ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-128/20 от 14.02.2020 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

RS0-24

Дело (2-3438/2019;) ~ М-1091/2019

КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 февраля 2020 года <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Бобылевой Е.В.,

при секретаре Вещиковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарыповского межрайонного прокурора к <адрес>, Министерству экологии и рационального природопользования <адрес>, Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов, Федеральному агентству водных ресурсов о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Шарыповский межрайонный прокурор обратился в Центральный районный суд <адрес> с исковым заявлением, с учетом уточнений, просил обязать <адрес> в 3-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование работ по выполнению проектно-изыскательских работ для укрепления левого берега реки Кадат по <адрес> края; обязать Министерство экологии и рационального природопользования <адрес> разработать проектную документацию по укреплению левого берега реки Кадат по <адрес> края в течение 2-х месяцев с даты поступления финансирования; Обязать Енисейское бассейновое управление Федерального агентства водных ресурсов при обращении Министерства экологии и рационального природопользования <адрес> согласовать мероприятия по берегоукреплению левого берега реки Кадат по <адрес> края в перечне мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений на очередной финансовый год; обязать Министерство экологии и рационального природопользования <адрес> осуществить мероприятия по берегоукреплению левого берега реки Кадат по <адрес> края путем осуществления мероприятий, предусмотренных проектом по укреплению берега реки Кадат в течение 6 месяцев с даты поступления финансирования.

Требования мотивированы тем, что на территории <адрес> ежегодно возникает угрозы наступления чрезвычайной ситуации в связи с поднятием уровня воды в <адрес>, причинения вреда имуществу и жизни жителей <адрес>, поскольку в зоне подтопления расположены земельные участки с домами и хозяйственными постройками, принадлежащие гражданам. В 2013, 2018 годах администрация <адрес> обращалась в Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> с ходатайством о содействии в укреплении береговой линии <адрес> вдоль <адрес>, и для получения субсидии на реализацию мероприятий по направлению «Разработка проектно-сметной документации на капитальное строительство, реконструкцию гидротехнических сооружений» в рамках государственной программы <адрес> «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов», которые не удовлетворены в связи с отсутствием полного комплекса необходимых документов. Прокуратурой неоднократно проводились проверки по обращениям местных жителей, выносились представления в адрес администрации <адрес>, что не привело к разрешению спорного вопроса. Решением Шарыповского городского суда <адрес> от 14.12.2015 отказано в удовлетворении исковых требований Шарыповского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> края о признании незаконным бездействия по непринятию мер по укреплению левого берега реки Кадат вдоль <адрес> и возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по укреплению левого берега реки Кадат вдоль <адрес>. При этом, суд исходил из того, что обязанность по организации таких мероприятия должна быть возложена на <адрес> в части финансирования работ по выполнению проектных и изыскательских работ, а также в части предоставления в Министерство природных ресурсов и экологии РФ копии утвержденной региональной программы и заявки с приложением необходимых документов и соблюдением требований, предусмотренным Порядком проведения конкурсного отбора региональных целевых программ в области использования и охраны водных объектов; истцом не доказана угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с подъемом уровня воды и размыванием берега. 25.05.2016, 23.05.2017, 21.08.2017 проведены комиссионные послепаводковые обследования зоны негативного воздействия вод - берегообрушение реки Кадат в <адрес>, по результатам которых установлено затопление части жилого сектора <адрес> водами <адрес>, угроза жилым домам берегообрушением, необходимость разработки проектно-сметной документации и строительство сооружений инженерной защиты от берегообрушения и затопления, а также проведение комплекса мероприятий, в том числе по очистке русла реки Кадат. Стоимость выполнения проектно-изыскательских работ по берегоукреплению русла реки Кадат, согласно информации ООО «Институт Красноярскгидропроект составляет 4 934 924,70 рублей». Истец, ссылаясь на положения ч. 10 ст. 25, ч. 1 ст. 8, ч. 1, 3 ст. 26, 39, 67.1Водного кодекса РФ, ст. 97, <адрес> от 05.06.2008 №5-1777, 133 Бюджетного кодекса РФ полагает, что осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и последствий их ликвидации относится к полномочиям субъекта РФ – <адрес>. Непринятие мер по укреплению левого берега реки Кадат по <адрес> может привести к повреждению либо уничтожению имущества граждан, проживающих в зоне берегообрушения, а также повреждению ЛЭП, линий связи, дорог, что напрямую затрагивает права неопределенного круга лиц и явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Шаркий Е.Ю. поддержал требования уточненного искового заявления по изложенным в нем основаниям.

