Дело № 2-128/2015 г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Бурла 03 июля 2015 года
Бурлинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего – судьи Р.К. Коваленко,
при секретаре Вчерашней Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Бурлинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет Бурлинского района Алтайского края», администрации муниципального образования «<данные изъяты> район Алтайского края» об обязании сельского поселения разработать и утвердить схемы водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Бурлинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет <адрес>», администрации муниципального образования «<адрес>» об обязании сельского поселения разработать и утвердить схемы водоснабжения, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка в администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> на предмет соблюдения требований законодательства о водоснабжении. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и администрацией <данные изъяты> сельсовета <адрес> заключено соглашение о передаче части полномочий администрации <данные изъяты> сельсовета. Данное соглашение принято на основании решения <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Соглашений о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения Администрацией муниципального образования «<адрес>» администрациям муниципальных образований <данные изъяты> сельсоветов <адрес>».
На основании указанных соглашений полномочия по решению организации в границах муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет <адрес>»: водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относятся к полномочиям администрации указанного сельсовета, в связи с чем к полномочиям сельсовета также относятся полномочия, предусмотренные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», включая разработку и утверждение схем водоснабжения.
В ходе проверки установлено, что в муниципальной собственности муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет <адрес>» находится и состоит на балансе администрации водопроводная сеть.
Из совокупности требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О схемах водоснабжения и водоотведения», из смысла заключенного соглашения о передаче полномочий органом муниципального района органам местного самоуправления поселений следует, что администрация <данные изъяты> сельсовета <адрес> является ответственной за разработку и утверждение схем водоснабжения сельских поселений сельсовета в целях обеспечения надежного водоснабжения потребителей на территории муниципального образования, эффективного и безопасного функционирования системы водоснабжения. При этом, финансирование мероприятий по разработке схем водоснабжения возложено на администрацию <адрес> путем предоставления администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджет указанного поселения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Ранее в адрес администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> вносились представления о необходимости разработки и утверждения схем водоснабжения, вместе с тем, до настоящего времени указанные требования федерального законодательства не исполнены, что нарушает права неопределенного круга лиц. В связи с чем бездействие администрации сельского поселения в данной части является незаконным.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ просил суд обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета <адрес> разработать и утвердить схемы водоснабжения в срок до 01.02.2016, обязать администрацию <адрес> обеспечить финансирование мероприятий администрации Новосельского сельсовета <адрес> по разработке и принятии схем водоснабжения в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Меденцев И.В. в уточнение иска просил суд обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета <адрес> разработать и утвердить схемы водоснабжения в срок до 01.02.2016. Представил заявление прокурора об отказе от иска в части возложения на администрацию <адрес> обязанности обеспечить финансирование мероприятий администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> по разработке и принятии схем водоснабжения в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят частичный отказ истца от иска, производство по делу в данной части прекращено.
Представитель ответчика - глава администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в письменном заявлении просил суда рассмотреть дело в его отсутствие, выразил согласие с иском.
Представитель третьего лица – администрации <адрес> ФИО2 возразил против удовлетворения иска, пояснив, что администрацией <данные изъяты> сельсовета заключен муниципальный контракт по разработке Генерального плана муниципального образования с ООО «<данные изъяты>», срок сдачи выполненных работ планируется до ДД.ММ.ГГГГ г.
Представлены письменные возражения против иска, из которых следует, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к разработке схем водоснабжения не имеет отношения, организация водоснабжения населения не подразумевает разработку схем водоснабжения, это разные полномочия. Расширительное толкование объемов полномочий, имеющихся у органа местного самоуправления, не допустимо, что соответствует позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № 2-П. Полномочия по утверждению схем водоснабжения регламентируются статьей 6 ФЗ № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», указанный закон не содержит прямого указания на обязанность района финансировать разработку схемы, он обязывает район утверждать уже разработанную схему. Полномочия по разработке схем водоснабжения регламентируются пунктом 5 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от 05.09.2013, из которого видно, что организация водоснабжения и разработка и утверждение схем - разные полномочия.
В иске прокурора не указано, в чем конкретно заключаются интересы неопределенного круга лиц, какое именно право нарушено. Водопровод на территории села содержится в удовлетворительном состоянии. <адрес> с переданными полномочиями по организации водоснабжения передаются и финансовые средства в размере 30000 рублей. Причинно - следственной связи между деянием ответчика и угрозой наступления возможных неблагоприятных последствий в виде нарушения санитарно - эпидемиологического благополучия населения и не обеспечением безопасного функционирования сетей водопровода нет.
Основной целью разработки и утверждения схем водоснабжения является развитие централизованных систем водоснабжения. На территории сельсовета развитие централизованных систем водоснабжения в селе не намечается в связи с постоянным сокращением численности населения, и, как следствие, сокращением потребителей. Градообразующего предприятия нет. Сейчас сельсовет не живет, а выживает, бюджета села хватает только на самые неотложные мероприятия (заработная плата, налоги) и то, только до октября 2015 года.
Обвинять Администрацию сельсовета в бездействии нельзя, так как для разработки схемы водоснабжения требуются финансовые средства. Бюджет поселения распределяют на нужды поселения депутаты, администрация сельсовета - лишь исполнитель бюджета. На данный момент в бюджете поселения не заложены финансовые средства на разработку схемы и, скорее всего, не будут заложены и в будущем году.
Федеральный закон № - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не содержит прямого указания на обязанность поселения разрабатывать схему. Порядок разработки и утверждения схем постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О схемах водоснабжения и водоотведения», рекомендовано утвердить схемы до 31.12.2013, рекомендация - это не обязанность. Каких либо ограничений в случае неразработки схемы федеральным законодательством не предусмотрено, например, как в случае не утверждения Генеральных планов и Правил землепользования и застройки, а значит, ничьи права не могут быть нарушены.
Схемы водоснабжения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, утвержденными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Такими документами у поселения являются Генеральные планы и Правила землепользования и застройки. На данный момент они находятся в разработке. Точного срока утверждения этих документов нет в связи с отсутствием оплаты выполненных работ. Соответственно, разработанные и утвержденные схемы водоснабжения будут противоречить законодательству РФ и будут недействительными.
Суд, заслушав объяснения процессуального истца прокурора Меденцева И.В., представителя третьего лица – администрации <адрес> ФИО2, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, принимая решение по заявленным истцом требованиям (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ), приходит к следующему.
В силу п. 4 ч. 1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи (часть 3 cтатьи 14 ФЗ № 131).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (пункт 4 части 14 ФЗ № 131)
Частью 4 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Таким образом, указанные полномочия возложены на органы местного самоуправления с целью решения вопросов организации водоснабжения в границах поселения и неразрывно с ними связаны.
Пунктом 4 стати 5 Устава муниципального образования «<адрес>» (в редакции на 22.12.2014) установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газо- снабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, Решением от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес> Совета народных депутатов <адрес> утверждено Положение о порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования <адрес> бюджетам муниципальных образований сельсоветов <адрес>.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес> Совета народных депутатов <адрес> утверждено Соглашение о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения Администрацией муниципального образования <адрес> Администрациям муниципальных образований <адрес>, в том числе, администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет <адрес>».
Решением сельского Совета депутатов <данные изъяты> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № приняты отдельные полномочия по решению вопросов местного значения от администрации муниципального образования <адрес>.
Согласно п.п. 1.1. указанного решения администрация Новосельского сельсовета приняла полномочия по решению вопросов по организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация муниципального образования «<адрес>» и администрация муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет <адрес>» заключили Соглашение о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения Администрацией муниципального образования <адрес> Администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет <адрес>», согласно п. 2.1.1 которого предметом Соглашения является передача <адрес> Администрации поселения вопроса организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых ежегодно из бюджета района в бюджет поселения (п. 4.1).
