Дело №РЕШЕНИЕИменем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 октября 2018 года гор. Махачкала
Советский районный суд г.Махачкалы в составе: председательствующего судьи Гасанова Ш.О., при секретаре Магомедовой С.Р., с участием помощника прокурора <адрес>ФИО8-Р., истца ФИО1 его представителя адвоката ФИО11, представителя ответчика ФИО12, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан о признании незаконным приказа Руководителя Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ и восстановлении на работе в должности консультанта отдела оперативного управления и контроля соблюдения антикоррупционнного законодательства Управления Администрации по вопросам противодействия коррупции,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 работал в должности консультанта отдела оперативного управления и контроля соблюдения антикоррупционнного законодательства Управления Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан по вопросам противодействия коррупции.
На основании заключения по результатам служебной проверки, по фактам неисполнения поручений руководства подразделения и неподобающего государственному гражданскому служащему поведения, Приказом Руководителя Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы Республики Дагестан по основанию, установленному пунктом 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (неоднократное неисполнение государственным гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).
Считая свое увольнение незаконным ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан о признании незаконным приказа Руководителя Администрации Главы и Правительства Республики Дагеставн от ДД.ММ.ГГГГ№ и восстановлении на работе в должности консультанта отдела оперативного управления и контроля соблюдения антикоррупционнного законодательства Управления Администрации по вопросам противодействия коррупции, указывая, что приказ, а также предшествовавшее ему заключение по результатам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ считает незаконными по следующим основаниям.
Из оспариваемого приказа и заключения по результатам служебной проверки, следует, что фактическим основанием для его увольнения послужило не неисполнение им должностных обязанностей, а «... неподобающее государственному гражданскому служащему поведение».
Однако, такое основании для применения меры наказания законодательством не предусмотрено, хотя факты, изложенные им в своем объяснении как от ДД.ММ.ГГГГ, так и от ДД.ММ.ГГГГ, а также наличие нездоровой обстановки в коллективе по вине указанных им в объяснительных лиц, он не оспаривает. Именно эти обстоятельства побудили его непосредственное руководство преднамеренно, искусственно создать доказательства наличия в его действиях признаков дисциплинарного проступка.
Его должностные обязанности регламентированы должностным Регламентом консультанта отдела оперативного управления и контроля соблюдения антикоррупционного законодательства Управления Администрации Главы и Правительства РД по вопросам противодействия коррупции, которыми он руководствовался в своей деятельности, несмотря на то, что с конца июля 2017 года по ДД.ММ.ГГГГ в течение полугода (за исключением ДД.ММ.ГГГГ) ему фактически работа, в т.ч. и соответствующие задания, предоставлены не были, соответственно, от их исполнения он отказываться не мог.
Как усматривается из оспариваемого заключения по результатам служебной проверки, указанные обстоятельства не были предметом выяснения, тогда как увольнение с работы является крайней мерой дисциплинарного наказания, при наложение которой должны быть выяснены и учтены указанные выше обстоятельства.
Ни из заключения по результатам служебной проверки, ни из обращения врио начальника Управления И.Ибрагимова на имя Руководителя Администрации Главы и Правительства РД ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается, когда и каким образом он отказался от исполнения письменного поручения по рассмотрению обращения, поступившего в адрес врио Главы Республики Дагестан по ситуации в <адрес> и чем это подтверждается, тогда как с июля 2017 года по ДД.ММ.ГГГГ в течение полугода (за исключением ДД.ММ.ГГГГ) фактически был отстранен от исполнения своих должностных обязанностей. Кроме того истекли месячные сроки наложения дисциплинарного взыскания.
Просит признать приказ Руководителя Администрации Главы и Правительства РД за № от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении с государственной гражданской службы РД по основанию, установленному п.2 ч.1 ст.37 ФЗ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» незаконным и восстановить на работе в должности государственной гражданской службы консультанта отдела оперативного управления и контроля соблюдения антикоррупционного законодательства Управления Администрации Главы и Правительства РД по вопросам противодействия коррупции с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО1 и его адвокат ФИО11 требования по изложенном в иске основаниям поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности ФИО12 исковые требования не признал, просил в иске отказать по основаниям изложенных в возражениях на иск, где указывает, что ФИО1 ранее привлекался к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей приказом Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ ему объявлен выговор. При наличии дисциплинарного взыскания повторно не исполнил служебные обязанности. Отказался от письменного поручения непосредственного начальника ФИО13 по рассмотрению обращения, поступившего в адрес временно исполняющего обязанности Главы Республики ФИО14Васильева о ситуации <адрес> Республики Дагестан. Более того, ФИО1 в кабинете своего начальника устроил скандал, после словесных оскорблений перешел к рукоприкладству, ударил ФИО13 по лицу, а также ударом стула по рабочему столу скинул на пол компьютер и другую оргтехнику.
Администрацией Главы и Правительства Республики Дагестан увольнение ФИО1 проведено в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе, с соблюдением установленного порядка и всех предусмотренных сроков.
Выслушав лиц участвующих по делу, заключение прокурора полагавшего необходимым отказать в удовлетворении иска, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, истец ФИО1 консультант отдела оперативного управления и контроля соблюдения антикоррупционного законодательства Управления Администрации Главы и Правительства РД по вопросам противодействия коррупции, уволен по основанию, установленному пунктом 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (неоднократное неисполнение государственным гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).
В соответствие с п.2 ч.1 ст.37 ФЗ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» (далее - Закон РД) государственная гражданская служба Республики Дагестан - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Республики Дагестан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов Республики Дагестан и лиц, замещающих государственные должности Республики Дагестан.