<адрес> требования иска не признало по основаниям, изложенным в возражениях на иск и дополнениям к ним. Представитель данного ответчика по доверенности Куренев Д.С., в судебном заседании пояснил, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий относится к полномочиям Министерства экологии и рационального природопользования <адрес>; сформированный прокурором предмет иска не позволяет определить какие именно действия <адрес> должно совершить; в исковом заявлении прокурор применяет к спорным правоотношениями положения законодательства, регламентирующие вопросы предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий и законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при этом, данные вопросы находятся в компетенции различных органов, на разрешение вопросов посредством применения данного законодательства предусмотрены различный порядок и способ финансирования; доказательства наличия угрозы чрезвычайной ситуации не представлены истцом; переданные органам государственной власти субъектов РФ полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории субъектов РФ финансируется за счет субвенций из федерального бюджета, поэтому главным распорядителем бюджетных средств субвенций является Федеральное агентство водных ресурсов, поэтому <адрес> не имеет полномочий по распоряжению средствами субвенций, доводимых на выполнение данных мероприятий краевому бюджету.

Представитель Министерства экологии и рационального природопользования <адрес> по доверенности Максимова Л.А. требования искового заявления не признала по основаниями изложенным в отзыве и уточнениям к нему, полагая, что не является надлежащим ответчиком по спору; в судебном заседании пояснила, что исковое заявление не содержит перечня конкретных действий, которые необходимо выполнить министерству; вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках одного муниципального образования отнесены к вопросам местного значения и должны разрешаться администрацией <адрес>; администрация <адрес> обращалась в Министерство 10.12.2018 с заявкой с целью получения субсидии на выполнение мероприятий по разработке проектно-сметной документации на капитальное строительство, реконструкцию гидротехнических сооружений в рамках подпрограммы «Использование и охрана водных ресурсов» государственной программы <адрес> «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов, утвержденной постановлением <адрес> от 30.09.2013 №512-п», однако заявка не прошла конкурсный отбор в связи с не предоставлением полного комплекта документов.

Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Федеральное агентство водных ресурсов своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ. Ранее представитель Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов по доверенности от 13.11.2019 Левшинская О.Р. представила письменный отзыв, в котором указала, что полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов РФ финансируется за счет субсидий из федерального бюджета в соответствии с Порядком проведения конкурсного отбора государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов РФ в области использования и охраны водных ресурсов, при этом, ни Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, ни Росводресурсы не принимают решение о выделении субсидий на осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод. Кроме того, в судебном заседании пояснила, что вопрос вида финансирования: субсидии (в частности, строительство, реконструкция объектов инженерной защиты и берегоукрепительных сооружений) или субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, зависит от вида работ, необходимых для ликвидации последствий негативного воздействия вод.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация <адрес> края своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежаще, в соответствии с положениями ст. 113 ГПК РФ, ранее направляло письменные пояснения, в которых поддержало требования искового заявления Шарыповского межрайонного прокурора.

В последнем судебном заседании <адрес> заявлялось ходатайство о привлечении в качестве соответчиков Законодательного <адрес>, рассмотрев которое суд отказал в его удовлетворении, поскольку требования истцом к указанным лицам не заявлены, а прокурор настаивал на рассмотрении по существу заявленных требований с учетом последних уточнений истца. При этом, суд неоднократно предлагал истцу уточнить требования и круг лиц по настоящему дела, а также нормативно-правовое обоснование заявленных требований, однако Шарыповский межрайонный прокурор поддержал уточненные требования в заявленном виде, настаивал на их удовлетворении.

Заслушав лиц, участвующих в деле, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

В материалы дела в ходе рассмотрения настоящего спора представлены многочисленная переписка жителей <адрес> с администрацией <адрес>, Министерством по вопросу затопления <адрес> за период 2013-2018 годы.

Сторонами не оспаривается и следует из материалов дела, что река Кадат находится в федеральной собственности и расположена на территории одного субъекта РФ – <адрес>.

Решением Шарыповского городского суда <адрес> от 14.12.2015 отказано в удовлетворении исковых требований Шарыповского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> края о признании незаконным бездействия по непринятию мер по укреплению левого берега реки Кадат вдоль <адрес> и возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по укреплению левого берега реки Кадат вдоль <адрес>.

