Дело №2-1282/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«16» марта 2021 года г. Волгоград
Центральный районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи: Могильной Е.А.
при секретаре: Мазилкиной Д.Ю.
с участием помощника прокурора Кожиной И.В., представителя ответчика ФИО1, представителя Администрации г. Волгограда, представителя Администрации Центрального района г. Волгограда ФИО2, представителя ответчика ТСЖ «Замок» ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц, в интересах РФ и муниципального образования к ИП ФИО4 об обязании освободить земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Центрального района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц, в интересах РФ и муниципального образования обратился в суд с иском к ИП ФИО4 об обязании освободить земельный участок.
В обосновании иска указал, что прокуратурой Центрального района г. Волгограда проведен анализ соблюдения требований земельного, жилищного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, благоустройстве при размещении нестационарных объектов на территории района.
Выходом на место с привлечением специалиста проведен осмотр земельного участка кадастровый №... по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ... ходе которого установлено, что в границах земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет для эксплуатации многоквартирного жилого ... размещен нестационарный торговый объект (киоск серого цвета с вывеской «АККУМЫЧ.РФ» площадью 18 кв.м.
Вид разрешенного использования земельного участка (кадастровый №...) для многоэтажной застройки.
Нестационарный торговый объект (киоск серого цвета с вывеской «АККУМЫЧ.РФ») принадлежит ИП ФИО4
В 2017 году был приобретен у ФИО5 по договору купли-продажи от 20.11.2017 года.
В настоящее время по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ деятельность в торговом павильоне осуществляет ИП ФИО6
Размещение торгового павильона, использование части земельного участка по ... осуществляется ИП ФИО4 на основании протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья ТСЖ «Замок» от ДД.ММ.ГГГГ.
Размещение и эксплуатация нестационарного торгового объекта (киоск серого цвета с вывеской «АККУМЫЧ.РФ») по ... границах земельного участка с кадастровым номером 34:34:040023:41, сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет, относящегося к категории земель- земли населенных пунктов с видом разрешенного использования для многоэтажной застройки подтверждается актом осмотра земельного участка, объяснениями ИП ФИО4
Приводит доводы о том, что согласно п. 2.10 СанПиН 2.1.22645-10 на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок, кроме гостевых.
Просит обязать ИП ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированную по адресу: <...> ... освободить часть земельного участка с кадастровым номером 34:34:040023:41, расположенного по адресу: г. Волгоград, ..., занимаемую нестационарным торговым объектом (киоск с вывеской «АККУМЫЧ.РФ» площадью 18 кв.м.) путем сноса (демонтажа) торгового объекта.
Помощник прокурора Жильцова И.В. требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО7 против требований возражал, указал, что торговый павильон размещен за пределами двора жилого дома. Кроме того, спорный объект был размещен на земельном участке по адресу: г. Волгоград, ... 2012 году, до утверждения вышеуказанных правил.
Представитель ТСЖ «Замок» по доверенности ФИО3 против требований возражал, указал, что имеется протокол внеочередного собрания собственником в многоквартирном доме, в соответствии с которым ТСЖ «Замок» наделено правом от имени собственников на заключение, расторжение, продление договоров аренды объектов общего имущества.
Представитель Администрации г. Волгограда, Администрации Центрального района г. Волгограда требования прокурора поддержала.
Поскольку стороны извещены о дате и времени судебного заседания суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, осуществление контроля за их соблюдением и организация благоустройства территории, установленные указанными правилами, возложены на органы местного самоуправления поселения, городского округа, внутригородского округа; данные правила утверждаются на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (абзац двадцать первый части 1 статьи 2, пункт 19 части 1 статьи 14, пункт 25 части 1 статьи 16, пункт 10 части 1 статьи 16.2, часть 1.1 статьи 17, статья 45.1).
В силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» нестационарные торговые объекты по своей юридической природе признаются законодателем не только объектом торговой деятельности (пункт 6 статьи 2 вышеуказанного Закона), но и объектом градостроительной деятельности, что прямо вытекает из предписаний Градостроительного кодекса Российской Федерации, в силу которых градостроительная деятельность - деятельность поразвитию территорий, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий (пункт 1 статьи 1); благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов; элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные форм, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории. Некапитальные строения - это не имеющие прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых, позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строения (в том числе киосков, навесов и других подобных строений (пункты 10.2, 36, 37, 38 статьи 1); классификатор строительных ресурсов, утвержденный Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N 597/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, к числу элементов городского благоустройства относит различные виды киосков.
