ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-128/19 от 30.04.2019 Ярославского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2-128/2019

Принято в окончательной форме 30.04.2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 апреля 2019 года г.Ярославль

Ярославский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Хахиной А.М.,

при секретаре Дороховой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, ФИО1 о признании постановления незаконным, признании договора аренды недействительным, применении последствий недействительности сделки

у с т а н о в и л :

Прокурор Ярославского района Ярославской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации ЯМР ЯО, ФИО1, в котором с учетом уточнения (л.д.98-107) просил:

- признать незаконным постановление Администрации ЯМР ЯО от 18.01.2018 № 178 «О предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка в <адрес>»,

- признать недействительным договор аренды земельного участка от 22.01.2018 № 39, заключенный между Администрацией ЯМР ЯО и ФИО1,

- применить последствия недействительности сделки: ФИО1 передать земельный участок площадью 1200 кв.м. с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес> в фонд земель, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение земельными участками которого осуществляет Администрация ЯМР ЯО.

В обоснование исковых требований ссылался на то, 19.02.2015 ФИО1 обратился в Администрацию ЯМР ЯО с заявлением о предоставление ему в аренду земельного участка для строительства дома охотника и рыболова площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Комиссией по земельным и имущественным отношениям ЯМР от 24.02.2015 (выписка из Протокола № 7) принято решение о возможном предоставлении испрашиваемого земельного участка, КУМИ Администрации ЯМР ЯО поручено обеспечить опубликование в СМИ и передать материалы в Администрацию сельского поселения. В газете «Ярославский агрокурьер» от 26.02.2015 № 07 было опубликовано сообщение о том, что Администрация ЯМР ЯО информирует о поступлении заявлений от граждан и юридических лиц о предоставлении в аренду земельных участков на территории ЯМР, в частности в отношении земельного участка, расположенного на территории <адрес>, ориентировочной площадью 1500 кв.м. для строительства дома охотника и рыболова (заявитель ФИО1). Затем документы были переданы в Администрацию Карабихского с/п ЯМР ЯО в связи с вступлением в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Комиссией по земельным ресурсам и землепользованию Администрации Карабихского с/п ЯМР ЯО от 14.04.2015 было решено отказать в предоставлении в аренду земельного участка ФИО1 на основании п.14 ст.39.16 ЗК РФ, поскольку разрешенное использование испрашиваемого земельного участка не соответствует целям использования такого участка, указанного в заявлении (выписка из протокола № 4). В дальнейшем, на основании заявления ФИО1 от 21.12.2017 № 8517к постановлением Администрации ЯМР ЯО от 18.01.2018 № 178 решено предоставить ФИО1 в аренду земельный участок в <адрес>. При этом на тот момент земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет под кадастровым (далее по тексту – ЗУ327), площадью 1200 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства дома охотника и рыболова, по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией ЯМР ЯО и ФИО1 заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка № 39. Данный договор зарегистрирован не был.

Указывает, что предоставление ЗУ327 в аренду является незаконным, так как данный участок должен был предоставляться с соблюдением порядка, введенного Федеральным законом от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты российской Федерации» и вступившего в силу с 01.03.2015. Данный порядок соблюден не был. Процедура предоставления участка до 01.03.2015 Администрацией ЯМР закончена не была, Администрацией поселения было отказано в предоставлении земельного участка, в связи с чем последующее предоставление участка Администрацией ЯМР 18.01.2018 является незаконным. Участок не был сформирован, не был предложен иным участникам земельных правоотношений, публикация в газете «Ярославский агрокурьер» не содержала указания на проведение торгов (аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельных участков. Нормы, предусматривающие акт о выборе земельного участка, утратили силу с 01.03.2015. Пунктом 1 ст.39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Такая процедура соблюдена не была. Органом местного самоуправления допущено злоупотребление полномочиями, выразившееся в создании преимуществ для одних лиц перед другими, допущено нарушение конкуренции.

Также ссылается на то, что <адрес> входит в состав зоны рекреационного назначения. Решением муниципального совета Карабихского сельского поселения ЯМР №34 от 18.08.2015 (опубликованным 27.08.2018) внесены изменения в Правила землепользования и застройки Карабихского сельского поселения ЯМР: зона, в которой предоставлены участки относится к зоне Р*, в которой не допускается строительство.

