к делу № 2-1736/2012
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
г. Кропоткин 26 декабря 2012 г.
Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Щербакова В.Н.,
при секретаре Юрицыной О.В.,
с участием представителя истца: помощника прокурора Кавказского района Савченко Е.Ю.,
ответчика: индивидуального предпринимателя ФИО2,
представителя ответчика ФИО3, действующей по доверенности,
представителя третьего лица Управления архитектуры и градостроительства Кавказского района: ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кавказского района в интересах муниципального образования, неопределенного круга лиц к о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кавказского района обратился в суд с иском к ответчику индивидуальному предпринимателю ФИО2 с требованием о признании незаконными ее действий, выразившихся в незаконной эксплуатации рекламных конструкций и самовольном занятии земельных участков под ними: рекламный щит, площадью рекламного изображения 36 кв.м., на земельном участке, расположенном по адресу: г. <данные изъяты> рекламный щит, площадью рекламного изображения 18 кв.м., на земельном участке, расположенном по адресу: г<данные изъяты> рекламный щит, площадью рекламного изображения 36 кв.м., на земельном участке, расположенном по адресу: г. <данные изъяты> рекламный щит, площадью рекламного изображения 36 кв.м., на земельном участке, расположенном по адресу: г. <данные изъяты> обязании устранить допущенные нарушения действующего законодательства путем демонтажа указанных рекламных конструкций и освобождении самовольно занимаемых земельных участков под ними. В подтверждение заявленных требований истец в судебном заседании привел следующие доводы: в ходе проведения проверки соблюдения порядка установки рекламных конструкций на территории муниципального образования Кавказский район, определенного ФЗ от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» была изучена градостроительная и землеустроительная документация в отношении вышеуказанных рекламных конструкций и было установлено, что срок действия выданных ответчику разрешений на размещение рекламных конструкций на основании ФЗ №38-ФЗ «О рекламе» истек 25.07.2012г.; согласно ч. 10 ст. 19 ФЗ №38-ФЗ «О рекламе» установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается, в случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу; использование рекламных конструкций, расположенных по вышеуказанным адресам в отсутствие разрешительных документов, приводит к самовольному использованию земельных участков, на которых расположены данные рекламные конструкции; используя указанные земельные участки под размещение объектов наружной рекламы ответчик нарушает требования ст. ст. 25,26, 42,, 43 Земельного кодекса РФ, которыми определен порядок закрепления права на использование земельных участков землепользователями; в соответствии со ст. 4 ФЗ РФ от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе и права пользования земельными участками, однако такой регистрации права пользования ответчиком не произведено; изложенное свидетельствует о том, данные рекламные конструкции размещены и используются ответчиком в настоящее время в нарушение требований земельного законодательства и законодательства о рекламе. Использование земельных участков и эксплуатация рекламных конструкций без проведения соответствующих торгов и получения соответствующих разрешительных документов нарушает права муниципального образования Кавказский район в части получения доходов в бюджет района по результатам проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров на право размещения объекта наружной рекламы, а также получения соответствующей платы за пользование земельными участками либо соответствующей уплаты земельного налога. Кроме того, незаконное размещение и эксплуатация указанных рекламных конструкций нарушает права неопределенного круга лиц на участие в торгах по заключению договоров на установку рекламных конструкций на указанных земельных участках и дальнейшую их эксплуатацию в соответствии с требованиями действующего законодательства. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал в полном объеме, привел доводы, изложенные в исковом заявлении, полагает, что заявленные им исковые требования к ответчику подлежат удовлетворению.
