ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1289/2021 от 21.12.2021 Кабанского районного суда (Республика Бурятия)

Дело № 2-1289/2021РешениеИменем Российской Федерациис. Кабанск 21 декабря 2021 годаКабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Герасименко В.С., при секретаре Мисюра Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской территории к индивидуальному предпринимателю Рыбак К.В. о признании незаконной деятельности в части возведения объектов строительства, обязании демонтировать незаконно возведенные объекты, обязании привести земельный участок в первоначальное состояние,Установил:Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской территории обратилось в суд с иском к ответчику ИП Рыбак К.В. о признании самовольными постройками объекты строительства индивидуального предпринимателя Рыбак К.В., расположенные в Кабанском лесничестве Сухинского участкового лесничества (квартал 3 часть выдела 1, квартал 4 часть выдела 1) на земельном участке с кадастровым номером , обязании снести самовольно возведенные объекты строительства в течении 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу за счет собственных денежных средств, обязании привести земельный участок в первоначальное состояние после сноса возведенных объектов строительства. Иск мотивирован тем, что по информации Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры индивидуальным предпринимателем Рыбак К.В. ведется неправомерная деятельность, связанная со строительством объектов в границах центральной экологической зоне озера Байкал в нарушением режима данной зоны и природоохранного законодательства, а именно, что в водоохраной зоне озера Байкал в границах ЦЭЗ Байкальской природной территории в РБ на земельном участке построены следующие объекты: склад, сторожка, беседки (навесы), при этом построены данные объекты в нарушение условий Проекта освоения лесов, от отступления от него. Ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», считают, что ответчик нарушил запреты и построил объекты, не связанные с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристко- рекреационного типа, а также строительство зданий и сооружений (их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы о. Байкал и впадающих в него рек, а также нарушил положения п.п.13.16 Перечня видов деятельности, запрещенных в ЦЭХ Байкальской природной территории, утв. Постановлением Правительства от 31.12.2020г. №2399.В ходе судебного следствия представитель истца, уточнил исковые требования, просил признать незаконной деятельность в части возведения объектов строительства, обязании демонтировать незаконно возведенные объекты, обязании привести земельный участок в первоначальное состояние после сноса возведенных объектов строительства.В судебном заседании представитель истца по доверенности Алексеева А.Н. исковые требования, с учетом их уточнения, поддержала полностью по доводам, изложенным в иске.В судебном заседании представитель истца по доверенности Цыренжапова А.С. исковые требования, с учетом их уточнения, поддержала полностью. Ответчик ИП Рыбак К.В. в судебное заседание не явился, извещен о дне и времени рассмотрения надлежаще, направил представителя.В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Бурлов Н.А. возражал против исковых требований, просил отказать, т.к. отсутствуют нарушения со стороны ИП Рыбак К.В. Ответчик Рыбак К.В. является индивидуальным предпринимателем, соответствующие сведения содержатся в госреестре. Среди видов экономической деятельности ответчика зарегистрированы: 55.20 деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания, 79.90.2 деятельность по предоставлению экскурсионных туристических услуг, 93.29 деятельность зрелищно-развлекательная прочая, которые входят в перечень видов туристско-рекреационной деятельности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 695 от 18.06.2018 года. Договор аренды земельного участка заключен с ответчиком как индивидуальным предпринимателем с Республиканским агентством лесного хозяйства с видом его разрешенного использования - для осуществления рекреационной деятельности. Осуществление рекреационной деятельности ИП Рыбак К.В. на лесном участке осуществляет на основании договора аренды лесного участка, соответствующим образом зарегистрированного в едином госреестре недвижимости. В указанном договоре и в госреестре недвижимости вид разрешенного использования лесного участка указан как для рекреационной деятельности. Рекреационная деятельность включает в себя отдых, туризм, которым занимается сам ИП Рыбак К.