Дело № 2-1284/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2022 года пл. Ленина, д. 5, г. Щёлково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Малинычевой Т.А.
при секретаре судебного заседания Грачевой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Петровой ФИО8 к Администрации г.о. Щелково Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, обязании заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Щелковский городской суд Московской области суд с исковым заявлением Администрации г.о. Щелково Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, обязании заключить договор. В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что посредством портала государственных услуг Московской области обратилась в Администрацию городского округа Щелково Московской области с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов», просила предоставить ей в аренду земельный участок с кадастровым номером № необходимый для использования расположенного на нем объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №), который принадлежит ей на праве собственности. Решением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № № в предоставлении государственной услуги истцу было отказано ввиду наложения границ земельного участка на земли государственного лесного фонда. Истец полагает указанное решение незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет как земли населенных пунктов с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства». Следовательно, в силу закона, сведения о наличии пересечений, не выявленных в ЕГРН, не могут являться основанием к отказу в предоставлении земельного участка без проведения торгов, поскольку пересечение с границами лесного фонда не ограничивает оборотоспособности испрашиваемого земельного участка. Просит суд признать незаконным решение Администрации городского округа Щелково Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в предоставлении ФИО1 в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, обязать Администрацию городского округа Щелково Московской области предоставить ей указанный участок в аренду без проведения торгов.
В судебном заседании представитель истца - адвокат ФИО6, действующий на основании доверенности и ордера, поддержал заявленные требования, просил удовлетворить.
Представитель Администрации ФИО9. представила отзыв, в котором возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что оспариваемое решение принято в связи с наличием в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области (ИСОГД МО) информации о пересечении границ земельного участка с иными лесничествами. Также указала, что испрашиваемый земельный участок относится к землям Министерства обороны РФ.
В связи с этим к участию в деле в качестве третьих лиц судом были привлечены Министерство обороны РФ и ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ", которые явку представителей в судебное заседание не обеспечили, письменных возражений на иск не представили.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Согласно ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник здания, сооружения без права пользования земельным участком, на котором они расположены, лишен возможности реализовать правомочие пользования этим имуществом, поскольку указанные объекты физически связаны между собой.
В связи с этим положения статьи 39.16 ЗК РФ, являющейся общей нормой, предусматривающей основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, подлежат применению в единстве с положениями статьи 39.20 ЗК РФ, являющейся по отношению к ней специальной нормой, предусматривающей особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение, то есть исключением из общего правила.
В судебном заседании установлено, что истец является собственником объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №), что подтверждается договором купли-продажи № недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 и ООО «Монино Клаб». Право собственности ФИО1 на недвижимое имущество зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (номер государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Как следует из выписки из ЕГРН, принадлежащий истцу объект незавершенного строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0040517:632.
Согласно сведениям об объекте, размещенным на официальном сайте Росреестра в сети Интернет, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>), с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м. относится к землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, истец имеет исключительное право на приобретение в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:14:0040517:632 без проведения торгов.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № № Администрация отказала истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов в связи с наложением границ на земли государственного лесного фонда (сельских лесов) при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Однако статьей 39.16 ЗК РФ, устанавливающей исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, такое основание для отказа не предусмотрено.
В представленной Администрацией Информации Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области № № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленной на основании ИСОГД МО, содержатся сведения о том, что испрашиваемый земельный участок не имеет пересечения с землями лесного фонда по сведениям ЕГРН, но имеет пересечение с иными лесничествами или лесопарками (сведения подлежат уточнению) и относится к приаэродромной территории аэродромов Чкаловский, Черное.
При этом в Информации № № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что испрашиваемый земельный участок имеет категорию земель – земли населенных пунктов и вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство. Также в Информации содержатся сведения о том, что земельный участок расположен в границах населенного пункта Рабочий поселок Монино в зоне Ж-2 – зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами в соответствии с Генеральным планом городского поселения Монино (утвержден решением Совета депутатов Щелковского муниципального района от 26.12.2017 г. № 665/68-168-НПА).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на земли населенных пунктов (подпункт 2), земли лесного фонда (подпункт 5).
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 14 Закона N 172-ФЗ отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Вне зависимости от указанной даты земельный участок относится к землям населенных пунктов всегда, если в соответствии со сведениями ЕГРН о местоположении его границ земельный участок находится в границах населенного пункта (статья 14 Федерального закона N 172-ФЗ) (п. 5 Письма Минэкономразвития России от 15.09.2017 N 26268-ВА/Д23и).
Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда ограничены в обороте.
В соответствии со статьей 7, пунктом 2 статьи 23 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств, лесопарков, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67,96 Лесного кодекса РФ, а именно по материалам лесоустройства и данных государственного кадастрового учета лесных участков.
Согласно ч.2 статьи 4.2. ФЗ от 04.12.2006 № 201 - ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничение прав на лесные участки, обременение лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, исходя из приведенных норм, данные о государственном кадастровом учете лесных участков, в составе земель лесного фонда должны содержаться не только в лесоустроительной документации, но и в государственном кадастре недвижимости.
Принимая оспариваемое решение, административный ответчик установил факт наложения испрашиваемого земельного участки на земли лесного фонда с помощью Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области (ИСОГД МО) в системе координат МСК-50.
Вся информация о границах лесничеств и лесопарков содержится Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области ИСОГД МО), одной из составных частей которой является Ведомственная информационная система обеспечения деятельности Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области (ВИС ГУАГ МО).
Программа ИСОГД представляет собой совокупность информационных подсистем и ресурсов, обеспечивающих сбор, обработку, актуализацию и использование семантических и графических данных для обеспечения осуществления градостроительной деятельности на территории Московской области, совершенствования архитектурно-художественного облика городов, поселений и иных населенных пунктов Московской области, действующая на основании Положение о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области утверждено постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 231/9 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области».
