ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-128/2014 от 24.03.2014 Островского районного суда (Костромская область)

  Дело № 2-128/2014г.

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 24 марта 2014 года       

 Островский районный суд <адрес> в составе:

 председательствующего судьи Гурова А.В.,

 с участием заместителя прокурора <адрес> Виноградовой К.С.,

 при секретаре Ячменевой Ю.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Воронского сельского поселения о возложении обязанности разместить информацию,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор <адрес> района обратился в суд с указанным иском, мотивируя его тем, что прокуратурой <адрес> района проведена проверка соблюдения администрацией Воронского сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> (далее по тексту - администрация) Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", в ходе которой выявлены нарушения.

 В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" к числу принципов, на которых основывается правовое регулирование отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, относятся свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом, установление ограничений доступа к информации только федеральным законом, открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; достоверность информации и своевременность ее предоставления, а также неприкосновенность частной жизни и недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (пункты 1, 2, 3, 6 и 7 статьи 3).

 Статья 8 данного Федерального закона предусматривает, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами (часть 1); им не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов и органов местного самоуправления, а также к информации - за исключением сведений, составляющих

 государственную или служебную тайну, - о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (часть 4); при этом лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (часть 5).

 Предметом регулирования Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 N 8-ФЗ (далее по тексту - Федеральный Закон) являются отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией (граждан, организаций, общественных объединений) к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (часть 1 статьи 2).

 Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального Закона информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления содержит, в т.ч.:

 1)общую информацию об органе местного самоуправления, в том числе:

 а) наименование и структуру органа местного самоуправления, почтовый адрес,
адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб
органа местного самоуправления;

 б) сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и
функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов
и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и
функции;

 г) перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их
задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при
наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;

 д) сведения о руководителях органа местного самоуправления, его структурных
подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена,
отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них);

 е)перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров,
находящихся в ведении органа местного самоуправления, подведомственных
организаций;

 2)информацию о нормотворческой деятельности государственного органа,
органа местного самоуправления, в том числе:

 а) нормативные правовые акты, изданные органом местного самоуправления,
включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу,
признании их судом недействующими, а также сведения о государственной
регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в
случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

 б) тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в
представительные органы муниципальных образований;

 в) информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством
Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

 г) административные      регламенты,      стандарты      государственных      и
муниципальных услуг;

 д) установленные формы обращений, заявлений       и       иных       документов,
принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с
законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми
актами;

 е) порядок обжалования муниципальных правовых актов;

 3)информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных
программах, международном сотрудничестве, а также о мероприятиях, проводимых
органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и
о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного
самоуправления;

 4)информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и
возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от
них, а также иную информацию, подлежащую доведению органом местного
самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными
законами, законами субъектов Российской Федерации;

 5)информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом
местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их
полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного
самоуправления, подведомственных организациях;

 6)тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей
руководителей органа местного самоуправления;

 7)статистическую     информацию     о     деятельности     органа     местного
самоуправления, в том числе:

 а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и
динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности,
регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления;

 б) сведения     об     использовании     органом     местного     самоуправления,
подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;

 в) сведения     о     предоставленных     организациям     и     индивидуальным
предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по
платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

 8)информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том
числе:

 а) порядок поступления граждан на муниципальную службу;

 б) сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в
органе местного самоуправления;

 в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных
должностей муниципальной службы;

 г)условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей
муниципальной службы;

 д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу
замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления;

 9) информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями
граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц)", общественных
объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том
числе:

 а) порядок и время приема граждан (физических      лиц),      в      том      числе
представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений,
государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения
их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;

 б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного
должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц,
указанных в подпункте "а" настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их
обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию
справочного характера;

 в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а
также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и
принятых мерах.

 Согласно ч. ст. 13 Федерального Закона состав общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет", в том числе информации, размещаемой в форме открытых данных, определяется соответствующими перечнями информации, предусмотренными статьей 14 настоящего Федерального закона.

 Перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

 При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления, указанных в частях 1 - 3, 5 - 7 статьи 14, определяются периодичность размещения информации в сети "Интернет", за исключением информации, размещаемой в форме открытых данных, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации (ч.ч. 7, 8 ст. 14 Федерального Закона).

 Во исполнение вышеуказанных норм, 14.05.2013 администрацией Воронского сельского поселения принято Постановление № 22 «О перечне информации о деятельности Воронского сельского поселения» (далее по тексту - Перечень), который размещается на официальном сайте администрации <адрес> муниципального района. Перечнем утверждено 19 пунктов - категории информации, подлежащей размещению в сети Интернет, её периодичность, сроки обновления и ответственные лица.

