ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1285/202221И от 21.06.2022 Петродворцового районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-1285/2022 21 июня 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Петровой И.В.,

при секретаре Липьяйнен Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга о признании права на ежемесячную денежную выплату как молодому специалисту,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с иском к Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга о признании права на ежемесячную денежную выплату как молодому специалисту, указав, что истец принята на работу в <данные изъяты> Петродворцового района СПб на должность воспитателя. В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 года № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», имеет право на выплату ежемесячной денежной компенсации затрат на проезд на всех видах транспорта общего пользования в СПб в размере 50% от стоимости единого месячного проездного билета. 30.09.2021 года ею подано соответствующее заявление на выплату. 15.10.2021 года уведомлением Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга № в предоставлении данной компенсации отказано. Полагает, что отказ в предоставлении названной выплаты является дискриминацией ее трудовых прав по признаку места жительства, что запрещено ст. 3 ТК РФ.

Истец ФИО1 в суд не явилась, ее представитель по доверенности ФИО2, в суд явился, просил удовлетворить заявленные требования, уточнив, что данная выплата подлежит выплате с 01.09.2021 года.

Ответчик представитель Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга по доверенности ФИО3 в суд явилась, возражала против удовлетворения заявленных истцом требований.

Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу положений ч. 3 ст. 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъект Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств собственного бюджета дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Из приведенных законоположений следует, что субъект Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия в сфере социальной защиты, вправе определять форму, виды и условия предоставления за счет собственных средств социальной помощи (поддержки) с учетом принципа адресности и на основе оценки нуждаемости.

С целью реализации прав граждан по обеспечению мер социальной поддержки на территории Санкт-Петербурга действует Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 года № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».

Согласно абз. 4 ст. 44 Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» дополнительные меры социальной поддержки предоставляются гражданам, работающим на основании трудового договора в государственных учреждениях и являющимся, в том числе педагогическими работниками государственных образовательных учреждений.

Согласно п. 1 ст. 46 Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки работников государственных учреждений, предусмотренных настоящей главой, устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.

Согласно п. 3.2 Порядка предоставления дополнительных мер социальной поддержки работников государственных учреждений решение о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки или об отказе в их предоставлении принимается соответствующим исполнительным органом в течение десяти рабочих дней со дня подачи заявления с приложением документов, предусмотренных настоящим Порядком.

Как следует из материалов дела, ФИО1 с 04.05.2021 года по настоящее время работает в <данные изъяты> 11 Петродворцового района СПб на должность воспитателя (л.д.14-26).

30.09.2021 года ФИО1 в Администрацию Петродворцового района Санкт-Петербурга было подано заявление о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки работников государственных учреждений, а именно денежной компенсации затрат, на ежемесячную денежную выплату как молодому специалисту, в соответствии с п. 5 ст. 45 Закона Санкт-Петербурга от 09.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (л.д. 27,28,30).

15.10.2021 года уведомлением Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга № в предоставлении данной компенсации отказано об отказе в предоставлении социальной выплаты с указанием на то, что согласно ст. ст. 2, 4 Закона Санкт-Петербург № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» правом на получение мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки наделены граждане Российской Федерации, имеющие место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге, а также граждане без определенного места жительства в случаях, прямо предусмотренных Социальным кодексом, тогда как согласно представленным документам ФИО1 не имеет места жительства или места пребывания в Санкт-Петербурге (л.д. 29).

Материалами дела подтверждается, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 9).

Таким образом, отказ в предоставлении дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных п. 5 ст. 45 Закона Санкт-Петербурга № 728-132, обусловлен тем, что, по мнению ответчика, истец не относится к категории граждан, на которых распространяется действие Социального кодекса, поскольку такая поддержка оказывается гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства, место пребывания в Санкт-Петербурге и гражданам без определенного места жительства при условии прохождения ими учета в установленном порядке. Меры социальной поддержки, дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные Социальным кодексом Санкт-Петербурга, предоставляются независимо от наличия у гражданина регистрации в Санкт-Петербурге, когда соответствующие нормы Закона содержат специальное указание об этом. Положения главы 9 Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» специальных указаний на это не содержат, а потому оснований для принятия решения о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки работникам государственных учреждений, не имеющим места жительства или места пребывания в Санкт-Петербурге, не имеется.

Данная позиция поддержана представителем ответчика Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга и ходе судебного разбирательства.

