Дело № 2-1283/2015
Мотивированное решение изготовлено <дата>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<дата> Кольский районный суд Мурманской области
в составе: председательствующего судьи Исаевой Ю.А.,
при секретаре Нефедовской И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.А.Л. об оспаривании решения администрации <адрес> об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
установил:
К.А.Л. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения администрации <адрес> (далее – администрация) об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В обоснование требований указано, что <дата> она обратилась в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в <адрес> для дальнейшего осуществления на нем индивидуального жилищного строительства. К заявлению приложена схема расположения земельного участка на бумажном носителе по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России № 762 от 27.11.2014.
В нарушение установленного законодательством срока для рассмотрения заявления, решением от <дата> в удовлетворении ее заявления было отказано, со ссылками на ст.ст. 11.10, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку приложенная предварительная схема расположения земельного участка не соответствует установленной форме, однако конкретных признаков несоответствия не разъяснено. Полагает такой отказ формальным, что нарушает ее права, предусмотренные земельным законодательством, просит признать его незаконным, отменить и обязать администрацию произвести предварительное согласование предоставления земельного участка.
Заявитель извещался о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил своего представителя.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, по изложенным в заявлении основаниям. Указал, что никаких разъяснений к форме заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не было дано администрацией, ни при приеме заявления, ни во время его рассмотрения. Самостоятельно определить координаты заявитель не мог, это возложено на администрацию. Заявление и необходимые документы в Росреестр не направлялись. Считает сам по себе отказ администрации является нарушением прав заявителя. То, что ответ дан с нарушением срока считает несущественным, права заявителя не затрагивающим. Просит заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица возражал против заявления. Указал, что при обращении в администрацию с указанным заявлением К.А.Л. приложены копия паспорта на 1 листе, прошитая схему расположения участка на бумажном носителе на 3 листах. Поскольку схема была оформлена на 3 листах, а не на 1, как предусмотрено в Приложении № 2 приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, отсутствовали обозначения координат земельного участка, было принято решение об отказе в удовлетворении ее заявления.
В случае если заявитель предоставила бы в администрацию соответствующую схему расположения земельного участка, администрация г.<адрес> смогла бы обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей, и как следствие определить возможность принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка при отсутствии заявок третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
В связи с тем, что ресурс обеспечивающий подготовку и формирование схем земельных участков в электронном виде на официальном сайте Управления Росреестра по Мурманской области до настоящего времени не функционирует, то администрация не имеет технической возможности подготовить схему расположения земельного участка в виде электронного документа и направить ее в Росреестр для отображения на кадастровых картах.
При таких ограничениях в технических возможностях, можно было бы рассмотреть заявление К.А.Л. и в отсутствие координат, но при наличии соответствующей формы на 1 странице.
Права К.А.Л. действиями и решением администрации не нарушены, так как заявитель, после подготовки схемы в соответствии с установленной формой, вправе обратиться с новым заявлением, которое будет рассмотрено в соответствии с земельным законодательством. Не отрицал пропуск срока рассмотрения заявления в 17 дней, что полагал не существенным нарушением, поскольку в случае необходимости такой срок мог бы быть продлен.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с пунктом 28 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Судом установлено, что в <дата>К.А.Л. обратилась в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в кадастровом квартале № на условиях аренды, расположенного в <адрес>, площадью <данные изъяты>, для дальнейшего осуществления на нем индивидуального жилищного строительства. К заявлению приложены: схема расположения земельного участка на бумажном носителе, кадастровый план территории с указанием номера участка, схематично обозначенного в кадастровом квартале заявителем; фотография местности, где расположен земельный участок с его схематичным обозначением выполненном заявителем на фотографии.
Решением администрации от <дата> в удовлетворении заявления К.А.Л. отказано, по тем основаниям, что приложенная схема расположения земельного участка не соответствует требованиям установленной формы (п.п. 1 п. 8 ст. 39.15, п.п. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК Российской Федерации).
Не согласившись с данным решением, заявитель полагает, что отказ администрации носит формальный характер, что нарушает его права. Так им представлена схема расположения земельного участка по утвержденной форме, но не на одной странице, а на трех, количество страниц нигде в законодательстве не оговорено. То, что кадастровый план расположен на отдельной странице, существенного значения не имеет. Пропуск срока предоставления ответа не оспаривает.
Порядок предоставление без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности определен в ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации и обязывает подготовить схему расположения земельного участка, обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Данные документы, надлежит представить в уполномоченный орган по выбору обратившегося лица, лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 39.18 ЗК Российской Федерации).