Из справки администрации <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ устанавливается, что на территории сельсовета имеется централизованная система водоснабжения и теплоснабжения. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, схема водоснабжения и теплоснабжения не утверждены, так как будут утверждены после утверждения генерального плана, который ведет ООО «<данные изъяты>», с которым ДД.ММ.ГГГГ заключен договор, централизованного водоотведения на территории сельсовета нет.
Согласно Реестру муниципального имущества образования «<данные изъяты> сельсовет <адрес>» водопроводы на территории сел Новосельское, Бигельды находятся в муниципальной собственности.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (пункт 4).
В соответствии с частью 1.1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, осуществляются на территории сельского поселения органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Из указанных норм, а также части 4 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что финансирование мероприятий, связанных с принятием и разработкой схем водоснабжения, возложены на органы местного самоуправления муниципального района.
Развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов, которые разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения (части 1-2 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 42 указанного Федерального закона до ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления поселения осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
В соответствии с частью 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», частью 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О схемах водоснабжения и водоотведения» (вместе с "Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения", "Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения") схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.
В силу части 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования поселения, городского округа, утвержденными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 782.
Проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления поселения.
Таким образом, довод иска прокурора о том, что из смысла приведенных выше правовых норм в их совокупности, заключенных соглашений о передаче полномочий органом муниципального района органам местного самоуправления поселений, следует, что администрация <данные изъяты> сельсовета <адрес> является ответственной за разработку и утверждение схемы водоснабжения сельских поселений сельсовета в целях обеспечения надежного водоснабжения потребителей на территории муниципального образования, эффективного и безопасного функционирования системы водоснабжения, вопреки возражениям представителятретьего лица, является обоснованным.
Финансирование мероприятий по разработке схем водоснабжения возложено на администрацию <адрес> путем предоставления администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджет указанного поселения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ранее в адрес администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> вносились представления прокурора о необхомости разработки и утверждения схемы водоснабжения, вместе с тем, до настоящего времени указанные требования федерального законодательства не исполнены, что нарушает права неопределенного круга лиц.
Так, из справки, предоставленной ответчиком в судебное заседание, следует, что на момент рассмотрения дела в суде схема водоснабжения не утверждена (будет утверждена после утверждения Генерального плана муниципального образования, разработку которого ведет ООО «<данные изъяты>»).
Суд находит правильным довод иска прокурора о том, что отсутствие надлежащей схемы водоснабжения поселения препятствует принятию организацией, осуществляющей услуги по оказанию соответствующих коммунальных услуг на территории поселения, инвестиционных программ, предназначенных для повышения надежности и эффективности эксплуатации соответствующих систем коммунальной инфраструктуры, обеспечения установленного нормативами качества предоставляемых коммунальных услуг.
В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Таким образом, наличие схем водоснабжения в муниципальном образовании напрямую связано с обеспечением безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Находящиеся на территории <данные изъяты> сельсовета и используемые в производственной деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса сети систем водоснабжения нуждаются в систематической реконструкции и модернизации, в противном случае создаётся угроза законным правам и интересам потребителей коммунальных услуг.
Доводы возражения представителя третьего лица об отсутствии в бюджетах сельских поселений достаточных финансовых средств, сокращении численности населения и числа потребителей, отсутствии утвержденного Генерального плана муниципального образования не может служить препятствием для реализации органом местного самоуправления своих обязанностей по развитию на территории сельского поселения централизованной системы водоснабжения и водоотведения, и наоборот, бездействие органа местного самоуправления в этой сфере повлечет нарушение прав и законных интересов граждан в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг.
Учитывая, что срок разработки Генерального плана муниципального образования определен дополнительным соглашением до 31.12.2015, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда – не позднее 01.06.2016.
Иные доводы возражений правового значения по делу не имеют.
С учетом изложенного, суд находит исковые требования и.о. прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.45, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск и.о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет <адрес>» об обязании сельского поселения разработать и утвердить схему водоснабжения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет <адрес>» разработать и утвердить схему водоснабжения в срок до 01.06.2016.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Бурлинский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Р.К. Коваленко