Из комиссионного акта послепаводкового обследования зоны негативного воздействия вод от 25.05.2016 следует, что на территории <адрес> отмечается два типа негативного воздействия вод реки Кадат: берегообрушение и затопление в период весеннего половодья. Комиссия по результатам визуального обследования установила, что русло реки Кадат в <адрес> частично заилено, заросло древесно-кустарниковой растительность, местами образовались островки; берега реки в основном пологие, местами обрывистые с пониженными участками, на которые при половодье поступает вода, частично заросли древесно-кустарниковой растительностью; затопление части жилого сектора <адрес> водами <адрес> происходит ежегодно. Сооружений инженерной защиты от затоплений нет. Берегообрушение угрожает жилым домам, особенно на вершинах меандр. Берегоукрепительных сооружений нет. Состояние левого берега реки Кадат в <адрес> – катастрофическое. Степень опасности – критическая. Ежегодно в опасной зоне будут оказываться все новые хозяйственные постройки и дома. Негативному воздействию вод подвержены: жилые дома с приусадебными участками, ЛЭП, линии связи, дороги. Необходима разработка проектно-сметной документации и строительство сооружений инженерной защиты от берегообрушения и затопления. При этом необходимо предусмотреть комплекс мероприятий, в том числе расчистку русла реки. В 2016 году половодье произошло без опасных заторов и подъемов уровней до критических отметок.

Согласно комиссионному акту обследования берегов линий русла реки Кадат в <адрес> от 23.05.2017 вдоль территории земельных участков по <адрес> происходит берегообрушение (подмыв) береговой линии русла реки Кадат. Во избежание дальнейшего подмыва необходимо углубить русло реки в районе указанных земельных участков.

В соответствии с актом послепаводкового обследования зоны негативного воздействия вод от 21.08.2017 на левом берегу <адрес> между устьями его притоков <адрес> и <адрес> в 10,5-11,5 км от устья выделен участок берегообрушения общей длиной 0,9 км. Интенсивный размыв берега в весеннее половодье происходит вдоль <адрес> составляет 5-20м., высота берега различная 1-5 м. Наибольшая интенсивность размыва отмечена на вершинах излучин в районе домов №2а, 2в, 2б, 4,6,12,14: берег подмыт местами до вертикального уклона, наблюдаются вывалы массивов грунта, осыпи, трещены отрыва, идет размыв огородов, в отдельных местах кромка берега вплотную подошла к хозяйственным постройкам, заборам. Остальные результаты обследования и выводы соответствуют зафиксированным в акте комиссионного акта послепаводкового обследования зоны негативного воздействия вод от 25.05.2016.

Актами послепаводкового обследования зоны негативного воздействия вод от 05.05.2018, от 24.09.2018 также зафиксированы результаты обследования, согласующиеся с предыдущими актами за период с 2016 года.

В комиссию по подготовке предложений о распределении субсидий бюджетам муниципальных образований <адрес> на финансирование мероприятий отдельных программ государственной программы <адрес> «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов» от администрации <адрес> поступила заявка от10.12.2018 №02-/43170 с целью получения субсидии на реализацию мероприятия по направлению «Разработка проектно-сметной документации на капитальное строительство, реконструкцию гидротехнических сооружений» в рамках подпрограммы «Использование и охрана водных ресурсов». В связи с несоответствием требованиям п. 9 Порядка предоставления данных субсидий, являющегося приложением №5 к Постановлению Правительства от 30.09.2013 №512-п, в связи с чем, субсидии на 2019 год не предоставлены.

Письмом от 14.12.2019 №77-01795 Министерство экологии и рационального природопользования <адрес> сообщило администрации <адрес> об отказе в предоставлении субсидии, указано на отсутствие в составе заявки копии справки МЧС об установлении режима чрезвычайной ситуации и нанесенном ущербе в случае наличия фактов введения ЧС, фотоматериал с описанием дефектов.

Согласно ответу ООО «Институт Красноярскгидропроект» от 26.03.2018 №ИК18-85 стоимость проектно-изыскательских работ по берегоукреплению русла реки Кадат в <адрес> составляет 4 934 924 рубля 70 копеек, срок выполнения работ- 9 месяцев.

В 2019 году Министерство экологии и рационального природопользования <адрес> подготовило пакет документов для рассмотрения на комиссии заявки на разработку проектной документации по мероприятию «Расчистка русла реки Кадат в <адрес>». Согласно пояснительной записке сметная стоимость работ составляет 5 807 980,53 руб. Енисейским бассейновым водным управлением 27.11.2019 дано заключение о несоответствии представленных документов, обосновывающих мероприятие, требованиям Приказа, при этом подтверждено, что рассматриваемое мероприятие соответствует полномочиям Росводресурсов.

