ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-128/20 от 23.01.2020 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2-128/2020

64RS0043-01-2019-005966-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23.01.2020 года г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кондрашкиной Ю.А., при секретаре Торгашевой Т.В., с участием помощника прокурора Волжского района г. Саратова Корабель Д.И., с участием истца Бородина А.В., представителя истца Хилько О.Е., представителей ответчиков Морозовой М.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по иску Бородина ФИО16 к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора), третьи лица Бондаренко С.П., Волкова Е.Ю., Чернопятова Л.Н. о признании приказа незаконным, восстановлении на государственной гражданской службе,

установил:

истец обратился в суд с иском к ответчику в обоснование своих требований ссылается на то, что на основании приказа Управления Росприроднадзора по Саратовской области -к от ДД.ММ.ГГГГ Бородин ФИО17 с 30.12.2004 переведен с должности начальника отдела государственного контроля за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда ГУПР по Саратовской области на государственную гражданскую службу в Управление Росприроднадзора по Саратовской области на должность начальника отдела в сфере лесного хозяйства и землепользования.

В соответствии с приказом Управления Росприроднадзора по Саратовской области от 29.03.2019 Бородин А.В. с 27.03.2013 переведен на должность заместителя начальника отдела по надзору в сфере охоты, надзора за водными и земельными ресурсами, особо охраняемыми природными территориями и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Саратовской области.

На основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 03.06.2019 года № 342 «Об утверждении Схемы размещения территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» была инициирована процедура реорганизации территориальных органов Росприроднадзора путем укрупнения и создания межрегиональных управлений.

Во исполнение указанного решения Минприроды РФ в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10.06.2019 Управление Росприроднадзора по Саратовской области и Управление Росприроднадзора по Пензенской области подлежали реорганизации в форме присоединения Управления Росприроднадзора по Пензенской области к Управлению Росприроднадзора по Саратовской области с переименованием в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям с местом нахождения в г. Саратове.

Предстоящее упразднение государственных органов предопределяло изменения организационно-штатной структуры реорганизуемых государственных органов и сокращение численности должностей государственной гражданской службы.

Порядок сокращения должностей гражданской службы, в том числе в рамках упразднения государственного органа, установлен статьей 31 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с частью 2 которой гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе предупреждается нанимателем о предстоящем увольнении в связи с сокращением персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения.

13 июня 2019 года Бородину А.В. было вручено письменное уведомление о предстоящем сокращении замещаемой им должности в связи с реорганизацией, подписанное и.о. руководителя Управления Шутенко В.Н., в котором дословно указано: «в течение срока, установленного частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Вам будут предложены вакантные должности федеральной государственной гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой должности, уровня вашей квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки».

Должность заместителя начальника отдела по надзору в сфере охоты, надзора за водными и земельными ресурсами, ООПТ и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Саратовской области, замещаемая Бородиным А.В. на момент реорганизации, относилась к ведущей группе должностей государственной гражданской службы категории «руководители».

Приказом Управления Росприроднадзора по Саратовской области -к от 07.08.2019 утверждена структура и штатное расписание Межрегионального управления, согласно которому три инспекторских отдела Управления Росприроднадзора по Саратовской области: отдел геологического надзора и охраны недр, отдел по надзору сфере охоты, надзора за водными и земельными ресурсами, ООПТ и разрешительной деятельности и отдел экологического надзора объединены в один отдел - отдел государственного экологического надзора по Саратовской области Межрегионального управления с сохранением всего объема функциональных полномочий, целей и задач трех объединенных (реорганизованных) инспекторских отделов.

В связи с объединением инспекторских отделов из 6 штатных единиц ведущей группы должностей государственной гражданской службы категории «руководители» (3 должности начальника инспекторских отделов, 3 должности заместителя начальников инспекторских отделов) сокращению подлежали 3 штатных единицы, а именно: 2 штатные единицы по должности начальник инспекторского отдела; 1 штатная единица по должности заместитель начальника инспекторского отдела.