В. Согласно ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно - оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. В силу указанных обстоятельств на арендуемом земельном участке ответчиком осуществляется рекреационная деятельность. Установка любых временных конструкций производится ответчиком для целей организации отдыха, туризма, краткосрочного проживания соответствующих услуг. Деятельность на лесных участках в соответствии со ст. 89 Лесного Кодекса Российской Федерации возможна при наличии проекта освоения лесов. В настоящее время приказом РАЛХ от 18.11.2021г. утверждено положительное заключение госэкспертизы проекта освоения лесов на арендуемом земельном участке. В указанном проекте указаны все временные строения, находящиеся в настоящее время на земельном участке. Истец в качестве правовых оснований ссылается на Постановление Правительства РФ №643 от 30.08.2001г. «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», считают, что ответчик нарушил запреты и построил объекты, не связанные с созданием и развитием особо охраняемых территорий федерального значения и особых экономических зон туристско- рекреационного типа, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на не затронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохраные зоны и прибрежные защитные полосы о. Байкал и впадающих в него рек, а также на нарушение п.13,16 Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утв. Постановлением Правительства от 31.12.2020г. №2399. Вместе с тем, ограничения были предусмотрены перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 643 от 30.08.2001, которое утратило силу с 01.01.2021г., соответственно применение положений перечня запретов, утвержденного утратившим силу Постановлением, в силу конституционно-правового принципа действия закона во времени, возможность удовлетворения требований истца не представляет, а напротив запрещает. В действиях ИП Рыбак К.В. отсутствуют и нарушения запретов установленных Перечне, утвержденным Постановлением Правительства N2 2399 от 31.12.2020г. Пунктом 13 данного Перечня установлен запрет для строительства объектов капитального строительства (их частей), что не применимо к деятельности ИП Рыбак, поскольку вмененные действия не содержат признаков строительства заявителем каких-либо капитальных объектов где-либо. Невозможность отнесения заявленных временных объектов к объектам капитального строительства подтверждается и материалами, предоставленными самим истцом в настоящем разбирательстве. Кроме того, договором аренды от 12.09.2018, заключенным с РАЛХ предусмотрено, что земельный участок предоставляется для осуществления рекреационной деятельности. Пунктом 16 Перечня не конкретизируется, что относится Правительством РФ к рекреационным объектам, при этом стоянок транзитного транспорта на арендуемом земельном участке нет. Таким образом, при заключении договора аренды публично-правовое образование в лице уполномоченного РАЛХ очевидно выразило волю государства на предоставление специального места для осуществления рекреационной деятельности. При этом презюмируется, что при принятии таких решений органы власти действуют в полном соответствии с законодательством. Доказательств обратного материалы дела не содержат. Представляется, что отсутствие договора аренды лесного участка для рекреационной деятельности, а также проекта освоения лесов, прошедшего госэкспертизу, возможно повлекло бы наличие признаков нарушения указанного пункта. Истец ссылается на указанные нормы Перечня, расценивая их, как запрещающих любую деятельность в ЦЭЗ. Вместе с тем, указанный запрет не свидетельствует о наличии абсолютного запрета на деятельность в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. В ЦЭЗ Байкальской природной территории допускается возведение (размещение) наземных сооружений (не капитальных строений), которые с учетом действующего правого регулирования являются необходимыми мерами по благоустройству зон отдыха граждан при организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне в целях осуществления рекреационной деятельности, разрешенной в центральной экологической зоне Байкальской –природной территории. Такие обстоятельства подтверждаются и позицией Рослесхоза, отраженной в судебных актах Арбитражного суда Республики Бурятия и вышестоящих инстанций о том, что сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов содержатся в проекте освоения лесов. Возможность строительства объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на указанном участке, определяется не только договором аренды, но и проектом освоения лесов, одобрение которого возможно только при соблюдении ограничений и запретов, установленных законодательством. В связи с чем, нарушений действующего законодательства не имеется, как и оснований для удовлетворения иска, просит отказать.Представитель третьего лица Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры, будучи надлежаще извещенным о дне и времени рассмотрения, в судебное заседание не явился, направив отзыв, согласно которому требования истца поддерживает в полном объеме, просит удовлетворить.

В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования «Кабанский район» по доверенности Костюнина А.М. пояснила, что согласно сведениям Росреестра, арендуемый ИП Рыбак К.В. лесной земельный участок расположен по адресу: РБ, Кабанский район, Кабанское лесничество, Сухинское участковое лесничество, квартал 3 часть выдела 1, квартал 4 часть выдела 1, однако за пределами границ Кабанского района РБ, в связи с чем полагает, данный спор подсуден Прибайкальскому районному суду РБ.

Представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия по доверенности Корытов С.Г. в судебном заседании пояснил, что согласно сведений ЕГРН земельный участок с кадастровым номером расположен в границах МО «Прибайкальский район», реестровый номер границы , в границах МО «Гремячинское», реестровый номер границы , в границах Кабанского лесничества, реестровый номер границы . Исковые требования оставил на усмотрение суда. Представитель третьего лица Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности Соколов М.Е., будучи надлежаще извещенным о дне и времени рассмотрения, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно представленному отзыву оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку системное толкование совокупности норм, предусмотренных ст.ст. 12,21,24,25,41,72, 89 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 01.05.1999г. №94-ФЗ «Об охране озёра Байкал», также постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», Правилами организации мест массового отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории Республики Бурятия, утвержденными Постановлением Правительства Республики Бурятия о т 15.10.2008г. №475, действовавшими в период заключения договора аренды не свидетельствует о наличии абсолютного запрета на строительство в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Кроме того, действующие на сегодняшний день Постановление Правительства РФ от 31.12.2020г. №2399 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», и Постановление Правительства РБ от 01.08.2019г. №416 «Об утверждении Правил организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в РБ» подобного запрета также не содержат. Осуществление рекреационной деятельности на территории ЦЭЗ БПТ не запрещено. Лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов, в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса (п.1 ст. 88 Лесного кодекса). Использование лесного участка без проекта освоения лесов не допускается и противоречит действующему лесному законодательству. РАЛХ был издан приказ от 18.11.2021г. об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренду лесного участка от 12.09.2018г. Данным проектом предусмотрено размещение на лесном участке объектов не связанных с созданием лесной инфраструктуры, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013г. №849-р. Таким образом, расположение на лесном участке объектов, предусмотренных проектом освоения лесов не противоречит действующему лесному законодательству. Представитель третьего лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Бурятия по доверенности Найданова Е.В., будучи надлежаще извещенной о дне и времени рассмотрения, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении в ее отсутствие, направила отзыв, согласно которому государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Республика Бурятия, р-н Кабанский, Кабанское лесничество, Сухинское участковое лесничество, квартал 3 часть выдела 1, квартал 4 часть выдела 1, осуществлен 27.12.2017 г. на основании заявления о постановке на кадастровый учет объекте недвижимости от 23.12.2017 (заявитель - представитель Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае -Наумук М.В.) и межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ООО «Геоземкадастр» С. по состоянию на 08.12.2017г. Межевой план подготовлен в связи с образованием одного земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером с сохранением исходного земельного участка в измененных границах. При подготовке межевого плана кадастровый инженер использовал проектную документацию лесного участка от 08.12.2017 г. № б/н, утвержденную и.о. руководителя Республиканского агентство лесного хозяйства, площадь земельного участка составляет 13000 кв.м. и носит уточненный характер, т.е. кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади земельного участка в соответствии с действующим законодательством проведены, указанный земельный участок отнесен к землям лесного фонда, разрешенное использование - для осуществления рекреационной деятельности. В соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, в отношении земельного участка с кадастровым номером зарегистрировано право собственности с 27.12.2017г. по настоящее время за Российской Федерацией. Согласно сведениям ЕГРН зарегистрирована аренда с 26.09.2018г., арендатор-Рыбак К.В. Земельный участок с кадастровым номером расположен в пределах зон, в связи с чем, в ЕГРН зарегистрированы ограничения: земельный участок расположен в пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории , в связи с чем, в ЕГРН зарегистрированы ограничения, установленные Федеральным законом от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» и Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 г. № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории»; земельный участок, расположен в границах водоохраной зоны , в связи с чем, в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанного земельного участка зарегистрированы ограничения, предусмотренные статьей 65 частью 15 Водного кодекса Российской Федерации и статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации. По сведениям, содержащимся в ЕГРН земельный участок с кадастровым номером полностью входит в границы Кабанского лесничества. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.Согласно сведениям госреестра ответчик является индивидуальным предпринимателем, среди видов деятельности ответчика зарегистрированы: 55.20 –деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания, 79.90.2 – деятельность по предоставлению экскурсионных туристических услуг, 93.29- деятельность зрелищно -развлекательная прочая, которые входят в перечень видов туристко- рекреационной деятельности, утвержденной Постановлением Правительства №695 от 18 июня 2018г.Согласно договору аренды лесного участка от 12.09.2018 Республиканское агентство лесного хозяйства на основании Протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков для осуществления рекреационной деятельности от 31.08.2018 обязуется предоставить, а индивидуальный предприниматель Рыбак К.В. обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 1,3 га (13000 кв.м.), расположенный Республика Бурятия, муниципальное образование «Кабанский район», Кабанское лесничество, Сухинское участковое лесничество, квартал 3, часть выдела 1, квартал 4, часть выдела 1, кадастровый номер земельного участка 03:16:490101:3, категория защитности: леса, расположены в водоохранной зоне на площади 1,3 га (13000 кв. м). В соответствии с пунктом 1.3 договора лесной участок передается арендатору с целью осуществления рекреационной деятельности. Границы лесного участка указаны в схеме расположения лесного участка, предусмотренной приложением № 1 к настоящему Договору (п.1.4).