Дело № 2-1282/2014 г.З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
10 июля 2014 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Бабеншевой Е.А.
при секретаре Орловой Ю.А.
с участием представителя истца Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области Сопронюк А.В., представителя истца ГБУ ВО «Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области» Мурыгиной Ю.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по иску Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, Государственного бюджетного учреждения Владимирской области «Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области» к Чекурсковой Т.Ф. о заключении договора купли-продажи земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области и ГБУ ВО «Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области» обратились в суд с иском к Чекурсковой Т.Ф. и просят обязать ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером (номер), общей площадью 560 кв.м., расположенного в .... по цене и на условиях, предлагаемых покупателем в направленном проекте договора купли-продажи.
В обоснование иска указано, что постановлением Губернатора Владимирской области от 11 ноября 2010 года № 1198 «Об изъятии земельных участков для нужд Владимирской области» оформлено решение об изъятии земельных участков для государственных нужд Владимирской области в целях строительства мостового перехода через реку Оку с обходом г. Мурома. В перечень изъятых, вошел указанный земельный участок, принадлежащий ответчику на праве собственности. В порядке ст.ст. 432, 435 ГК РФ ответчику 30 июля 2012 года направлено предложение, заключить договор купли-продажи, изымаемого для нужд области земельного участка, с проектом договора купли-продажи. Однако акцепта на данную оферту получено не было, в связи с чем, истцы вынуждены обратиться в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области Сопронюк А.В. поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель истца ГБУ ВО «Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области» Мурыгина Ю.К. в судебном заседании поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Ответчик Чекурскова Т.Ф. в судебное заседание не явилась по неизвестной причине, о времени и месте судебного разбирательства извещена, возражений по иску не представила, не просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав объяснения представителей истцов, исследовав письменные доказательства, суд с учетом мнения представителей истцов, не возражавших против рассмотрения дела в порядке заочного производства, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства и находит иск подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Постановлением Губернатора Владимирской области от 11 ноября 2010 года № 1198 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Владимирской области» оформлено решение об изъятии земельных участков для государственных нужд Владимирской области в целях строительства мостового перехода через р. Оку с обходом г. Мурома.
В перечень изъятых вошел земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером (номер) общей площадью 560 кв.м., расположенный в .... и принадлежащей на праве собственности Чекурсковой Т.Ф.
08 декабря 2010 года была произведена государственная регистрация данного решения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области.
ООО составлен отчет № 250.14/07.10 об определении рыночной стоимости данного земельного участка. Его стоимость составила 7000 руб.
Ответчику направлено предложение, заключить договор купли-продажи земельного участка, изымаемого для государственных нужд области. Направленная оферта содержала проект договора купли-продажи, подписанного стороной покупателя, а также сопроводительное письмо ГБУ «Владупрадор» с пояснениями по процедуре (исх. от 30 июля 2012 года № 02-2090). При этом в п. 3.2 договора купли-продажи земельного участка указана выкупная цена земельного участка – 7000 руб. Указанная цена была установлена на основании отчета ООО от 25 ноября 2011 года № 250.14/07.10 об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 07 октября 2011 года.
Однако акцепта на оферту получено не было, документов, сообщающих о принятии направленного ответчику предложения, от ответчика не поступало.
В соответствии с п.п.2 п.2 раздела 3 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора области от 20 декабря 2005 года № 739, департамент участвует в решении вопросов об изъятии в установленном порядке земельных участков для государственных нужд Владимирской области, а также уполномочен на осуществление от имени Владимирской области действий по защите имущественных прав и законных интересов области, в том числе путем обращения в судебные органы.
В соответствии с п. 1 ст. 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
1)выполнением международных обязательств Российской Федерации;
2)размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны и безопасности;
объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3)иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии со ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
В соответствии с п. 2 ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В соответствии со ст. 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок (п. 1). При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (п. 2).
Согласно ст. 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
Поскольку правомерность изъятия спорного земельного участка для государственных нужд Владимирской области ответчиком не оспаривается, то суд рассматривает вопрос об установлении выкупной стоимости данного земельногоучастка.
В соответствии со ст. 55 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным ст. 49 настоящего Кодекса (п. 1). Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда (п. 2). Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством (п. 3).
Как указано в пп. 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 57 ЗК РФ возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (п. 4 ст. 57 ЗК РФ). Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 5 ст. 57 ЗК РФ).
Согласно п. 5 Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 262 размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством имущественных отношений Российской Федерации.
Статьей пп. 3 п. 1 ст. 63 ЗК РФ установлено, что изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после возмещения в соответствии со статьей 62 настоящего Кодекса в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельногоучастка, в которую в включаются рыночная стоимость изымаемого участкаи находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Учитывая, что постановление Губернатора Владимирской области от 11 ноября 2010 года № 1198 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Владимирской области» (в которое включен земельный участок с кадастровым номером (номер), общей площадью 560 кв.м, принадлежащей на праве собственности ФИО1) является действующим, оно не изменено и не отменно в установленном законом порядке, требования истца об изъятии указанного земельного участка для государственных нуждВладимирской области путем заключения договора купли-продажи является правомерными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В качестве обоснования выкупной стоимости спорного земельногоучасткаистец ссылается на отчет об оценке от 25 ноября 2011 года № 250.14/07.10 по состоянию на 07 октября 2011 года, выполненный ООО согласно которому выкупная цена земельногоучасткас кадастровым номером (номер) составляет 7 000 руб.
Учитывая, что предусмотренная процедура изъятия земельных участков, предусмотренная вышеизложенными нормами, была соблюдена, каких-либо возражений от ответчика по существу заявленных требований не поступало и, ответчик не оспаривает определенную в отчете об оценке стоимости земельного участка ООО выкупную стоимость земельного участка, суд считает возможным применить определенную в данном отчете выкупную стоимость земельного участка с целью его изъятия для государственных нужд Владимирской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 235,237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, Государственного бюджетного учреждения Владимирской области «Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области» удовлетворить.
Обязать ФИО1 заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером (номер), общей площадью 560 кв.м., расположенный в .... по цене и на условиях предлагаемых покупателем в проекте договора купли-продажи.
Ответчик вправе подать в Муромский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение 7-ми дней со дня вручения копии этого решения.
На заочное решение может быть подана также апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение составлено 14 июля 2014 года
Судья Е.А. Бабеншева