В новом штатном расписании введено 3 штатные единицы ведущей группы должностей государственной гражданской службы категории «руководители», а именно: 1 штатная единица по должности – «начальник отдела государственного экологического надзора по Саратовской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям»;

2 штатные единицы по должности «заместитель начальника отдела государственного экологического надзора по Саратовской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям».

Указанные должности в юридически значимый период с 07 августа 2019 года (дата введения нового штатного расписания Межрегионального управления Роспррироднадзора по Саратовской области) по 15 октября 2019 года (дата внесения записи в ЕГРЮЛ об упразднении Управления Росприроднадзора по Саратовской области в результате реорганизации) являлись вакантными.

Согласно части 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Из буквального толкования указанной нормы следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы должностей государственной гражданской службы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

Таким образом, обязанность нанимателя предлагать все имеющиеся вакантные должности является безусловной, прямо предусмотренной федеральным законом, не зависящей о желания и субъективного мнения нанимателя, а также от дальнейшего выбора им конкретных претендентов на замещение вакантных должностей, направленной на соблюдение принципа равного доступа к государственной гражданской службе, равных условий ее прохождения и реализации гражданским служащим права на свободный выбор рода деятельности и сферы приложения своих трудовых способностей, закрепленных в пункте 2 статьи 37 Конституции Российской Федерации и в статье 4 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В нарушение указанных требований части 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ наниматель в лице и.о. руководителя Управления Шутенко В.Н., не предложил Бородину А.В. вплоть до его увольнения ни одну из вакансий по ведущей группе должностей государственной гражданской службы категории «руководители», имеющихся в юридически значимый период в Межрегиональном управлении, чем грубо нарушил установленный порядок сокращения в государственном органе.

При этом частью 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ на представителя нанимателя не возложена обязанность - предлагать гражданскому служащему вакантные должности, относящиеся к иным категориям и группе должностей гражданской службы, взамен сокращенной.

Наниматель, действуя недобросовестно, не предложив Бородину А.В. вакантные должности ведущей группы категории «руководители», соответствующие должности, замещаемой Бородиным А.В. предложил ему 09 августа 2019 года для замещения в Межрегиональном управлении должность – главного специалиста отдела государственного экологического надзора по Саратовской области, которая относится к иной группе и категории (нижестоящей) должностей государственной гражданской службы по отношению к замещаемой Бородиным А.В., а именно к старшей группе должностей категории «специалисты».

Предложение гражданскому служащему иной вакантной должности в государственном органе, не освобождает нанимателя от исполнения обязанности, установленной частью 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ, предложить гражданскому служащему все имеющиеся в государственном органе вакантные должности, соответствующие группе и категории должностей, замещаемой гражданским служащим и подлежащей сокращению, а не только отдельные должности по выбору нанимателя.

В соответствии с положениями части 4 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Никакие иные преимущества одних гражданских служащих перед другими гражданскими служащими при рассмотрении вопроса о замещении вакантных должностей Федеральный закон № 79-ФЗ не предусматривает.

Аналогичные разъяснения действующего законодательства о государственной гражданской службе были изложены в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор, г. Москва) от 07.08.2019, которым центральный аппарат обязывал территориальные органы Росприроднадзора обеспечить соблюдение соответствующих требований законодательства и при принятии решения о предложении государственному гражданскому служащему должности следует принимать во внимание наличие преимущественного права на замещение должности гражданской службы, которое в соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона № 7-ФЗ предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности. Для определения преимущественного права руководителям территориальных органов Росприроднадзором рекомендовано формировать сравнительные характеристики, подготавливаемые сотрудниками кадровых подразделений территориальных органов.

И.о. руководителя Управления Шутенко В.Н., не предложив Бородину А.В. все вакантные должности, и нарушив таким образом порядок сокращения гражданских служащих, установленный частью 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ, тем самым лишил Бородина А.В. гарантий, предусмотренных частью 4 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ.

Федеральным законом № 79-ФЗ установлено, что прием, перевод на должность, изменение существенных условий прохождения государственной гражданской службы осуществляется только с согласия гражданского служащего.