Пунктом 1.4 Договора предусмотрено, что характеристики лесного участка на день заключения договора в соответствии с данными государственного лесного реестра приводятся в приложении № 2 к договору.Подпунктом «в» пункта 3.3 Договора предусмотрено право арендатора осуществлять на лесном участке в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.Подпунктом «е» пункта 3.4 Договора предусмотрена обязанность арендатора осуществлять установленный договором вид использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией.В приложении № 2 к договору, предусматривающем характеристики лесного участка, содержится ссылка на права третьих лиц- лесной участок расположен в ЦЭЗ Байкальской природной территории, а также на Перечень видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ Байкальской природной территории, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643, в том числе запрет на строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек. Согласно пункту 6.1 договора, срок действия договора установлен с даты государственной регистрации права аренды лесного участка на 49 лет. Договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия 26.09.2018. В соответствии с частью 1 статьи 88, частью 1 статьи 89 Лесного кодекса РФ, с пунктом 11.4 договора аренды ответчик разработал и представил арендодателю проект освоения лесов. Проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду в целях осуществления рекреационной деятельности индивидуальному предпринимателю на 2018-2027 гг. прошел государственную экспертизу (экспертное заключение от 24.12.2018 л.д. ) и приказом от 24.12.2018 Республиканское агентство лесного хозяйства утвердило положительное заключение государственной экспертизы Проекта освоения лесов (л.д. ).Согласно разделу 1.4.1. Проекта освоения лесов на 2018-2027 гг., утв. приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 24.12.2018 «Об утверждении положительного Заключения государственной экспертизы Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду в целях осуществления рекреационной деятельности», характеристики проектируемых объектов, 5 не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке, при осуществлении рекреационной деятельности представлены в таблице 6 и на тематической лесной карте.Согласно таблице № 6 Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности индивидуальным предпринимателем запроектировано возведение следующих объектов: – информационные щит - 2 шт.; – щит и навес для размещения противопожарного инвентаря 1,5*1,5 м. - 1шт.; – обустроенное место для разведения костра и отдыха (навес со столами, скамейками размер 3,0х2,0 – 8 шт.). Таблицей 7 проекта освоения лесов запроектированы следующие объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры: - элемент благоустройства лесного участка: наземная туалетная кабина 2,0х2,5 м – 2шт., Малогабаритный контейнер-мусоросборник, металлический (деревянный) – 2шт. 19 апреля 2021 года руководителем Республиканского агентства лесного хозяйства вынесен Приказ о признании утратившим силу приказа от 24.12.2018 «Об утверждении положительного Заключения государственной экспертизы Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду в целях осуществления рекреационной деятельности» (л.д. ).Решением Арбитражного Суда Республики Бурятия от 15 октября 2021 года приказ признан недействительным, не соответствующим положениям Лесного кодекса Российской Федерации приказ Республиканского агентства лесного хозяйства от 19.04.2021 «О признании утратившим силу приказа Республиканского агентства лесного хозяйства от 24.12.2018 «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду в целях осуществления рекреационной деятельности». Приказом РАЛХ №1253 от 18 ноября 2021 г. утверждено положительное заключение госэкспертизы проекта освоения лесов на арендуемом земельном участке, что подтверждается письмом от 18.11.2021г. . В представленном проекте указаны все временные строения, находящиеся в настоящее время на земельном участке ИП Рыбак К.В.В соответствии со сведениями ЕГРН категория указанного земельного участка - земли лесного фонда, земельный участок с кадастровым номером полностью расположен в границах зоны с реестровым номером от 13.02.2019г., ограничение использования земельного участка в пределах зоны: ограничения установлены Федеральным законом от 01.05.1999г. №94-ФЗ «Об охране озера Байкал» и Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001г. №643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», согласно сведениям ЕГРН земельный участок расположен в границах водоохранной зоны озера Байкал.Указанные фактические характеристики лесного участка, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами и по существу лицами, участвующими в деле, не оспариваются. В соответствии с преамбулой Закона N 94-ФЗ озеро Байкал является объектом всемирного природного наследия.В состав Байкальской природной территории в силу статьи2Закона N 94-ФЗ входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него (пункт 1).При этом на Байкальской природной территории выделяется ряд экологических зон, в том числе центральная экологическая зона, которая представляет собой территорию, включающую в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (пункт 2).На Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал (пункт 1 статьи6Закона N 94-ФЗ).Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи6Закона N 94-ФЗ).Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643.При таких обстоятельствах, судом установлено, что лесной участок с кадастровым номером расположен в границах ЦЭЗ Байкальской природной территории, следовательно, порядок его использования не может противоречить ограничениям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643 (действовавшими на момент заключения договора).Согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещается строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско- рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.Вместе с тем, указанный запрет не свидетельствует о наличии абсолютного запрета на строительство в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории.Пунктом 1 статьи41Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. (п. 2 ст.41Лесного кодекса РФ).Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 N 62 утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.Согласно пункту 7 Правил лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право:
- осуществлять использование лесов в соответствии с документами о предоставлении лесного участка, в том числе договором аренды лесного участка, решением о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
- создавать согласно части 1 статьи13Лесного кодекса Российской Федерации лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другое);
- возводить согласно части 2 статьи41и части 7 статьи21Лесного кодекса Российской Федерации временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство.