Ответчик ИП ФИО2 исковые требования не признала полностью представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором возражает против удовлетворения требований прокурора, так как в ее действиях отсутствует самовольное занятие земельных участков под принадлежащими ей на праве собственности рекламными щитами по адресам: <данные изъяты> она в период 2002-2003 г.г. получила в МУ «Управление архитектуры и градостроительства Кавказского района» разрешения на размещение объектов наружной рекламы с заключением в последующем соответствующих договоров; срок действия разрешений истек в июле 2012 года; поскольку она произвела установку рекламных конструкции в установленном законом порядке, то самовольного использования земельных участков в ее действиях нет. Рекламные конструкции не являются объектами недвижимого имущества, более того, установка рекламных щитов не требует заключения договора аренды земельного участка, на котором устанавливается рекламная конструкция. Поэтому утверждения истца в исковом заявлении о том, что необходимо проведение государственной регистрации прав на использование земельных участков, на которых размещены принадлежащие ей рекламные щиты, не основаны на положениях действующего законодательства. В соответствии с Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы на территории муниципального образования Кавказский район», утвержденному Постановлением администрации МО Кавказский район от 30.07.2012г. №783, полные пакеты документов в настоящее время направлены ею в МУ «Управление архитектуры и градостроительства Кавказского района» для подготовки градостроительного заключения о возможности выдачи разрешения на установку рекламной конструкции и заключения договора ее владельцем на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В судебном заседании ФИО2 пояснила, что за месяц до окончания действия сроков заключенных с нею договоров на право размещения объекта наружной рекламы, т.е. еще в июне 2012 г. она обратилась в Управление архитектуры и градостроительства Кавказского района с заявлением о продлении разрешения на установку объектов наружной рекламы и продлении действия договоров. Специалист управления пояснила, что в соответствии с действующим законодательство для получения разрешения на установку рекламной конструкции и заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции необходимо представить в МУ «Управление архитектуры и градостроительства Кавказского района» новые документы согласно перечню, установленному Решением Совета муниципального образования Кавказский район № 85 от 23 апреля 2009 года «Об утверждении Положения о порядке установки и эксплуатации средств наружной рекламы на территории муниципального образования Кавказский район». Она приступила к выполнению требований административного регламента от 30.07.2012г. №783: в августе 2012 г. ИП ФИО2 оформила листы согласования на объекты наружной рекламы; в период сентябре 2012г. получила технические задания от ГИБДД; в сентябре – октябре 2012г. были заказаны и изготовлены новые топосъемки мест установки рекламных конструкций; в октябре получены уточненные технические задания в соответствии с новыми требованиями административного регламента; в декабре получены технические заключения о состоянии конструкций; указанные пакеты документов представлены ею в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Кавказский район для выдачи градостроительного заключения о возможности выдачи разрешения на установку рекламной конструкции. Данные обстоятельства свидетельствуют, что ею предпринимаются необходимые меры для приведения установки принадлежащих ей рекламных конструкций в соответствие в действующим законодательством, поэтому для удовлетворения исковых требований прокурора Кавказского района основания отсутствуют. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Кавказский район представил отзыв, подтвердил, что ответчиком ФИО2 с лета 2012 г. занимается подготовкой пакета документов для представления в Управление архитектуры и градостроительства и получения разрешения на установку принадлежащих ей рекламных конструкций, в настоящее время готовится градостроительное заключение о возможности выдачи ФИО2 разрешений на установку рекламных конструкций и заключение соответствующих договоров, поэтому претензий к ней у Управления не имеется.
Выслушав объяснения сторон, а также доводы и отзыв третьего лица Управления архитектуры и градостроительства, изучив материалы дела суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Кавказского района к ИП ФИО2 удовлетворению не подлежат в связи со следующим.
В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее ФЗ), принятыми в соответствии с настоящим федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В силу ст. ст. 1-3 ФЗ, целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Согласно ст. 19 ФЗ, распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Разрешение на установку рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе независимо от формы собственности недвижимого имущества выдается лицу, не занимающему преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы в соответствии с частями 5.3 и 5.4 настоящей статьи.
Порядок установки и эксплуатации средств наружной рекламы в Кавказком районе определен Решением Совета муниципального образования Кавказский район № 85 от 23 апреля 2009года «Об утверждении Положения о порядке установки и эксплуатации средств наружной рекламы на территории муниципального образования Кавказский район».
Согласно п. 1.3 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы на территории муниципального образования Кавказский район», утвержденному Постановлением администрации МО Кавказский район от 30.07.2012г. №783,
«в процессе предоставления муниципальной услуги принимают участие следующие уполномоченные органы:
Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Кавказский район - рассматривает обращения на соответствие места установки, внешнего вида и проектных решений рекламной конструкции схеме территориального планирования или генеральными планами сельских поселений входящих в состав муниципального образования Кавказский район, внешнему архитектурному облику сложившейся застройки;
Государственная инспекция по безопасности дорожного движения, осуществляющая контроль над безопасностью движения транспорта, рассматривает обращения на соответствие отдельно стоящих рекламных конструкций, устанавливаемых на улицах (дорогах), а также в полосе отвода или придорожной полосе автомобильных дорог, требованиям безопасности дорожного движения».
В целях получения муниципальной услуги заявитель подает в управление, либо по выбору заявителя МКУ «Многофункциональный центр» муниципального образования Кавказский район заявление о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы письменный запрос по форме.
Пунктом 2.9.1. Административного регламента предусмотрен перечень документов, предоставляемых заявителем и необходимых для получения муниципальной услуги, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения по утвержденной форме.
Указанный Административный регламент, которым предусмотрен порядок получения разрешения на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы на территории муниципального образования Кавказский район, утвержден Постановлением администрации МО Кавказский район от 30.07.2012г. №783.
Для подготовки необходимых документов, а именно листа согласований, топосъемки, технических заданий, технических заключений о состоянии конструкций и др. объективно требуется определенный период времени.