Следовательно, преимущественное право на замещение вакантных должностей может рассматриваться только среди числа государственных служащих, изъявивших желание и давших письменное согласие на замещение вакантной должности. Обратное является произволом нанимателя, свидетельствующем о нарушении конституционных прав, предусмотренных частью 1 статьи 37 Конституции РФ и статьей 4 Федерального закона № 79-ФЗ, на свободный выбор гражданином и гражданским служащим в том числе, рода деятельности и распоряжение своими профессиональными способностями.

Гражданские служащие, чьи должности сокращены, свободны в своем выборе либо согласиться на замещение предложенной вакантной должности, соответствующей ранее замещаемой, либо отказаться от нее и уволиться по сокращению штата, или дать свое согласие на замещение иной должности, отнесенной к иной категории и группе должностей государственной гражданской службы, но соответствующей квалификации и профессиональным способностям гражданского служащего, если такая вакантная должность имеется и была предложена ему для замещения.

Кроме того, преимущественное право может возникнуть только при наличии двух и более кандидатур. Из перечня гражданских служащих, письменно изъявивших желание и давших согласие на замещение соответствующей вакантной должности, наниматель с учетом критериев, установленных исключительно частью 4 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ, мотивированно и объективно определяет претендента, имеющего перед другими кандидатурами преимущественное право на замещение вакантной должности.

Смысл положений частей 4-5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ в их взаимосвязи заключается не в преимущественном праве оставления на государственной гражданской службе вообще, так как этот вопрос уже урегулирован частью 1 этой же статьи (путем предложения в случае отсутствия вакантных должностей, соответствующих группе и категории должностей замещаемой гражданским служащим, иной должности в том же органе или ном государственном органе либо увольнении в связи с отказом замещать предложенные должности), а в преимущественном праве на замещение вакантной должности соответствующей группе и категории должности замещаемой гражданским служащим, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.

08.08.2019 решением нанимателя (Шутенко В.Н.) вакантная должность начальника отдела государственного надзора по Саратовской области Межрегионального управления без учета преимущественного права была предложена исключительно Чернопятовой Л.Н., которая ранее занимала должность заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Саратовской области, 2-е штатные единицы должности заместителя начальника отдела государственного экологического надзора также без учета преимущественного права предложены исключительно Бондаренко С.П. и Волковой Е.Ю., которые ранее занимали должности начальников инспекторских отделов.

Между тем, в соответствии с критериями, установленными частью 4 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ, Бородин А.В. объективно имеет преимущественное право перед вышеуказанными лицами на замещение 2-х вакантных должностей – начальника и заместителя начальника отдела экологического надзора Межрегионального управления, сведения изложены в сравнительной таблице.

Из представленной сравнительной таблицы следует вывод о более высоком уровне квалификации Бородина А.В. перед остальными кандидатами по всем указанным критериям, предусмотренным частью 4 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ.

Бородин А.В., не получив предложений с перечнем всех вакантных должностей Межрегионального управления, соответствующих категории и группе должностей, замещаемых им, и посчитав свое право, предусмотренное частями 4-5 Федерального закона № 79-ФЗ, нарушенным, предпринял попытку досудебного урегулирования индивидуального служебного спора, обратившись 13.09.2019 с письменным заявлением в комиссию по служебным спорам на имя и.о. руководителя Управления Росприроднадзора Шутенко В.Н.

21 августа 2019 года Бородину А.В. был передан письменный ответ /ДМ от 15.08.2019 за подписью и.о. руководителя Управления Шутенко В.Н., в котором дословно указано: «На ваше заявление сообщаю, что на три имеющиеся в инспекционном блоке Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям должности претендовали семь сотрудников ведущей группы, подлежащей сокращению, а именно: 1 заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по Саратовской области, 3 начальника отдела и 3 заместителя начальника отдела, включая Вас. Положения Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» о преимущественном праве на замещение были соблюдены при последовательном предложении вакансий, в результате вакансии ведущей группы согласились с понижением занять действующие вышестоящие начальники структурных подразделений. При предложении должностей старшей группы Ваше преимущество реализовано, права не нарушены».

