной площадки должна быть без препятствий, затрудняющих руление, взлет и посадку воздушных судов.

Согласно п. 2.11 Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 25.08.2015 № 262 в пределах от границы спланированной части до границы летной полосы не должно быть объектов, кроме тех, функциональное назначение которых требует их размещение вблизи взлетно-посадочной полосы и не допускает размещения в ином месте.

В соответствии с п. 2.2 Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного Приказом МГА СССР от 26.12.1988 № 209, (далее - РООП ГА-89) РООП ГА-89 является основным нормативным документом, определяющим порядок организации и осуществления мероприятий по предотвращению столкновений ВС с птицами. Все другие документы по орнитологическому обеспечению полетов могут лишь развивать и конкретизировать положения настоящего Руководства.

Согласно п.п. 4.2.2, 4.2.4 РООП ГА-89 причины концентрации птиц на аэродромах устраняются работниками аэродромной службы. К числу основных мероприятий, проводимых на аэродромах, относятся: вырубка зарослей кустарников в пределах территории аэродрома; скашивание травяного покрова на летном поле до оптимальной высоты (в большинстве случаев она составляет 20 - 25 см, однако на отдельных аэродромах она может устанавливаться с учетом скапливающихся на них птиц по рекомендациям орнитологов из местных биологических учреждений) … Мероприятия по изменению экологической обстановки в окрестностях аэродрома в неблагоприятном отношении для птиц проводятся только в том случае, если они позволяют устранить действительные причины концентрации птиц на данном аэродроме или регулярного массового перелета птиц через его территорию (в противном случае численность птиц на аэродроме может даже увеличиваться).

Согласно решению Курганского транспортного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по предмету соблюдения АО «Аэропорт Курган» требований законодательства об обеспечении безопасности полетов при орнитологическом обеспечении полетов.

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований федерального законодательства, а именно: на территории аэродрома <адрес> произрастает различная растительность, которая способствует гнездованию, скоплению птиц и регулярному перелету через территорию аэропорта; работниками аэропорта мероприятия, предусмотренные п. 4.2.2 РООП ГА-89 выполняются не в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ Курганским транспортным прокурором внесено представление директору АО «Аэропорт Курган» с требованием устранить нарушение закона.

Ответчиком указанное представление от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, приняты меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших. К дисциплинарной ответственности привлечен специалист по экологии и метрологии ФИО4, что подтверждено ответом от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, до настоящего времени АО «Аэропорт Курган» должные меры к осуществлению мероприятий, направленных на обеспечение безопасности полетов в части орнитологической безопасности, не приняты. Данное обстоятельство в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось. Кроме того, согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ на территории аэродрома Курган выявлены многочисленные массивы древесно-кустарниковой растительности, которая способствует гнездованию, скоплению птиц и регулярному перелету через территорию аэропорта, а именно: у склада ГСМ (координаты - 55, 469720° с.ш., 65,416615° в.д.) ориентировочная площадь составляет 12000 кв.м; в районе очистных сооружений (координаты - 55, 467016 с.ш., 65,417363° в.д.), ориентировочная площадь составляет 20000 кв.м; в районе склада химреагентов (координаты - 55, 464932° с.ш., 65,415975° в.д.), ориентировочная площадь составляет 15000 кв.м; массив на грунтовом летном поле (координаты - 55, 467969° с.ш., 65,418514° в.д.), ориентировочная площадь составляет 1500 кв.м; участок растительности на грунтовом летном поле (координаты -55, 473244° с.ш., 65,417666° в.д.), ориентировочная площадь составляет 1000 кв.м; участок растительности на грунтовом летном поле (координаты -55, 467508° с.ш., 65,423382° в.д.), ориентировочная площадь составляет 500 кв.м; участок растительности вдоль патрульной дороги, между аэродромом и патрульной дорогой (координаты - 55, 4876,86° с.ш., 65,422722° в.д.), ориентировочная площадь составляет 20000 кв.м; участок растительности на грунтовом летном поле (координаты -55,479682° с.ш., 65,414329° в.д.), ориентировочная площадь составляет 70000 кв.м; участок растительности на грунтовом летном поле (координаты -55, 461334° с.ш., 65,403309° в.д.), ориентировочная площадь составляет 25000 кв.м; участок растительности на грунтовом летном поле (координаты - 55, 460799° с.ш., 65,405648° в.д.), ориентировочная площадь составляет 4000 кв.м.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что неисполнение ответчиком требований законодательства Российской Федерации о безопасности полетов существенно нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, в связи с чем требования Курганского транспортного прокурора в части возложения на АО «Аэропорт Курган» обязанности осуществить вырубку зарослей деревьев и кустарников в пределах территории аэродрома города Кургана внутри периметра ограждения аэропорта на земельном участке с кадастровым номером 45:25:040204:32 в соответствии с требованиями п.п. 4.2.2, 4.2.4 РООП ГА-89, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что положения РООП ГА-89 применению не подлежат, поскольку в установленном порядке нормативный акт опубликован не был, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