 Администрацией в целях реализации, в т.ч. вышеуказанных мероприятий, с администрацией <адрес> муниципального района 27.02.2013 г., подписано соглашение о взаимодействии (далее по тексту - соглашение) по вопросу размещения информации на официальном сайте администрации района -www.sudislavladm.ru, где в п. 2.5 предусмотрена обязанность администрации предоставлять в администрацию района (в общий отдел), в т.ч. информацию в соответствии по ст. 13 Федерального Закона.

 По состоянию на 07 марта 2014 года страничка Воронского сельского поселения на официальном сайте администрации <адрес> муниципального района www.sudislavladm.ru по адресу www.sudislavladm.m/poselenija/voronskoe/index.html, не функционирует.

 На данной странице размещен ряд информации о деятельности органов
местного самоуправления Воронского сельского поселения, но, как установлено проверкой, по
состоянию на 07 марта 2014 года в нарушение указанных требований Федерального
закона и Постановления, на страничке Воронского сельского поселения на
официальном сайте администрации Судиславского муниципального района
www. sudislavladm.ru по адресу www.sudislavladm.ru/poselenija/voronskoe/ndex.htinl, не размещена следующая подлежащая обязательному размещению информация:

 1)перечень законов и иных нормативно правовых актов, определяющих полномочия, задачи и функции ОМС - в нарушение п. 2 Перечня;

 2)информация о нормотворческой деятельности ОМС - в нарушение п. 6 Перечня последние муниципальные нормативные правовые акты ОМС Воронского сельского поселения, размещенные на вышеуказанном сайте, датированы ноябрем 2013 года;

 3)информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд - в нарушение п. 6 Перечня;

 4)административные регламенты, стандарты муниципальных услуг - в нарушение п. 7 Перечня;

 5)формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых ОМС к рассмотрению - в нарушение п. 8 Перечня;

 6)информация об участии ОМС в целевых и иных программах - в нарушение п. 10 Перечня;

 7)информация о состоянии защиты населения от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших ЧС, о приемах и способах защиты населения от них - в нарушение п. 12 Перечня;

 8)информация о результатах проверок, проведенных ОМС - в нарушение п.13 Перечня;

 9)статистическая информация о деятельности ОМС - в нарушение п. 14 Перечня;

 10) сведения об использовании ОМС бюджетных средств - в нарушение п. 15 Перечня;

 11) информация о кадровом обеспечении ОМС - в нарушение п. 16 Перечня;

 12) порядок и время приема граждан (физических лиц), в т.ч. представителей организаций, общественных объединений - в нарушение п. 17 Перечня;

 13) порядок рассмотрения обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность - в нарушение п. 18 Перечня;

 14) обзоры обращений, обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах - в нарушение п. 19 Перечня;

 Указанные выводы следуют из «скриншотов» страниц официального сайта администрации <адрес> муниципального района www.sudislavladm.ru. сделанные дата , которые являются неотъемлемой частью справки о проверке от дата .

 Согласно ст. 36 Устава муниципального образования Воронское сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес>, принятого решением Совета Депутатов г.п.<адрес> от 28.01.2011 № 1, администрация поселения - исполнительно - распорядительный орган местного самоуправления, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий.

 На основании норм Постановления об ответственных лицах, все вышеуказанные категории информации должны размещать должностные лица (работники) администрации Воронского сельского поселения.

 Согласно вышеуказанным нормам, обязанность по размещению вышеуказанных сведений возложена на администрацию.

 Несоблюдение администрацией требований законодательства о размещении в сети "Интернет" информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования в соответствии с Федеральным Законом приводит к нарушению прав граждан на свободу поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом; принципов открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления, достоверности информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременности ее предоставления, закрепленных в ст. 4 Федерального Закона.

 В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор <адрес> обращается с указанным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц - населения муниципального образования г.п.<адрес> и иных заинтересованных лиц.

 Просит суд обязать администрацию Воронского сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> разместить на официальном сайте администрации       Судиславского муниципального района по адресу: www.sudislavladin.ru/poselenija/ voronskoe /index.html информацию о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Воронское сельское поселение:

 1) перечень законов и иных нормативно правовых актов, определяющих полномочия, задачи и функции органов местного самоуправления муниципального образования Воронского сельского поселения;

 2)информацию о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления Воронского сельского поселения - муниципальные нормативные правовые акты ОМС Воронского сельского поселения, принятые с 31 мая 2013 года по март 2014 года в дельнейшем - по мере принятия нормативного акта;

 3)информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд органов местного самоуправления Воронского сельского поселения в период с 31 мая 2013 года по март 2014 года в дальнейшем по мере подготовки заказов;

 4)административные регламенты, стандарты муниципальных услуг, принятые органами местного самоуправления Воронского сельского поселения в период с 31 мая 2013 года по март 2014 года в дальнейшем по мере принятия нормативного акта утверждающего\изменяющего административный регламент;

 5)формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органами местного самоуправления муниципального образования Воронского сельского поселения;

 6)информацию об участии ОМС Воронского сельского поселения в целевых и иных программах в период с 31 мая 2013 года по март 2014 года;