Из письменного ответа и.о. руководителя Управления Шутенко В.Н. следует, что единственным критерием, по которому им был сделан выбор претендентов на замещение вакантных должностей начальника и заместителя начальника экологического надзора Межрегионального управления в пользу Чернопятовой Л.Н., Бондаренко С.П. и Волковой Е.Ю. – это их должностное положение, являющееся по отношению к вакантным должностям вышестоящим. Т.е. буквально – указанным лицам предложены нижестоящие должности потому, что они ранее занимали вышестоящие должности. Каких-либо сведений о том, что нанимателем при определении преимущественного права, учитывались критерии, предусмотренные частью 4 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ, письменный ответ и.о. руководителя Управления Шутенко В.Н. в адрес Бородина А.В. не содержит. То есть действия нанимателя являются дискриминационными по отношению к Бородину А.В.

Согласно части 3 статьи 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В силу части 4 статьи 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона № 79-ФЗ одним из основополагающих принципов государственной гражданской службы является равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.

Преимущественное право гражданского служащего на замещение им должности гражданской службы возникает из равного со всеми другими работниками реорганизуемого государственного органа права как обеспеченной законом возможности иметь доступ к гражданской службе и гарантии, предусмотренные федеральным законом о государственной гражданской службе при ее прохождении. При этом никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества, не предусмотренные законодательством, в том числе в зависимости от должностного положения, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Обстоятельства преимущественного права на замещение должности гражданской службы должны учитываться представителем нанимателя лишь при наличии двух и более претендентов на замещение должности государственной службы, а также при наличии самой вакантной должности, которая может быть предложена государственному служащему, чья должность подлежит сокращению.

Следовательно, предоставление преимуществ гражданским служащим для замещения вакантных должностей перед другими сотрудниками только в связи с их ранее занимаемым вышестоящим должностным положением очевидно является дискриминирующим обстоятельством, лишающим гражданского служащего, имеющего более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и боле высокие результаты профессиональной служебной деятельности, преимущественного права, гарантированного частью 4 статьи 31 Федерального закона № 79- ФЗ, на замещение вакантной должности, равноценной сокращаемой.

Решение, принятое и.о. руководителя Управления Шутенко В.Н., свидетельствует о дискриминации, выразившейся в признании за гражданскими служащими Чернопятовой Л.Н., Бондаренко С.П. и Волковой Е.Ю. преимуществ в замещении вакантных должностей, не предусмотренных действующим законодательством о государственной гражданской службе, обусловленных вышестоящим статусом замещаемых ими на момент реорганизации должностей.

И.о. руководителя Управления Шутенко В.Н. своим ответом письменно подтвердил, что решение об отказе Бородину А.В. в предложении всех вакантных должностей, соответствующих категории и группе должности, замещаемой им, и рассмотрении вопроса о наличии у него преимущественного права на замещение указанных должностей являлось окончательным, не подлежащим обсуждению в рамках служебных отношений между нанимателем и государственным гражданским служащим.

Указанный ответ и.о. руководителя Шутенко В.Н., с момента его получения Бородиным А.В. (21.08.2019), явился основанием для обращения Бородина А.В. в Волжский районный суд г. Саратова с исковым заявлением о признании действий нанимателя незаконными, нарушающими требования частей 4-5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ, а также о защите и восстановлении своего нарушенного права.

Решением Волжского районного суда г. Саратова от 07.11.2019 по делу № 2-3631/2019 в удовлетворении исковых требований отказано, поскольку по состоянию на дату вынесения решения - 07.11.2019 Бородин А.В. находился в очередном ежегодном отпуске, не был уволен с должности государственной гражданской службы, в связи с чем, его права не могли считаться нарушенными.