Опубликование извещения о предоставлении земельного участка позволяет иным гражданам отреагировать на указанное извещение путем подачи своего заявления о намерении участвовать в аукционе по приобретению прав (собственности или аренды) на этот земельный участок (п. 4 ст. 39.18 ЗК Российской Федерации).
В соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства.
Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 определены требования к подготовке схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане территории, к формату схемы при ее подготовке в виде электронного документа, а также утверждена форма данной схемы, составляемой в виде документа на бумажном носителе.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема) подготавливается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. В случаях, предусмотренных пунктами 4 - 8 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовка схемы может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Подготовка схемы осуществляется в форме электронного документа, за исключением случаев, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления без проведения торгов.
В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданному гражданином, приложена схема расположения земельного участка, подготовленная в форме документа на бумажном носителе, уполномоченный орган без взимания платы с заявителя обеспечивает подготовку в форме электронного документа схемы расположения земельного участка, местоположение границ которого соответствует местоположению границ земельного участка, указанному в схеме расположения земельного участка, подготовленной в форме документа на бумажном носителе (ч. 5 ст. 39.15 ЗК Российской Федерации).
Согласно Форме схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 (Приложение № 2), координаты земельного участка указываются в случае подготовки схемы с использованием технологических и программных средств, в том числе размещенных на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - уполномоченный орган), в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
В соответствии с Положением о федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно пункту 20 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в уполномоченный орган, с приложением схемы, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ). Сведения, содержащиеся в указанном решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
В целях воспроизведения на публичных кадастровых картах указанные сведения предоставляются в электронной форме с использованием СМЭВ в виде файлов в формате XML с использованием XML-схем.
При отсутствии технической возможности использования СМЭВ дополнительные сведения могут предоставляться в орган кадастрового учета с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет), посредством официального сайта органа кадастрового учета в сети Интернет или на машиночитаемых носителях.
Согласно пункту 5 Положения о предоставлении федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2014 N 467, до введения в действие XML-схем в орган кадастрового учета представляются электронные образы документов, содержащих дополнительные сведения, определенные органом кадастрового учета.
Состав и перечень дополнительных сведений, планируемых к воспроизведению на публичных кадастровых картах, до введения в действие XML-схем возможно определить в рамках заключаемых с органом кадастрового учета соглашений об информационном взаимодействии.
По сведениям ФГБУ «ФКП Росреестра» по Мурманской области от <дата>, на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) размещена XML-схема, необходимая для формирования XML-документа – схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в формате электронного документа, требования к подготовке которой утверждены Приказом от 27.11.2014 № 762.
Согласно п. 13 данного Приказа XML-схемы, используемые для формирования файлов схемы расположения земельного участка в форме электронного документа в формате XML, признаются введенными в действие со дня их размещения на официальном сайте.
Однако на сегодняшний день филиал не располагает информацией о сроках создания ресурса для реализации формирования схемы расположения земельного участка в форме электронного документа посредством официального сайта Росреестра.
Таким образом, до обеспечения уполномоченным органом возможности подготовки схемы в форме электронного документа с использованием официального сайта и в случае отсутствия возможности подготовки схемы с использованием технологических и программных средств допускается подготовка схемы без указания координат земельного участка.
В соответствии с частями 29, 30, 31 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.01.2020 исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение: об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (п. 7 ст. 39.15 ЗК Российской Федерации).
Согласно п.п. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Из анализа приведенных выше норм законодательства следует, что администрация <адрес>, отказывая К.А.Л. в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительного согласования предоставления земельного участка, руководствовалась положениями земельного законодательства, действовала в рамках имеющихся полномочий. Существенных нарушений прав заявителя не допущено.
Представленная К.А.Л. схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствовала утвержденной форме. Так, сам кадастровый план территории с земельным участком располагался на отдельной странице, а не в самой схеме. Приложен фотоснимок участка местности, который не требовался и все документы прошиты заявителем.
Поскольку согласно пункту 5 вышеуказанных Требований при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, содержание схемы в форме электронного документа должно соответствовать содержанию схемы в форме документа на бумажном носителе, указанные несоответствия схемы заявителя, лишали возможности администрацию подготовить схему в электронном виде и провести процедуру согласования.
Доводы заявителя основаны на неверном толковании норм законодательства и не могут быть приняты судом.
Заявитель не лишен возможности, подготовив необходимые документы в соответствии с требованиями законодательства, обратиться повторно в администрацию с аналогичным заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований заявителя у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 254-258, 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление К.А.Л. об оспаривании решения администрации <адрес> об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий | подпись | Ю.А. Исаева |
* | ||
* | * | |
* * |