Дело №2-1283/2023
УИД 59RS0004-01-2022-008086-52
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Пермь 1 августа 2023 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Гладковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Быстровой А.Д.,
с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2,
представителя ответчика администрации г. Перми – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пермь гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г.Перми о возложении обязанности провести капитальный ремонт в многоквартирном доме,
у с т а н о в и л:
истец ФИО1 с учетом уточненных исковых требований обратилась в суд с иском к администрации г. Перми о возложении обязанность произвести капитальный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <Адрес>.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: <Адрес>. Как следует из технического паспорта на здание, дом был построен в 1962 году. Капитальный ремонт дома с момента его постройки не производился. Данный многоквартирный жилой дом подлежит капитальному ремонту, в том числе по причине превышения нормативной продолжительности эффективной эксплуатации здания до постановки на капитальный ремонт. До начала приватизации жилых помещений в многоквартирном доме администрация г. Перми как собственник всех жилых помещений была обязана производить капитальный ремонт в соответствии с нормами содержания и эксплуатации, за что несла ответственность перед жильцами. При приватизации первой квартиры в жилом доме в декабре 1992 года, многоквартирный дом нуждался в проведении капитального ремонта, на 1992 год минимальная продолжительность эффективной эксплуатации здания превышена. Ответчик обязан провести капитальный ремонт общего имущества в данном многоквартирном доме.
Просит обязать ответчика администрацию г.Перми провести капитальный ремонт следующих элементов, конструкций и систем многоквартирного дома №, расположенного по адресу: <Адрес>: полную замену отмостки с восстановлением места примыкания к стене и гидроизоляционной защиты, наружную отделку по цоколю с заменой штукатурного и окрасочного слоев, полную замену утеплителя чердачного перекрытия, полную замену кровельного покрытия (кровли), полную замену системы водосбора и водостоков с кровли, замену трубопровода теплоснабжения (отопления) с заменой труб стояков с использованием замененных элементов системы (автоматика, запорная арматура, приборы давления).
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.
Представитель истца ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г.Перми – ФИО3 в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась. В письменном отзыве на исковое заявление указано, что работы по содержанию и ремонту отмосток, своевременному устранению трещин и просадок в них в целях надлежащей технической эксплуатации многоквартирного дома относятся к текущему ремонту. Согласно постановлению Правительства Пермского края от 24.04.2014 №288-п «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта» в многоквартирном доме по <Адрес>, запланированы следующие виды ремонтных работ: 2021-2023 – ремонт крыши, 2030-2032 – ремонт фундамента, 2033-2035 – ремонт внутридомовых инженерных сетей. Капитальный ремонт в многоквартирном доме должен быть проведен только в объеме, предусмотренном региональной программой, утвержденной постановлением №288. Просит в удовлетворении исковых требований о проведении капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: <Адрес>, отказать.
Представитель третьего лица НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, обозрев инвентарное дело, суд приходит к следующему.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). По смыслу п. 3 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу статьи 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с данным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
В соответствии с ранее действовавшими нормами Жилищного кодекса РСФСР на наймодателе (собственнике жилья), которым являлась администрация города Перми, лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования (статья 141 ЖК РСФСР).
С 01.03.2005 введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст.158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 ГК РФ.
По смыслу указанных положений, обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. После исполнения им указанной обязанности обязанность по производству последующих капитальных ремонтов перейдет к собственникам жилых помещений.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 01.03.2012 №389-О-О, устанавливая в Законе РФ осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16). Это законоположение, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан (определения от 19.10.2010 №1334-О-О и от 14.07.2011 №886-О-О).
Таким образом, до возложения бремени содержания общего имущества дома на граждан, приватизировавших квартиры в таком доме, муниципальное образование, как наймодатель, должно исполнить обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества, как всего жилого дома, так и отдельных его конструкций, исправление которых возможно только в условиях проведения капитального ремонта.
