ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1284/2021 от 15.03.2021 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2020-014307-79

Дело № 2-1284/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 марта 2021 года г. Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,

при секретаре Семенчиной Е.Е.,

с участием представителя ответчика ФИО1 (до объявления перерыва в судебном заседании),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в лице Государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару и Корткеросскому району в интересах ФИО3 к ТСН «ТСЖ «Ласточкино гнездо» о перерасчёте платы, обязании указывать сведения в платёжных документах,

у с т а н о в и л :

Служба Республики Коми стройжилтехнадзора в лице Государственной жилищной инспекции по городу Сыктывкару и Корткеросскому району (далее – ГЖИ) обратилась в суд в интересах ФИО3 с исковым заявлением ТСН «ТСЖ «Ласточкино гнездо» об обязании исполнить п. 3 и п. 4 предписания №188 от 06.06.2019 в части, касающейся жилого помещения ..., а именно:

- произвести перерасчёт размера платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, потребленный на содержание общедомового имущества, по жилому помещению № ... ... за период с января по март 2019 года, исходя из норматива потребления вышеуказанного коммунального ресурса в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, на сумму 505 рублей 44 коп. в сторону уменьшения;

- указывать в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг, предъявляемых ТСН «ТСЖ «Ласточкино гнездо» по жилому помещению ..., сведения, предусмотренные подпунктами «д», «е» п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, а именно: указывать объемы каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на потребителя, а не на 1 кв.м указанного жилого помещения, в графе платёжных документов «тариф на коммунальные ресурсы на содержание общего имущества – ХВС, ГВС, электроэнергия» указывать установленные органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифы на коммунальные ресурсы, а не в расчёте на 1 кв.м указанного жилого помещения, указывать показания коллективных (общедомовых) приборов учёта холодного водоснабжения и электроэнергии; указывать суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.

В судебном заседании представитель ТСН «ТСЖ «Ласточкино гнездо» иск не признала.

Иные лица участия в судебном заседании не приняли.

Представитель ГЖИ просил рассмотреть дело в его отсутствии.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что жилое помещение по адресу: ФИО2, ... принадлежит на праве собственности ФИО3 (запись в ЕГРП от 10.04.2013).

В целях управления общим имуществом в многоквартирном доме по адресу: ... создано ТСН «ТСЖ «Ласточкино гнездо» (решение собственников помещений дома, оформленное протоколом общего собрания №01/2016 ОСС-уч от 30.06.2016). 06.07.2006 в ЕГРЮЛ внесена запись о создании ТСН «ТСЖ «Ласточкино гнездо».

На основании распоряжения первого заместителя руководителя Службы Республики Коми стройжилтехнадзора № 396 от 13.05.2019 ГЖИ в связи с поступлением обращения ФИО3 по вопросу начисления платы за отопление в отношении жилого помещения по адресу: ФИО2, ..., в период с 13.05.2019 по 07.06.2019 назначено проведение внеплановой проверки ГЖИ в отношении ТСН «ТСЖ «Ласточкино гнездо».

В ходе проведённой проверки, в том числе, было установлено, что в соответствии с протоколом № 01/2016 ОСС-уч от 30.06.2016 по девятому вопросу повестки дня собственниками помещений многоквартирного дома было принято решение о начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определять по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Также принято решение о начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома, определять по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета соответствующих коммунальных ресурсов посредством распределения фактически потребленных многоквартирным домом объемов между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру площади каждого жилого и нежилого помещения многоквартирного дома.

Однако протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома с решением о проведении работ сверх минимального перечня, необходимого для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, являющегося основанием для распределения (в случае принятия собственниками помещений многоквартирного дома соответствующего решения) объемов коммунальных ресурсов, потребленных жилыми и нежилыми помещениями многоквартирного дома на содержание общедомового имущества, в полном объеме, исходя из показаний общедомовых приборов учета соответствующих коммунальных ресурсов, в том числе превышающего нормативное потребление коммунальных ресурсов на содержание общедомового имущества, на проверку ТСН «ТСЖ «Ласточкино гнездо» не представлен.

