ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-128/2017 от 22.02.2017 Бахчисарайского районного суда (Республика Крым)

Дело №2-128/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 февраля 2017 года г. Бахчисарай, Республика Крым

Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Никищенко М.И.,

при секретаре судебного заседания Княгницкой Т.В.

при участии помощника военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона - Попова М.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, служебное удостоверение серии ВО ,

представителя ответчиков войсковой части 73998, командира войсковой части 73998 ФИО1ФИО2, действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации, ответчика Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - ФИО3, действующего на основании доверенности от 26.09.20916 года, на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение личности серии АА от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Бахчисарай гражданское дело №2-128/2017 по исковому заявлению заместителя военного прокурора 309 Военной прокуратуры гарнизона подполковника юстиции ФИО4 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Войсковой части , командиру войсковой части о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда, -

УСТАНОВИЛ:

В Бахчисарайский районный суд Республики Крым поступило исковое заявление заместителя военного прокурора 309 Военной прокуратуры гарнизона подполковника юстиции ФИО4 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Войсковой части о возложении обязанности на Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота», войсковую часть в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать и провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении рабочего места начальника отделения хлебопечения - 2 единицы войсковой части .

Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 29.11.2016 года исковое заявление заместителя военного прокурора 309 Военной прокуратуры гарнизона подполковника юстиции ФИО4 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Войсковой части о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда принято к производству, возбуждено гражданское дело №2-2571/2016.

В Бахчисарайский районный суд Республики Крым поступило исковое заявление заместителя военного прокурора 309 Военной прокуратуры гарнизона подполковника юстиции ФИО4 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Войсковой части о возложении обязанности обязанности на Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота», войсковую часть в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать и провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении рабочего места лаборанта - 2 единицы войсковой части

Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 29.11.2016 года исковое заявление заместителя военного прокурора 309 Военной прокуратуры гарнизона подполковника юстиции ФИО4 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Войсковой части о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда принято к производству, возбуждено гражданское дело №2-2572/2016.

В Бахчисарайский районный суд Республики Крым поступило исковое заявление заместителя военного прокурора 309 Военной прокуратуры гарнизона подполковника юстиции ФИО4 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Войсковой части о возложении обязанности обязанности на Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота», войсковую часть в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать и провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении рабочего места слесаря – ремонтника - 2 единицы войсковой части .

Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 29.11.2016 года исковое заявление заместителя военного прокурора 309 Военной прокуратуры гарнизона подполковника юстиции ФИО4 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Войсковой части о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда принято к производству, возбуждено гражданское дело №2-2573/2016.

В Бахчисарайский районный суд Республики Крым поступило исковое заявление заместителя военного прокурора 309 Военной прокуратуры гарнизона подполковника юстиции ФИО4 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Войсковой части о возложении обязанности обязанности на Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота», войсковую часть в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать и провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении рабочего места слесаря – ремонтника по ремонту электрооборудования - 1 единицы войсковой части .

Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 29.11.2016 года исковое заявление заместителя военного прокурора 309 Военной прокуратуры гарнизона подполковника юстиции ФИО4 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Войсковой части о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда принято к производству, возбуждено гражданское дело №2-2574/2016.

В Бахчисарайский районный суд Республики Крым поступило исковое заявление заместителя военного прокурора 309 Военной прокуратуры гарнизона подполковника юстиции ФИО4 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Войсковой части о возложении обязанности обязанности на Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота», войсковую часть в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать и провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении рабочего места слесаря по ремонту автомобилей 2 единицы войсковой части .

Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 29.11.2016 года исковое заявление заместителя военного прокурора 309 Военной прокуратуры гарнизона подполковника юстиции ФИО4 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Войсковой части о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда принято к производству, возбуждено гражданское дело №2-2575/2016.

В Бахчисарайский районный суд Республики Крым поступило исковое заявление заместителя военного прокурора 309 Военной прокуратуры гарнизона подполковника юстиции ФИО4 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Войсковой части о возложении обязанности обязанности на Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота», войсковую часть в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать и провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении рабочего места слесаря – электрика по ремонту электрооборудования 1 единицы войсковой части .

Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 29.11.2016 года исковое заявление заместителя военного прокурора 309 Военной прокуратуры гарнизона подполковника юстиции ФИО4 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Войсковой части о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда принято к производству, возбуждено гражданское дело №2-2576/2016.

В Бахчисарайский районный суд Республики Крым поступило исковое заявление заместителя военного прокурора 309 Военной прокуратуры гарнизона подполковника юстиции ФИО4 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Войсковой части о возложении обязанности обязанности на Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота», войсковую часть в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать и провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении рабочего места кладовщика склада 1 единицы войсковой части .

Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 29.11.2016 года исковое заявление заместителя военного прокурора 309 Военной прокуратуры гарнизона подполковника юстиции ФИО4 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Войсковой части о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда принято к производству, возбуждено гражданское дело №2-2577/2016.

В Бахчисарайский районный суд Республики Крым поступило исковое заявление заместителя военного прокурора 309 Военной прокуратуры гарнизона подполковника юстиции ФИО4 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Войсковой части о возложении обязанности обязанности на Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота», войсковую часть в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать и провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении рабочего места электромонтера по ремонту и обслуживанию электростанции – 2 ед. (банно-прачечный комбинат) войсковой части .

Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 29.11.2016 года исковое заявление заместителя военного прокурора 309 Военной прокуратуры гарнизона подполковника юстиции ФИО4 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Войсковой части о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда принято к производству, возбуждено гражданское дело №2-2579/2016.

В Бахчисарайский районный суд Республики Крым поступило исковое заявление заместителя военного прокурора 309 Военной прокуратуры гарнизона подполковника юстиции ФИО4 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Войсковой части о возложении обязанности обязанности на Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота», войсковую часть в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать и провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении рабочего места электромонтера по ремонту и обслуживанию электростанции – 2 ед. (подвижной хлебозавод) войсковой части .

Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 29.11.2016 года исковое заявление заместителя военного прокурора 309 Военной прокуратуры гарнизона подполковника юстиции ФИО4 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Войсковой части о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда принято к производству, возбуждено гражданское дело №2-2580/2016.

Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 20.12.2016 года гражданские дела №2-2571/2016, №2-2572/2016, №2-2573/2016, №2-2574/2016, №2-2575/2016, №2-2576/2016, №2-2577/2016, №2-2579/2016, №2-2580/2016 объединены в одно производство с присвоением гражданскому делу №2-2571/2016 (далее №2-128/2017).

Исковые требования обоснованы тем, что 309 военной прокуратурой гарнизона была проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда. В результате данной проверки установлено, что войсковая часть входит в состав Черноморского флота. Командир войсковой части является работодателем, который осуществляет прием на работу лиц гражданского персонала на основании заключенных с ними трудовых договоров. Войсковая часть сформирована с ДД.ММ.ГГГГ и с этого времени введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места лиц гражданского персонала (работников) части, в отношении которых не проведена специальная оценка условий труда, а именно: начальника отделения хлебопечения - 2 единицы, рабочего места лаборанта - 2 единицы, рабочего места слесаря – ремонтника - 2 единицы, рабочего места слесаря – ремонтника по ремонту электрооборудования - 1 единицы, рабочего места слесаря по ремонту автомобилей 2 единицы, рабочего места слесаря – электрика по ремонту электрооборудования 1 единицы, рабочего места кладовщика склада 1 единицы, рабочего места электромонтера по ремонту и обслуживанию электростанции – 2 единицы (банно-прачечный комбинат), рабочего места электромонтера по ремонту и обслуживанию электростанции – 2 единицы (подвижной хлебозавод). Учитывая, что в данном случае нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, которым Конституцией Российской Федерации гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, прокурор обратился в суд с данным иском.

25.01.2017 года истцом было подано в Бахчисарайский районный суд Республики Крым заявление об изменении иска и обязании Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота», войсковую часть в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении следующих рабочих мест войсковой части : начальника отделения хлебопечения - 2 единицы, рабочего места лаборанта - 2 единицы, рабочего места слесаря – ремонтника - 2 единицы, рабочего места слесаря – ремонтника по ремонту электрооборудования - 1 единицы, рабочего места слесаря по ремонту автомобилей 2 единицы, рабочего места слесаря – электрика по ремонту электрооборудования 1 единицы, рабочего места кладовщика склада 1 единицы, рабочего места электромонтера по ремонту и обслуживанию электростанции – 2 единицы (банно-прачечный комбинат), рабочего места электромонтера по ремонту и обслуживанию электростанции – 2 единицы (подвижной хлебозавод).

25.01.2017 года определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым к участию в деле в качестве соответчика привлечен командир войсковой части .

22.02.2017 года истцом было подано в Бахчисарайский районный суд Республики Крым заявление об изменении иска и обязании Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота», войсковую часть в лице командира войсковой части в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении следующих рабочих мест войсковой части : начальника отделения хлебопечения - 2 единицы, рабочего места лаборанта - 2 единицы, рабочего места слесаря – ремонтника - 2 единицы, рабочего места слесаря – ремонтника по ремонту электрооборудования - 1 единицы, рабочего места слесаря по ремонту автомобилей 2 единицы, рабочего места слесаря – электрика по ремонту электрооборудования 1 единицы, рабочего места кладовщика склада 1 единицы, рабочего места электромонтера по ремонту и обслуживанию электростанции – 2 единицы (банно-прачечный комбинат), рабочего места электромонтера по ремонту и обслуживанию электростанции – 2 единицы (подвижной хлебозавод).