 7)информацию о состоянии защиты населения от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших ЧС, о приемах и способах защиты населения от них на территории Воронского сельского поселения;

 8)информацию о результатах проверок, проведенных ОМС Воронского сельского поселения с июня 2013года по март 2014 года, в дальнейшем - по мере проведения;

 9)статистическую информацию о деятельности ОМС Воронского сельского поселения с июня 2013года по март 2014 года;

 10) сведения об использовании ОМС Воронского сельского поселения бюджетных средств с июня 2013года по март 2014 года;

 11) информацию о кадровом обеспечении по состоянию на март 2014 года;

 12) порядок и время приема граждан (физических лиц), в т.ч. представителей организаций, общественных объединений;

 13) порядок рассмотрения обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;

 14)обзоры обращений, обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах в период с дата  по март 2014 года.

 В судебном заседании заместитель прокурора Виноградова К.С., исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

 Представитель ответчика глава администрации Воронского сельского поселения ФИО1, в судебном заседании пояснила, что исковые требования прокурора <адрес> признает.

 Изучив материалы дела, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

 В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" к числу принципов, на которых основывается правовое регулирование отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, относятся свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом, установление ограничений доступа к информации только федеральным законом, открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; достоверность информации и своевременность ее предоставления, а также неприкосновенность частной жизни и недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (пункты 1, 2, 3, 6 и 7 статьи 3).

 Статья 8 данного Федерального закона предусматривает, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами (часть 1); им не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов и органов местного самоуправления, а также к информации - за исключением сведений, составляющих

 государственную или служебную тайну, - о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (часть 4); при этом лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (часть 5).

 Предметом регулирования Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 N 8-ФЗ (далее по тексту - Федеральный Закон) являются отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией (граждан, организаций, общественных объединений) к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (часть 1 статьи 2).

 Согласно ст. 13 Федерального Закона состав общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет", в том числе информации, размещаемой в форме открытых данных, определяется соответствующими перечнями информации, предусмотренными статьей 14 настоящего Федерального закона.

 Перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

 При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления, указанных в частях 1 - 3, 5 - 7 статьи 14, определяются периодичность размещения информации в сети "Интернет", за исключением информации, размещаемой в форме открытых данных, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации (ч.ч. 7, 8 ст. 14 Федерального Закона).

 Суд согласен с доводами прокурора о том, что несоблюдение администрацией требований законодательства о размещении в сети "Интернет" информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования в соответствии с Федеральным Законом приводит к нарушению прав граждан на свободу поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом; принципов открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления, достоверности информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременности ее предоставления, закрепленных в ст. 4 Федерального Закона, а, следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению.

 В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК РФ - «Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательствомРоссийской Федерации».

 Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

 При таких обстоятельствах суд полагает возможным не взыскивать с ответчика государственную пошлину.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд,

 РЕШИЛ:

               Обязать администрацию Воронского сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> разместить на официальном сайте администрации <адрес>       муниципального района по адресу: www.sudislavladin.ru/poselenija/voronskoe/index.html информацию о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Воронское сельское поселение:

 1) перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих полномочия, задачи и функции органов местного самоуправления муниципального образования Воронского сельского поселения;

 2)информацию о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления Воронского сельского поселения - муниципальные нормативные правовые акты ОМС Воронского сельского поселения, принятые с 31 мая 2013года по март 2014 года в дельнейшем - по мере принятия нормативного акта;

 3)информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд органов местного самоуправления Воронского сельского поселения в период с 31 мая 2013 года по март 2014 года в дальнейшем по мере подготовки заказов;

 4)административные регламенты, стандарты муниципальных услуг, принятые органами местного самоуправления Воронского сельского поселения в период с 31 мая 2013 года по март 2014 года в дальнейшем по мере принятия нормативного акта утверждающего\изменяющего административный регламент;

 5)формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органами местного самоуправления муниципального образования Воронского сельского поселения;

 6)информацию об участии ОМС Воронского сельского поселения в целевых и иных программах в период с 31 мая 2013 года по март 2014 года;

 7)информацию о состоянии защиты населения от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших ЧС, о приемах и способах защиты населения от них на территории Воронского сельского поселения;

 8)информацию о результатах проверок, проведенных ОМС Воронского сельского поселения с июня 2013 года по март 2014 года, в дальнейшем - по мере проведения;

 9)статистическую информацию о деятельности ОМС Воронского сельского поселения с июня 2013года по март 2014 года;

 10) сведения об использовании ОМС Воронского сельского поселения бюджетных средств с июня 2013года по март 2014 года;

 11) информацию о кадровом обеспечении по состоянию на март 2014года;

 12) порядок и время приема граждан (физических лиц), в т.ч. представителей организаций, общественных объединений;

 13) порядок рассмотрения обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;

 14)обзоры обращений, обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах в период с 27 марта 2013 года по март 2014 года.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес> областной суд через Островский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

                                                Председательствующий судья:                                                  А.В. Гуров