Исходя из вышеизложенного правового регулирования, применительно к рассматриваемому делу, юридически значимыми обстоятельствами при разрешении требований о возложении обязанности по производству капитального ремонта являются: необходимость производства капитального ремонта на момент приватизации; установление обстоятельства исполнения либо неисполнения наймодателем обязанности по производству капитального ремонта. При этом названные обстоятельства подлежат доказыванию в их совокупности.
Из материалов дела следует, что истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <Адрес> на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
Из технического паспорта следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <Адрес>, 1962 года постройки, имеет фундамент ленточный из сборно-железобетонных блоков, перекрытия железобетонные, полы – дощатые по лагам, отопление централизованное, водопровод централизованный, электроосвещение – закрытая проводка, вентиляция – приточно-вытяжная, газоснабжение – централизованное, канализация – централизованный сброс (л.д. 24-39).
Первая квартира в доме по адресу: <Адрес>, была приватизирована ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47).
Сведения о включении многоквартирного дома по адресу: <Адрес> в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме, на 1993 год отсутствуют.
Положениями ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 данного Кодекса (ч. 2 ст. 190.1 ЖК РФ).
Проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 190.1 ЖК РФ).
Перечень работ и (или) услуг в соответствии с ч. 1 ст. 166 ЖК РФ включает:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Аналогичный перечень работ предусмотрен Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
По результатам осмотра технического состояния конструкций, инженерного оборудования жилого дома, проведенного ООО «ВерхнекаамПроект» в апреле 2021 года, установлено, что по результатам обследования многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: <Адрес>, техническое состояние конструктивных элементов и инженерных систем признано следующим: фундамент – ограниченно-работоспособное, физический износ фундаментов – 40%, техническое состояние отмостки – неудовлетворительное; техническое состояние стен – ограниченно-работоспособное, физический износ стен составляет 50%; техническое состояние перекрытий – ограниченно-работоспособное, физический износ конструкций перекрытий составляет 40%; техническое состояние крыши – ограниченно-работоспособное, физический износ крыши составляет 55%, техническое состояние кровли – неудовлетворительное, физический износ кровли составляет 60%; техническое состояние балконов – ограниченно-работоспособное, физический износ балконов составляет 55%; техническое состояние козырьков – ограниченно-работоспособное, физический износ козырьков составляет 55%; техническое состояние лестниц – работоспособное, физический износ лестниц составляет 40%; техническое состояние полов – удовлетворительное, физический износ полов составляет 40%; техническое состояние перегородок – удовлетворительное, физический износ перегородок составляет 30%; техническое состояние оконных блоков – неудовлетворительное, физический износ окон составляет 65%; техническое состояние внутренних дверей – неудовлетворительное, физический износ внутренних дверей составляет 40%; техническое состояние наружных дверей – удовлетворительное, физический износ наружных дверей составляет 30%; техническое состояние системы холодного водоснабжения – неудовлетворительное, физический износ системы холодного водоснабжения составляет 40%; система горячего водоснабжения отсутствует, нагрев водоснабжения осуществляется от индивидуальных электрических водонагревателей, установленных в квартирах жильцов дома; техническое состояние системы отопления – неудовлетворительное, физический износ составляет 40%; техническое состояние системы водоотведения – неудовлетворительное, физический износ системы водоотведения составляет 40%; техническое состояние системы электроснабжения – неудовлетворительное, физический износ системы электроснабжения составляет 50%. Общий срок эксплуатации здания на момент проведения технического обследования 59 лет. Рекомендованная продолжительность эксплуатации здания до постановки на капитальный ремонт превышена (л.д. 59-75).
Из ответа некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» на запрос суда следует, что работы по капитальному ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: <Адрес>, не проводились (л.д. 81).
Определением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству истца по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «Эксперт-Р» ФИО4, ФИО5 (л.д.109-111).