Однако суд не может признать указанную позицию обоснованной, как и Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга.

В статье 2 Закона Санкт-Петербурга № 728-132 указаны основные понятия и термины, используемые в Социальном кодексе Санкт-Петербурга:

социальная поддержка - система мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки, обеспечивающих социальные гарантии отдельным категориям граждан, устанавливаемых законами Санкт-Петербурга, за исключением пенсионного обеспечения, и предоставляемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в виде денежных выплат или натуральной помощи, а также финансирования расходов, связанных с предоставлением услуг, товаров в соответствии с настоящим Кодексом с целью повышения качества жизни отдельных категорий граждан;

гражданин - гражданин Российской Федерации, имеющий место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге, гражданин без определенного места жительства в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом;

государственное учреждение - государственное (казенное, бюджетное или автономное) учреждение, находящееся в ведении исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга;

государственное образовательное учреждение - государственное учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Главой 9 Социального кодекса Санкт-Петербурга установлены дополнительные меры социальной поддержки работников государственных учреждений.

В соответствии с указанной главой дополнительные меры социальной поддержки предоставляются гражданам, работающим на основании трудового договора в государственных учреждениях, в том числе педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, государственных учреждений здравоохранения и государственных учреждений социального обслуживания населения и медицинскими работниками, основным местом работы которых являются государственные образовательные учреждения (ст. 44 Закона Санкт-Петербурга № 728-132).

В отношении работников государственных учреждений, указанных в ст. 44 Социального кодекса Санкт-Петербурга, установлены дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 45 данного Кодекса.

Согласно п. 5 ст. 45 Закона Санкт-Петербурга в отношении работников государственных учреждений, указанных в статье 44 настоящего Кодекса, устанавливаются дополнительные меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации затрат на проезд на всех видах пассажирского транспорта общего пользования в Санкт-Петербурге (кроме такси) в размере 50 процентов от стоимости единого месячного проездного (трамвай, троллейбус, автобус, метро) билета в Санкт-Петербурге - молодым специалистам со стажем педагогической работы до 3 лет, являющимся педагогическими работниками государственных образовательных учреждений, или молодым специалистам со стажем работы по специальности до 3 лет, являющимся специалистами, осуществляющими подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Санкт-Петербурга в государственных учреждениях спортивной подготовки, профессиональных образовательных учреждениях.

Кроме того, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2013 № 733 «О мерах по реализации главы 9 «дополнительные меры социальной поддержки работников государственных учреждений» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс» утвержден порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки работников государственных учреждений, в том числе в виде ежемесячной денежной компенсации затрат на проезд на всех видах пассажирского транспорта общего пользования в Санкт-Петербурге (кроме такси) в размере 50 процентов от стоимости единого месячного проездного (трамвай, троллейбус, автобус, метро) билета в Санкт-Петербурге - молодым специалистам со стажем педагогической работы до 3 лет, являющимся педагогическими работниками государственных образовательных учреждений, или молодым специалистам со стажем работы по специальности до 3 лет, являющимся специалистами, осуществляющими подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Санкт-Петербурга в государственных учреждениях спортивной подготовки, профессиональных образовательных учреждениях

Из положений главы 9 Закона Санкт-Петербурга и вышеуказанного постановления в их системной взаимосвязи следует, что компенсационная выплата, предусмотренная п. 5 ст. 45 Закона Санкт-Петербурга от 09.11.2011 № 728-132, является мерой адресной социальной поддержки, предоставляемой, в том числе работникам государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, трудовая деятельность которых имеет особую значимость для общества ввиду ее направленности на передачу подрастающему поколению исторически накапливаемого социального опыта, формирование и развитие личности, обеспечивая культурный и производственный потенциал города.

Получателей вышеуказанной компенсационной выплаты - молодых специалистов со стажем педагогической работы до 3 лет, являющихся педагогическими работниками государственных образовательных учреждений, или молодых специалистов со стажем работы по специальности до 3 лет, по смыслу Закона следует относить к иным лицам в случаях, прямо предусмотренных Законом, применительно к п. 1 ст. 4 Закона Санкт-Петербурга.

