Лесосибирский городской суд Красноярского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Лесосибирский городской суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2011 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Бурдуковской Л.А., при секретаре Пауковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1289 по иску прокурора г. Лесосибирска в интересах ФИО2 к Краевому государственному бюджетному образовательному учреждению начального профессионального образования «» о взыскании денежных компенсации и единовременного пособия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Лесосибирска свое обращение в суд мотивирует тем, что ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в КГБОУ НПО «», имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей. В период обучения находилась на полном государственном обеспечении. По окончании в ДД.ММ.ГГГГ обучения в КГБОУ НПО «» по специальности слесарь по ремонту автомобилей, денежная компенсация взамен одежды, обуви, мягкого инвентаря оборудования и единовременное денежное пособие при выпуске ФИО2 не выплачены. В соответствии с ч.9 ст. 50 Закона РФ «Об образовании», ст.6 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения. В соответствии с п. 7 ст. 11.1 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» выпускники краевых государственных учреждений начального и среднего профессионального образования - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, установленным Законом края от 5 июля 2005 года N 15-3672 "Об установлении норм питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в краевых государственных образовательных учреждениях", а также единовременным денежным пособием в сумме 500 рублей. Просят взыскать с КГБО «» в пользу ФИО2 включая денежную компенсацию взамен одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования в сумме 64385 рублей 97 копеек и единовременное денежное пособие в сумме 500 рублей, всего 64385 рублей 97 копеек.
В судебном заседании помощник прокурора г. Лесосибирска Орлова С.Я. на исковых требованиях настаивает, суду показала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обучалась в КГБОУ НПО «»
по специальности контролер деревообрабатывающего производства, находилась на полном государственном обеспечении. ДД.ММ.ГГГГ выплаты по окончанию учебного заведения ей были произведены. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 повторно обучалась в КГБОУ НПО «», как лицо, оставшееся без попечения родителей, в период обучения находилась на полном государственном обеспечении. По окончании в ДД.ММ.ГГГГ обучения в КГБОУ НПО «» по специальности слесарь по ремонту автомобилей, денежная компенсация взамен одежды, обуви, мягкого инвентаря оборудования и единовременное денежное пособие при выпуске ФИО2 не выплачены. Вместе с тем, по смыслу п.7 ст. 11.1 Закона края данная компенсация не выплачивается лицам, продолжающим обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования. ФИО2 обучение в данном образовательном учреждении после ДД.ММ.ГГГГ не продолжила, в связи с чем, имеет право на вышеуказанные выплаты, которые должны составлять в сумме 64885 рублей 97 копеек рублей, включая денежную компенсацию взамен одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования в сумме 64385 рублей 97 копеек и единовременное денежное пособие в сумме 500 рублей.
Истица ФИО2 на исковых требованиях настаивает. Доводы искового заявления прокурора поддержала. Суду показала, что после окончания училища в ДД.ММ.ГГГГ году ей была выплачена компенсация в сумме 55030,74 рублей. Затем она получила второе профессиональное образования в этом же училище, однако в выплате компенсации как лицу, оставшемуся без попечения родителей, ей было отказано.
Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признал. Суду показал, что "" является учреждением, финансируемым из бюджета Красноярского края через федеральное казначейство в пределах лимитов определяемых Министерством образования и науки Красноярского края. Позиция Министерства образования и науки Красноярского края заключается в том, что выпускное денежное пособие и компенсационная выплата на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования имеет единовременный характер и выплачивается один раз и следовательно, выпускники, получившие второе начальное профессиональное образование имеют право на такую выплату лишь в том случае, если данные денежные средства им не были выплачены после получения первого начального профессионального образования. Это подтверждается письмом Министерства образования и науки Красноярского края за подписью заместителя министра ФИО1, а так же информацией размещённой на официальном сайте Министерства образовании и науки Красноярского края. ФИО2 получила первое начальное профессиональное образование в КГБОУ НПО "" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по окончании учебного заведения все положенные выплаты ей были произведены. Выплаты выпускного пособия и компенсационные выплаты для выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с получением ими второго начального профессионального образования Министерством образования и науки Красноярского края не предусмотрены и соответственно денежных лимитов для этих целей учреждению не выделяется.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полное государственное обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусматривает предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского облуживания или возмещения их полной стоимости.
Пунктом 2 статьи 6 данного Закона, устанавливающей дополнительные гарантии, предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение второго начального профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов образовательных учреждений начального профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 8 статьи 6 данного Закона выпускники федеральных государственных образовательных учреждений - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, однократно обеспечиваются за счет средств федеральных государственных образовательных учреждений, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей. По желанию выпускника образовательного учреждения ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 315-ФЗ)
Выпускники образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения Федерального закона воспроизведены в Законе Красноярского края.
Абзацем 1 п.2 ст. 11.1 данного Закона края установлено, что дети-сироты
и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение
второго начального профессионального образования в краевых
государственных образовательных учреждениях начального
профессионального образования без взимания платы.
Пунктом 4 статьи 11.1 Краевого закона установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящиеся на полном государственном обеспечении в краевых государственных и муниципальных образовательных учреждениях, за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования, при выпуске обеспечиваются этими образовательными учреждениями одеждой и обувью по нормам, установленным Законом края от 5 июля 2005 года N 15-3672 "Об установлении норм питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в краевых государственных образовательных учреждениях", а также: единовременным денежным пособием в размере 200 рублей - при условии продолжения обучения по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования; мягким инвентарем и оборудованием по нормам, установленным законом края, и единовременным денежным пособием в размере 500 рублей - в иных случаях.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком и обстоятельствами, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться в том числе и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.
На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.
Таким образом, исходя из положения названных норм закона следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка в виде выпускного пособия и компенсационных выплаты для выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении первого начального профессионального образование выплачиваются однократно.
По смыслу перечисленных выше правовых норм, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа, имеют право на получение социальной поддержки в виде выпускного пособия и компенсационных выплаты при получении второго начального профессионального образования лишь в том случае, если данные денежные средства не были им выплачены после получения первого профессионального образования.
Как следует из материалов дела, ФИО2 получила первое начальное профессиональное образование в КГБОУ НПО "" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по специальности контролер деревообрабатывающего производства. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 повторно обучалась в КГБОУ НПО «», как лицо, оставшееся без попечения родителей. В период обучения находилась на полном государственном обеспечении. По окончании учебного заведения ДД.ММ.ГГГГ году все положенные компенсационные выплаты ей были произведены, согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ ей выплачено 51528,82 рублей, что подтверждено истицей в судебном заседании. Следовательно, после получении второго начального профессионального образования компенсационные выплаты в связи с окончанием учебного заседания производится ФИО2 не должны, действия ответчика КГБОУ НПО " являются правомерными.
Руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ,.
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Лесосибирска в интересах ФИО2 к Краевому государственному бюджетному образовательному учреждению начального профессионального образования «» о взыскании денежных компенсации и единовременного пособия в размере 64885 рублей 97 копеек отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения 19 сентября 2011 года путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.
Судья Л.А. Бурдуковская