Дело № 2-1283/2018 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08 августа 2018 года г. Симферополь Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе: председательствующего судьи Диденко Д.А., при секретаре Ерёмкиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Вода Крыма» о понуждении совершить действия,- УСТАНОВИЛ: Заместитель Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц, мотивируя заявленные требования тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства ГУП РК «Вода Крыма» в ходе которой выявлены нарушения. На основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 03.02.2015 № 59-р «О вопросах управления имущества» приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от 18.02.2017 № 33-А «О передаче объектов» по акту приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ в ответственное ведение ГУП РК «Вода Крыма» переданы, в том числе объекты водоотведения, а именно канализационные очистные сооружения (далее – КОС) по адресу: <адрес>. Проверкой установлено, что ГУП РК «Вода Крыма» осуществляет сброс сточных вод в водные объекты города - акваторию Черного моря, <адрес>, пгт. Партенит на основании Решения «О предоставлении водного объекта в пользование» от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно информации Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым срок действия указанного решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод в Черное море истек ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением ГУП РК «Вода Крыма» о предоставлении водного объекта с целью сброса сточных вод в Министерство не обращалось. Использование водного объекта (его части) может производиться водопользователем при наличии утвержденных и согласованных в установленном законом порядке разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду и своевременно разработанных нормативах допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. В ходе проверки прокуратурой установлено, что в период времени ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время в нарушение норм закона, а также условий использования водных объектов, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, а также разрешения на сброс веществ и микроорганизмов в водные объекты в установленном законом порядке ГУП РК «Вода Крыма» не оформлены. Таким образом, в результате отсутствия у ответчика нормативов допустимых сбросов в водные объекты, решения о предоставлении водного объекта в пользование, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, которым установлены нормативы допустимых сбросов, им не обеспечивается соблюдение таких нормативов, и соответственно, не обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды, чем нарушает гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Закона № 7-ФЗ право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного, истец просит обязать ГУП РК «Вода Крыма» в течение восьми месяцев с момента вступления настоящего судебного решения в законную силу разработать проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты для канализационных очистных сооружений по адресу: <адрес>. Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по мотивам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснила, что истец не привел доказательств, в чем конкретно выражено и каким образом якобы выявленные им нарушения норм природоохранного законодательства влекут нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Само по себе перечисление законодательно установленных прав граждан на благоприятную окружающую среду, указанных Истцом в исковом заявлении, подтверждения надлежащими доказательствами наличия причинно-следственной связи между нарушением норм Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды" и нарушениями либо даже возможностью нарушения прав, свобод и законных интересов граждан указывает на несостоятельность и необоснованность доводов Истца. Кроме того, требования Истца не подлежат удовлетворению ввиду того, что на момент рассмотрения данного искового заявления Ответчиком получено решение о предоставлении водного объекта в пользование № при осуществлении сброса сточных, в том числе дренажных вод в Черное море, г.о. Алушта, пгт. Партенит. Для разработки проектов нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, Ответчиком заключён контракт № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ГРУППА КОМПАНИЙ ВОДОКАНАЛ ЭКСПЕРТ». В комплексе оказания услуг по вышеуказанному контракту проводятся следующие работы: инвентаризация двадцати шести выпусков сточных вод с очистных сооружений ГУП РК «Вода Крыма». Сбор и систематизация исходных данных; оказание услуг по оценке соответствия деятельности Заказчика требованиям законодательства в области охраны окружающей среды; разработка проектов НДС загрязняющих веществ микроорганизмов в водные объекты и сопровождение Заказчика при согласовании разработанных проектов НДС; разработка проектов планов снижения сбросов загрязняющих вещее иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты; Консультационное сопровождение Заказчика при согласовании Плана снижения сбросов и получении Разрешений на сбросы; оценка возможности перехода объектов Заказчика на нормирование на основании технологических показателей наилучших доступных технологий. Запланированный срок реализации комплекса работ - ДД.ММ.