В соответствии с частью 7 статьи21Лесного Кодекса РФ перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.Распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.Согласно пункту 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, для осуществления рекреационной деятельности в защитных лесах, эксплуатационных и резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов допускается возведение форм малой архитектуры (некапитальные нестационарные сооружения, включая беседки, веранды, дровницы, навесы, объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны), площадки для игр (детские); элементов благоустройства лесного участка (пешеходная дорожка с мягким покрытием, георешетка, устройство для оформления озеленения, фонарь, скамейка, мостик, настил, малогабаритный (малый) контейнер-мусоросборник, урна, физкультурный снаряд (тренажер), наземная туалетная кабина); линии электропередачи воздушной, кабельной всех классов напряжения; подъездного пути.В соответствии со статьей12Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" организация туризма и отдыха в центральной экологической зоне осуществляется в соответствии с правилами, обеспечивающими соблюдение предельно допустимых норм нагрузок на окружающую среду в центральной экологической зоне. Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне утверждаются органами государственной власти Республики Бурятия, органами государственной власти Иркутской области.Согласно Правилам организации мест массового отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории Республики Бурятия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.10.2008 N 475 (далее - Правила), действовавшими в период заключения договора аренды, местом для организации массового отдыха является земельный (лесной) участок, определенный для рекреационных целей и выделенный для организации массового отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в соответствии с земельным, лесным и градостроительным законодательством.В пункте 3.1 Правил указано, что при обустройстве мест массового отдыха возможно размещение следующих наземных сооружений: павильоны для отдыха и торговли, аттракционы, кабины-раздевалки, навесы, тенты, зонты, скамьи, столы, лежаки, помещения для хранения пляжного инвентаря, помещение для хранения спортивного инвентаря (водных велосипедов и пр.), спортивно-оздоровительные и игровые площадки, детские малогабаритные игровые сооружения (качели, карусели, грибки и пр.), сигнальные и осветительные мачты, контейнеры для сбора мусора, туалеты, автостоянки (на прилегающей территории), пешеходные дорожки и медицинские пункты.В пункте 3.5 Правил указано, что в зоне обслуживания размещаются павильоны для отдыха и торговли, кабины для переодевания, душевые установки, питьевые фонтанчики, урны для сбора мусора в соответствии с санитарными правилами и нормами.Согласно пункту 3.8 Правил в местах массового отдыха и на прилегающей территории не допускается скопление загрязняющих веществ и мусора. Для этого необходима установка урн и контейнеров для сбора мусора и своевременная уборка места массового отдыха. Контейнеры для сбора мусора должны располагаться на бетонированных площадках с удобными подъездными путями. Вывоз отходов и мусора осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании заключенных договоров со специализированным хозяйствующим субъектом.Согласно пункту 3.9 Правил места массового отдыха должны быть оборудованы централизованной или локальной системами канализации с очисткой сточных вод до нормативных требований, в исключительных случаях допускается установка биотуалетов.Кроме того, в действиях ИП Рыбака К.В. суд не усматривает и нарушения запретов, установленных Перечнем видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2399.Пунктом 13 Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2399 (далее Перечень №2399) установлен запрет на строительство объектов капитального строительства (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, туристско-рекреационных особых экономических зон, на территориях:а)расположенных за границами населенных пунктов и в границах водоохранных зон озера Байкал и водных объектов, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал, за исключением:- объектов капитального строительства "Укрупненный инвестиционный проект "Национальный гелиогеофизический комплекс Российской академии наук";- объектов водоснабжения, водоотведения и электросетевого хозяйства;линейных объектов связи;- селезащитных и иных гидротехнических сооружений, предназначенных для защиты от наводнений, разрушения берегов и дна, ограждающих хранилища жидких отходов и(или) предназначенных для предотвращения негативного -воздействия вод и жидких отходов;б)расположенных за границами населенных пунктов и за границами водоохранных зон озера Байкал и водных объектов, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал, за исключением:- объектов, указанных во втором-пятом абзацах подпункта"а" настоящего пункта;- объектов, указанных в подпунктах"а", "б", "г", "д"-"и" и "р" пункта12 настоящего перечня;- мест погребения;- объектов сельскохозяйственного производства и производства пищевых продуктов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных к объектам II-IV категорий в соответствии со статьей42Федерального закона"Обохране окружающей среды";- объектов, необходимых для осуществления видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.