Таким образом, размер оплаты жилым и нежилым помещениям многоквартирного дома за потребленные на содержание общедомового имущества объемы коммунальных ресурсов, должны определяться ТСН «ТСЖ «Ласточкино гнездо» в соответствии с требованиями п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила) по нормативам потребления соответствующих коммунальных ресурсов.

В ходе проведения проверки установлено, что размер оплаты жилому помещению № 75 за потребленный на содержание общедомового имущества объем коммунального ресурса по электроэнергии на содержание общедомового имущества в период с января по март 2019 года в нарушение требований п. 44 Правил и п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила содержания общего имущества), предъявлен по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса посредством распределения фактически потребленных многоквартирным домом объемов между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру площади каждого жилого и нежилого помещения многоквартирного дома.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.01.2018 № 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг» утверждена примерная форма платежного документа для внесении платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.

Форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и, предоставление коммунальных услуг является примерной, то есть допускается отклонение от формы, разработанной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в целях единообразия данной формы.

Однако п. 69 Правил устанавливает порядок, перечень реквизитов и данных, перечень реквизитов и данных, обязательных для указания поставщиком коммунальных ресурсов в платёжных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг.

При анализе сведений, указанных поставщиков коммунальных услуг в многоквартирном доме ТСН «ТСЖ «Ласточкино гнездо» в приложенных к обращению платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг жилого помещения № 75 за период с января по март 2019 года, в ходе проверки было установлено следующее.

В нарушение требований п. 69 Правил в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг жилого помещения № 75 за период с января по март 2019 года отсутствуют следующие сведения: об объемах каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг; об общем объеме каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.

По результатам проверки ТСН «ТСЖ «Ласточкино гнездо» было выдано предписание № 188 от 06.06.2019 об устранении нарушений обязательных требований Правил и Правил содержания общего имущества, пункты 3 и 4 которого содержали следующие требования:

- произвести расчет размера платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, потребленный на содержание общедомового имущества по всем жилым и нежилым помещениям многоквартирного дома, в том числе жилому помещению №75, за период с января по март 2019 года, исходя из норматива потребления вышеуказанного коммунального ресурса в целях содержания общего имущества многоквартирного дома;

- в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг, предъявляемых ТСН «ТСЖ «Ласточкино гнездо» всем жилым и нежилым помещениям многоквартирного дома, в том числе жилому помещению №75, указывать сведения, предусмотренные п. 69 Правил: об объемах каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общеджомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами (пп. «д» п. 69); об общем объеме каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме (пп. «е» п. 69).

Срок исполнения указанного предписания был установлен до 31.07.2019.

В силу положений ст. 20 Жилищного кодекса РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований. При этом орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников по их обращению в случае выявления нарушения обязательных требований.

Не согласившись с предписанием № 188 от 06.06.2019, ТСН «ТСЖ «Ласточкино гнездо» в Арбитражный суд Республики Коми с иском к ГЖИ с требованием о признании данного предписания незаконным и его отмене.

Вступившим в законную силу 10.07.2020 решением Арбитражного суда Республики Коми от 12.02.2020 по делу №А29-9373/2019 требования ТСН «ТСЖ «Ласточкино гнездо» удовлетворены частично, пункт 1 и 2 предписание ГЖИ от 06.06.2019 № 188 признаны недействительными. В удовлетворении остальной части заявленных требований (по пунктам 3 и 4 предписания) решением арбитражного суда было отказано.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 утверждены Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В соответствии с п. 29 указанных Правил расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

С 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг).

При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.

При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.

В соответствии с п. 69 указанных Правил в платежном документе указываются, в том числе: д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).