ГГГГ г. Ввиду вышеизложенных обстоятельств, на сегодняшний день уже отсутствует предмет спора, поскольку в независимости от действия или бездействия Истца, Ответчиком самостоятельно предприняты все необходимые действия для реализации обязанностей возложенных нормами природоохранного законодательства. Представитель третьего лица Минприроды Крыма предоставила ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя. Как следует из письменных пояснений, приобщенных к материалам дела Минприроды принято участие в проводимой проверке соблюдения требований природоохранного законодательства на территории пгт. Партенит городского округа Алушта Республики Крым. Предметом проверки являлось соблюдение обязательных требований природоохранного законодательства в области использования и охраны водных объектов в части нарушения правил водопользования при сбросе сточных вод в водный объект общего пользования, Черное море, а также в части ограничения доступа к водному объекту общего пользования, Черному морю. В ходе обследования территории канализационно-очистных сооружений (далее - КОС) пгт. Партенит, расположенных по адресу: <адрес>, эксплуатируемых Алуштинским филиалом Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» (далее - АФ ГУП РК «Вода Крыма»), установлено, что территория КОС пгт. Партенит ограждена забором, на котором имеются надписи «Внимание! Санитарная зона. Проход проезд запрещен». Свободный доступ на территорию отсутствует, проход и въезд на территорию КОС пгт. Партенит контролируется работниками АФ ГУП РК «Вода Крыма». Визуальным осмотром территории КОС пгт, Партенит установлено, что после прохождения всех ступеней очистки сточные воды попадают в бетонный желоб, выход которого выведен в бетонный колодец, на дне которого расположен вход трубопровода глубоководного выпуска, предназначенного для сброса сточных вод в водный объект общего пользования, Черное море. На момент проведения осмотра зафиксирован факт попадания прошедших очистку сточных вод в трубопровод указанного глубоководного выпуска. По данным начальника цеха Западного региона АФ ГУП РК «Вода Крыма» ФИО2, общая длинна трубопровода указанного глубоководного выпуска составляет около 400 м, расчетная производительность очистных сооружений - 7 тыс.м3/сут. Согласно имеющейся в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - Министерство) информацией, срок действия решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод в Черное море №, выданного ГУП РК «Вода Крыма» ДД.ММ.ГГГГ, истек ДД.ММ.ГГГГ. Заявка ГУП РК «Вода Крыма» о выдаче нового решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод в Министерство не поступала. Заслушав пояснения сторона и исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Судом установлено, что на основании решения Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ ГУП РК «Вода Крыма» осуществляет сброс сточных вод в водные объекты города – <адрес>. Согласно справке по результатам участия в проводимой Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой проверке соблюдения требования природоохранного законодательства на территории пгт. Партенит городского округа Алушта Республики Крым – срок действия решения о предоставлении водного объекта в пользование с целю сброса сточных вод в Черное море №, выданного ГУП РК «Вода Крыма» ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ Заявка ГУП РК «Вода Крыма» о выдаче нового решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод в Министерство не поступала. В соответствии с ч. 1 ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Согласно ст. 44 указанного Кодекса использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. В соответствии с п. 2 ч.3 ст. 11 Водного кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются для сброса сточных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2,4 данной статьи. В соответствии со ст. 22 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее-Закон №7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Часть 2 данной статьи предусматривает, что нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Согласно ст. 23 Закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников бездействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Часть 4 данной статьи предусматривает, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти. осуществляющими государственное управление в области охраны остужающей среды. В соответствии с ч.1 ст.26 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов театрализованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Кроме того, согласно вышеуказанному решению «О предоставлении водного объекта в пользование» использование водного объекта (его части) может производиться водопользователем при наличии утвержденных и согласованных в установленном законом порядке разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду и своевременно разработанных нормативах допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. В соответствии сч.1 ст.34 Закона №7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Ст. 11 Закона № 7 –ФЗ, предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Ответчиком не оспаривался тот факт, что на момент проведения проверки и до настоящего времени канализационно-очистные сооружения пгт Партенит используются в отсутствие разработанных и установленных нормативов предельно допустимых сбросов веществ в водный объект, что является нарушением указанных выше норм экологического законодательства и угрожает эпидемиологическому благополучию населения. Заключение ответчиком ДД.ММ.ГГГГ договора о разработке соответствующих проектов с ООО «Группа компаний Водоканал Эксперт», указанные выше обстоятельства не опровергает и безусловного исполнения указанных требований закона не гарантирует. По мнению суда, в данном случае, эпидемиологическое благополучие населения не может находиться в зависимости от исполнения условий гражданско-правовых договоров ООО «Группа компаний Водоканал Эксперт», в связи с чем возражения ответчика в данной части несостоятельны. При таких обстоятельствах, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Согласно ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в размере 300,00 руб. в доход государства. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 11, 12, 55, 56, 98, 194, 195, 197, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,- РЕШИЛ: Иск Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Вода Крыма» о понуждении совершить действия удовлетворить. Обязать ГУП РК «Вода Крыма» в течение восьми месяцев с момента вступления настоящего судебного решения в законную силу разработать проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты для канализационных очистных сооружений по адресу: <адрес>. Взыскать с ГУП РК «Вода Крыма» в доход государства государственную пошлину в размере 300,00 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд г. Симферополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 13.08.2018 г. Судья: Д.А. Диденко |