Согласно статья 3 Закона РД одним из принципов гражданской службы в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является профессионализм и компетентность гражданских служащих.
Статьей 54 Закона РД установлено, что служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
Статьей 55 Закона РД определено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2 части 1 статьи 35 настоящего Закона (неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).
Из материалов дела следует, что на момент проведения служебной проверки в соответствии с приказом Руководителя Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ и принятия решения об увольнении ФИО1 имел ранее не снятое дисциплинарное взыскание выговор (приказ Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№).
Статьей 56 Закона РД определен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания, в соответствии с которым перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка и до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Такие объяснения даны ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором истцом указывается на отказ признавать свое начальство и исполнять их поручения данные в рамках их полномочий для исполнения.
Согласно статье 57 Закона РД служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя (приказ Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№). Основанием проведения служебной проверки послужило неоднократное неисполнение поручений руководства Управления, где истец проходил службу и неподобающее государственному гражданскому служащему поведение выразившееся в рукоприкладстве к вышестоящему, непосредственному его начальнику.
При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:
1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
2) вина гражданского служащего;
3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.
В соответствии с ч. 4. ст. 58 Федерального закона № 79-ФЗ дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
Согласно Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред.от ДД.ММ.ГГГГ) «О применении судами РФ Трудового Кодекса РФ» месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания необходимо исчислять со дня обнаружения проступка. Днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.
Сроки наложения дисциплинарного взыскания исчисляемые с ДД.ММ.ГГГГ без учета времени проведения служебной проверки не истекли.
Данные факты установлены в комиссией Администрации по проведению служебной проверки в заключении по результатам служебной проверки которая начата ДД.ММ.ГГГГ и окончена ДД.ММ.ГГГГ
Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:
1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы. ФИО1 представлена письменная объяснительная от ДД.ММ.ГГГГ;
2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку.
ФИО1 решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку обжалованные не были.
3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
С заключением ФИО1 был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ о чем на заключении имеется собственноручная запись.
По смыслу п.п.34,53 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации трудового кодекса РФ» (в ред. Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ) обязанность по представлению доказательств, свидетельствующих о том, что проступок имел место, что при наложении дисциплинарного взыскания учитывались его тяжесть, обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествовавшие результаты работы, его отношение к труду возложена на ответчика.
Согласно ст.59 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены, в т.ч. вина гражданского служащего, а также причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка.
Как следует из заключения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказался от письменного поручения непосредственного начальника ФИО13 по рассмотрению обращения, поступившего в адрес временно исполняющего обязанности Главы Республики ФИО14Васильева о ситуации <адрес> Республики Дагестан. Более того, ФИО1 в кабинете своего начальника устроил скандал, после словесных оскорблений перешел к рукоприкладству, ударил ФИО13 по лицу, а также ударом стула по рабочему столу скинул на пол компьютер и другую оргтехнику.
Из объяснения ФИО1 следует, что он отказывается исполнять свои должностные обязанности из-за конфликта, возникшего между ними и руководителем подразделения. Таким образом, он выражает свое неприязненное отношение неуважение к начальнику управления ФИО15, курирующему заместителю ФИО16, начальнику отдела ФИО13
ДД.ММ.ГГГГФИО1 заходил в кабинет ФИО13, чтобы тот раз и навсегда перестал ему давать поручения. Но после словесной перепалки конфликт перерос в драку.
По результатам служебной проверки, факт дисциплинарного проступка присутствует, то есть неподобающее государственному гражданскому служащему поведение.
Судом установлено и подтверждается объяснениями ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 ч.20м. ему позвонила секретарь ФИО15 и пригласила в его приемную, для ознакомления и переадресации поручения от ФИО15, ФИО16 и ФИО13 (его недоброжелатели). Затем он поднялся в кабинет ФИО13, решив прояснить все напрямую, где между ними произошла словесная перепалка, который перерос в драку. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО1 уклонился от исполнения письменного поручения непосредственного начальника ФИО13 по рассмотрению обращения, поступившего в адрес временно исполняющего обязанности Главы Республики ФИО14Васильева о ситуации <адрес> Республики Дагестан.
В связи с чем, доводы истца ФИО1 о том, что он не отказывался от исполнения письменного поручения по рассмотрению обращения, поступившего в адрес врио Главы Республики Дагестан по ситуации в <адрес>, не состоятельны.
Согласно пункту 6 Должностного регламента консультанта отдела оперативного управления и контроля соблюдения антикоррупционнного законодательства Управления Администрации по вопросам противодействия коррупции утвержденного Руководителем Администрации от ДД.ММ.ГГГГ Консультант отдела должен исполнять основные обязанности государственного гражданского служащего Республики Дагестан установленные статьей 13 Закона РД.
Статьей 13 Закона РД определено, что гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Так же ФИО1 ранее привлекался к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей приказом Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ ему объявлен выговор.
Администрацией Главы и Правительства Республики Дагестан увольнение ФИО1 проведено в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе, с соблюдением установленного порядка и всех предусмотренных сроков.
С учетом изложенного в иске о признании незаконным приказа Руководителя Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ и восстановлении его на работе в должности консультанта отдела оперативного управления и контроля соблюдения антикоррупционнного законодательства Управления Администрации по вопросам противодействия коррупции, следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске ФИО1 к Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан о признании незаконным приказа Руководителя Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ и восстановлении на работе в должности консультанта отдела оперативного управления и контроля соблюдения антикоррупционнного законодательства Управления Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан по вопросам противодействия коррупции, - отказать.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГг.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Гасанов Ш.О.