При этом положения главы 9 Закона Санкт-Петербурга не связывают получение соответствующей денежной компенсации работниками (гражданами, работающими на основании трудового договора) с наличием у гражданина регистрации по месту проживания или по месту пребывания в Санкт-Петербурге, основанием предоставления дополнительный мер социальной поддержки таким лицам в данном случае является статус молодого специалиста и выполнение им трудовой функции педагогического работника государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга.

Иное толкование правового регулирования, установленного главой 9 Закона указывало бы на дискриминационный подход в определении прав педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, выполняющих одинаковую трудовую функцию.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 года № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» право на получение мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, которые предусмотрены указанным Кодексом, имеют граждане и иные лица в случаях, прямо предусмотренных данным Кодексом.

Из приведенных нормативных положений главы 9 Социального кодекса Санкт-Петербурга в их системной взаимосвязи следует, что компенсационная выплата, предусмотренная п. 5 ст. 45 Закона Санкт-Петербурга № 728-132, является мерой адресной социальной поддержки, предоставляемой, в том числе работникам государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, трудовая деятельность которых имеет особую значимостью для общества ввиду ее направленности на передачу подрастающему поколению исторически накапливаемого социального опыта, формирование и развитие личности, обеспечивая культурный и производственный потенциал города.

Получателей вышеуказанной компенсационной выплаты - педагогические работники государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, работающие на основании трудового договора, следует по смыслу Закона относить к иным лицам в случаях, прямо предусмотренных Социальным кодексом, применительно к п. 1 ст. 4 Закона.

При этом положения главы 9 Социального кодекса не связывают получение соответствующей денежной компенсации работниками (гражданами, работающими на основании трудового договора) с наличием у гражданина регистрации по месту проживания или по месту пребывания в Санкт-Петербурге, основанием предоставления дополнительных мер социальной поддержки таким лицам является выполнение ими трудовой функции педагогического работника государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга.

Иное толкование правового регулирования, установленного главой 9 Закона Санкт-Петербурга № 728-132, указывало бы на дискриминационный подход в определении прав педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, выполняющих одинаковую трудовую фикцию.

Частью 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации гарантировано равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства, а также от других обстоятельств.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства предполагает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении, и означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (постановления от 24.05.2001 года № 8-П, от 26.05.2015 года № 11-П, от 18.04.2017 года № 12-П и др.).

Изменение данного подхода при отсутствии внесения изменений в Закон Санкт-Петербурга № 728-132 не может влечь ущемление прав истца.

Таким образом, суд приходит к выводу, что статус ФИО1, как молодого специалиста подтверждается представленными суду копией диплома о получении среднего профессионального образования, сведениями о приеме на работу из которых следует, что до поступления на работу в <данные изъяты> Петродворцового района Санкт-Петербурга, трудового стажа не имела. Также ФИО1 является педагогическим работником государственного образовательного учреждения - <данные изъяты> Петродворцового района Санкт-Петербурга, в связи с чем имеет право на получение дополнительной меры социальной поддержки, предусмотренной ч. 5 ст. 45 Закона Санкт-Петербурга № 728-132 от 22.11.2011.

Согласно п. 3.1 Порядка № 773 дополнительные меры социальной поддержки предоставляются на основании заявления о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки (далее - заявление) по формам согласно приложениям № 1 и 2 к настоящему Порядку, поданных заявителем (его законным представителем) в исполнительный орган.

Так, согласно вышеуказанному Порядку № 773, основанием для производства выплаты дополнительной меры социальной поддержки в виде денежной компенсации затрат на проезд, является заявление лица, в отношении которого такая выплата должна быть произведена.

Согласно материалам дела, истица обратилась с заявлением 30.09.2021 года, так как дополнительные меры социальной поддержки, указанные в пунктах 2.1.2 и 2.1.5 настоящего Порядка, предоставляются с 1 числа месяца, в котором подано заявление со всеми необходимыми документами, то и выплаты должны предоставлялться с 01.09.2021 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 к Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга о признании права на ежемесячную денежную выплату как молодому специалисту – удовлетворить.

Признать за ФИО1, <данные изъяты>, право на ежемесячную денежную компенсацию затрат на проезд на всех видах пассажирского транспорта общего пользования в Санкт-Петербурге (кроме такси) в размере 50 % от стоимости единого месячного проездного (трамвай, троллейбус, автобус, метро) билета в Санкт-Петербурге с 01.09.2021 года.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга.

Судья

Решение изготовлено и подписано 21.06.2022 года