РООП ГА-89 был принят компетентным органом государственной власти с соблюдением установленного в то время порядка.

Положения ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации о том, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, не предусматривают обязательность опубликования в официальном издании ведомственных нормативных правовых актов Союза ССР, принятых до вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» и Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» не устанавливают обязательность и порядок опубликования ведомственных нормативных актов Союза ССР, не определяют официальное печатное издание, в котором они должны быть опубликованы.

Не содержали таких указаний в отношении ведомственных нормативных актов СССР и ранее действовавшие Указ Президента Российской Федерации от 21.01.1993 № 104, Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.1992 № 305 и от 23.07.1993 № 722, регламентировавшие вопросы подготовки ведомственных нормативных актов, их государственной регистрации и опубликования.

РООП ГА-89 обнародован путем опубликования его в 1989 году в периодическом издании «Воздушный транспорт», и включения в различные информационно-справочные системы, в том числе «Консультант Плюс», «Гарант» и другие.

В соответствии с п. 10 «Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, подлежат государственной регистрации нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина. Кроме того, согласно п. 14 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.07.1999 № 217, подлежат государственной регистрации нормативные правовые акты, принятые федеральными органами исполнительной власти после 14.05.1992.

При этом требования истца в части возложения на ответчика обязанности до выполнения работ получить в Департаменте Администрации города Кургана разрешение на вырубку деревьев и кустарников удовлетворению не подлежат.

В соответствии с п. 5 ст. 7 Правил благоустройства территории города Курган, утвержденных Решением Курганской городской Думы от 27.03.2019 № 52 (далее - Правила) снос, посадка, обрезка деревьев и кустарников осуществляется на основании разрешения Департамента Администрации города Кургана, уполномоченного в сфере благоустройства.

В силу ст. 261 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает права других лиц.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Часть 3 ст. 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа федеральному закону, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

Земельный участок, на котором расположена территория аэродрома города Кургана и где произрастает древесно-кустарниковая растительность, находится в федеральной собственности. Данное обстоятельство сторонами в судебном заседании не оспаривалось.

Согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 516 «Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, и о внесении изменений в Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности» решение о возможности осуществления рубок деревьев на землях специального назначения входит в полномочия федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на предоставление таких земельных участков, за исключением случаев, если запрет на рубку и (или) ограничение рубки установлены в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, учитывая, что заросли деревьев и кустарников произрастают на земельном участке специального назначения, находящемся в собственности Российской Федерации, суд приходит к выводу, что у ответчика обязанность на получение разрешения на их вырубку в органах местного самоуправления города Кургана отсутствует.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований Курганского транспортного прокурора.

Руководствуясь ст.ст. 194-199,235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Курганского транспортного прокурора удовлетворить частично.

Обязать АО «Аэропорт Курган» в соответствии с требованиями п.п. 4.2.2, 4.2.4 Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного Приказом МГА СССР от 26.12.1988 № 209, осуществить вырубку зарослей деревьев и кустарников в пределах территории аэродрома города Кургана внутри периметра ограждения аэропорта на земельном участке с кадастровым номером .

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Ю.А. Дерябина