Дело № 2-1289/2022
74RS0031-01-2022-001026-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2022 года
Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Ижокиной О.А.
при секретаре Гавриловой М.Н.
с участием помощника Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области Королева И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области к МБУ «Отдых» г. Магнитогорска о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
В окончательных требованиях Магнитогорский природоохранный прокурор Челябинской области обратился в суд с иском к МБУ «Отдых» г. Магнитогорска о возложении обязанностей.
В обоснование требований указано, что Магнитогорской природоохранной прокуратурой на основании мониторинга государственной системы объектов негативного воздействия на окружающую среду проведен анализ исполнения законодательства в области охраны окружающей среды. Установлено, что основная деятельность учреждения организация детского и семейного отдыха. Учреждение эксплуатирует два объекта негативного воздействия на окружающую среду III категории: территория бывшего ДО «<данные изъяты>», <адрес обезличен><адрес обезличен> и территория бывшего <адрес обезличен>». Также учреждение эксплуатирует две хлораторные. По информации МБУ «Отдых» от <дата обезличена><номер обезличен>, объем потребленного угля в филиале учреждения ЗКО «<данные изъяты>» за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> составил <данные изъяты> тонн. МБУ «Отдых» имеет источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, однако мероприятия для производственных площадок по уменьшению выбросов, согласованные с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, не разработаны и не осуществляются. В нарушение требований ч.1, ч.3 ст.39 Федерального закона от 10 января 2022 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологий и о защите информации», ст.17 Федерального закона от 19 июля 1998 года № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», постановления Правительства РФ от 15 ноября 1997 года № 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды», приказа Минприроды России от 17 ноября 2011 года № 899 «Об утверждении порядка предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам», раздела РД 52.04.52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях», утвержденных Госкомгидрометом СССР от 01 декабря 1986 года, п.3 постановления Губернатора Челябинской области от 25 августа 2005 года № 343, МБУ «Отдых» не принято мер к получению прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях, не осуществляются мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в период неблагоприятных метеорологических условий. В нарушение ч.3 ст.16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», ст.11, п.1 ст.39 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п.2.1,4.1,4.2 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п.68 и п.73 СанПин 2.1.3684-21, МБУ «Отдых» осуществляет эксплуатацию источников воздействия на среду обитания и здоровье человека в отсутствие проекта санитарно-защитной зоны. Магнитогорской природоохранной прокуратурой <дата обезличена> в адрес директора МБУ «Отдых» внесено представление об устранении нарушений законодательства области охраны окружающей среды, в том числе в части отсутствия санитарно-защитной зоны и осуществления согласованных мероприятий по снижению выбросов в периоды НМУ, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Постановлением Министерства экологии Челябинской области <номер обезличен> от <дата обезличена> МБУ «Отдых» привлечено к административной ответственности по ст.<данные изъяты> КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа. Постановлением Министерства экологии Челябинской области <номер обезличен> от <дата обезличена> МБУ «Отдых» привлечено к административной ответственности по ст.<данные изъяты> КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа. Выявленные нарушения с учетом их длительности, значительного количества источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, опасности выбрасываемых в атмосферный воздух загрязняющих веществ для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, являются существенными нарушениями охраняемых общественных правоотношений, создают реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан, в результате чего нарушено право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции РФ), на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью (ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Просит возложить на МБУ «Отдых» г. Магнитогорска обязанность в течении десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства, а именно: обеспечить разработку мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на объектах негативного воздействия на окружающую среду, эксплуатируемых МБУ «Отдых» г. Магнитогорска, и обратиться в установленном порядке за их согласованием в Министерство экологии по Челябинской области; обеспечить получение прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях для объектов негативного воздействия, эксплуатируемых МБУ «Отдых» г. Магнитогорска; обеспечить на объектах негативного воздействия на окружающую среду, эксплуатируемых МБУ «Отдых» г. Магнитогорска, выполнение согласованных с Министерством экологии по Челябинской области мероприятий по снижению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий; разработать проекты санитарно-защитной зоны для объектов негативного воздействия на окружающую среду, эксплуатируемых МБУ «Отдых» г. Магнитогорска, предоставить их в установленном порядке в уполномоченный орган для получения санитарно-эпидемиологического заключения; обратиться в установленном порядке в уполномоченный государственный орган с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон для объектов негативного воздействия на окружающую среду, эксплуатируемых МБУ «Отдых» г. Магнитогорска; провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в части эксплуатации хлораторных. Исполнительный лист направить в Орджоникидзевский РОСП г. Магнитогорска Челябинской области для исполнения (л.д.3-9,200-201).
Помощник Магнитогорского природоохранного прокурора Королев И.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенных в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБУ «Отдых» г. Магнитогорска – ФИО1, действующая на основании доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена> (л.д. 137), в судебном заседании пояснила, что возражения по заявленным требованиям отсутствуют, в настоящее время предприятием проводятся меры по устранению нарушений.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в судебном заседании, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор в праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Соблюдение экологических прав граждан, исходя из содержания закрепленных ст.14 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее ФЗ "Об охране атмосферного воздуха") принципов, обеспечивается, в том числе, разработкой и проведением мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения вреда окружающей среде, установление лимитов на выбросы загрязняющих веществ.
Обязанность соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов возложена на юридических лиц.
Согласно п.3 ст.19 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
Согласно ст.1 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии с п.1 ст.14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха (абз. 2 пункта 1).
