ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1285/20 от 03.07.2020 Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2-1285/2020

УИД 66RS0002-02-2020-000885-67

Решение в окончательной форме принято 03.07.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2020 года г. Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Матвеевой Ю.В.,

при секретаре Ватолиной А.А.,

с участием помощника Свердловского транспортного прокурора Калишевич И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Свердловский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» о возложении обязанности.

В обоснование иска указал, что Свердловской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего вопросы содержания и использования находящихся на балансе ОАО «РЖД» защитных сооружений гражданской обороны: № 580046-66 по адресу г.Первоуральск, ст.Первоуральск, №580047-66 по адресу г.Первоуральск, ст.Подволошная, №412504-66 по адресу г.Екатеринбург, пос.Шувакиш, ул.Привокзальная, №416574-66 по адресу <...>.

В ходе проведения проверки было установлено, что в соответствии с техническими заключениями ООО «ПроектСтройЭкспертиза» техническое состояние защитных сооружений оценивается как аварийное. В соответствии с положениями п.2.5 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 такие защитные сооружения подлежат снятию с учета, для чего в ГУ МЧС по Свердловской области необходимо представить определенный перечень документов. Вместе с тем, вышеуказанные защитные сооружения до настоящего времени с учета не сняты. По результатам проверки 27.02.2020 начальнику дистанции гражданский сооружений прокурором вынесено представление об устранении нарушений, требования которого на момент подачи иска не исполнены.

Просит возложить на ОАО «РЖД» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу направить в Главное управление МЧС России по Свердловской области пакет документов, установленный требованиями «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, в целях снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны.

В судебном заседании помощник прокурора Калишевич И.В поддержал заявленные исковые требования по основания, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил об отложении рассмотрения дела по причине нахождения представителей ОАО «РЖД» на самоизоляции в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Вместе с тем, поскольку к указанному ходатайству какие-либо доказательства, подтверждающие уважительность причин неявки всех представителей ОАО «РДЖ» не представлены, суд отказал в его удовлетворении (ч.1 ст.167 ГПК РФ). Ранее в судебном заседании представитель ответчика возражал против заявленных требований по доводам письменного отзыва (л.д.87-91), указав, что в имеющихся документах на ЗС ГО имеются несоответствия по наименованию, площади, месту нахождения. С целью устранения недостатков и приведения паспортов ЗС ГО в соответствии с действующим законодательством ОАО «РЖД» направило в ГУ МЧС паспорта на каждый объект для его согласования и утверждения. Только после получения паспортов возможно снятие с учета, поэтому требования прокурора считает преждевременными.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора – ГУ МЧС России по Свердловской области в судебное заседание не явился, письменный отзыв на иск не представил.

Суд в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав помощника прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в собственности ответчика имеются защитные сооружения гражданской обороны: № 580046-66 по адресу г.Первоуральск, ст.Первоуральск, №580047-66 по адресу г.Первоуральск, ст.Подволошная, №412504-66 по адресу г.Екатеринбург, пос.Шувакиш, ул.Привокзальная, №416574-66 по адресу <...>, что подтверждается паспортами ЗС ГО, инвентарными карточками, свидетельствами о государственной регистрации права собственности, сведениями ГУ МЧС по Свердловской области.

Из технических заключений по результатам обследования и оценки технического состояния ООО «ПроектСтройЭкспертиза» следует, что техническое состояние защитных сооружений оценивается как аварийное.

По результатам проверки, проведенной Свердловским транспортным прокурором, в адрес ОАО «РЖД» вынесено представление от 27.02.2018, из которого следует, что в нарушение п.2.5 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 защитные сооружения не сняты с учета.

Из протокола совещания у начальника Свердловской дистанции гражданских сооружений от 26.03.2018 года следует, что ОАО «РЖД» согласно с выявленными правонарушениями, в связи с чем выполняются мероприятия по снятию с учета ЗС ГО.

До настоящего времени требования прокурора ответчиком не исполнены, что в судебном заседании им не оспаривалось.

В соответствии с положениями ст.1 Федерального закона «О гражданской обороне» от 12.02.1998 года № 28-ФЗ, гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.2 «Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время», утвержденных Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575 содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию.

В соответствии с п.1.2 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (далее Правила № 583) требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

В силу 3.2.11 Правил инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

Согласно п.2.1 Правил № 583 учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении N 5.

В соответствии с пунктами 2.5 Правил № 583 с учета снимаются ЗС ГО в следующих случаях: при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно.

В целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО (изменения типа ЗС ГО) создается комиссия решением соответствующего должностного лица (п.2.6).

Комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО (изменению типа ЗС ГО), оценивает готовность ЗС ГО к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО (приложение N 20 к настоящим Правилам) или акт об изменении типа ЗС ГО (приложение N 23 к настоящим Правилам), или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО (изменении типа данного ЗС ГО) (п.2.8).

. К акту о снятии с учета ЗС ГО (изменении типа ЗС ГО) прилагаются (п.2.9):

паспорт ЗС ГО;

выписка из реестра федерального имущества (собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований);

копия свидетельства о государственной регистрации права собственности;

техническое заключение о состоянии ЗС ГО по рекомендуемому образцу согласно приложению N 21 (прилагается в случае утраты расчетных защитных свойств, ограждающих и несущих строительных конструкций ЗС ГО);

рекомендации по использованию помещения и земельного участка, полученного в результате снятия с учета ЗС ГО (прилагается при снятии с учета ЗС ГО);

особое мнение отдельных членов комиссии (при наличии).

При подготовке документов для снятия с учета ЗС ГО, пришедшего в негодность в результате аварии или стихийного бедствия, к акту прилагаются копии документов, подтверждающих факт аварии или стихийного бедствия.

Акт о снятии с учета ЗС ГО (изменении типа ЗС ГО) с прилагаемыми к нему документами составляется в пяти экземплярах.

технико-экономическое заключение о возможности изменения типа ЗС ГО, утвержденное организацией, эксплуатирующей ЗС ГО (прилагается при изменении типа ЗС ГО).

До утверждения акты о снятии с учета ЗС ГО (изменении типа ЗС ГО) с прилагаемой документацией направляются на согласование в МЧС России (п.2.10).

Таким образом, руководствуясь совокупностью исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что поскольку обязанность по направлению в ГУ МЧС России по Свердловской области предусмотренных Правилами № 583 документов ответчиком не исполнена, то исковые требования Свердловского транспортного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Суд возлагает на ОАО «РЖД» обязанность в срок в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу направить в Главное управление МЧС России по Свердловской области пакет документов, установленный требованиями «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, в целях снятия с учета следующих защитных сооружений гражданской обороны: № 580046-66 по адресу г.Первоуральск, ст.Первоуральск, №580047-66 по адресу г.Первоуральск, ст.Подволошная, №412504-66 по адресу г.Екатеринбург, пос.Шувакиш, ул.Привокзальная, №416574-66 по адресу <...>.

На основании части 2 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность в срок в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу направить в Главное управление МЧС России по Свердловской области пакет документов, установленный требованиями «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, в целях снятия с учета следующих защитных сооружений гражданской обороны:

-№ 580046-66 по адресу г.Первоуральск, ст.Первоуральск,

-№580047-66 по адресу г.Первоуральск, ст.Подволошная,

-№412504-66 по адресу г.Екатеринбург, пос.Шувакиш, ул.Привокзальная,

- №416574-66 по адресу <...>.

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорогав доход бюджета государственную пошлину в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течениеодного месяца с момента его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.

Судья: Ю.В.Матвеева