В ходе судебного заседания помощник прокурора Попов М.В. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал в полном объеме по мотивам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков войсковой части , командира войсковой части ФИО1ФИО2 против удовлетворения исковых требований возражал в полном объеме, ссылаясь на отсутствие обязанности у Министерства обороны РФ, ФКУ «Управление Черноморского флота» по организации и проведению оценки условий труда, поскольку последние не являются работодателями в отношении работников воинских частей, ; специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации, ответчика Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - ФИО3 против удовлетворения исковых требований возражал в полном объеме, ссылаясь на отсутствие обязанности у Министерства обороны РФ, ФКУ «Управление Черноморского флота» по организации и проведению оценки условий труда, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив письменные доказательства, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, принимая во внимание следующее.

Войсковая часть осуществляет свою деятельность как самостоятельная единица с ДД.ММ.ГГГГ.

309 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда.

Прокурором установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места лиц гражданского персонала (работники) части, в отношении которых не проведена специальная оценка условий труда, а именно: начальника отделения хлебопечения - 2 единицы, рабочего места лаборанта - 2 единицы, рабочего места слесаря – ремонтника - 2 единицы, рабочего места слесаря – ремонтника по ремонту электрооборудования - 1 единицы, рабочего места слесаря по ремонту автомобилей 2 единицы, рабочего места слесаря – электрика по ремонту электрооборудования 1 единицы, рабочего места кладовщика склада 1 единицы, рабочего места электромонтера по ремонту и обслуживанию электростанции – 2 единицы (банно-прачечный комбинат), рабочего места электромонтера по ремонту и обслуживанию электростанции – 2 единицы (подвижной хлебозавод).

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно абзацу 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» №426-ФЗ от 28 декабря 2013 года.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона №426-ФЗ от 28 декабря 2013 года).

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона №426-ФЗ от 28 декабря 2013 года, специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

В силу частей 1 и 4 статьи 8 названного Федерального закона, обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне», управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.

Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является работодателем в отношении работников воинских частей.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.

Вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделяй, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ «Управление Черноморского флота» и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.

Указанные действия произведены в соответствии с перечисленными нормами закона с учетом специфики правоотношений в сфере военного управления.

В силу пункта 28 Типового общего положения о Федеральном казенном учреждении «Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра Обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении типового общего положения о Федеральном казенном учреждении «Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных сил Российской Федерации» и типового положения о филиале «Войсковая часть 00000» Федерального казенного учреждения «Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных сил Российской Федерации», учреждение имеет право: заключать от имени Российской Федерации государственные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств; размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации; осуществлять иные права по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 Положения о ФКУ «Управление Черноморского флота», утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, учреждение создано для обеспечения постоянной боевой и мобилизационной готовности Черноморского флота и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Соответственно, обязанность по исполнению запроса командира войсковой части о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ «Управление Черноморского флота», как на юридическом лице, на которого такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Общим Положением о ФКУ «Управление Черноморского флота».

Из вышеуказанного следует, что решение вопроса финансового обеспечения предупредительных мер по охране труда, возможно осуществить путем заключения государственного контракта на оплату указанных услуг юридическим лицом – ФКУ «Управление Черноморского флота» на территории и в составе которого находятся воинские части (учреждения, организации).

Таким образом, довод представителя ответчика ФКУ «Управление Черноморского флота» о неправомерности требования о возложении на ФКУ обязанности по проведению специальной оценки условий труда является несостоятельным.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, бремя содержания в/ч также несет и федеральный орган исполнительной власти- Министерство обороны Российской Федерации.

Функция обеспечения финансирования по коду бюджетной классификации) является прерогативой МО РФ.

В соответствии с Положением о МО РФ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, МО РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных МО РФ организаций.

Согласно пункту 45 Данного Положения, МО РФ организует оперативное, техническое, тыловое и финансовое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации.

