мотивированное решение изготовлено 25.01.2016 г.
Дело № 2-128/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Оса 20 января 2016 года
Осинский районный суд <адрес> под председательством судьи Полыгалова В.С., при секретаре М.,
с участием представителя истцаЮТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по <адрес>по доверенности С..,представителя ответчикаООО УК «<данные изъяты>» Ш., действующей на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску ЮТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к ООО УК «<данные изъяты>» о признании действий ответчика противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, выразившееся в самостоятельном установлении тарифа за текущее обслуживание внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО), а также сбору и вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в нарушение порядка установленного ЖК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (далее <данные изъяты>) обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга потребителей к ООО УК «<данные изъяты> о признании действий ответчика противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, выразившееся в самостоятельном установлении тарифа за текущее обслуживание внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО) в размере 0,12 руб. за 1 квм.м., а также сбору и вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) в размере 29 руб. 20 коп. с человека в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в нарушение порядка установленного Жилищным Кодексом Российской Федерации.
Свои исковые требования обосновали тем, что в соответствии с п.1. ст.46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области прав потребителей осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав (потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Пунктом 8.40 Положения об Управлении <данные изъяты> по <адрес>, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека № от дата предусмотрено право Управления <данные изъяты> по <адрес> обращения в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Согласно Постановления Правительства РФ от 06.04.2004г. №154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На территории <адрес> служба представлена Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, в состав Управления в соответствии с Положением об Управлении (раздел III п. 14) входят территориальные отделы. На территории <адрес>, Управление представлено Южным территориальным отделом Управления <данные изъяты> по <адрес> (Положение утверждено Приказом УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> от дата №).
Для органов <данные изъяты> участие в гражданском процессе в соответствии со ст.46 ГПК является формой реализации его полномочий, которые осуществляются в сфере контроля и надзора ст.40 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Необходимость подачи заявления в защиту неопределенного круга потребителей обусловлена невозможностью установления конкретных потребителей или группы граждан, права которых нарушены или могут быть нарушены противоправными действиями ответчика. При этом, следует учитывать, что правоотношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг, направлены на удовлетворение личных, семейных, домашних потребностей граждан, пользующихся услугами ответчика. Кроме того, необходимо констатировать, предмет исковых требований сводится к защите публичных интересов, а не частных интересов отдельных граждан, поскольку потребительские правоотношения распространяются и на тех граждан, которые только имеют намерение в приобретении от ответчика коммунальные услуги, которые оказывает ответчик.
Таким образом, идентифицировать конкретных потребителей, нарушение прав которых является прямым следствием противоправных действий ответчика, не представляется возможным, что в свою очередь не может определять невозможность защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Вышеуказанная правовая позиция относительно полномочий органов <данные изъяты> по предъявлению подобных исков полностью соответствует сложившейся судебной практики по вопросам защиты прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, была неоднократно подтверждена Пермским краевым судом.
Основанием для подачи иска являются материалы административного расследования, проведенного должностным лицом Управления <данные изъяты> по <адрес> по обращению граждан (вх. № от дата г.) в отношении ООО «УК «<данные изъяты>».
ООО «УК «<данные изъяты>» при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу <адрес>, допустило нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации, об установлении тарифов за текущее обслуживание внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО) в размере 0,12 руб. за 1 м2 и сбору и вывозу твердых бытовых отходов в размере 29 руб. 20 коп. с человека в указанном многоквартирном доме, в нарушение порядка, установленного Жилищным кодексом Российской Федерации.
На основании данного обращения с дата по дата должностным лицом ЮТО Управления <данные изъяты> по <адрес> вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «УК «<данные изъяты>», осуществляющего деятельность по предоставлению коммунальных услуг в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>.
В ходе административного расследования установлено, что ООО «Управляющая компания «<данные изъяты>» допустилозанижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, которое выразилось в том, что ООО «УК «<данные изъяты>» самостоятельно установило тарифы за текущее обслуживание внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО) в размере 0,12 руб. за 1 м2 и сбору и вывозу твердых бытовых отходов в размере 29 руб. 20 коп. с человека в многоквартирном доме по адресу: <адрес> в нарушении порядка, установленного Жилищным кодексом Российской Федерации. При этом, с дата по дата предъявляет счета за текущее обслуживание внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО) в размере 0,12 руб. за 1 м2 и сбору и вывозу твердых бытовых отходов в размере 29 руб. 20 коп. с человека в указанном многоквартирном доме.