Согласно заключению экспертов ООО «Эксперт-Р» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 130-181) при ответе на вопрос № – нуждался ли многоквартирный дом, расположенный по адресу: <Адрес>, в проведении капитального ремонта на февраль 1993 года, с указанием перечня работ, экспертами на основании проанализированных аналитических данных, в таблицах №№ (л.д. 153-156) проведено исследование со следующими выводами (поэлементно):
-фундамент – ленточный из сборно-железобетонных блоков, физический износ на февраль 1993 года – 20%, год выхода срока службы конструкций – 2112 год, нормативный срок эксплуатации до капитального ремонта – 60 лет, нуждался в текущем ремонте, необходимость в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации отсутствовала;
-отмостка – бетонная, физический износ – 100%, год выхода срока службы конструкции – 1972 год, нуждается в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации;
-наружные стены – кирпичные, физический износ – 20%, год выхода срока службы конструкций – 2112 год, нормативный срок эксплуатации до капитального ремонта – 50 лет, нуждался в текущем ремонте, необходимость в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации отсутствовала;
-наружная отделка по цоколю, штукатурка, окраска – физический износ – 100%, год выхода срока службы конструкции – 1992 год, нормативный срок эксплуатации до капитального ремонта – 30 лет, нуждается в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации;
-внутренние стены – кирпичные, физический износ – 20%, год выхода срока службы конструкций – 2112 год, нормативный срок эксплуатации до капитального ремонта – 40 лет, необходимость в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации отсутствовала;
-внутренняя отделка, штукатурка – физический износ на февраль 1993 года – 80%, год выхода срока службы конструкций – 2002 год, нормативный срок эксплуатации до капитального ремонта – 40 лет, нуждался в текущем ремонте, необходимость в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации отсутствовала;
-перекрытие чердачное – железобетонные многопустотные плиты, физический износ на февраль 1993 года – 20%, год выхода срока службы конструкций – 2112 год, нормативный срок эксплуатации до капитального ремонта – 80 лет, нуждался в текущем ремонте, необходимость в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации отсутствовала;
-перекрытие межэтажное – железобетонные многопустотные плиты, физический износ на февраль 1993 года – 20%, год выхода срока службы конструкций – 2112 год, нормативный срок эксплуатации до капитального ремонта – 80 лет, нуждался в текущем ремонте, необходимость в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации отсутствовала;
-перекрытие подвальное – железобетонные многопустотные плиты, физический износ на февраль 1993 года – 20%, год выхода срока службы конструкций – 2112 год, нормативный срок эксплуатации до капитального ремонта – 80 лет, нуждался в текущем ремонте, необходимость в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации отсутствовала;
-утеплитель чердачного перекрытия – керамзит, шлак, физический износ на февраль 1993 года – 80%, год выхода срока службы конструкций – 2002 год, нормативный срок эксплуатации до капитального ремонта – 30 лет, нуждается в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации. Из примечания к таблице № следует, что в случае, если износ элемента составляет менее 100% согласно ВСН 53-86 (р), замена элементов производится в рамках текущего ремонта при условии ненаступления срока минимальной эксплуатации до постановки на капитальный ремонт, если минимальный срок эксплуатации наступил, то в рамках капитального ремонта;
-кровля – асбестоцементные листы (шифер), физический износ на февраль 1993 года – 100%, год выхода срока службы конструкций – 1992 год, нормативный срок эксплуатации до капитального ремонта – 30 лет, нуждается в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации;
-крыша – скатная, вальмовая, стропила и обрешетка деревянные, физический износ на февраль 1993 года – 60%, год выхода срока службы конструкций – 2012 год, нормативный срок эксплуатации до капитального ремонта – 50 лет, необходимость в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации отсутствовала;
-водостоки – из черной кровельной стали, физический износ на февраль 1993 года – 100%, год выхода срока службы конструкций – 1968 год, нормативный срок эксплуатации до капитального ремонта – 6 лет, нуждается в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации;
