ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1282/2013 от 02.09.2013 Полевской городского суда (Свердловская область)

Решение в окончательной форме

принято 02 сентября 2013 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 августа 2013 года Полевской городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Коряковой Н.С.,

при секретаре Будагян З.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 1282/2013 по заявлению Петькина А.С. о признании незаконными действий Главы Полевского городского округа, выразившихся в отказе предоставления земельного участка

УСТАНОВИЛ:

Петькин А.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Главы Полевского городского округа, выразившихся в отказе в предоставлении земельного участка по адресу: <. . .>, мотивируя требования тем, что . . . он обратился с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду по адресу: <. . .>. На заявление получил ответ Главы Полевского городского округа . . . №, которым ему отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Основанием отказа в предоставлении земельного участка явилось то, что земельный участок расположен в зоне Р-1 – зона рекреационно-ландшафтных территорий. На момент подачи им заявления действовало решение Думы ПГО от . . . №, согласно которому испрашиваемый земельный участок не располагался в зоне рекреационно-ландшафтных территорий. В п. 13 Административного регламента, утвержденного постановлением Главы Полевского городского округа от . . . № указан закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в который не включены основания, указанные в письме от . . . за № об отказе в предоставлении земельного участка. Отнесение испрашиваемого земельного участка к рекреационно-ландшафтным территориям, не является основанием в отказе в предоставлении земельного участка. Отказ в предоставлении земельного участка создает препятствие в реализации законных прав на оформление земельно-правовых отношений. Просит признать действия Главы Полевского городского округа, выразившиеся в отказе предоставления земельного участка незаконными, обязав Главу Полевского городского округа согласовать и выдать постановление об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории площадью 1 500 метров по адресу: <. . .> под индивидуальное жилищное строительство, а также постановление Главы ПГО о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.

В судебное заседание заявитель не явился, о дне рассмотрения дела извещен своевременно надлежащим образом, причину неявки не сообщил, об отложении слушания по делу ходатайств не заявлял.

Представитель заинтересованного лица – Главы Полевского городского округа Дрягин С.А. в судебное заседание не явился, представил отзыв на заявленные требования, из которого следует, что орган местного самоуправления на основании п.2 ст.34 Земельного кодекса заявление или обращение исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявлений или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». ОМС в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 решения. В месячный срок со дня поступления заявления орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Лицо, обратившееся с заявлением, обеспечивает за свой счет выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка. ОМС в двухнедельный срок со дня предоставлении я кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка и направляет копию решения с приложением кадастрового паспорта. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка ОМС может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте. В сети «Интернет». Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданами в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. В данном случае на момент проведения процедуры действовало решение № от . . .. В зоне Р-1 не могут формироваться земельные участки под благоустройство территории, посредством их выделения и предоставления отдельным гражданам, по причине того, что данные территории предназначены для отдыха и оздоровления населения, в связи с чем, к ним необходимо обеспечить доступ всех желающих. В удовлетворении требований Петькина А.С. просит отказать.

Представитель ОМС Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указав в отзыве на заявление, что . . . Петькин А.С. обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в ОМС Управление муниципальным имуществом ПГО, расположенного по адресу: город <. . .> в аренду для индивидуального жилищного строительства. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с определением разрешенного использования земельного участка. В соответствии с положениями Правил землепользования и застройки, утвержденными решением Думы Полевского городского округа от . . . №, указанный земельный участок расположен в зоне Р-1 - зоне рекреационно-ландшафтных территорий. Согласно статье 47.7 указанного Решения Думы Полевского городского округа, зоны рекреационного назначения выделены для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта, ценных лесных территорий, расположенных в границах населенных пунктов, в том числе ранее входивших в земли лесного фонда, и создания экологически чистой окружающей среды, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечения их рационального использования. В зоне рекреационно-ландшафтных территорий жилищное строительство не разрешено. . . . Главой Полевского городского округа вынесено постановление № «Об отказе в предоставлении земельного участка Петькину А.С.». Решение Думы, утвердившее Правила землепользования и застройки ПГО в новой редакции принято . . ., вступило в силу с момента официального опубликования . . . и на момент принятия решения действовало. Просит в удовлетворении требований Петькина А.С. о признании незаконным действий Главы Полевского городского округа, об обязании последнего выдать постановление Главы об утверждении схемы и предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. <. . .> отказать.

Заинтересованное лицо - представитель Администрации Полевского городского округа в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил, об отложении слушания по делу ходатайств не заявлял.

Исследовав материалы дела, заслушав заявителя, суд пришел к следующему.

В силу части 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ и статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

В пункте 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ выделено по их целевому назначению семь категорий земель, в том числе земли населенных пунктов. Далее в данной статье указывается, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статьей 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить различные земельные участки, отнесенные к таковым в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе в состав земель населенных пунктов могут входить и рекреационные территориальные зоны (п. 5 ч. 1). Аналогичные виды территориальных зон предусмотрены в ст. 35 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГсК РФ), в которой установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного значения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального значения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (ч. 1).

Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления - правилами землепользования и застройки.

На основании зонирования территорий (градостроительного зонирования) определяется разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости.

В соответствии со ст. 30 п. 2, 6 и ст. 37 ГсК РФ, вид разрешенного использования представляет собой определение конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставленном ему земельном участке.

В соответствии с ч. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми землепользователями и арендаторами земельных участков.

Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (п. 9 ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ).

Согласно ст. 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты

На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Согласно ст. 34, 36 ГсК РФ при подготовке Правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков.

Согласно п. 2 ст.32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.

. . . Петькин А.С. обратился с заявлением на имя Главы Полевского городского округа, в котором просил предоставить земельный участок площадью 1 500 кв. метров по адресу: <. . .> в аренду на 49 лет для индивидуального жилищного строительства, что видно из копии заявления (лд.7). Заявление принято Органом местного самоуправления Управление муниципальным имуществом, о чем свидетельствует штамп на заявлении.

Из копии постановления № от . . . «Об отказе в предоставлении земельного участка Петькину А.С.» (лд.6), следует, что Глава Полевского городского округа отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка по адресу: <. . .> а общей площадью 1 500 кв.м в аренду для индивидуального жилищного строительства, мотивируя тем, что в зоне рекреационно-ландшафтных территорий жилищное строительство не предусмотрено, ссылаясь на Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Думы Полевского городского округа от . . . №, которым испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Р-1 - зоне рекреационно-ландшафтных территорий.

Заявитель оспаривает действия Главы Полевского городского округа, выразившиеся в отказе в предоставлении земельного участка по адресу: <. . .>

Решением Думы Полевского городского округа от 17.08.2010 года № 182 утверждено Положение о порядке предоставления и изъятия земельных участков на территории Полевского городского округа.

Согласно п. 7.1 Положения предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства производится в собственность или аренду без предварительного согласования места размещения объекта строительства, в соответствии с действующей утвержденной градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий) на торгах или без проведения торгов, на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных Областным законом от 07.07.2004 N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" (в редакции от 25.06.2010 N 43-ОЗ).

В соответствии с п. 7.5 Положения Глава Полевского городского округа в двухнедельный срок рассматривает заявление и принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, либо о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды данного земельного участка, либо принимает решение об опубликовании сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка в Полевской городской общественно-политической газете "Диалог" с размещением данной информации на официальном сайте Полевского городского округа в сети Интернет.

Согласно п. 1.8 Положения проекты постановлений Главы Полевского городского округа о предоставлении (отказе) и изъятии земельных участков, проекты договоров аренды, купли-продажи, безвозмездного срочного пользования на земельные участки готовит орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа, за исключением случаев, установленных данным Положением.

Согласно ч.1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Представителем заинтересованного лица, действия которого оспариваются, представлены доказательства расположения земельного участка общей площадью 1 500 кв.м. по адресу: <. . .> в зоне рекреационно-ландшафтных территорий.

Из выкопировки из карты градостроительного зонирования территории ПГО <. . .> видно, что испрашиваемый земельный участок по адресу: <. . .> находится в зоне Р-1 - зоне рекреационно-ландшафтных территорий.

При установленных обстоятельствах отказ в предоставлении заявителю земельного участка в аренду является обоснованным.

Заявитель ссылается, что он при рассмотрении его обращения действовало решение Думы ПГО от . . . №, согласно которому испрашиваемый земельный участок не располагался в зоне рекреационно-ландшафтных территорий.

Вместе с тем, испрашиваемый заявителем земельный участок мог быть предоставлен в срок 65 дней со дня предоставления заявителем в Управление соответствующего заявления, в случае принятия решения о проведении торгов по продаже земельного участка или продажи права аренды земельного участка 250 дней со дня предоставления заявителем в Управление соответствующего заявления с приложенным кадастровым паспортом земельного участка (п.п.1,2 ст.7 раздела 2 «Стандарт предоставления муниципальной» услуги Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Полевского городского округа».).

Суд приходит к выводу о том, что Глава Полевского городского округа Филиппов Д.В. несвоевременно рассмотрел обращение заявителя о предоставлении земельного участка, вместе с тем, на момент принятия постановления об отказе в предоставлении Петькину А.С. земельного участка действовало Решение Думы, утвердившее Правила землепользования и застройки ПГО от . . ., которое вступило в силу с момента официального опубликования . . .. Согласно карты градостроительного зонирования территории ПГО <. . .> земельный участок по адресу: <. . .> располагается в зоне Р-1 - зоне рекреационно-ландшафтных территорий, что исключает возможность его предоставления заявителю.

В удовлетворении требований заявителя о признании незаконными действий Главы Полевского городского округа, выразившихся в отказе предоставления земельного участка следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Петькина А.С. о признании незаконными действий Главы Полевского городского округа, выразившихся в отказе предоставления земельного участка следует отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Полевской городской суд.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.

Судья Корякова Н.С.