Данные действия юридического лица ООО «УК «<данные изъяты>», были квалифицированы по ст. 14.6. ч. 2 КоАП РФ, как занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
В ходе административного расследования были сделаны запросы в адрес Администрации <данные изъяты> городского поселения (исх. № от дата., исх. № от дата с целью получения следующей информации: какие тарифы применяются на территории <данные изъяты> городского поселения в части вывоза твердых бытовых отходов; каким нормативно-правовым актом на территории <данные изъяты> городского поселения установлен тариф в части вывоза твердых бытовых отходов размере 29,20 руб. с чел. в месяц; входит ли тариф по вывозу твердых бытовых отходов в плату за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого дома; что является основанием для выставления платы за обслуживание ВДГО в размере 0,12 руб. /м2 (договор, решение, и.т.д.).
На данные запросы получены ответы (вх. № от дата г., вх. № от дата г.), из которых следует, что на территории <данные изъяты> городского поселения тарифы за текущее обслуживание внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО) и сбор и вывоз твердых бытовых отходов органами местного самоуправления не утверждены. Тариф по вывозу твердых бытовых отходов не входит в плату за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого дома.
Согласно информации, полученной от И. - старшего по дому № <адрес> края (телефонограмма № от дата г.) общие собрания жильцов многоквартирного <адрес> края с целью принятия решения об установлении тарифов на 2015 г. или пролонгации решений предыдущих периодов в части установления тарифов на вывоз твердых бытовых отходов размере 29,20 руб. с чел. в месяц и за обслуживание ВДГО в размере 0,12 руб. /м2 не проводились.
Правовыми основаниями признания противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий ответчика являются следующие нормы права.
Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ установлено следующее.
Пунктом 1 ст. 1. - «Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению».
Часть 7 статьи 156 ЖК РФ - размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Пункт 1 часть 2 статьи 154 ЖК РФ - плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
В соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановило утвердить «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» от 13.08.2006 № 491.
Согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491:
пункт 31 - при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
пункт 7 - состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
пункт 5 - в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Пункт 2., - в состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможности установления размера платы за обслуживание/содержание и ремонт жилого помещения в каком-либо ином порядке, кроме вышеуказанного.
Учитывая, что Ответчик в течение длительного времени, а именно с дата по дата, предъявляет счета за текущее обслуживание внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО) в размере 0,12 руб. за 1 м2 и сбору и вывозу твердых бытовых отходов в размере 29 руб. 20 коп. с человека в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. 87 в нарушении порядка, установленного Жилищным кодексом Российской Федерации, имеются все основания полагать, что Ответчик продолжит свои противоправные действия, тем самым причинит еще больший вред правам граждан.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст. 17, 40, 46 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и ст.ст. 46, 131,132 ГПК РФ, истец просит :
1. Признать действия ответчика, выразившиеся в самостоятельном установлении тарифа за текущее обслуживание внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО) в размере 0,12 руб. за 1 м2 и сбору и вывозу твердых бытовых отходов в размере 29 руб. 20 коп. с человека в многоквартирном доме по адресу: <адрес> противоправными, в нарушении порядка, установленного Жилищным кодексом Российской Федерации, в отношении неопределенного круга потребителей.
2. Возложить на ответчика ООО «УК «<данные изъяты>» обязанность прекратить нарушение прав
потребителей, выразившиеся в самостоятельно установленном тарифов за текущее обслуживание
внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО) в размере 0,12 руб. за 1 м2 и сбору и вывозу
твердых бытовых отходов в размере 29 руб. 20 коп. с человека в многоквартирном доме по адресу:
<адрес>
3. Обязать ответчика ООО «УК «<данные изъяты>» в десятидневный срок с момента принятия
судом решения об удовлетворении настоящего иска довести его до сведения потребителей через
средства массовой информации.
Представитель Роспотребнадзора А. в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении в полном объеме.