Вместе с тем, вышеназванным решением суда в описательно-мотивировочной части установлены обстоятельства, которые имеют преюдициальное значение. В частности, в решении отражены обстоятельства нарушений прав Бородина А.В., так судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что согласно новому штатному расписанию ответчика 3 штатных единицы сокращены: 2 должности начальника инспекторских отделов и 1 должность заместителя начальника отдела, однако сохранены 3 штатных единицы: 1 штатная единица начальника инспекторского отдела и 2 единицы заместителя того же отдела, которые не были предложены Бородину А.В., что не отрицалось ответчиком. Установлено и то, что нанимателем предложена истцу должность главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора по Саратовской области Межрегионального управления, которая относится к старшей группе должностей категории «специалисты», а указанные штатные единицы, сохраненные после реорганизации были предложены без соблюдения принципов преимущественного права сотрудникам Управления Чернопятовой Л.Н., Бондаренко С.П. и Волковой Е.Ю. с допущением дискриминации в отношении истца.

15 ноября 2019 года после выхода Бородина А.В. из очередного ежегодного отпуска приказом Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям -лс от 15.11.2019 он был освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволен с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Истец, с учетом вышеприведенных доводов, а также установленных обстоятельств Волжским районным судом г. Саратова по делу № 2-3631/2019, считает свое увольнение незаконным по следующим основаниям:

Наниматель в лице и.о. руководителя Межрегионального управления Шутенко В.Н. (далее – Наниматель) нарушил порядок проведения в рамках реорганизации государственного органа мероприятий по сокращению государственных гражданских служащих, предусмотренный частью 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ, не предложив Бородину А.В. в юридически значимый период всех вакантных должностей государственной гражданской службы ведущей группы категории «руководители», соответствующих должности, ранее (до реорганизации) замещаемой Бородиным А.В.

Наниматель, действуя недобросовестно и незаконно уволил Бородина А.В. с федеральной государственной гражданской службы и принял на вакантные должности ведущей группы категории «руководители»- начальника и заместителей начальника отдела государственного экологического надзора по Саратовской области Межрегионального управления иных государственных гражданских служащих Чернопятову Л.Н., Волкову Е.Ю., Бонадренко С.П., без учета преимущественного права на замещение указанных должностей в соответствии с критериями, установленными частью 4 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ.

Признание (мотивация) и выбор нанимателем преимуществ за государственными гражданскими служащими Чернопятовой Л.Н., Бондаренко С.П. и Волковой Е.Ю. на замещение ими вакантных должностей соответственно начальника и заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Межрегионального управления без учета критериев, установленных частью 4 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ, исходя только из их должностного положения (статуса), ранее замещавших вышестоящие должности по отношению к вакантным, является дискриминационным, нарушающей конституционное право гражданского служащего на равный доступ к государственной гражданской службе, предусмотренное частью 4 статьи 32 Конституции РФ, пунктом 3 статьи 4 Федерального закона № 79-ФЗ.

На основании изложенного просит суд признать незаконным приказ Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям -лс от 15.11.2019 года об освобождении Бородина ФИО18 от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы п. 8.2 ч.1 ст.37 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Восстановить Бородина ФИО19 в должности федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела по надзору в сфере охоты, надзора за водными и земельными ресурсами, особо охраняемыми природными территориями и разрешительной деятельности Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям.

В судебном заседании истец поддержал доводы изложенные в исковом заявлении просил удовлетворить заявленные исковые требования.

Представитель истца просила удовлетворить заявленные исковые требования, по основаниям изложенным в исковом заявлении в возражениях на отзыв ответчика и дополнительных возражениях на отзыв ответчика.

Представитель ответчиков просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Помощник прокурора Волжского района г. Саратова, полагала требования не подлежащими удовлетворению, поскольку ответчиком не допущено нарушений требования действующего законодательства при увольнении истца.

Иные участники процесса о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, третьи лица просили рассмотреть дела в их отсутствие, предоставили письменной отзыв на иск.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 2 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий).

В соответствии со статьей 3 указанного закона Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также - федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также - гражданская служба субъектов Российской Федерации).

Согласно статье 31 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;

2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока, указанного в части 2 настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Как следует из пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 № 2 «О применении судами Трудового кодекса Российской Федерации» при увольнении гражданских служащих в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей государственной гражданской службы следует руководствоваться положениями статей 31, 33, 37 Федерального закона № 79 «О государственной гражданской службе.

