ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1282/2015 от 14.12.2015 Новодвинского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2-1282/2015 14 декабря 2015 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Новодвинский городской суд Архангельской области

в составе председательствующего Моруговой Е.Б.,

при секретаре Зыбаревой Н.Ю.,

с участием судебного пристава-исполнителя Макаровой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Город Новодвинск» к судебному приставу-исполнителю ОСП по городу Новодвинску УФССП России по Архангельской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области об уменьшении исполнительского сбора,

установил:

администрация МО «Город Новодвинск» (далее – Администрация) обратилась в суд с заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по городу Новодвинску, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области об уменьшении исполнительского сбора. В обоснование указала, что 13.12.2013 в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ОСП по городу Новодвинску вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> На момент истечения пятидневного срока для добровольного исполнения требования исполнительного документа, а также на момент принятия судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора неисполнение решения суда о предоставлении взыскателю жилого помещения было обусловлено уважительными причинами. По состоянию на 01 сентября 2015 года администрация остается должником по 102 судебным актам, предусматривающим обязанность по предоставлению гражданам жилых помещений взамен признанных непригодными для постоянного проживания жилья, прогнозируемый объем средств, необходимый для исполнения указанной обязанности, составляет 236,2 млн. руб. Бюджет муниципального образования не располагает необходимым объемом средств. Администрацией принимались и принимаются все зависящие от нее меры, направленные на предоставление гражданам жилых помещений. Принята муниципальная долгосрочная программа «Строительство социальных объектов на территории МО «Город Новодвинск» на 2012-2018 годы», принята муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы, приняты меры по привлечению бюджетных средств из бюджетов иных уровней бюджетной системы РФ, заключен муниципальный контракт на строительство 115-квартирного жилого дома, который введен в эксплуатацию в ноябре 2014 года, заключены муниципальные контракты на приобретение жилых помещений у ОАО «ТрестСпецдорстрой», заключен муниципальный контракт на строительство энергоэффективного жилого дома, осуществлены закупки на приобретение у застройщиков жилых помещений. Многие из организованных закупок были признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в закупках, что свидетельствовало об отсутствии предложений на рынке жилья. Создана и действует рабочая комиссия для решения вопросов по исполнению судебных решений. Для переселения граждан из аварийного жилищного фонда используются освобождаемые жилые помещения. Просит учесть, что взыскание исполнительского сбора в максимальном размере негативно отразится на бюджете муниципального образования «Город Новодвинск» и в рамках аналогичных исполнительных производств в общей сумме <данные изъяты>. является существенным для бюджета муниципального образования.

Представитель истца ФИО2 ходатайствовала о рассмотрения дела в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области судебный пристав-исполнитель Макарова И.А., одновременно представляя свои интересы, как должностное лицо, просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что Администрацией не предоставлено доказательств уважительности неисполнения решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения, в связи с чем, основания для удовлетворения заявления отсутствуют. Постановление судебным приставом-исполнителем вынесено в пределах представленных ему полномочий, в предоставленный срок для добровольного исполнения заявлений об отсрочке, рассрочке, отложении исполнительных действий, продлении сроков в исполнительном производстве, приостановлении исполнительного производства ни в суд, ни к судебному приставу-исполнителю не поступало.

Выслушав судебного пристава-исполнителя Макарову И.А., исследовав материалы дела и материалы исполнительного производства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Решением Новодвинского городского суда Архангельской области от 11.10.2013 по делу № 2-604/2013 на администрацию МО «Город Новодвинск» возложена обязанность предоставить ФИО3 и членам его семьи жилое помещение по договору социального найма, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по г. Новодвинску, находящееся в границах г. Новодвинска и отвечающее санитарно-техническим нормам.

Судом был выдан исполнительный лист.

25.11.2013 на основании исполнительного листа судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Новодвинску возбуждено исполнительное производство. Пунктом 2 данного постановления должнику был установлен срок 5 дней со дня получения постановления, для добровольного исполнения требований исполнитель-ного документа.

В срок, установленный для добровольного исполнения, требования исполнительного документа исполнены не были, в связи с чем, 13.12.2013 судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере <данные изъяты>

В соответствии со статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации (редакции на момент возникновения спорных правоотношений).

Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания.