Представить ответчика ООО УК «<данные изъяты>» Ш. указала, что с исковыми требованиями она не согласна, так как считает, что управляющая компания, с которой заключен договор на управление многоквартирным домом может самостоятельно устанавливать тарифы на ТО ВДГО, а также и на сбор и вывоз твердых бытовых отходов, на основании того, что органами местного самоуправления они утверждены не были. В связи с этим тариф устанавливается по прейскуратну цен, исходя из выставленных счетов на оплату ЗАО «<данные изъяты>», в том числе на основании договора заключенного данной компанией с управляющей компанией. В данном случае такой договор между ЗАО «<данные изъяты>» и ООО УК «<данные изъяты>» имеется, заключен он был дата На основании данного договора ООО УК «<данные изъяты>» на каждый год выставляется расчет стоимости услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту ВДГО, в том числе отдельно по дому - <адрес>. Аналогичная ситуацию существует и в отношении установления тарифа на сбор и вывоз ТБО с человека в многоквартирном доме по адресу: <адрес> края. Тариф установлен управляющей компанией из расчета сделанного на основании заключенного ООО «УК «<данные изъяты>» с ООО «<данные изъяты>» договора на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов от дата Указанный договор имеется в наличии. Таким образом, фактически тарифы устанавливаются на ТО ВДГО ЗАО «<данные изъяты>», а они, то есть управляющая компания делают лишь на основании этих тарифов свой расчет, выставляемый для оплаты собственникам жилья в многоквартирном доме из расчета за 1 м.кв. Тариф по сбору и вывозу ТБО также фактически установлен и рассчитан согласно договора от дата на одного человека. С вопросом об установлении размера указанных тарифов ООО «УК «<данные изъяты>» на общее собрание собственником жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, не выходило. Общего собрания собственников жилья в указанном доме по данному вопросу не проводилось. Органы местного самоуправления, в частности Осинское городского поселения размеры указанных тарифов также не устанавливали.
Суд, заслушав мнение представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, с одной стороны и ООО УК «<данные изъяты>», с другой дата был заключен договор управления многоквартирным домом (л.д.14-17). На основании указанного договора обслуживание многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> осуществляет ООО УК «<данные изъяты>».
дата между ООО УК «<данные изъяты> и ЗАО «<данные изъяты>» был заключен договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования (л.д.59-62).
На основании указанного договора, ЗАО «<данные изъяты>» действительно производит расчет стоимости услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту ВДГО на дата отдельно по каждому жилому дому, находящемуся в управлении управляющей компании, в том числе отдельно по дому - <адрес> (л.д.65) - приложение 4.19 к договору от дата
Ранее, а именно до дата размер платы за жилое помещение для населения Осинского городского поселения, в том числе по техническому обслуживанию и текущему ремонту ВДГО был установлен Решением Думы Осинского городского поселения <адрес>№ от дата «Об утверждении размера платы за жилое помещение для населения Осинского городского поселения» и составлял 0,20 руб./кв.м./месяц (л.д.71-72).
Однако, Решением Думы Осинского городского поселения № от дата «Об установлении размера платы за жилое помещение для населения Осинского городского поселения», а также Решениями Думы Осинского городского поселения № от дата «Об установлении размера платы за жилое помещение для населения Осинского городского поселения» и № от дата «О внесении изменений в пп.1.1 п.1 Решения Думы Осинского городского поселения от дата №82», плата за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого дома определена без учета ВДГО (л.д.18-22).
При этом, согласно пояснений представителя ответчика и представленного ей документа в обоснование позиции по делу, фактически расчет тарифа по ТО ВДГО был произведен ООО УК «<данные изъяты>» самостоятельно в размере 0,12 руб./кв.м. за подписью заместителя директора ООО «УК «<данные изъяты>» О., утвержденного директором управляющей компании В.дата (л.д.53).
В указанном размере тариф предъявляется управляющей компанией к оплате собственникам жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> и в период с дата по дата г., в том числе по настоящее время, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось и подтверждается выставляемыми управляющей компанией счетами на оплату (л.д.26-33).
дата между ООО «УК «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» был заключен договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов (л.д.56-57), согласно п.4.1 которого оплата оказанных услуг по договору производится по утвержденному тарифу на сбор и вывоз ТБО в сумме 274,48 руб. за 1 кв.м. в объеме согласно справки месячного начисления, составленной в соответствии с расчет-заявкой, из расчета 25 руб. 84 коп. с человека в месяц.
дата сторонами было подписано дополнительное соглашение № к договору от дата (л.д.58), согласно которого п.4.1 договора изложен в новой редакции: Оплата оказанных услуг по договору производится по утвержденному тарифу на сбор и вывоз ТБО в сумме 292,21 руб. за 1 кв.м. в объеме согласно справки месячного начисления, составленной в соответствии с расчет-заявкой, из расчета 29 рублей 20 копеек с 1 человека в месяц.
Расчет тарифа, применяемого ООО «УК «<данные изъяты>» на вывоз ТБО для населения, указываемый в лицевых счетах на оплату собственникам жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, произведен фактически единолично самостоятельно ООО «<данные изъяты>», утвержден генеральным директором данного общества К.дата (л.д.70).