Указанным Постановлением Пленума Верховного Суда РФ также определено, что для признания увольнения законным необходимо не только наличие основания для увольнения, но и соблюдение установленного порядка расторжения трудового договора по инициативе нанимателя.

Порядок сокращения должностей гражданской службы установлен статьей 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе», которой прямо предусмотрены обязанности представителя нанимателя при проведении организационно-штатных мероприятий, включающие три основополагающих требования, не исполнение которых влечет восстановление гражданского служащего на государственной службе.

К таким прямым обязанностям представителя нанимателя относятся: предупреждение гражданского служащего, чья должность подлежит сокращению, под роспись не менее чем за 2 месяца о предстоящем увольнении в связи с сокращением; предложение сокращаемому гражданскому служащему в течение указанного 2-х месячного срока всех вакантных должностей гражданской службы в рамках категории и группы должностей, замещаемой сокращаемым гражданским служащим; при выборе претендента из числа сокращаемых гражданских служащих для замещения вакантных должностей преимущественным правом обладают гражданские служащие имеющие более высокий уровень квалификации, более продолжительный стаж государственной гражданской службы, стаж работы по специальности и более высокие результаты служебной деятельности.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что истец Бородин А.В. с 27.03.2013 года в Управлении Росприродназора по Саратовской области замещал должность заместителя начальника отдела по надзору в сфере охоты, надзора за водными и земельными ресурсами, особо охраняемыми природным территориями (ООПТ) и разрешительной деятельности.

Приказом Минприроды России от 03.06.2019 № 342 утверждена схема размещения территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, согласно которой территориальные органы Росприроднадзора реорганизуются путем укрупнения и создаются межрегиональные управления, в том числе в результате присоединения Управления Росприроднадзора по Саратовской области и Управления Росприроднадзора по Пензенской области создано Межрегиональное управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям.

В связи с реорганизацией Управления Росприроднадзора по Саратовской области 13.06.2019 Бородину А.В. под подпись вручено письменное уведомление, в котором указано о сокращении его должности.

Из уведомления следует, что в течение срока, установленного частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Бородину А.В. будут предложены вакантные должности федеральной государственной гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой должности, уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В случае отказа Бородина А.В. от предложенных для замещения должностей он предупрежден о расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ.

07.08.2019 и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Саратовской области утверждено новое штатное расписание Межрегионального управления Росприродадзора по Саратовской и Пензенской областям.

Согласно новому штатному расписанию три ранее существовавших инспекторских отдела Управления Росприроднадзора по Саратовской области: отдел геологического надзора и охраны недр, отдел по надзору сфере охоты, надзора за водными и земельными ресурсами, ООПТ и разрешительной деятельности и отдел экологического надзора объединены в один отдел – отдел экологического надзора по Саратовской области Межрегионального управления. В связи с объединением инспекторских отделов из 6 штатных единиц ведущей группы должностей государственной гражданской службы категории «руководители» (3 должности начальника инспекторских отделов, 3 должности заместителя начальника инспекторских отделов) в новом штатном расписании оставлено 3 штатные единицы, т.е. сокращению подлежали 3 штатные единицы, а именно: 2 должности начальника инспекторских отдела и 1 должность заместителя начальника отдела. Данные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались.

В соответствии с ФЗ «Государственной гражданской службе Российской Федерации» должность федеральной государственной гражданской службы, которую он замещал Бородин ФИО20, относится к ведущей группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории «руководители».

08.08.2019 года решением нанимателя (Шутенко В.Н.) вакантная должность начальника отдела государственного надзора по Саратовской области Межрегионального управления была предложена исключительно Чернопятовой Л.Н., которая ранее занимала должность заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Саратовской области, две штатные единицы должности заместителя начальника отдела государственного экологического надзора также предложены исключительно Бондаренко С.П. и Волковой Е.Ю., которые ранее занимали должности начальников инспекторских отделов.