Администрацией <адрес> 09.12.2019 повторно направлены документы с целью получения субсидии на реализацию мероприятия по направлению «Разработка проектно-сметной документации на капитальное строительство, реконструкцию гидротехнических сооружений», в рамках подпрограммы «Использование и охрана водных ресурсов» государственной программы <адрес> «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов».

Из пояснений представителя Министерства, на момент рассмотрения спора по существу заседание комиссии по рассмотрению заявок проведено, данной заявке присвоен второй номер в позициях нуждаемости; профинансирована в 2020 году будет только одна заявка с первым номером. Протокол заседания комиссии не изготовлен, в связи с чем, в материалы дела не представлен.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

В силу пп. "в" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Исключением из этого правила является нахождение в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица пруда, обводненного карьера, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, если иное не установлено федеральными законами (ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ).

В силу п. 16 ст. 1 Водного кодекса РФ негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 67.1 Водного кодекса РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

При этом в силу пункта 2 названной статьи Водного кодекса РФ в целях настоящей статьи под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя:

предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов;

ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;

противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водоемов, уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению берегов песчано-гравийной и каменной наброской.

В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Водного кодекса РФ инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 7 статьи 67.1 Водного кодекса РФ собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 1 и 17 статьи 24 Водного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления осуществляют полномочия по владению, пользованию, распоряжению, а также осуществляют меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований (пункты 1 и 2 ч. 1 ст. 27 Водного кодекса РФ).

Обязанность своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах при их использовании возложена на собственников таких объектов, водопользователей (п. 4 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, передаются Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В <адрес> вопросы разграничения полномочий органов государственной власти края в области лесных отношений, охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, водных отношений урегулированы <адрес> от 18.06.2009 №8-3427 "О полномочиях органов государственной власти края в сфере природопользования и охраны окружающей среды", согласно п. «м» ст. 18 которого предусмотрено, что к полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти края в области водных отношений относится осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории края.

В соответствии с пп. 11 п. 3.6 Положения о Министерстве экологии и рационального природопользования края, утвержденного постановлением <адрес> от 28.11.2017 N 715-п к компетенции Министерства в области водных отношений, безопасности гидротехнических сооружений относится осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории края.

Принимая во внимание, что река Кадат относится к федеральной собственности, расположена на территории одного субъекта РФ, учитывая вышеприведенные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении данного водного объекта является полномочием Министерства экологии и рационального природопользования <адрес>.

Органы местного самоуправления осуществляют полномочия по владению, пользованию, распоряжению, а также осуществляют меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований (пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 Водного Кодекса РФ).

Обязанность своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах при их использовании возложена на собственников таких объектов, водопользователей (п. 4 ч. 2 ст. 39 Водного Кодекса РФ).

Чрезвычайная ситуация, исходя из пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 предусмотрена классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в зависимости от пределов зоны ее распространения, количества людей, погибших или получивших вред здоровью, размера материального ущерба, исходя из которых чрезвычайная ситуация может быть отнесена к чрезвычайной ситуации муниципального характера, межмуниципального характера, регионального характера.

При этом, в материалы дела не представлены доказательства того, что состояние реки Кадат и ее берегов является чрезвычайной ситуацией или создает угрозу ее наступления.

При таких обстоятельствах, доводы о том, что затопление частного сектора и ежегодное разрушение берегов, происходящее на территории <адрес>, носит характер чрезвычайной ситуации на территории одного муниципального образования и подлежат устранению администрацией <адрес> являются несостоятельными. Данные мероприятия относятся к осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий и относятся к компетенции Министерства.

Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержден Приказом Минприроды России от 18.03.2008 № 61 (далее - Примерный перечень мероприятий).

Пунктом 2 Примерного перечня мероприятий предусмотрено, что при осуществлении мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации осуществляются следующие мероприятия:

1) увеличение пропускной способности русел рек, их расчистка, дноуглубление и спрямление, расчистка водоемов и водотоков, включая проектные работы (далее - увеличение пропускной способности рек);

2) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов, приобретение гидрометерологической информации (за исключением информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды общего назначения);

3) проведение ледокольных, ледорезных работ, работ по ликвидации ледовых заторов и ослаблению прочности льда;

4) мероприятия по противопаводковой защите, включающие уполаживание берегов, биогенное закрепление, укрепление берегов песчано-гравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках, включая проектные работы (далее - укрепление берегов).