Как указано судом выше, ранее, а именно до 2012 г. размер платы за жилое помещение для населения <данные изъяты> городского поселения, в том числе платы за сбор, вывоз и утилизацию ТБО был установлен Решением Думы Осинского городского поселения <адрес>№ от дата «Об утверждении размера платы за жилое помещение для населения <данные изъяты> городского поселения» и составлял с учетом НДС 22,13 руб. на 1 человека в месяц в благоустроенном жилье и жилье, имеющем не все виды благоустройства - пункт 2 Решения (л.д.71-72), что применимо в указанном случае и для собственников многоквартирного <адрес> края.
Последующими Решениями Думы <данные изъяты> городского поселения, в частности № от дата «Об установлении размера платы за жилое помещение для населения <данные изъяты> городского поселения» (л.д.21-22), а также № от дата «Об установлении размера платы за жилое помещение для населения <данные изъяты> городского поселения» и № от дата «О внесении изменений в пп.1.1 п.1 Решения Думы <данные изъяты> городского поселения от дата №», плата за услуги (тариф) по сбору и вывозу ТБО не изменялся, что соответственно находило свое отражение в № Решения № Решения №
Таким образом, на основании изложенного следует, что тариф на сбор, вывоз и утилизацию ТБО для населения <данные изъяты> городского поселения изначально был установлен в размере 22,13 руб. на 1 человека в месяц в благоустроенном жилье и жилье, имеющем не все виды благоустройства и в размере 17,63 руб. на 1 человека в месяц в неблагоустроенном жилье (л.д.71-72) и после этого на основании решений органов местного самоуправления не изменялся (л.д.18-22).
Фактически тариф в размере 29,20 руб. за сбор и вывоз ТБО для населения <данные изъяты> городского поселения на 1 человека в месяц, в частности жителей многоквартирного <адрес>, установлен на основании договорных отношений между ООО «УК «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» и расчета произведенного самим исполнителем, то есть ООО «<данные изъяты>» (л.д.70), а тариф на ТО ВДГО в размере 0,12 руб./кв.м. установлен на основании договорных отношений этой же управляющей компании и ЗАО «<данные изъяты>», а также собственного расчета ООО «УК «<данные изъяты>», что по убеждению суда является не обоснованным и противоречит положениям действующего законодательства.
Подтверждают указанные выводы суда и соответствующие ответы данные иску ЮТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по <адрес> главой администрации <данные изъяты> городского поселения Щ. (л.д.23-24).
Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги установлена частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги. Подпункты 2 и 3 входят в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги также для нанимателей жилых помещений.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно частям 1, 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Частями 1, пунктами 2 и 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть, в том числе, указаны: перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Согласно пункту 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 во исполнение требований части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Абзац 3 п.5 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 25.12.2015) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", указывает, что в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Между тем, с указанными предложениями об увеличении размера тарифа за ТО ВДГО по дому № <адрес> края управляющая компания не выходила, а установила указанный тариф в одностороннем порядке самостоятельно, что ЖК РФ не предусматривает.
С учетом приведенных положений закона, суд полагает, что изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения возможно только по результатам проведенного в указанном порядке общего собрания либо внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, которое созывается по инициативе любого из собственников жилых помещений дома.
Процедура установления и изменения такой платы четко регламентирована нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства и имеют своей направленностью, прежде всего, гарантированность права и интересов собственников жилых помещений как более слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Доводы представителя ответчика о том, что применяемый управляющей компанией тариф за ТО ВДГО рассчитан обоснованно исходя из цен определенных, заключенным между ООО «УК «<данные изъяты>» и ЗАО «<данные изъяты>» договором о техническом обслуживании и ремонту ВДГО, не могут быть приняты во внимание и являются не состоятельными, поскольку указанные обстоятельства не предусмотрены нормами Жилищного кодекса Российской Федерации как основания для изменения стоимости услуг по ремонту и содержанию жилых помещений без принятия соответствующего решения собранием собственников жилых помещений многоквартирного дома.
Данное собрание в <адрес> края не проводилось, что установлено в ходе судебного заседания и сторонами не оспаривалось.
Тоже самое в полной мере относится и к установлению управляющей компанией тарифа за сбор и вывоз ТБО, размер которого определен ответчиком в одностороннем порядке на основании расчетов, произведенных также по мнению суда, необоснованно самостоятельно и единолично подрядной организацией ООО «<данные изъяты>», оказывающей ООО «<данные изъяты>» услугу по вывозу ТБО.
Часть 1 ст.161 ЖК РФ предусматривает, что управление многоквартирным домомдолжно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Часть 1.1 ст.161 ЖК РФ указывает, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В частности п.26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме"), предусмотрены работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе откачке жидких бытовых отходов.