За период с августа по декабрь 2012 г. ответчиком ФИО2 в связи с необходимостью приведения в соответствие с существующим порядком размещения принадлежащих ей рекламных щитов по следующим адресам: <данные изъяты> принимаются необходимые меры, которые находятся в завершающей перед выдачей разрешения получения разрешения на установку рекламной конструкции и заключения договора на ее установку и эксплуатацию стадии:
Рекламный щит, площадью рекламного изображения 18 кв.м., на земельном участке, расположенном по адресу: <данные изъяты> В результате чего ответчицей было получено: Заключение о техническом состоянии несущих конструкций; получено согласование на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции, Техническое задание от 03.09.2012 г. № 550 от ГИБДД, разрешение № <данные изъяты> в виде графического приложения, сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности земельного участка по адресу <данные изъяты> от 2012 года выданные администрацией МО Кавказский район Управление архитектуры и градостроительства, которые включают в себя: ситуационный план, фрагмент генерального плана, фрагмент карты градостроительного зонирования МО г. Кропоткин, ситуационный план, топосъемка для оформления технической документации по адресу: г. <данные изъяты>
Рекламный щит, площадью рекламного изображения 36 кв.м., на земельном участке, расположенном по адресу: г<данные изъяты> В результате чего ответчице было выдано: сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности земельного участка по адресу <данные изъяты> от 2012 года выданные администрацией МО Кавказский район Управление архитектуры и градостроительства, которые включают в себя: ситуационный план, фрагмент генерального плана, фрагмент карты градостроительного зонирования МО г. Кропоткин, ситуационный план, выкопировка топографической съемки для оформления технической документации по адресу: <данные изъяты> получено Заключение о техническом состоянии несущих конструкций; ею также выдано гарантийное письмо об оплате работ по устройству запасного пожарного проезда, заказчиком которого выступает МУ «Внешкольный центр».
Рекламный щит, площадью рекламного изображения 36 кв.м., на земельном участке, расположенном по адресу: <данные изъяты> В результате чего ответчице было выдано: Заключение о техническом состоянии несущих конструкций; получено согласование на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции, Техническое задание от 03.09.2012 г. № 552 от ГИБДД, разрешение №.4 в виде графического приложения, сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности земельного участка по адресу <данные изъяты> от 2012 года выданные администрацией МО Кавказский район Управление архитектуры и градостроительства, которые включают в себя: ситуационный план, фрагмент генерального плана, фрагмент карты градостроительного зонирования МО г. Кропоткин, ситуационный план, выкопировка топографической съемки для оформления технической документации по адресу: г<данные изъяты>
Рекламный щит, площадью рекламного изображения 36 кв.м., на земельном участке, расположенном по адресу: <данные изъяты> В результате чего ответчице было выдано: Заключение о техническом состоянии несущих конструкций; получено согласование на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции, Техническое задание от 03.09.2012 г. № 553 от ГИБДД, разрешение №.4 в виде графического приложения, сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности земельного участка по адресу <данные изъяты> от 2012 года выданные администрацией МО Кавказский район Управление архитектуры и градостроительства, которые включают в себя: ситуационный план, фрагмент генерального плана, фрагмент карты градостроительного зонирования МО г. Кропоткин, ситуационный план, выкопировка топографической съемки для оформления технической документации по адресу: г. <данные изъяты>
По всем вышеуказанным рекламным конструкциям ответчиком ФИО2 представлены документы в Управление архитектуры и градостроительства Кавказского района для получения градостроительного заключения о возможности выдачи разрешения на установку и использование рекламных конструкций, что свидетельствует о принятии ею необходимых мер по выполнению требований действующего законодательства в области установки и использования объектов наружной рекламы.
Суд не усматривает также в действиях ответчика ФИО2 самовольного занятия земельных участков, на которых размещены рекламные конструкции. Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами в период 2003 -2003 г.г. ответчику ФИО2 были выданы все необходимые разрешения на размещение объектов наружной рекламы.
10.10.2003 г. МУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации г. Кропоткина ПБОЮЛ ФИО9 А.С. было выдано разрешение на размещение объекта <данные изъяты> - рекламного ищита, площадью рекламного изображения 36 кв.м. на земельном участке, расположенном по адресу: <данные изъяты> На основании данного разрешения между МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом» и ПБОЮЛ ФИО2, 20.05.2005 был заключен договор № на право размещения объекта наружной рекламы.
10.10.2003 г. МУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации г. Кропоткина ПБОЮЛ ФИО9 А.С. было выдано разрешение на размещение объекта №.4 - рекламного щита, площадью Рекламного изображения 18 кв.м. на земельном участке, расположенном по адресу: <данные изъяты> На основании данного разрешения между МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом» и ПБОЮЛ ФИО2 20.05.2005 был заключен договор № 45 на право размещения объекта наружной рекламы.