Таким образом, указанным пунктом установлен запрет для строительства объектов капитального строительства (их частей), что не применимо к деятельности ответчика, поскольку истцом не представлено доказательство о наличии признаков капительного строительства, сведений о наличии возведенных капитальных строений не представлено. В соответствии с пунктом 16 Перечня №2399 запрещается размещение рекреационных объектов и стоянок транзитного транспорта:а)за пределами особо охраняемых природных территорий и туристско-рекреационных особых экономических зон вне специально выделенных для этого мест, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования и лесохозяйственными регламентами;б)на особо охраняемых природных территориях за пределами специально установленных зон и земельных участков;в)с нарушением допустимого воздействия при рекреационном использовании естественных экологических систем.При этом договором аренды от 12 сентября 2018г., заключенным с РАЛХ предусмотрено, что земельный участок предоставляется для осуществления рекреационной деятельности, т.е наличествует и договор аренды для рекреационной деятельности и проект освоения лесов, прошедший госэкспертизу и получивший положительное заключение. В результате анализа указанных правовых норм, суд приходит к выводу, что в ЦЭЗ Байкальской природной территории допускается возведение (размещение) наземных сооружений (не капитальных строений), которые с учетом действующего правого регулирования являются необходимыми мерами по благоустройству зон отдыха граждан при организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне в целях осуществления рекреационной деятельности, разрешенной в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.Таким образом, и проектом освоения лесов предусмотрено возведение временных некапитальных построек.Доводы ответчика со ссылкой на понятие "незатронутые природные территории" судом отклоняются, поскольку данная территория не является в чистом виде незатронутой, а также лесной участок предоставлялся ИП Рыбак К.В. с целью возведения новых рекреационных объектов. Приходя к указанному выводу суд, также отмечает обоснованность позиции РАЛХ, изложенной как в судебном заседании, так и в письменной отзыве от 17.12.2021г. о том, что сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов содержатся в проекте освоения лесов. Возможность размещения конкретных объектов определяется при прохождении государственной и муниципальной экспертизы проектом освоения лесов в соответствии со статьями 88-89 ЛК РФ. Виды разрешенного использования лесов и другие разрешенные параметры использования, а также ограничения использования лесов и требования по их охране, защите и воспроизводству, устанавливаются также лесохозяйственным регламентом лесничества. Следовательно, возможность строительства объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на указанном участке, определяется не только договором аренды, но и проектом освоения лесов, одобрение
которого возможно только при соблюдении ограничений и запретов, установленных законодательством.
Также суд отмечает, что подпунктом «е» пункта 3.4 Договора от 12.09.2018г. предусмотрена обязанность арендатора осуществлять установленный договором вид использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией. При толковании условий договора от 12.09.2018г. в их совокупности, суд не усматривает согласование сторонами условия, предусматривающего возможность осуществления на лесном участке строительства капитального объекта.При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.Что касается вопроса территориального местоположения лесного участка, то согласно данным Росреестра, арендуемый ИП Рыбак К.В. по договору от 12 сентября 2018г. лесной участок расположен по адресу: Республика Бурятия, р-н Кабанский, Кабанское лесничество, Сухинское участковое лесничество, квартал 3 часть выдела 1, квартал 4 часть выдела 1, т.е. полностью входит в границы Кабанского лесничества.На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, судРешил:Исковое заявление Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской территории оставить без удовлетворения.На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.Судья В.С. Герасименко