Согласно п.3 ст.16 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Из п.1 ст.25 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" следует, что производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
В соответствии со ст.30 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 811 от 28 ноября 2019 года утверждены требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
В соответствии с п.1 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 811 от 28 ноября 2019 года, требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования, мероприятия, выбросы, НМУ) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В силу п.4 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 811 от 28 ноября 2019 года, хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17.11.2011 N 899 "Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам".
Согласно п.5 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 811 от 28 ноября 2019 года, разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на ОНВ I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 899 от 17 ноября 2011 года утвержден порядок, определяющий правила представления информации о метеорологических условиях, способствующих накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (неблагоприятные метеорологические условия), требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и представления заинтересованным лицам.
Согласно п.21,п.3.1,п.4.3 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ от 30 марта 199 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В силу п.3.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I-III класса опасности является обязательной.
Согласно п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных хон для промышленных объектов и производство проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетам загрязнения атмосферно воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и изменений атмосферного воздуха, уровней физического возде листвой на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
В соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
Как следует из материалов дела, МБУ «Отдых» г. Магнитогорска является действующим юридическим лицом, зарегистрировано в качестве юридического лица <дата обезличена> по адресу <адрес обезличен> в <адрес обезличен>. Основная деятельность учреждения организация детского и семейного отдыха (ОГРН <номер обезличен> (л.д. 118-133).
В нарушение ч.3 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», ст.11, п.1 ст.39 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.2.1, п.4.1, п.4.2, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п.68, п.73 СанПиН 2.1.3648-21 МБУ «Отдых» г. Магнитогорска осуществляет эксплуатацию источников воздействия на среду обитания и здоровье человека в отсутствие проекта санитарно-защитной зоны.
<дата обезличена> Магнитогорским природоохранным прокурором вынесено решение о проведении проверки МБУ «Отдых» г. Магнитогорска (л.д. 23).
Магнитогорской природоохранной прокуратурой на основании мониторинга государственной системы объектов негативного воздействия на окружающую среду проводилась проверка исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, в связи с чем <дата обезличена> в адрес МБУ «Отдых» г. Магнитогорска направлено требование о предоставление информации (л.д. 24).
<дата обезличена> Магнитогорской природоохранной прокуратурой в адрес МБУ «Отдых» г. Магнитогорска направлено представление об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха <номер обезличен> (л.д.12). Из содержания указанного представления следует, что МБУ «Отдых» <адрес обезличен> эксплуатирует два объекта негативного воздействия на окружающую среду III категории: территория бывшего <данные изъяты>», <адрес обезличен><адрес обезличен> бывшего ДКОК «<адрес обезличен>». Также учреждение эксплуатирует две хлораторные.
<дата обезличена> МБУ «Отдых» г. Магнитогорска направило в адрес Магнитогорской природоохранной прокуратуры информацию о выполненных мероприятиях по устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха (л.д. 11).
Постановлением от <дата обезличена> МБУ «Отдых» г. Магнитогорска признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.<данные изъяты> КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. (л.д. 19-20).
Постановлением от <дата обезличена> МБУ «Отдых» г. Магнитогорска признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.<данные изъяты> КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 руб. (л.д. 15-18).
Выявленные нарушения с учетом их длительности, значительного количества источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, опасности выбрасываемых в атмосферный воздух загрязняющих веществ для жизни и здоровья и граждан, окружающей среды являются существенными нарушениями охраняемых общественных правоотношений, создают реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан, в результате чего нарушено право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции РФ), на ее защиту от негативного воздействия и иной деятельностью (ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды).
Круг лиц, чьи права и законные интересы нарушаются действиями и бездействием МБУ «Отдых» г. Магнитогорска невозможно индивидуализировать, то есть четко определить, указав в исковом заявлении фамилию, имя, отчество, место жительства каждого из истцов.
Хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земля, недра, почвы, леса и иная растительность.
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения или иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность, в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст.12 Гражданского процессуального кодекса РФ к способам защиты гражданских прав относится, среди прочего, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанностей в натуре (понуждение к совершению действий).
Обстоятельства нарушения ответчиком законодательства нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания.
Выявленные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды до настоящего времени стороной ответчика не устранены.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства по правилам ч.3 ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает, что исковые требования Магнитогорского природоохранного прокурора к МБУ «Отдых» г. Магнитогорска о возложении обязанностей следует удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области к МБУ «Отдых» г. Магнитогорска о возложении обязанностей удовлетворить.
Возложить на МБУ «Отдых» г. Магнитогорска обязанность в течении десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства, а именно:
- обеспечить разработку мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на объектах негативного воздействия на окружающую среду, эксплуатируемых МБУ «Отдых» г. Магнитогорска, и обратиться в установленном порядке за их согласованием в Министерство экологии по Челябинской области;
- обеспечить получение прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях для объектов негативного воздействия, эксплуатируемых МБУ «Отдых» г. Магнитогорска;
- обеспечить на объектах негативного воздействия на окружающую среду, эксплуатируемых МБУ «Отдых» г. Магнитогорска, выполнение согласованных с Министерством экологии по Челябинской области мероприятий по снижению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
- разработать проекты санитарно-защитной зоны для объектов негативного воздействия на окружающую среду, эксплуатируемых МБУ «Отдых» г. Магнитогорска, предоставить их в установленном порядке в уполномоченный орган для получения санитарно-эпидемиологического заключения;
- обратиться в установленном порядке в уполномоченный государственный орган с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон для объектов негативного воздействия на окружающую среду, эксплуатируемых МБУ «Отдых» г. Магнитогорска;
- провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в части эксплуатации хлораторных.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме принято 05 апреля 2022 года.