Кроме того указывает, что с 01.01.2017 из ЗК РФ Федеральным законом от 23.06.2016 №206-ФЗ исключен вид разрешенного использования «дома рыболова и охотника».

Также ссылается на то, что спорный земельный участок расположен на территории зоны охраняемого ландшафта Государственного литературно-мемориального музея-заповедника <данные изъяты>, где строительство не допускается.

В судебном заседании представитель истца – ст.помощник прокурора Марусенко Л.А. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные иску.

Ответчик ФИО1 в суде исковые требования с учетом уточнения не признал, пояснил, что он испрашивал земельный участок с определенным видом разрешенного использования. При этом данный вид разрешенного использования был предусмотрен зоной рекреационного назначения. Он обращался в Администрацию ЯМР, однако документы в связи с передачей полномочий были переданы в Администрацию Карабихского с/п ЯМР ЯО, которая сначала отказывала в предоставлении земельного участка. При этом заявление о предоставлении земельных участков были поданы не только им, и в 2015 году другие заявители обращались с жалобой на действия Администрации поселения в прокуратуру Ярославского района. Прокурором было внесено представление на действие Администрации поселения. Процедура предоставления участка затянулась, затем полномочия вновь перешли к Администрации ЯМР ЯО, куда он снова обратился, поскольку процедура предоставления участка завершена не была. Ему участок был предоставлен в аренду, заключен договор аренды, который зарегистрирован в ЕГРН. В настоящее время он арендные платежи не вносил, поскольку договор аренды оспаривается.

Представитель ответчика Администрации ЯМР ЯО в суд не явился по неизвестным причинам, о дне слушания дела извещен заранее, какого-либо отзыва в суд не представил.

Представитель 3-го лица Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР по доверенности – ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещен заранее, просила рассмотреть дело в её отсутствие. Ранее в предварительном судебном заседании от 07.11.2018 оставляла решение на усмотрение суда. Пояснила, что отказывая в предоставлении земельного участка в аренду ответчикам, Администрация поселения ЯМР исходила из того, что участок находился в зоне рекреационного назначения. В дальнейшем в Правила землепользования и застройки Карабихского с/п ЯМР ЯО внесены изменения и выделена в составе рекреационной зоны зона Р*.

Представитель 3-го лица - Департамента охраны объектов культурного наследия в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв (л.д. 142-144), в которых указал, что исковые требования подлежат удовлетворению, так как спорный участок расположен в границах зоны охраняемого природного ландшафта музея-заповедника <данные изъяты> где запрещено строительство капитальных промышленных, сельскохозяйственных, жилых объектов.

Представители 3-х лиц – МКУ «Центр земельных ресурсов ЯМР», КУМИ Администрации ЯМР ЯО в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены заранее, надлежаще.

Заслушав участников процесса, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований должно быть отказано в полном объеме по следующим основаниям:

Судом установлено, что 19.02.2015 ФИО1 обратился в Администрацию ЯМР с заявлением (л.д. 20) о предоставлении земельного участка для строительства – просил предоставить ему земельный участок для строительства дома охотника и рыболова площадью 1500 кв.м. по адресу: <адрес>.

24.02.2015 Комиссией по земельным и имущественным отношениям ЯМР по заявке ФИО1 принято решение (выписка из Протокола №7 – л.д. 22) о возможности предоставления испрашиваемого участка для строительства дома охотника и рыболова. КУМИ Администрации ЯМР поручено: обеспечить опубликование в СМИ (газета «Ярославский агрокурьер») информации о предстоящем предоставлении земельного участка для размещения объекта (п. 3 ст. 31 ЗК РФ), передать материалы в администрацию сельского поселения в связи с вступлением в силу с 01.03.2015 Закона №171-ФЗ от 23.06.2014, согласно которому полномочия по распоряжению земельными участками осуществляет орган местного самоуправления поселения.

26.02.2015 в газете «Ярославский агрокурьер» опубликовано извещение (л.д. 23), о том, что Администрация ЯМР на основании п. 3 ст. 31 ЗК РФ информирует о поступлении заявлений от граждан и юридических лиц о предоставлении в аренду земельных участков на территории ЯМР, в том числе, указано на поступление заявления ФИО1 о предоставлении ему земельного участка площадью 1500 кв.м.в <адрес> для строительства дома охотника и рыболова.