То есть, укрепление берегов при необходимости (на наиболее проблемных участках) осуществляется в рамках проведения работ по увеличению пропускной способности рек.

Аналогичные положения содержатся в Методических указаниях по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды РФ от 31.08.2010 № 337.

При этом мероприятия по обеспечению инженерной защиты указанными нормативными правовыми актами не предусмотрены.

Вместе с тем, прокурор и не настаивал на конкретном виде мероприятий, в том числе которым должно быть выполнено берегоукрепление, а доказательства разрешения вопроса затопления и берегообрушения только посредством возведения объекта инженерной защиты в материалы дела не представлены.

Таким образом, в рамках реализации переданных полномочий в соответствии со статьей 26 ВК РФ могут быть выделены субвенции из федерального бюджета по подпунктам 1, 4 пункта 2 Примерного перечня мероприятий: мероприятия по увеличению пропускной способности рек, мероприятия по противопаводковой защите, включающие уполаживание берегов, биогенное закрепление, укрепление берегов песчано-гравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках, включая проектные работы при проведении мероприятий по увеличению пропускной способности рек.

Кроме того, Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 № 350, устанавливает Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов (далее - Правила). Подпунктом «б» пункта 2 которых предусмотрено предоставление субсидий в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ, по направлению «защита от негативного воздействия вод (строительство, реконструкция объектов инженерной защиты и берегоукрепительных сооружений)».

Постановлением <адрес> от 30.9.2013 № 512-п утверждена государственная программа <адрес> «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов» (далее - постановление № 512-п). Подпрограммой «Использование и охрана водных ресурсов» (далее - подпрограмма) предусматривается предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований <адрес> на мероприятия в области обеспечения капитального ремонта, реконструкции и строительства гидротехнических сооружений, реализация которых предусматривает софинансирование из федерального бюджета, в том числе разработку проектной документации, на основании конкурсного отбора (приложение № 3 к подпрограмме).

Порядок предоставления указанных субсидий изложен в приложении № 5 к подпрограмме (далее - Порядок). Предоставление указанных субсидий осуществляется на основании конкурсного отбора при обращении органов местного самоуправления при соблюдении определенных условий процедуры обращения и по составу представляемых документов.

Рассматривая довод Енисейского бассейнового водного управления относительно возможного финансирования мероприятий заявленных в иске за счет субвенций, суд соглашается с позицией <адрес> о том, что субсидии из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования государственных программ (подпрограмм) субъектов РФ в области использования и охраны водных объектов в порядке п. 4 ст. 25 Водного кодекса РФ, а субвенции из федерального бюджета РФ предоставляются бюджетам субъектов РФ в порядке реализации переданных государственных полномочий по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации их последствий в отношении водных объектов, при этом они являются разными полномочиями с разными формами финансирования на различные виды работ.

Разрешая заявленные требования по существу, исходя из содержания иска и фактических обстоятельств по делу, достоверно подтверждающих негативное воздействие водного объекта – Реки Кадат и необходимость принятия мер, направленных на ликвидацию ее последствий, суд приходит к выводу о том, что фактически требования прокурора направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц в порядке п. 3 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ, а не ст. 25 Водного кодекса РФ и подлежит удовлетворению, поскольку со стороны Министерства судом установлено бездействие выразившееся в непринятии мер, направленных на предотвращение негативного воздействия вод реки Кадат и ликвидации их последствий.

При этом, направленные в декабре 2019 года для рассмотрения и согласования Министерством в адрес Федерального агентства водных ресурсов перечень мероприятий не получил положительного заключения Енисейского бассейнового водного управления, в связи с неполным предоставлением всех необходимых документов, в связи с чем, нельзя признать указанные действия надлежащими.

Кроме того, принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства не представлены доказательства проведения участниками спора анализа, какого – либо исследования и определения необходимости выбора конкретных мер предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий, поименованных в статье 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, отсутствие доказательств того, что та или иная обсуждаемая в ходе судебного разбирательства мера (как то расчистка русла реки или берегоукрепление, строительство гидротехнического сооружения и т.д.) приведет к разрешению спорного вопроса и будет достаточной для предотвращения негативного воздействия вод реки Кадат в <адрес>, суд приходит к выводу о том, что выбор конкретного способа предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации их последствий является преждевременным и находится в компетенции Министерства, а не истца, четко регламентирован действующим законодательством.