10.10.2003 г. МУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации г. Кропоткина ПБОЮЛ ФИО2 было выдано разрешение на размещение объекта №.4 - рекламного щита, площадью Рекламного изображения 36 кв.м. на земельном участке, расположенном по адресу: г. ФИО1, <адрес>. На основании данного разрешения между МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом» и ПБОЮЛ ФИО2 20.05.2005 был заключен договор № 46 на право размещения объекта наружной рекламы.
02..04.2002 г. МУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации г. Кропоткина ПБОЮЛ ФИО2 было выдано разрешение на размещение объекта №.4 - рекламного щита, площадью Рекламного изображения 36 кв.м. на земельном участке, расположенном по адресу: г. ФИО1, <адрес>. На основании данного разрешения между МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом» и ПБОЮЛ ФИО2 20.05.2005 был заключен договор № 48 на право размещения объекта наружной рекламы.
При таких обстоятельствах суд не усматривает в действиях ответчика ФИО2 самовольного занятия земельных участков по рекламными конструкциями, более того, действующими нормативными документами, регулирующими порядок установки и использования объектов наружной рекламы не предусматривается оформление прав собственника рекламной конструкции на земельные участки под объектами наружной рекламы.
Суд полагает несостоятельными доводы истца и о необходимости государственной регистрации права пользования земельными участками, на которых размещены принадлежащие ответчику рекламные конструкции.
Не предусмотрено действующим порядком и проведение торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Как указано выше, требуется лишь получение разрешения на установку рекламной конструкции и заключение соответствующего договора на ее установку и эксплуатацию.
Управление архитектуры и градостроительства Кавказского района подтвердило все вышеуказанные доводы ответчицы, так же управление пояснило, что полный пакет документов для выдачи разрешения ИП ФИО2 на данный момент находится в на рассмотрении для целей выдачи градостроительного заключения о возможности выдачи разрешения ФИО2 разрешений на установку рекламных конструкций по выше обозначенным адресам, замечаний к представленным документам не имеется, поэтому разрешение на размещение рекламных конструкций будет выдано ответчику в самое ближайшее время.
При таких обстоятельствах, так как ответчицей предприняты все зависящие от нее меры для получения разрешений на установку рекламных щитов по адресам: <данные изъяты> требования о признании незаконными действий ФИО2, выразившихся в незаконной эксплуатации рекламных конструкций и самовольном занятии земельных участков под ними по вышеуказанным адресам, а также обязании устранить допущенные нарушения действующего законодательства путем демонтажа указанных рекламных конструкций и освобождении самовольно занимаемых земельных участков под ними, удовлетворению не подлежат.
В силу ч.3 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.
Суд полагает, что также Прокурором не представлены доказательства нарушения действиями ФИО2 прав неопределенного круга лиц. В исковом заявлении не указано, и в судебном заседании не установлено, каким образом будут защищены права неопределенного круга лиц в случае обязания ответчика устранить нарушения и понуждении к выполнению работ, при условии, что они проводятся и без принуждения.
С учетом изложенного суд оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-195 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Кавказского района прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО2 <данные изъяты> о признании незаконными ее действий, выразившихся в незаконной эксплуатации рекламных конструкций и самовольном занятии земельных участков под ними: рекламный щит, площадью рекламного изображения 36 кв.м., на земельном участке, расположенном по адресу: г. ФИО1, <адрес>; рекламный щит, площадью рекламного изображения 18 кв.м., на земельном участке, расположенном по адресу: г. ФИО1, <адрес>; рекламный щит, площадью рекламного изображения 36 кв.м., на земельном участке, расположенном по адресу: г. ФИО1, <адрес>; рекламный щит, площадью рекламного изображения 36 кв.м., на земельном участке, расположенном по адресу: г. ФИО1, <адрес> и установлении обязанности устранить допущенные нарушения действующего законодательства путем демонтажа указанных рекламных конструкций и освобождении самовольно занимаемых земельных участков под ними: рекламный щит, площадью рекламного изображения 36 кв.м., на земельном участке, расположенном по адресу: г. ФИО1, <адрес>; рекламный щит, площадью рекламного изображения 18 кв.м., на земельном участке, расположенном по адресу: г. ФИО1, <адрес>; рекламный щит, площадью рекламного изображения 36 кв.м., на земельном участке, расположенном по адресу: г. ФИО1, <адрес>; рекламный щит, площадью рекламного изображения 36 кв.м., на земельном участке, расположенном по адресу: г. ФИО1, <адрес> оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме в Краснодарский краевой суд подачей жалобы (представления) через Кропоткинский городской суд.
Председательствующий