В соответствии с частью 7 статьи Федерального закона № 299-ФЗ суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Федерального закона.

Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований для уменьшения исполнительского сбора, и отнёс их установление к полномочиям суда.

Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, что соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в рамках исполнительного производства.

Полное отсутствие вины должника, исходя из положений части 7 статьи 112 Закона, имеет решающее значение только при требовании об освобождении от взыскания исполнительского сбора, которое истцом не заявлено.

Оценив представленные заявителем доказательства, суд установил обстоятельства, являющиеся основанием для уменьшения исполнительского сбора.

К таким обстоятельствам суд относит создание рабочей комиссии для решения вопросов исполнения судебных актов о предоставлении гражданам жилых помещений по договору социального найма, направление запросов в органы государственной власти Архангельской области о предоставлении муниципальному образованию «Город Новодвинск» финансовой помощи в целях исполнения судебных актов о предоставлении гражданам жилых помещений по договору социального найма, принятие муниципальной долгосрочной целевой программы «Строительство социальных объектов на территории муниципального образования «Город Новодвинск» на 2012-2018 годы», принятие муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы, принятие мер по привлечению бюджетных средств из бюджетов иных уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством участия муниципального образования «Город Новодвинск» в формате областной адресной инвестиционной программы в реализации мероприятий по строительству в г. Новодвинске 115-квартирного жилого дома, размещение заказов на выполнение работ по строительству в г. Новодвинске 115-квартирного жилого дома и осуществление строительного контроля на данном объекте, неоднократным попыткам по осуществлению закупок жилых помещений, заключение контракта на приобретение жилых помещений у ОАО «ТрестСпец-дорстрой», заключение контракта на строительство энергоэффективного жилого дома и осуществление иных организационных действий, направленных на обеспечение прав граждан, проживающих в аварийных домах и домах подлежащих сносу.

Предпринимаемые должником действия не свидетельствовали о полном отсутствии вины, поскольку не привели к исполнению решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок, но указанные обстоятельства заслуживают внимания.

Исполнительное производствоокончено судебным приставом-исполнителем 15.03.2015 в связи с фактически исполнением требований исполнительного документа.

Бюджет муниципального образования в 2013, 2014, 2015 годах принимался с дефицитом, что свидетельствует об отсутствии реальной возможности исполнения постановлений судебного пристава о взыскании исполнительских сборов.

Взыскание сбора в максимальном размере является существенным для бюджета муниципального образования «Город Новодвинск», негативно отразится на деятельности администрации муниципального образования «Город Новодвинск» как органа местного самоуправления, являющегося по статусу бюджетным учреждением и наделенного полномочиями по решению различных вопросов местного значения, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приведет к уменьшению объемов финансирования и выполнению возложенных социально значимых обязанностей по предоставлению граждан жилых помещений.

Учитывая указанные обстоятельства, суд считает возможным уменьшить размер исполнительского сбора, установленного для взыскания с Администрации до <данные изъяты>.

В силу положений статьи 112 Закона, статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ и Правил возврата должнику исполнительского сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 550, надлежащим ответчиком по делам, связанным с уменьшением размера исполнительского сбора, признается соответствующий территориальный орган Федеральной службы судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель ОСП по городу Новодвинску Макарова И.А. является ненадлежащим ответчиком по делу, поэтому в удовлетворении исковых требований к ней следует отказать.

Согласно части 8 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» решение в вышеуказанной части подлежит немедленному исполнению.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, следовательно, взысканию в бюджет на основаниистатьи 103 ГПК РФ госпошлина не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования администрации муниципального образования «Город Новодвинск» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области об уменьшении исполнительского сбора удовлетворить.

Уменьшить размер исполнительского сбора, установленный для взыскания с администрации муниципального образования «Город Новодвинск» постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Новодвинску УФССП России по Архангельской области 13 декабря 2013 года по исполнительному производству до <данные изъяты> рублей.

Решение в вышеуказанной части обратить к немедленному исполнению.

В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования «Город Новодвинск» к судебному приставу-исполнителю ОСП по городу Новодвинску УФССП России по Архангельской области Макаровой И.А. об уменьшении исполнительского сбора - отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Новодвинский городской суд.

Председательствующий - Е.Б. Моругова

Мотивированное решение

изготовлено 18 декабря 2015 года