Следовательно, нестационарные торговые объекты являются некапитальными нестационарными строениями и сооружениями и, соответственно, вопросы их размещения как элементов благоустройства могут быть урегулированы правилами благоустройства территории муниципальных образований.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты, а значит и правила благоустройства, основываются на обеспечении комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, обеспечении сбалансированного учета экологических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, обеспечении инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения, осуществленииградостроительной деятельности с соблюдением технических регламентов, требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, гражданской обороны, обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществлении градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, единстве требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений, указанных в статье 5 Кодекса (статья2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, что предполагает и соблюдение правил по благоустройству.
Кроме того, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», которыми земельный участок, где расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, рассматривается как придомовая территория (пункт 24 раздела 3).
Свод Правил СП 59.13330.2012. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 также относит к придомовой территории участок около жилого многоквартирного здания, включающий пешеходные пути ко входам, подъезды к дому и площадки для жильцов данного дома - детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и т.п.
Санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 прямо запрещают размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны на территории дворов жилых зданий.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, отведенных под жилую застройку различных типов, исключается и классификатором видов разрешенного использования земельных участков (коды 2.1 - 2.7.1), утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 540.
Аналогичные разъяснения содержатся и в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации надзора за условиями проживания населения в Российской Федерации».
Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации предписывающая собственникам земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
По сути, из этого исходит и Федеральный законот ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», говоря о том, что порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящемся в частной собственности, устанавливается собственником земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
Содержание указанных федеральных норм дает основу для вывода о том, что создание безопасной, комфортной и визуально-привлекательной городской среды находится в прямой зависимости от всей совокупности территориально выраженных архитектурно-планировочных, социально-культурных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и других объективных факторов, находящих свое выражение в федеральных нормах, правилах, национальных стандартах, подлежащих обязательному соблюдению всеми субъектами общественных отношений в сфере градостроительной деятельности.
Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, но при условии, что они не противоречат закону, иным нормативным правовым актам и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.
Судом установлено, что в границах земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет для эксплуатации многоквартирного жилого ... размещен нестационарный торговый объект (киоск серого цвета с вывеской «АККУМЫЧ.РФ» площадью 18 кв.м.
Вид разрешенного использования земельного участка (кадастровый №...) для многоэтажной застройки.
Нестационарный торговый объект (киоск серого цвета с вывеской «АККУМЫЧ.РФ») принадлежит ИП ФИО4
В 2017 году был приобретен у ФИО5 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ деятельность в торговом павильоне осуществляет ИП ФИО6
Размещение торгового павильона, использование части земельного участка по ... осуществляется ИП ФИО4 на основании протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья ТСЖ «Замок» от ДД.ММ.ГГГГ.
Размещение и эксплуатация нестационарного торгового объекта (киоск серого цвета с вывеской «АККУМЫЧ.РФ») по ... границах земельного участка с кадастровым номером 34:34:040023:41, сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет, относящегося к категории земель- земли населенных пунктов с видом разрешенного использования для многоэтажной застройки подтверждается актом осмотра земельного участка, объяснениями ИП ФИО4
В соответствии с определением, приведенным в Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1710 под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам. При этом Жилищный кодекс Российской Федерации либо СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 определения такого понятия не содержат, подпункт 4 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах относит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, весь земельный участок, сформированный для целей эксплуатации жилого дома, является по существу придомовой (дворовой) территорией, следовательно, соблюдение СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 и п. ДД.ММ.ГГГГ.7 Правил благоустройства территории городского округа Волгограда является обязательным по отношению ко всей площади такого земельного участка.
Довод ответчика и представителя ТСЖ «Замок», что торговый павильон построен по согласованию с собственниками дома, является несостоятельным, поскольку предоставленное решением общего собрания председателю ТСЖ «Замок» право определять объекты подлежащие сдаче в аренду и заключать соответствующие договоры, свидетельствует лишь о том, что такое право должно реализовываться в соответствии с действующим законодательством, однако ответчиками нарушены требования п. 2.10 раздела 2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 и п. ДД.ММ.ГГГГ.7 Правил благоустройства территории городского округа Волгоград.
В данном случае ограничения на размещение нестационарного торгового объекта основано на обязанности ответчика соблюдать санитарное и градостроительное законодательство, и не является произвольным.
С учетом изложенного, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требованияпрокурора Центрального района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц, в интересах РФ и муниципального образования к ИП ФИО4 об обязании освободить земельный участок – удовлетворить.
Обязать ИП ФИО4 освободить часть земельного участка с кадастровым номером 34:34:040023:41, расположенного по адресу: г. Волгоград, ..., занимаемого нестационарным объектом (киоск с вывеской «АККУМЫЧ.РФ» площадью 18 кв.м.) путем сноса (демонтажа) торгового объекта.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд гор. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 22 марта 2021 года.
Судья: Е.А. Могильная