Данная программа носит ведомственный характер и была введена только в 2016 году.
Таким образом, сами по себе данные, содержащиеся в указанных информационных программах, не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости).
Принятие Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ не содержит порядок и процедуру исключения земельных участков из состава земель лесного фонда, тогда как вносит изменения в ряд нормативных актов, в целях устранения противоречий государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в ст. 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусматривающую, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в ГЛР на основании сведений ЕГРН (п. 5).
В соответствии с п. 6 ст. 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно п. 7 ст. 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, осуществляет исключение из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости, на основании уведомлений органа регистрации прав об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иных уведомлений, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлений.
Федеральный закон N 218-ФЗ устанавливает три основных способа устранения противоречий сведений ЕГРН и ГЛР: в порядке уточнения границ участка, не являющегося согласно сведениям ЕГРН лесным участком; в ходе устранения реестровой ошибки; посредством снятия с государственного кадастрового учета лесных участков, сведения о которых совпадают со сведениями ЕГРН об иных лесных участках.
Каждый из этих способов зависит от наличия определенных обстоятельств и не может быть выбран произвольно кем-либо, в том числе заявителем (п. 18 письмо Минэкономразвития России от 15.09.2017 N 26268-ВА/Д23и "О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ").
Кроме того согласно ст.7 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» («Закон о лесной амнистии»), п.5 ст.4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или право удостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В ЕГРН отсутствуют сведения о наличии пересечений с лесными участками. Сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости в настоящий момент не содержится, следовательно, земельный участок с кадастровым номером 50:14:0040517:632 в соответствии с положениями Федерального закона от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» не может быть отнесены к землям лесного фонда.
Иными надлежащими доказательствами факт наложения, испрашиваемого заявителем земельного участка на земли лесного фонда не подтвержден.
С учетом изложенного, доводы ответчика о наличии пересечений с землями лесного фонда суд находит несостоятельными, противоречащими действующему законодательству, в связи с чем, не может являться основанием к отказу в перераспределении земельного участка.
В судебном заседании не нашел своего подтверждения и довод ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок относится к землям Министерства обороны РФ.
Как следует из п. 1.1. договора купли-продажи № недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 и ООО «Монино Клаб», право собственности ООО «Монино Клаб» на объект незавершенного строительства возникло на основании решений участников ООО «Приозерье» о внесении в имущества в уставный капитал.
Предыдущий собственник недвижимого имущества, находящегося на испрашиваемом земельном участке, ООО «Приозерье» ранее обращалось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Московской области, Территориальному управлению Росимущества по Московской области о признании права собственности на объекты недвижимости и государственной регистрации перехода права собственности.
К участию в данном деле в качестве заинтересованного лица была привлечена Администрация городского округа Щелково Московской области.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № исковые требования были удовлетворены.
Предметом указанного спора являлся и принадлежащий в настоящее время истцу объект незавершенного строительства – инвентарный №стр. (данный номер указан в качестве ранее присвоенного государственного учетного номера в выписке из ЕГРН в отношении объекта с кадастровым номером №, а также в договоре купли-продажи № недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ).
Указанным решением арбитражного суда было установлено, что земельный участок, на котором расположен принадлежащий истцу объект незавершенного строительства, входил в состав земельного участка общей площадью 65,8 га, выведенного из земель Министерства обороны постановлением Главы Администрации пос. Монино №-П от ДД.ММ.ГГГГ и решением Малого совета Монинского поселкового совета народных депутатов №_23мс от ДД.ММ.ГГГГ. Действия местной администрации соответствовали Акту приема-передачи 80 га земель из фондов Министерства обороны СССР, принадлежащих академии им. Ю. А. Гагарина, Щелковскому горисполкому под индивидуальное жилищное строительство для сотрудников академии в гарнизоне Монино. Границы земельного участка кадастровый №, в пределах которого расположены продаваемые объекты, были определены в решениях местной администрации, что подтверждается планом границ земельного участка кадастровый №, генеральным планом застройки земельного участка шифр 6/КИ-М, расположенного по адресу: <адрес>, согласованным с командованием в/ч 92741. Постановлением Главы пос. Монино от ДД.ММ.ГГГГ№-п утверждены границы земельного участка объект <данные изъяты> в <адрес> с кадастровым номером № общей площадью 15,86га. Тем же постановлением установлено, что на указанном земельном участке расположены объекты незавершенного строительства.
Таким образом, указанным решением арбитражного суда установлено, что земельный участок, на котором расположен принадлежащий административному истцу объект незавершенного строительства, был выведен из состава земель Министерства обороны РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
При этом ответчиком и третьими лицами не представлены сведения о правах Министерства обороны РФ либо подведомственных ему предприятий и организаций на испрашиваемый земельный участок.
Государственная собственность на испрашиваемый земельный участок не разграничена, т.к. он не отнесен к земельным участкам, указанным в ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 ст. 3.3. указанного федерального закона отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Согласно п. 2 ст. 3.3. указанного федерального закона предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
При изложенных обстоятельствах предоставление в аренду истцу испрашиваемого земельного участка должно осуществляться Администрацией городского округа Щелково Московской области.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение Администрации об отказе в предоставлении истцу земельного участка в аренду без проведения торгов является незаконным как не соответствующее требованиям Земельного кодекса РФ. Нарушенные права административного истца подлежат восстановлению путем обязания Администрации предоставить административному истцу испрашиваемый земельный участок в аренду.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Петровой ФИО10 удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации городского округа Щелково Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № №
Обязать Администрацию городского округа Щелково Московской области в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и направить Петровой ФИО11 три экземпляра подписанного Администрацией договора аренды земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд в течение одного месяца через Щёлковский городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Т.А. Малинычева.