ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1288/18 от 23.01.2019 Приволжского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2019 года с. Началово

Приволжский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Мернова Н.В., с участием ст. помощника прокурора Мамцева М.Н., при секретаре Голованевской Э.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц, в защиту прав несовершеннолетних к МБОУ «Трехпротокская СОШ», администрации МО «Приволжский район» Астраханской области об обязании приобрести спортивное оборудование и инвентарь, произвести финансирование по его приобретению,

УСТАНОВИЛ:

прокурор обратился в суд с указанным иском к ответчикам, в обоснование которого указал, что в результате проведения проверки исполнения законодательства об образовании, физкультуре и спорту установлено, что в МБОУ «Трехпротокская СОШ» в нарушение Приказа Минобрнауки России от 30.03.2016 № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» и письма Минобрнауки России от 16.05.2012 № МД-520/19 «Об оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений» не располагает необходимым количеством спортивного оборудования и инвентаря, в учреждении имеются лишь баскетбольные, волейбольные мячи и скакалки. По результатам проверки прокуратурой района в адрес ответчиков было внесено представление об устранении нарушений законодательства, которые до настоящего времени не устранены. В соответствии с Уставом МБОУ «Трехпротокская СОШ», образовательное учреждение является некоммерческой организации, по своей организационно правовой форме относится к бюджетным учреждениям. Учредителем школы является МО «Приволжский район». Финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется за счет средств бюджета МО «Приволжский район». Отсутствие необходимого количества спортивного инвентаря нарушает конституционное право несовершеннолетних лиц на получение общедоступного и бесплатного образования. В связи с этим прокурор просил суд обязать МБОУ «Трехпротокская СОШ» приобрести необходимое для занятий уроками физической культуры количество спортивного оборудования и инвентаря в соответствии с требованиями Приказа Минобрнауки России от 30.03.2016 № 336 и письма Минобрнауки России от 16.05.2012 № МД-520/19, а администрацию МО «Приволжский район» Астраханской области произвести финансирование расходов на приобретение необходимого для занятий уроками физической культуры количество спортивного оборудования и инвентаря для МБОУ «Трехпротокская СОШ».

В дальнейшем прокурором требования были уточнены, с учётом которых он просил суд обязать МБОУ «Трехпротокская средняя общеобразовательная школа» и администрацию МО «Приволжский район» Астраханской области приобрести для МБОУ «Трехпротокская средняя общеобразовательная школа»: <данные изъяты>.

Участвующий в деле ст. помощник прокурора Мамцев М.Н. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске и дополнении к нему.

Представитель ответчика – директор МБОУ «Трехпротокская СОШ» Архангельская В.Д. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что неоднократно устно и письменно обращалась в администрацию МО «Приволжский район» Астраханской области об укомплектовании физкультурного зала необходимым оборудованием и спортивным инвентарем, но до настоящего времени зал не укомплектован.

Представитель администрации МО «Приволжский район» Астраханской области Гриценко-Талалай Ю.В. судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что расходами, подлежащими финансовому обеспечению за счет средств местных бюджетов, являются расходы на обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Обеспечение спортивным оборудованием и инвентарем в полномочия администрации района не входит.

Представители третьих лиц Министерства образования и науки Астраханской области, Министерства финансов Астраханской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства в порядке ст. 113 ГПК РФ извещены надлежаще, просили о рассмотрении дела в своё отсутствие, возражений не представили.

Суд, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Статьёй 43 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на образование.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

Согласно ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: 1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); 4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

На основании ст. 28 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя: проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ, создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся.

Приказом Минобрнауки России от 30.03.2016 № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» утвержден перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современными условиями обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания». Перечень средств обучения и воспитания, утвержденный настоящим приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, сформирован в соответствии с Критериями и Требованиями.

Министерством образования и науки РФ разработан примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, который отражён в Письме Минобрнауки России от 16.05.2012 № МД-520/19 «Об оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений».

С учетом требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, закрепленных Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать возможность физического развития, систематических занятий физической культурой и спортом, участия в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях.

В силу п. 4 ст. 5 Закона Астраханской области от 14.10.2013 № 51/2013-ОЗ (ред. от 12.09.2018) «Об образовании в Астраханской области» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019), к полномочиям Правительства Астраханской области в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 6 настоящей статьи.