14.04.2015 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР по заявке ФИО1 принято решение об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого участка (л.д. 18), в связи с тем, что согласно п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования участка, указанным в заявлении.

27.07.2017 Администрацией ЯМР подготовлен Акт о выборе земельного участка для строительства №2 (л.д. 63-64), согласно которому администрация посчитала целесообразным ФИО1 использовать земельный участок ориентировочной площадью 1200 кв.м. в <адрес> для строительства с предварительным согласованием места размещения дома охотника и рыболова. Разрешенное использование участка: для строительства дома охотника и рыболова.

20.10.2017 постановлением Администрации ЯМР ЯО № 3692 (л.д.59) в соответствии со ст.29, п.5 ст.30, ст.31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) согласовано предварительно ФИО1 место размещения дома охотника и рыболова на земельном участке ориентировочной площадью 1200 кв.м., из земель населенных пунктов, расположенном: <адрес>, в водоохраной зоне <адрес> (земли рекреационного назначения), установлен вид разрешенного использования: для строительства дома охотника и рыболова. Также данным постановлением утверждена схема расположения вышеуказанного земельного участка, оформленная актом о выборе земельного участка для строительства от 27.07.2017 № 2.

15.12.2017 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым общей площадью 1200 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства дома охотника и рыболова, расположенный по адресу: <адрес> (далее по тексту – ЗУ327) (л.д. 67-69).

21.12.2017 ФИО1 повторно обратился в Администрацию ЯМР ЯО с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка ЗУ327 для строительства дома охотника и рыболова (л.д.96).

18.01.2018 Администрацией ЯМР ЯО издано постановление № 178 (далее по тексту – постановление №178), которым ЗУ327 предоставлен ФИО1 в аренду.

22.01.2018 между Администрацией ЯМР ЯО в лице МКУ «Центр земельных ресурсов ЯМР) (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) подписан договор аренды земельного участка №39 (далее по тексту – договор №39 – л.д. 12-17), согласно которому ЗУ327 передан ФИО1 в аренду с 18.01.2018 по 17.01.2028 с разрешенным использованием – для строительства дома охотника и рыболова. Договор №39 зарегистрирован в ЕГРН 07.08.2018, номер гос.регистрации , что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.67-69), а также делом правоустанавливающих документов в отношении ЗУ327.

Изучив документы, на основании которых ФИО1 был предоставлен в аренду ЗУ327, суд не усматривает нарушения порядка, сроков предоставления земельного участка. При этом суд исходит из следующего:

ЗУ327 ФИО1 испрашивался для строительства – в соответствии со ст. 31 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015. Пункт 3 ст.31 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015) предусматривал обязательность информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Данные требования со стороны Администрации ЯМР ЯО были соблюдены, так как до 01.03.2015 в газете «Ярославский агрокурьер» опубликована информация о возможном предоставлении участков ФИО1 для строительства.

С 01.03.2015 вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Закон № 171-ФЗ), которым ст. 31 ЗК РФ признана утратившей силу. Пунктом 4 ст. 11 указанного Закона №171-ФЗ внесены изменения, в том числе, в п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», из которых следует, что с 01.03.2015 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, были переданы органу местного самоуправления поселения - в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения (за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом). Пунктом 37 ст. 34 Закона №171-ФЗ предусмотрено, что «до 1 марта 2015 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления, указанными в пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона)…», а п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусматривал, что «распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности».

Таким образом, так как Правила землепользования и застройки в Карабихском сельском поселении были утверждены, суд приходит к выводу, что полномочия по распоряжению земельными участками были переданы от Администрации ЯМР к Администрации Карабихского с/п ЯМР.

Пункт 2 ст. 34 Закона № 171-ФЗ предусматривал переходные положения и устанавливал: «В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона)».

Так как публикация о наличии предлагаемого для передачи участка в аренду была произведена до 01.03.2015, последующее предоставление спорного земельного участка должно было осуществляться в соответствии со ст. 30 ЗК РФ «Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», которая действовала до 01.03.2015. При старом порядке предоставления земельных участков для строительства, делать это должен был новый орган – орган местного самоуправления сельского поселения.

Пункт 5 ст. 30 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015) предусматривал: «Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) утратил силу - Федеральный закон от 13.05.2008 № 66-ФЗ; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса».

Пункт 5 ст. 31 ЗК РФ предусматривал, что «результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства…». Пункт 6 ст. 31 ЗК РФ предусматривал, что «исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта». Согласно п. 8 ст. 31 ЗК РФ «решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет». Пункт 7 ст. 30 ЗК РФ предусматривал, что «решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства … является основанием: … 3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду».

Таким образом, суд приходит к выводу, что к компетенции Администрация Карабихского с/п ЯМР ЯО после публикации информации о возможном предоставлении земельного участка относились: 1) выдача акта о выборе земельного участка, 2) вынесение решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждение акта о выборе земельного участка, 3) заключение договора аренды земельного участка.

При этом повторного рассмотрения заявления ФИО1 не требовалось, поскольку процедура была начата Администрацией ЯМР ЯО, публикация была осуществлена, других заявлений в отношении испрашиваемого участка не подавалось.

Вместе с тем, в нарушение положений ЗК РФ, Администрация Карабихского с/п ЯМР ЯО вновь повторно стала рассматривать заявление ФИО1, игнорируя уже пройденную процедуру.

Из пояснений представителя Администрации Карабихского с/п ЯМР ФИО2, а также ответчика ФИО1, следует, что после отказа в выдаче актов выбора земельных участков ряду граждан, в том числе и ФИО1, в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМР поступило представление прокуратуры Ярославского района от 27.07.2015, в котором указано, что Администрация Карабихского сельского поселения ЯМР незаконно отказала в выдаче акта о выборе земельного участка ФИО3 Обстоятельства, при которых ФИО3 просил выдать акт о выборе земельного участка, полностью аналогичны обстоятельствам, установленным по настоящему делу. В представлении прокуратура Ярославского района Ярославской области требовала безотлагательно рассмотреть представление, принять меры к устранению допущенных нарушений, решить вопрос о привлечении лиц, виновных в допущенных нарушениях, к ответственности. С указанным представлением Администрация Карабихского с/п ЯМР ЯО согласилась, однако решение от 14.04.2015 в отношении испрашиваемого ФИО1 земельного участка пересмотрено не было.

Вместе с тем, процедура предоставления земельного участка была продолжена Администрацией ЯМР ЯО, которая фактически устранила допущенные Администрацией поселения нарушения процедуры предоставления земельного участка. Данные действия Администрации ЯМР ЯО суд считает правомерными исходя из следующего:

Федеральным законом от 03.07.2016 № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 334-ФЗ) в ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в пункт 2 внесены изменения, согласно которым предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Данные изменения вступили в силу с 01.01.2017.

Статьей 4 Закона № 334-ФЗ приняты переходные положения о том, каким органом местного самоуправления продолжается процедура предоставления земельного участка, начатая до вступления в силу изменений, внесенных данным законом. Вместе с тем, поскольку Администрацией Карабихского с/п ЯМР ЯО процедура предоставления земельного участка продолжена не была, было принято решение, которое нарушало установленную процедуру, то соответственно Администрация ЯМР ЯО, как уже указывалось выше, была вправе во внесудебном порядке исправить допущенные нарушения процедуры предоставления земельного участка, обладая в силу закона полномочиями на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Следовательно, оспариваемое постановление № 178, договор № 39, изданы (заключены) уполномоченным лицом – Администрацией ЯМР ЯО – в пределах его компетенции.

С доводами о том, что оспариваемое постановление издано с пропуском срока суд не соглашается, так как п. 2 ст. 34 Закона № 171-ФЗ не устанавливал предельных сроков, в течение которых может применяться процедура предоставления земельных участков для строительства, предусмотренная ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015. Нарушений каких-либо сроков издания оспариваемых постановлений, которые могли бы привести к их недействительности, судом не установлено.

Также суд считает несостоятельными доводы истца о том, что предоставление участке осуществлено с нарушением требований градостроительного и земельного законодательства.

Из иска, пояснений представителя Администрации Карабихского с/п ЯМР ЯО, Правил землепользования и застройки Карабихского сельского поселения ЯМР, выписки из данных Правил в отношении ЗУ327 (л.д.165-166) следует, что на момент обращения ФИО1 испрашиваемый участок, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Карабихского сельского поселения ЯМР, находился в зоне Р – Зоны рекреационного назначения. В данной зоне одним из основных видов разрешенного использования являлось размещение кемпингов, домов охотников и рыболовов.

Решением муниципального совета Карабихского сельского поселения ЯМР №34 от 18.08.2015 (л.д. 71-71-73, 85) внесены изменения в Правила землепользования и застройки Карабихского сельского поселения ЯМР: в ст. 71 «Зоны особо охраняемых территорий и объектов (ОО/Р)» добавлен абзац «* - в границах населенных пунктов земельные участки в составе рекреационных зон предназначены для отдыха граждан, заняты городскими лесами, скверами, парками городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами».

Буквальный текст указанного решения не свидетельствует о выделении какой-либо отдельной территориальной зоны.

В ст. 71 Правил землепользования и застройки Карабихского сельского поселения ЯМР указано, что к зонам особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ОО-1); территорий объектов культурного наследия (ОО-2); рекреационного назначения (Р). Также указано, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий (ОО-1), за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов (на территории ФИО4 - отсутствуют).

Таким образом, для зоны рекреационного назначения (Р или Р*) должен быть установлен градостроительный регламент.

В соответствии с п.9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ «градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков…» Согласно п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ «В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства…» Согласно п. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ «разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования». В соответствии с п. 2 ст. 85 ЗК РФ «Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально…»

Согласно п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ «на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается». Согласно п.1.1. Решения муниципального совета Карабихского сельского поселения ЯМР №34 от 18.08.2015 в картографические материалы градостроительного зонирования какие-либо изменения в отношении зоны Р* не вносились, что также подтверждается выпиской из ПЗЗ в отношении ЗУ327 (л.д.165-166). На карте градостроительного зонирования территорий (в составе Правил землепользования и застройки Карабихского сельского поселения) отражена только зона Р; зона Р* не отражена, и в Решении муниципального совета Карабихского сельского поселения ЯМР №34 от 18.08.2015 в качестве самостоятельной зоны не упомянута.

Суд приходит к выводу, что «зоны» Р/Р* относятся к одной территориальной зоне – зоне рекреационного назначения, для которой установлен единый градостроительный регламент, предусматривающий возможность размещения кемпингов, домов охотника и рыболова. Иное означало бы, что для зоны Р* градостроительный регламент (в том числе основные виды разрешенного использования) не установлен, что противоречит вышеуказанным положениям ст. 71 Правил землепользования и застройки, согласно которым градостроительный регламент не устанавливается только для зоны ОО-1.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для отказа в выдаче акта о выборе земельных участков, для отказа в предоставлении в аренду испрашиваемого участка в виде несоответствия разрешенного использования земельных участков целям использования участков, указанным в заявлении в 2015 году не имелось. Участок мог быть предоставлен для строительства дома охотника и рыболова.

Согласно п. 10 ст. 85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 98 ЗК РФ в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

Согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона от 23.06.2016 № 206-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и земель для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства» вступившего в силу с 01.01.2017, из п. 2 ст. 98 ЗК РФ были исключены слова «дома рыболова и охотника».

Однако, данный закон обратной силы не имеет. Кроме того, поскольку процедура предоставления земельного участка была затянута по вине органа местного самоуправления, при этом из Правил землепользования и застройки Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО вид разрешенного использования для зоны Р – для строительства дома охотника и рыболова до настоящего времени не исключен, то соответственно, суд считает правомерным предоставление земельного участка именно с таким видом разрешенного использования ФИО1 согласно его первоначального заявления и публикации в СМИ.

Также судом не принимаются ссылки на невозможность предоставления спорных участков для строительства в связи с их нахождением на территории зоны охраняемого природного ландшафта государственного литературно-мемориального музея-заповедника <данные изъяты>».

Истец ссылался на Проект зоны охраны государственного литературно-мемориального музея-заповедника <данные изъяты> утвержденный решением исполкома Ярославского областного совета народных депутатов №362 от 22.09.1989 (л.д. 146-162).

Указом Президента РФ от 20.02.1995 № 176 государственный литературно-мемориальный музей - заповедник <данные изъяты> в <адрес> включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

В соответствии с п. 14 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972) на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает правовым актом, согласованным с Министерством культуры Российской Федерации, границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон. Согласно п. 16, 18 указанного Положения сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия, объединенной зоны охраны объектов культурного наследия должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зон охраны объекта культурного наследия (в виде карты (схемы) границ), перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в указанных границах, учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах зон охраны объектов культурного наследия. Информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах данных зон в обязательном порядке размещается органом государственной власти, утвердившим границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а также направляется им в орган кадастрового учета для внесения в государственный кадастр недвижимости. Утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке).