Также суд принимает во внимание, что п. 5 Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 31.08.2010 N 337 предусмотрена необходимость органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия:

а) выделить из общего числа водных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, водные объекты и/или их участки, наиболее опасные с точки зрения негативного воздействия вод, которые находятся в федеральной собственности и полностью расположены на территории субъекта Российской Федерации (далее - Перечень водных объектов);

б) определить площади территорий, подверженных затоплению для паводков 5%, 10%, 25% обеспеченности, с определением количества населения, проживающего на этих территориях, объектов экономики и культуры с определением материального ущерба в случае их затопления и подтопления;

в) принять решение по дальнейшей эксплуатации, защите или выносу объектов, попадающих в зону возможного затопления, подтопления паводковыми водами, а также берегообрушения, совместно с органами местного самоуправления и руководителями организаций;

г) провести анализ причин и сроков возможного возникновения негативного воздействия вод на населенные пункты, объекты хозяйственной и иной деятельности, включая возникновение затопления, подтопления, образование ледовых заторов и зажоров на водных объектах;

д) разработать перечень мероприятий, направленных на предотвращение и снижение негативного воздействия вод, а также ликвидацию его последствий в отношении водных объектов, определить сроки проведения мероприятий и необходимые объемы финансирования;

е) согласовать значения целевых прогнозных показателей осуществления субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений и перечень мероприятий, направленных на их достижение в Росводресурсы для получения бюджетного финансирования в сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. N 629;

ж) обеспечить выполнение планируемых в рамках утвержденных мероприятий работ и достижение целевых прогнозных показателей;

з) подготовить отчетность о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей.

При этом, доказательства выполнения всех позиций Пункта 5 Методических указаний в материалы дела не представлено.

При этом, удовлетворение иска о возложении обязанности на Министерство экологии и рационального природопользования <адрес> осуществить меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водного объекта реки Кадат в районе <адрес>, не исключает возможности осуществления полномочий администрации <адрес> для получения субсидии на реализацию мероприятий по направлению «Разработка проектно-сметной документации на капитальное строительство, реконструкцию гидротехнических сооружений», в рамках подпрограммы «Использование и охрана водных ресурсов» государственной программы <адрес> «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов». Такой запрет действующим законодательством не предусмотрен. Данные способы не исключают друг друга.

Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что прокурором заявлены способы выполнения мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, не предусмотренные действующим законодательством, поскольку <адрес> не является главным распорядителем бюджетных средств РФ из которых осуществляется финансирование данных мероприятий в рамках переданных полномочий; Министерство экологии и рационального природопользования <адрес> не осуществляет разработку проектной документации, поскольку она разрабатывается лицом, выигравшим торги в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Согласно п. 18, 20 Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 31.08.2010 N 337 перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений на очередной финансовый год, утвержденный руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласуется по итогам рассмотрения Росводресурсами, а его территориальный орган только готовит заключение по каждому мероприятию, предлагаемому к финансированию за счет средств федерального бюджета с учетом заключения соответствующих бассейновых советов, поэтому такой способ как возложение на Енисейское бассейновое управление Федерального агентства водных ресурсов обязанности при обращении Министерства экологии и рационального природопользования <адрес> согласовать мероприятия по берегоукреплению левого берега реки Кадат по <адрес> края в перечне мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений на очередной финансовый год также не может быть признан обоснованным. Кроме того, доказательства представления Енисейскому бассейновому управлению Федерального агентства водных ресурсов полного пакета документов и последующие его неправомерные действия по отказу в их выполнении в материалы дела не представлены, в связи с чем обращение в суд с таким требованием является преждевременной мерой судебной защиты (доказательства нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц со стороны данного ответчика в материалы дела не представлены).

Вместе с тем, указанные обстоятельства не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска, направленного на понуждение министерства осуществить мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении реки Кадат.

Определяя срок для выполнения Министерством экологии и рационального природопользования <адрес> мероприятий предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водного объекта реки Кадат в районе <адрес> судом учтен принцип разумности, фактическая обстановка, связанная с затоплением жилого сектора в <адрес> и разрушением берегов водами реки Кадат, длительность бездействия министерства, социальную напряженность по данному вопросу. Совокупность данных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что 1 года с момента вступления решения суда достаточно для оперативного разрешения спорного вопроса.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать Министерство экологии и рационального природопользования <адрес> осуществить меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водного объекта реки Кадат в районе <адрес> в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 13 марта 2020 года.

Председательствующий судья: Е.В. Бобылева

Копия верна. Подписано судьей.