09 августа 2019 года Бородину А.В. была предложена для замещения в Межрегиональном управлении должность – главного специалиста отдела государственного экологического надзора по Саратовской области.

15 ноября 2019 года после выхода Бородина А.В. после выхода из очередного ежегодного отпуска на основании приказа Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям -лс от 15.11.2019 был освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволен с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Судом установлено, что должность, ранее замещаемая Бородиным А.В. до увольнения, подлежавшая сокращению должность – заместитель начальника отдела по надзору в сфере охоты, надзора за водными и земельными ресурсами, ООПТ и разрешительной деятельности, относится к ведущей группе должностей государственной гражданской службы категории «руководители».

К указанной группе и категории должностей помимо должности заместителя начальника отдела (любого отдела управления) относятся также должности – заместителя руководителя управления, а также должности начальников всех отделов управления, предусмотренных штатным расписанием (см. раздел 11 подраздел 1 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утв. Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574).

Штатным расписанием, утвержденным 07.08.2019, в Межрегиональном управлении Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям с местом расположения – г. Саратов предусмотрено 7 должностей государственной гражданской службы, отнесенных к ведущей группе должностей категории «руководители», а именно (см. Приказ Росприроднадзора по Саратовской области п от 07.08.2019 с приложением штатного расписания): заместитель руководителя - 1 ед. (особый порядок назначения на должность, назначается руководителем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, см. пункт 8 Типового положения о территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утв. Приказом Минприроды РФ от 28.03.2016 , зарег. в Минюсте 21.04.2016 ), начальник отдела государственного экологического надзора по Саратовской области – 1 ед., заместитель начальника отдела государственного экологического надзора по Саратовской области – 2 ед., начальник отдела государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности – 1 ед., начальник межрегионального отдела правового, кадрового и информационно-аналитического отдела – 1 ед., начальник межрегионального отдела бухгалтерского, финансового, административно-хозяйственного обеспечения и администрирования платежей – 1 ед.

В соответствии с требованиями статьи 31 ФЗ «Государственной гражданской службе Российской Федерации», квалификация Бородина А.В., его образование и стаж работы по специальности (инспекторская работа по осуществлению государственного экологического надзора), соответствовал только двум должностям в новом штатном расписании: это должности начальника и заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Саратовской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям.

Как следует из материалов дела и представленных ответчиком документов ни одна из выше указанных должностей не была предложена Бородину А.В., указанное обстоятельство на оспаривалось ответчиком в ходе рассмотрения дела.

Доводы ответчика о том, что указанные должности на момент вручения уведомления истцу были уже заняты, не принимаются во внимание, поскольку Чернопятова Л.Н., Волков Е.Ю., Брндаренко С.П. выразили согласие на замещение предложенных должностей как следует из их возражений 13.09.20109 г., а предложение Бородину А.В. занять должность главного специалиста поступила 9.08.2019 г.

В соответствии со статьей 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен порядок рассмотрения вопроса о сокращении федерального гражданского служащего, порядок которого урегулирован и установлен исключительно статьей 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе», в соответствии с которой преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Иных критериев отбора гражданских служащих на вакантную должность при сокращении должностей гражданской службы требования Федерального закона «О государственной гражданской службе» и действующего законодательства не содержит.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что ответчиком нарушен порядок сокращения в государственном органе, предусмотренный статьей 31 Федерального закона «О государственной службе Российской Федерации» в связи с чем, приказ об увольнении Бородина А.В. нельзя признать законным и обоснованным.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 196-199 ГПК РФ, суд

решил:

признать незаконным приказ Межрегионального управления Федеральной службы по надзору с сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям -лс от 15.11.2019 года об освобождении Бородина ФИО21 от замещаемой должности федеральной государственной, гражданской службы и увольнении с Федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы п.8.2 ч.1 37 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Восстановить Бородина ФИО22 в должности федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела по надзору в сфере охоты, надзора за водными и земельными ресурсами особо охраняемыми природными территориями и разрешительной деятельности с 15.11.2019 г.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца, с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья