РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2010 года г. Лесосибирск
Судья Лесосибирского городского суда Красноярского края Бурмакина Т.А. при секретаре Якимовой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, действующей за себя и малолетних детей ФИО3 , ФИО4 , к администрации г. Лесосибирска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с первоначальным иском о признании за ними права на приватизацию жилого помещения по адресу: ..., ..., ..., ..., признании отказа в приватизации недействительным, возложении обязанности передать указанную квартиру в общую совместную собственность в равных долях, заключив договор приватизации.
Свои требования мотивируют тем, что в соответствии с договором социального найма указанного выше жилого помещения от хх.хх.хххх г. истцы являются нанимателями квартиры, которая была предоставлена семье на основании постановления администрации ... от хх.хх.хххх г. nnn. Наймодателем является администрация г. Лесосибирска. Истцы приняли решение приватизировать занимаемую ими по договору найма квартиру. ФИО5 хх.хх.хххх г. отказался от участия в приватизации указанного жилого помещения. хх.хх.хххх г. истцы обратились в администрацию г. Лесосибирска с заявлением о бесплатной передаче в совместную собственность квартиры. Администрация города на заявление ответила отказом, сославшись на то, что квартира не является муниципальной собственностью. Считают, что отказ ответчика нарушает право истцов на приватизацию квартиры и является неправомерным.
Впоследствии истцы уточнили свои исковые требования, просят признать за ними право долевой собственности на квартиру nnn в доме nnn в ... ... в размере 1/4 доли на каждого члена семьи в порядке приватизации.
В судебном заседании ФИО1, ФИО3, действующая за себя и малолетних детей, на удовлетворении исковых требований настаивают, подтвердив все изложенное в исковом заявлении, пояснили, что ранее в приватизации жилья не участвовали.
Представитель администрации г. Лесосибирска по доверенности ФИО6 представила в суд письменный отзыв на иск, из которого следует, что необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан. При этом отсутствие решения как органа государственной власти Субъекта РФ о передаче объекта недвижимого имущества, так и решения органа местного самоуправления о принятии соответствующего дома в муниципальный жилищный фонд, не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления и иных органов государственной власти Субъекта РФ указанных документов. Жилой дом nnn, расположенный в ... в реестре муниципальной собственности не значится. Указанный жилой дом был построен за счет средств субъекта РФ - Красноярский край в рамках Закона Красноярского края № 16-1559 от 02.11.2001 г. «О краевой целевой программе «Строительство жилья взамен ветхого и аварийного жилищного фонда в Красноярском крае». На сегодняшний день право муниципальной собственности не зарегистрировано в виду отсутствия технической документации по причине отсутствия финансирования. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю по доверенности ФИО7, извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, представила письменный отзыв на иск, из которого следует, что в случае удовлетворения заявленных требований о признании права общей долевой собственности на квартиру истцы могут обратиться в Управление с заявлением о регистрации права собственности и представить необходимые документы для проведения государственной регистрации.
Заслушав истцов, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: ..., ..., ..., ... с хх.хх.хххх года на основании договора социального найма жилого помещения от хх.хх.хххх г. ... Истцы ранее в приватизации другого жилого помещения не участвовали. Член семьи нанимателя по договору социального найма ФИО5 выдал нотариально удостоверенное согласие на приватизацию указанного выше жилого помещения, от участия в приватизации отказался, просит в число собственников его не включать ...
Жилой дом nnn ... ... был построен в рамках Закона Красноярского края № 16-1559 от 02.11.2001 г. «О краевой целевой программе «Строительство жилья взамен ветхого и аварийного жилищного фонда в Красноярском крае».
В данном жилом доме указанное выше жилое помещение было предоставлено истцу и членам его семьи в связи с выселением из ветхого жилья по договору социального найма, заключенным с администрацией г. Лесосибирска. В судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение не было передано в муниципальную собственность. В связи с тем, что граждане не могли встать на регистрационный учет, что влекло для них невозможность реализовать свои права на получение каких-либо социальных выплат, кредитов и т.п., поскольку, как правило, это связано с подтверждением факта постановки на регистрационный учет по месту проживания, то администрацией города было принято решение заключить с жильцами дома nnn ... ... договоры социального найма при отсутствии надлежащим образом оформленного права муниципальной собственности.
Статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
По смыслу указанного Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Однако, как установлено в судебном заседании, истцы не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им на основании договора социального найма жилого помещения, что нарушает положения статьи 35 Конституции РФ и статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Пунктом 1.2 Положения об Агенстве по управлению государственным имуществом Красноярского края (далее Агенство) предусмотрено, что Агентство является основным уполномоченным органом исполнительной власти края по управлению государственной собственностью края, согласно п. 3.1. указанного Положения к компетенции Агенства относится приобретение имущества в государственную собственность края, осуществление передачи краевого имущества в федеральную и муниципальную собственность в установленном порядке, за исключением принятия решения о приобретении имущества, решения о передаче краевого имущества, а согласно п. 5 ст. 2 Закона Красноярского края от 05.06.2008 г. № 5-1732 «О порядке безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в государственной собственности края, и безвозмездного приема имущества, находящегося в муниципальной собственности, в государственную собственность края» решение о передаче краевого имущества в муниципальную собственность (об отказе в передаче краевого имущества в муниципальную собственность) принимается высшим исполнительным органом государственной власти края в месячный срок с момента поступления предложения о передаче на основании заключения уполномоченного органа о возможности и целесообразности передачи краевого имущества, согласованного с уполномоченным органом исполнительной власти края по управлению краевым имуществом в соответствующей отрасли (сфере) государственного управления.
Соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан.
Истцы по независящим от них причинам не могут реализовать свое право на приватизацию принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, в связи с чем суд считает, что право собственности на спорное жилое помещение должно быть признано за ними в судебном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, действующей за себя и малолетних детей ФИО3 ФИО4 , удовлетворить.
Признать право общей долевой собственности за ФИО1 ФИО2, ФИО3 , ФИО4 , на жилое помещение - трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., общей площадью ... кв. м, кадастровый номер ... инвентарный номер ..., по 1/4 доли за каждым.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10 дневный срок со дня изготовления мотивированного решения через Лесосибирский городской суд.
Судья Т.А. Бурмакина.
Мотивированное решение изготовлено 04 октября 2010 года.
...