В порядке, предусмотренном указанным Положением, границы охранных зон государственно литературно-мемориального музея - заповедника <данные изъяты> не установлены: в сведениях государственного кадастра недвижимости отсутствуют, что подтверждается ответом Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области.

Ранее действующее законодательство также предусматривало отражение охраненных зон в генеральном плане. Так, Инструкция по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР (прил. к Приказу Министерства культуры СССР от 24.01.1986 № 33), в соответствии с которой разработан вышеуказанный проект зоны охраны государственного литературно-мемориального музея-заповедника <данные изъяты>, утвержденный решением исполкома Ярославского областного совета народных депутатов №362 от 22.09.1989, предусматривала:

- «4.1.5. Границы охранных зон должны быть обязательным элементом красных линий и опорного плана в составе генерального плана и проекта детальной планировки»;

- «5.1.2. Составление проекта зон охраны памятников истории и культуры для населенного пункта должно предшествовать разработке ТЭО и генерального плана для данного населенного пункта. В тех случаях, когда генеральный план или проект детальной планировки исторической части населенного пункта были разработаны ранее, они подлежат корректировке в установленном порядке для приведения в соответствие с новым проектом зон охраны памятника»;

- «5.3.2. Границы зон охраны наносятся на основной чертеж генерального плана населенного пункта, обозначаются на чертежах проектов детальной планировки (ПДП). Режим использования территории зон охраны формулируется в пояснительной записке к генеральному плану и ПДП. При составлении ПДП границы и режим зон охраны могут быть уточнены по согласованию с государственными органами охраны памятников».

В Генеральном плане Карабихского сельского поселения ЯМР, Правилах землепользования и застройки Карабихского сельского поселения ЯМР границы охранных зон государственного литературно-мемориального музея-заповедника <данные изъяты> отражены и они не соответствуют границам, отраженным в проекте зоны охраны государственного литературно-мемориального музея-заповедника <данные изъяты>, утвержденном решением исполкома Ярославского областного совета народных депутатов №362 от 22.09.1989.

В Генеральном плане Карабихского сельского поселения ЯМР указано: «В 1988 году институтом «Спецпроектреставрация» был разработан «Проект зон охраны Государственного литературно – мемориального музея – заповедника <данные изъяты> (согласован Министерством культуры РСФСР в 1989 году). В 2008-2009 гг. «Институтом проблем устойчивого развития городов и территорий» (г. Ярославль) выполнен новый «Проект зон охраны объекта культурного наследия - музея-заповедника <данные изъяты> В соответствие с ним комплексные зоны охраны объекта культурного наследия - государственного литературно-мемориального музея-заповедника <данные изъяты> включают в себя: территорию памятника (14,67 га); территорию охранной зоны (около 467 га); территорию зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (четыре зоны общей площадью около 327 га); территорию охраняемого природного ландшафта (около 2 177 га)». На стр. 24-25 Генерального плана Карабихского сельского поселения ЯМР указано: «По объекту культурного наследия федерального значения - территории музея-заповедника «Карабиха» устанавливаются комплексные зоны охраны в соответствии с Проектом зон охраны объекта культурного наследия - музея-заповедника <данные изъяты>, разработанного в 2008-2009 гг. Институтом проблем устойчивого развития городов и территории (г. Ярославль)».

В соответствии со ст. 73 Правил землепользования и застройки Карабихского сельского поселения ЯМР «В соответствии с Законом Ярославской области от 05.06.2008г. № 25-з «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области» как предупредительная мера по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, Генеральным планом сельского поселения и настоящими Правилами до разработки проекта зон охраны таких объектов, устанавливаются временные границы зон охраны объектов культурного наследия. Во временных границах зон охраны устанавливается особый режим охраны, содержания и использования земель историко-культурного назначения, предусмотренный для охранных зон, регулирующий строительство и ограничивающий хозяйственную и иную деятельность, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды выявленных объектов культурного наследия – достопримечательного места. Требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам содержатся в Положении о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и архитектуры) народов Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008г. № 315. Комплексные зоны охраны объекта культурного наследия государственного литературно-мемориального музея-заповедника <данные изъяты> отражены в Генплане в соответствии с Проектом зон охраны этого объекта, выполненного в 2008-2009 гг. Институтом проблем устойчивого развития городов и территорий (г. Ярославль). Комплексные зоны охраны включают в себя:

территорию памятника (14,67 га);

территорию охранной зоны (около 467 га);

территорию зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (четыре зоны общей площадью около 327 га);

территорию охраняемого природного ландшафта (около 2 177 га)».