-полы (места общего пользования) – цементные, физический износ на февраль 1993 года – 20%, год выхода срока службы конструкций – 2112 год, нормативный срок эксплуатации до капитального ремонта – 40 лет, необходимость в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации отсутствовала;
-окна – двухстворчатые, окрашенные, физический износ на февраль 1993 года – 65%, год выхода срока службы конструкций – 2012 год, нормативный срок эксплуатации до капитального ремонта – 40 лет, необходимость в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации отсутствовала;
-двери – филенчатые, окрашенные, физический износ на февраль 1993 года – 65%, год выхода срока службы конструкций – 2012 год, нормативный срок эксплуатации до капитального ремонта – 10 лет, нуждается в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации. Из примечания к таблице № следует, что в случае, если износ элемента составляет менее 100% согласно ВСН 53-86 (р), замена элементов производится в рамках текущего ремонта при условии ненаступления срока минимальной эксплуатации до постановки на капитальный ремонт, если минимальный срок эксплуатации наступил, то в рамках капитального ремонта;
-система электроснабжения – скрытая проводка, физический износ на февраль 1993 года – 100%, год выхода срока службы конструкций – 1992 год, нормативный срок эксплуатации до капитального ремонта – 30 лет, нуждается в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации;
-система теплоснабжения – центральная, радиаторы чугунные, физический износ на февраль 1993 года – 100%, год выхода срока службы конструкций – 1992 год, нормативный срок эксплуатации до капитального ремонта – 30 лет, нуждается в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации;
-система водоотведения (канализация) – центральная, трубопроводы чугунные, физический износ на февраль 1993 года – 80%, год выхода срока службы конструкций – 2002 год, нормативный срок эксплуатации до капитального ремонта – 40 лет, необходимость в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации отсутствовала;
-система водоснабжения – центральная, трубы газовые черные, физический износ на февраль 1993 года – 80%, год выхода срока службы конструкций – 2002 год, нормативный срок эксплуатации до капитального ремонта – 15 лет, нуждается в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации;
-лестницы – площадки железобетонные, физический износ на февраль 1993 года – 30%, год выхода срока службы конструкций – 2062 год, нормативный срок эксплуатации до капитального ремонта – 60 лет, необходимость в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации отсутствовала;
-балконы – несущие металлические балки-консоли с бетонным заполнением, физический износ на февраль 1993 года – 45%, год выхода срока службы конструкций – 2037 год, нормативный срок эксплуатации до капитального ремонта – 60 лет, необходимость в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации отсутствовала;
-крыльца – бетонное крыльцо и кирпичные бетонные приямки, физический износ на февраль 1993 года – 30%, год выхода срока службы конструкций – 2062 год, нормативный срок эксплуатации до капитального ремонта – 20 лет, нуждается в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации.
Таким образом, на февраль 1993 года следующие элементы и системы дома по адресу: <Адрес>, должны были подлежать капитальному ремонту: отмостка фасада, наружная отделка фасада (цоколя) – штукатурные и окрасочный слои, внутренняя отделка стен (окраска), утеплитель чердачного перекрытия, кровля (замена кровли), водостоки (замена), замена входных подъездных дверей с утеплением, система электроснабжения, система теплоснабжения, система водоснабжения, ремонт крылец.
При ответе на вопрос № – отвечая на вопрос о необходимости проведения каких-либо работ сохраняется на момент производства строительно-технической экспертизы (май 2023), от даты первой приватизации, эксперты пришли к выводу, что на дату проведения экспертизы сохранилась необходимость (от даты первой приватизации февраль 1993 года) в проведении капитального ремонта относительно следующих систем, элементов и конструкций: полная замена отмостки с восстановлением места примыкания к стене и гидроизоляционной защиты, наружная отделка по цоколю с заменой штукатурного и окрасочного слоев, полная замена утеплителя чердачного перекрытия, полная замена кровельного покрытия (кровли), полная замена системы водосбора и водостоков с кровли, замена трубопровода теплоснабжения (отопления) с заменой труб стояков с использованием замененных элементов системы (автоматика, запорная арматура, приборы давления).