Пунктом 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, предусмотрено, что перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом, в том числе в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.
Установлено, что согласно договора на управление многоквартирным домом от дата заключенного между собственниками жилых помещений многоквартирного <адрес> и ООО «УК «<данные изъяты>», в расчет величины оплаты за жилое помещение и жилищные услуги включена оплата и за вывоз бытовых отходов (п.4 договора).
Согласно п.6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны, в том числе организовывать работу по начислению и сбору платы за содержание и ремонт жилых помещений.
В соответствии с ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 25.12.2015) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), предусмотрено, что условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в том числе в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
В соответствии с пп.13-14 указанных Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, … посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
Часть 4 ст. 154 ЖК РФ предусматривает, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
Согласно ч.2 ст.157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.7 ст.155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч.1 ст.156 ЖК РФ).
При этом, пп. «д» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 25.12.2015) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", предусматривает, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Пунктами 16-17 указанных Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Общероссийским классификатором услуг населению, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 N 163, установлен перечень жилищно-коммунальных услуг, в котором к жилищным услугам отнесены в том числе услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов.
Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 (ред. от 01.02.2005) "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов".
Согласно данных Правил, они регулируют отношения между потребителями - гражданами, использующими, заказывающими или имеющими намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу бытовых отходов и исполнителем - организацией независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальным предпринимателем, оказывающим потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору.
Таким образом, из системного толкования указанных норм права следует, что оплата собственниками жилых помещений многоквартирного дома услуг по сбору и вывозу ТБО управляющей компании, а не непосредственного ресурсоснабжающей организации (организации оказывающей коммунальную услугу), является составной частью платы за работу по управлению многоквартирным домом и содержание общего имущества в многоквартирном доме и будет является платой за коммунальные услуги лишь в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме либо заключении собственниками жилых помещений в многоквартирном доме напрямую с организацией оказывающей коммунальные услуги.
И как уже отмечено судом выше, в соответствии с ч.7 ст.156 ЖК РФ - пазмер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Пункт 31 Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 25.12.2015) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" - при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
На основании изложенного и в с соответствии с письмом Минрегиона РФ от 06.03.2009 N 6177-АД/14 "Об особенностях установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме" сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, а также расходы на содержание и ремонт лифтового оборудования многоквартирных домов являются составной частью деятельности по содержанию общего имущества. При этом, все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов (часть 7 и 8 статьи 156 Кодекса)или в случае, указанном в пункте 34 Правил, органом местного самоуправления как одна величина. При этом стоимость отдельных работ должна указываться только в прилагаемом к договору управления многоквартирным домом перечне услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 части 3 статьи 162 Кодекса).
Также в случае если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (ч.4 ст.158 ЖК РФ).
Общее собрание собственников помещений многоквартирного <адрес> края по этому вопросу не проводилось, с соответствующей инициативой (вопросом) к собственникам жилых помещений многоквартирного дома управляющая компания не обращалась. Доказательств иного представителем ответчика суду не представлено, что представителем ООО «УК «<данные изъяты>» по существу и не оспаривалось, было признано в ходе судебного заседания.
В силу ст.333.19 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, согласно статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика ООО УК «<данные изъяты>» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 200 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ЮТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к ООО УК «<данные изъяты> удовлетворить.
Признать действия ООО УК «<данные изъяты>» в период с дата по дата г., произведенные в отношении неопределенного круга лиц, выразившиеся в самостоятельном установлении тарифов: за текущее обслуживание внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО) в размере 0,12 руб. за 1 кв.м.; по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) в размере 29 руб. 20 коп. с человека в месяц, в многоквартирном доме по адресу: <адрес> противоправными, совершенными в нарушение порядка установленного жилищным законодательством Российской Федерации.
Возложить на ООО «УК «<данные изъяты>» обязанность прекратить нарушение прав потребителей, выражающееся в самовольном установлении тарифов: за текущее обслуживание внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО) в размере 0,12 руб. за 1 кв.м.; по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) в размере 29 руб. 20 коп. с человека в месяц, в многоквартирном доме по адресу: <адрес>
Обязать ООО «УК «<данные изъяты>» в 10-тидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу об удовлетворении настоящего иска довести резолютивную часть решения суда до сведения потребителей через средства массовой информации, которые распространяют свою информационную продукцию на территории <адрес> края.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «<данные изъяты>» в доход бюджета муниципальное образование «<данные изъяты> муниципальный район» расходы по оплату государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Осинский районный суд в течение месяца с даты его вынесения.
Судья - В.С.Полыгалов