При этом, в Проекте зон охраны государственного литературно-мемориального музея-заповедника <данные изъяты>, утвержденном решением исполкома Ярославского областного совета народных депутатов №362 от 22.09.1989, следует, что по состоянию на 1989 год размер зоны охраняемого природного ландшафта составлял 3955 га, то есть на 2017 год данная зона уменьшилась.

Закон Ярославской области от 05.06.2008 № 25-з «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области» в п. 2 ст. 10 предусматривал, что «в целях обеспечения сохранности выявленных объектов культурного наследия до утверждения границ зон охраны объектов культурного наследия областной орган охраны объектов культурного наследия вправе устанавливать временные границы зон охраны объектов культурного наследия в порядке, определенном Правительством Ярославской области. Во временных границах зон охраны объектов культурного наследия (выявленных объектов культурного наследия) действуют ограничения, установленные Федеральным законом для зон охраны объектов культурного наследия».

В Генеральном плане Карабихского сельского поселения ЯМР (карта функционального зонирования), карте градостроительного планирования территорий Правил землепользования и застройки графически отражены границы охранных зон, зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта указанного музея-заповедника. Сопоставление картографических материалов, сведений публичной кадастровой карты приводит к выводу, что спорные земельные участки не входят ни в одну из зон охраны государственного литературно-мемориального музея - заповедника <данные изъяты>, отраженных в Генплане, Правилах землепользования и застройки Карабихского сельского поселения ЯМР.

При этом в Проекте зон охраны государственного литературно-мемориального музея-заповедника <данные изъяты> (Решение исполкома Ярославского областного совета народных депутатов №362 от 22.09.1989) территория д. Ершово была отнесена к зоне регулирования застройки (зона 2 (л.д.156)). Для Зоны 2 для нового строительства установлены ограничения (центральная часть – не более 5 этажей, остальные районы -1-2-х этажная). Зона охраняемого ландшафта устанавливалась для территорий, не вошедших в состав охранных зон и зон регулирования застройки. Таким образом, согласно указанному Проекту участки находились в зоне регулирования застройки, а не в зоне охраняемого природного ландшафта и не исключали возможность строительства домов рыболова в д. Ершово.

Кроме того, судом учитывается, что порядок определения местоположения границ защитных зон объектов культурного наследия установлен Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Согласно ст.20.2 указанного Закона следует, что в ЕГРН должны содержаться сведения о графическом описании местоположения защитных зон объектов культурного наследия с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат. Как уже указано выше в ЕГРН отсутствуют сведения о границах зон охраны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника <данные изъяты>

Таким образом, учитывая, что материалами дела подтверждается отнесение спорного земельного участка к категории земель «земли населенных пунктов», нахождение его в территориальной зоне Р согласно графической части, отсутствия достоверных доказательств отнесения данного участка к территории зоны охраняемого природного ландшафта, а также то обстоятельство, что принятые уполномоченными органами в 2012-2017 годах нормативные акты градостроительного зонирования не оспорены и не отменены, суд считает, что предоставление спорного ЗУ327 Администрацией ЯМР ЯО ФИО1 является правомерным.

При этом суд считает несостоятельными доводы о том, что договор аренды в силу отсутствия его гос.регистрации является недействительным, поскольку данный довод опровергается сведениями из ЕГРН о регистрации спорного договора аренды 07.08.2018.

Таким образом, судом не установлено правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме, то в силу ст.144 ГПК РФ меры по обеспечению иска, принятые на основании определения от 24.09.2018 подлежат отмене по вступлению решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, ФИО1 о признании постановления незаконным, признании договора аренды недействительным, применении последствий недействительности сделки отказать в полном объеме.

По вступлению решения в законную силу отменить меры по обеспечению иска, принятые на основании определения Ярославского районного суда Ярославской области от 24 сентября 2018 года о запрете Управлению Росреестра по Ярославской области и ФИО1 осуществление любых регистрационных действий и сделок в отношении земельного участка с кадастровым , площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья А.М.Хахина