В соответствии с Методикой распределения между муниципальными образованиями Астраханской области субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, являющейся Приложением 15.3 к Закону Астраханской области от 05.12.2005 № 74/2005-ОЗ (ред. от 24.12.2018) «О межбюджетных отношениях в Астраханской области», субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов (городских округов) Астраханской области на финансирование расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, в том числе расходы на использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для образовательного процесса, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий, оплату коммунальных услуг). Перечисление субвенций осуществляет министерство образования и науки Астраханской области в соответствии с утверждённой сводной бюджетной росписью (абзацы 1 и 2).

Постановлением Правительства Астраханской области от 08.02.2018 № 49-П «О Порядке расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» утверждён Порядок расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, где определяются: порядок расходования средств бюджета Астраханской области, выделенных бюджетам муниципальных образований Астраханской области в виде субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (п. 1); главный распорядитель субвенций – министерство образования и науки Астраханской области (п. 2); получатели субвенций – муниципальные районы (городские округа) Астраханской области (п. 3).

Согласно п. 6 данного Порядка, перечисление субвенций осуществляет министерство в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных министерству законом Астраханской области о бюджете Астраханской области, на основании заключённого после официального опубликования закона Астраханской области о бюджете Астраханской области, но не позднее начала очередного финансового года, соглашения о расходовании субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.

Судом установлено, что прокуратурой Приволжского района Астраханской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, физкультуре и спорту. МБОУ «Трехпротокская СОШ» для занятий уроками физкультуры в нарушение приказа Минобрнауки России от 30.03.2016 № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современными условиями обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» и письма Минобрнауки России от 16.05.2012 №МД-520/19 «Об оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений» не располагает необходимым количеством спортивного оборудования и инвентаря, а именно, гимнастической лестницей в количестве 3 шт., обручами большими - 15 шт., скакалками - 20 шт., турникетами - 2 шт., футбольными мячами - 10 шт., малыми мячами - 20 шт., шахматами, шашками - 10 шт., наборами для бадминтона - 6 шт., медболами с усиками - 4 шт., аптечкой настенной.

08.05.2018 прокуратурой района директору МБОУ «Трехпротокская СОШ» направлено представление, с требованием принять необходимые меры к устранению причин нарушения законодательства об образовании, физкультуре и спорту и привести в соответствие с требованием нормативных правовых документов Минобрнауки РФ количество спортивного оборудования и инвентаря.

Однако до настоящего времени требования прокурора, изложенные в представлении, не исполнены, нарушения не устранены, о чем свидетельствует ответ МБОУ «Трехпротокская СОШ» о результатах рассмотрения представления прокурора.

Таким образом, обучающиеся лишены предусмотренного законом права на создание условий для занятия физической культурой и спортом, а также обучения навыкам здорового образа жизни.

Как установлено в судебном заседании, МБОУ «Трехпротокская СОШ» является бюджетной некоммерческой организацией, учредителем которой выступает администрация МО «Приволжский район» Астраханской области.

Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019), бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч. 1). Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (ч. 2). Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (ч. 3). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (абз. 1 ч. 6). Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных п. 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (абз. 3 ч. 6). Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений (п. 3 ч. 7).

Таким образом, обязанность по соблюдению положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лежит как на МБОУ «Трехпротокская СОШ», так и администрацию МО «Приволжский район» Астраханской области.

При указанных обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц, в защиту прав несовершеннолетних являются законными, обоснованными, как следствие, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах неопределённого круга лиц, в защиту прав несовершеннолетних к МБОУ «Трехпротокская СОШ», администрации МО «Приволжский район» Астраханской области об обязании приобрести спортивное оборудование и инвентарь, произвести финансирование по его приобретению, удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Приволжский район» Астраханской области произвести финансирование расходов МБОУ «Трехпротокская СОШ» на приобретение необходимого для занятий уроками физической культуры количества спортивного оборудования и инвентаря, а именно, гимнастической лестницы в количестве 3 шт., обручей больших - 15 шт., скакалок - 20 шт., турникетов - 2 шт., футбольных мячей - 10 шт., малых мячей - 20 шт., шахмат, шашек - 10 шт., наборов для бадминтона - 6 шт., медболов с усиками - 4 шт., аптечки настенной.

Обязать МБОУ «Трехпротокская средняя общеобразовательная школа» приобрести необходимое для занятий уроками физической культуры количество спортивного оборудования и инвентаря, а именно, <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

СУДЬЯ Н.В. Мернов