Статьёй 12 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Согласно ч. 1 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требовании или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Стороной истца указано, что требования, содержащиеся в пунктах 3 и 4 предписания № 188 от 06.06.2019 в полном объеме ТСН «ТСЖ «Ласточкино гнездо» не исполнены, нарушения не устранены, тем самым нарушены права ФИО3 как собственника жилого помещения ... в многоквартирном ....

Стороной ответчика указано, что требование п. 3 предписания, касающееся перерасчёта платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, потребленный на содержание общедомового имущества, было исполнено ими в ходе рассмотрения дела.

Представленным стороной ответчика платёжным документом от 16.02.2021 (после обращения в суд с настоящим иском) подтверждается выполнение перерасчёта размера платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, потребленный на содержание общедомового имущества, по жилому помещению ... за период с января по март 2019 года, исходя из норматива потребления вышеуказанного коммунального ресурса в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, на сумму 505 рублей 49 коп. во исполнение предписания № 188.

При таких обстоятельствах суд при вынесении решения исходит из того, что требования истца об обязании ответчика произвести перерасчёт платы по жилому помещению № 75 были исполнены ответчиком после обращения истца в суд.

Стороной истца об отказе от иска в этой части требований не заявлено, равно как и не указано, что сторона истца иск в этой части не поддерживает. На момент обращения истца с иском в суд нарушение прав ФИО3 устранено не было.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ТСН «ТСЖ «Ласточкино гнездо» в части обязания произвести перерасчёт размера платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, потребленный на содержание общедомового имущества, по жилому помещению ... за период с января по март 2019 года, исходя из норматива потребления вышеуказанного коммунального ресурса в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, на сумму 505 рублей 44 коп. в сторону уменьшения. При этом решение суда в указанной части следует считать исполненным.

Согласно представленным в материалы дела ТСН «ТСЖ «Ласточкино гнездо» платёжным документам, предъявляемых к оплате по жилому помещению №75, с июня 2020 года (до обращения истца в суд с рассматриваемым иском) в таких платежных документах указываются объемы каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на потребителя, а не на 1 кв.м указанного жилого помещения, в графе платёжных документов «тариф на коммунальные ресурсы на содержание общего имущества – ХВС, ГВС, электроэнергия» указываются установленные органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифы на коммунальные ресурсы, а не в расчёте на 1 кв.м указанного жилого помещения, указывается суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.

Законных оснований для удовлетворения иска в части обязания ответчика указывать в платёжных документах указанные сведения не имеется.

При этом суду не представлено доказательств того, что в платёжных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг, предъявляемых ТСН «ТСЖ «Ласточкино гнездо» по жилому помещению ..., указываются показания коллективных (общедомовых) приборов учёта холодного водоснабжения и электроэнергии. Объёмы потребления того или иного коммунального ресурса за расчётный период не тождественен сведения о показаниях приборов учёта, зафиксированных в ходе их снятии с течение расчётного периода.

Таким образом, на ТСН «ТСЖ «Ласточкино гнездо» подлежит возложение обязанности указывать в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг, предъявляемых жилому помещению ФИО3, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса.

Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в лице Государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару и Корткеросскому району в интересах ФИО3 к ТСН «ТСЖ «Ласточкино гнездо» удовлетворить частично.

Обязать ТСН «ТСЖ «Ласточкино гнездо» произвести перерасчёт размера платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, потребленный на содержание общедомового имущества, по жилому помещению ... за период с января по март 2019 года, исходя из норматива потребления вышеуказанного коммунального ресурса в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, на сумму 505 рублей 44 коп. в сторону уменьшения.

Решение суда считать исполненным.

Обязать ТСН «ТСЖ «Ласточкино гнездо» указывать в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг, предъявляемых ТСН «ТСЖ «Ласточкино гнездо» жилому помещению ...... Республики Коми, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса.

В удовлетворении исковых требований Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в лице Государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару и Корткеросскому району в интересах ФИО3 к ТСН «ТСЖ «Ласточкино гнездо» в оставшейся части отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - Д.А. Паншин

Мотивированное решение суда составлено – 07.04.2021.