С учетом изложенного, доводы представителя Министерства обороны Российской Федерации в данной части признаются судом несостоятельными и отклоняются.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт бездействия со стороны ответчиков, выразившегося в не проведении специальной оценки условий труда в войсковой части , в результате которого нарушены трудовые права начальника отделения хлебопечения - 2 единицы, рабочего места лаборанта - 2 единицы, рабочего места слесаря – ремонтника - 2 единицы, рабочего места слесаря – ремонтника по ремонту электрооборудования - 1 единицы, рабочего места слесаря по ремонту автомобилей 2 единицы, рабочего места слесаря – электрика по ремонту электрооборудования 1 единицы, рабочего места кладовщика склада 1 единицы, рабочего места электромонтера по ремонту и обслуживанию электростанции – 2 единицы (банно-прачечный комбинат), рабочего места электромонтера по ремонту и обслуживанию электростанции – 2 единицы (подвижной хлебозавод).

Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Кроме того, не проведение специальной оценки условий труда может лишить данного работника, работающего в войсковой части, уволенного, либо вновь принятого, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда.

Таким образом, судом установлено, что с момента создания войсковой части ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест – начальника отделения хлебопечения - 2 единицы, рабочего места лаборанта - 2 единицы, рабочего места слесаря – ремонтника - 2 единицы, рабочего места слесаря – ремонтника по ремонту электрооборудования - 1 единицы, рабочего места слесаря по ремонту автомобилей 2 единицы, рабочего места слесаря – электрика по ремонту электрооборудования 1 единицы, рабочего места кладовщика склада 1 единицы, рабочего места электромонтера по ремонту и обслуживанию электростанции – 2 единицы (банно-прачечный комбинат), рабочего места электромонтера по ремонту и обслуживанию электростанции – 2 единицы (подвижной хлебозавод) не проведена, в результате чего были нарушены трудовые права работников.

Оценивая сложившиеся между сторонами правоотношения, а также исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства и норм специального действия, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку они являются законными и обоснованными.

Довод ответчиков о том, что в силу части 6 статьи 27 указанного Закона в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем ДД.ММ.ГГГГ, не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку не проведение до настоящего времени специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест – начальника отделения хлебопечения - 2 единицы, рабочего места лаборанта - 2 единицы, рабочего места слесаря – ремонтника - 2 единицы, рабочего места слесаря – ремонтника по ремонту электрооборудования - 1 единицы, рабочего места слесаря по ремонту автомобилей 2 единицы, рабочего места слесаря – электрика по ремонту электрооборудования 1 единицы, рабочего места кладовщика склада 1 единицы, рабочего места электромонтера по ремонту и обслуживанию электростанции – 2 единицы (банно-прачечный комбинат), рабочего места электромонтера по ремонту и обслуживанию электростанции – 2 единицы (подвижной хлебозавод) нарушает трудовые права работников, исходя из следующего.

По общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 8 ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Анализ положений закона позволяет сделать вывод, что оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством. При этом, доказательств, что ранее была проведена аттестация рабочих мест, не имеется. Соответственно, пятилетний срок, на который может быть отложена специальная оценка условий труда, а также срок, предусмотренный частью 6 статьи 27 ФЗ «О специальной оценке условий труда», в данном случае применению не подлежит.

Положения части 6 статьи 27 Закона №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в силу части 4 этой же статьи распространяются только на тех работодателей, которые до дня вступления в силу указанного закона, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, провели аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Учитывая, что ответчики не проводили аттестацию рабочих мест в соответствии с нормативно-правовыми актами, действовавшими до дня вступления в силу Федерального закона №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и не производили специальную оценку условий труда в соответствии с названным законом, требования прокурора законны и обоснованы, в связи с чем, подлежат удовлетворению.

Отсутствие финансирования для проведения специальной оценки условий труда не освобождает ответчиков от обязанности проведения специальной оценки условий труда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя военного прокурора 309 Военной прокуратуры гарнизона подполковника юстиции ФИО4 удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота», Войсковую часть в лице командира части организовать и провести специальную оценку условий труда рабочего места начальника отделения хлебопечения - 2 единицы войсковой части , рабочего места лаборанта - 2 единицы войсковой части , рабочего места слесаря – ремонтника - 2 единицы войсковой части , рабочего места слесаря – ремонтника по ремонту электрооборудования - 1 единицы войсковой части , рабочего места слесаря по ремонту автомобилей 2 единицы войсковой части , рабочего места слесаря – электрика по ремонту электрооборудования 1 единицы войсковой части , рабочего места кладовщика склада 1 единицы войсковой части , рабочего места электромонтера по ремонту и обслуживанию электростанции – 2 ед. (банно-прачечный комбинат) войсковой части , рабочего места электромонтера по ремонту и обслуживанию электростанции – 2 ед. (подвижной хлебозавод) войсковой части в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Дата принятия решения в окончательной форме – 22.02.2017 года.

Судья

Бахчисарайского районного суда

Республики Крым М.И. Никищенко