В качестве доказательства нуждаемости в проведении капитального ремонта многоквартирного дома по <Адрес>, суд принимает судебную строительно-техническую экспертизу ООО «Эксперт-Р» № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку эксперты общества, выполнившие экспертизу, обладают необходимой для осуществления оценочной деятельности квалификацией, специальностью и стажем работы, включены в Национальный реестр специалистов в области строительства. Составленное экспертное заключение изготовлено с учетом методических рекомендаций, руководящих документов для экспертов, содержит подробное описание проведенного исследования, анализ имеющихся данных, примененные методы, ссылку на использованные литературу и правовые акты, сделанные выводы, являются последовательными, не допускают неоднозначного толкования.
Таким образом, на момент приватизации первой квартиры в данном доме, а именно на февраль 1993 года, дом требовал капитального ремонта, данная необходимость сохраняется и на сегодняшний день, стороной ответчика администрацией г. Перми доказательств, опровергающих имеющиеся в деле доказательства о нуждаемости дома в капитальном ремонте на момент приватизации первой квартиры в доме, не представлено.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, оценив представленные доказательства, доводы сторон, проанализировав законодательство, регулирующее сложившиеся правоотношения, суд приходит к выводу о том, что на момент первой приватизации квартиры, жилой дом нуждался в капитальном ремонте, нуждается в нем и на данный момент, однако администрацией города Перми, как бывшим наймодателем, обязанность по его проведению не исполнена, доказательств выполнения капитального ремонта указанных конструктивных элементов здания стороной ответчика не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости возложить обязанность на администрацию г.Перми провести капитальный ремонт следующих элементов, конструкций и систем многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>: полная замена отмостки с восстановлением места примыкания к стене и гидроизоляционной защиты, наружная отделка по цоколю с заменой штукатурного и окрасочного слоев, полная замена утеплителя чердачного перекрытия, полная замена кровельного покрытия (кровли), полная замена системы водосбора и водостоков с кровли, замена трубопровода теплоснабжения (отопления) с заменой труб стояков с использованием замененных элементов системы (автоматика, запорная арматура, приборы давления).
Порядок организации, проведения и финансирования работ по капитальному ремонту, предусмотренные ст. 190.1 ЖК РФ, в совокупности с положениями ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не исключают обязанности органа местного самоуправления, а именно администрации г. Перми, по проведению работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
Согласно части 1 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (часть 2 статьи 206 ГПК РФ).
Учитывая заявленные исковые требования, суд полагает возможным установить срок исполнения ответчиком обязанности по проведению работ по капитальному ремонту в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
Экспертное заключение ООО «Эксперт-Р» № от ДД.ММ.ГГГГ об определении стоимости возмещения за жилое помещение принято судом в качестве доказательства размера выкупной цены.
Доказательств оплаты производства экспертизы в материалы дела не представлено.
Суд считает, что произведенные расходы, связанные с рассмотрением дела, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку выводы эксперта являлись предметом оценки суда, положены в основу при принятии решения по делу.
На основании изложенного, расходы на проведение экспертизы в полном объеме в размере 45 000 рублей подлежат взысканию с ответчика муниципального образования «Город Пермь» в лице администрации г.Перми в пользу ООО «Эксперт-Р».
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
возложить обязанность на администрацию города Перми <данные изъяты> провести капитальный ремонт следующих элементов, конструкций и систем многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>: полную замену отмостки с восстановлением места примыкания к стене и гидроизоляционной защиты, наружную отделку по цоколю с заменой штукатурного и окрасочного слоев, полную замену утеплителя чердачного перекрытия, полную замену кровельного покрытия (кровли), полную замену системы водосбора и водостоков с кровли, замену трубопровода теплоснабжения (отопления) с заменой труб стояков с использованием замененных элементов системы (автоматика, запорная арматура, приборы давления).
Установить срок исполнения возложенной обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального образования «Город Пермь» в лице администрации г.Перми <данные изъяты> в пользу ООО «Эксперт-Р» <данные изъяты> расходы за производство судебной строительно-технической экспертизы в размере 45 000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>