№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зеленокумск 10 марта 2022 года
Советский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Кечековой В.Ю.,
при секретаре судебного заседания Шерифовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Советского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 34 «Ягодка» с. Солдато-Александровского Советского района», администрации Советского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований антитеррористической защищенности, обязании исполнения требований антитеррористической защищенности,
установил:
и.о. прокурора Советского района Ставропольского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 34 «Ягодка» с. Солдато-Александровского Советского района», администрации Советского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований антитеррористической защищенности, обязании устранить нарушения требований антитеррористической защищенности.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» в деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 34 «Ягодка» с. Солдато-Александровского Советского района».
Установлено, что по итогам исследования предоставленных в прокуратуру района документов МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 34 «Ягодка» с. Солдато-Александровского Советского района» присвоена 3 категория опасности, что обязывает учреждение осуществить мероприятия, предусмотренные п. 24, 25 Постановления № 1006. При этом в нарушение пп. «б» п. 25 Постановления № 1006, охрана указанного объекта образования сотрудниками частных охранных предприятий и иных предприятий, установленных пп. «б» п. 25 Постановления № 1006, не осуществляется. Договор на оказание охранных услуг квалифицированной физической охраной образовательным учреждением не заключен.
Таким образом, образовательным учреждением и администрацией не предприняты меры к обеспечению образовательного учреждения охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Поэтапное выполнение рекомендаций образовательными учреждениями и финансирование администрацией соответствующих мероприятий обуславливается необходимостью сбалансированности бюджета и эффективного распределения бюджетных ресурсов, снижения нагрузки на бюджет муниципального образования.
Бездействие администрации не отвечает вышеуказанным принципам бюджетного процесса и при единовременном исполнении мероприятий, указанных в рекомендациях акта обследования и категорирования, паспорт безопасности, в отношении всех образовательных учреждений может привести к дефициту бюджетных средств Советского городского округа и невозможности исполнения, предусмотренных Постановлением № 1006 обязательств.
Несоблюдение образовательным учреждением требований федерального законодательства нарушает права работающих и пребывающих в них граждан, ставят под угрозу их жизнь и здоровье, в случае угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Истец просит суд признать незаконным бездействие администрации Советского городского округа Ставропольского края и Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 34 «Ягодка» с. Солдато-Александровского Советского района», выразившееся в неисполнении мероприятий, предусмотренных п. 24, 25 Постановления № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации».
Обязать администрацию Советского городского округа Ставропольского края в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения обеспечить исполнение МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 34 «Ягодка» с. Солдато-Александровского Советского района», мероприятий, предусмотренных п. 24, 25 Постановления № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации», а именно обеспечить охрану образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В судебное заседание представитель истца не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, ввиду занятости в другом процессе, заявленные исковые требования просит удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчиков МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 34 «Ягодка» с. Солдато-Александровского Советского района», администрации Советского городского округа Ставропольского края, представители третьих лиц Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ставропольскому краю, Отдела вневедомственной охраны по Советскому городскому округу – филиала ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по СК», в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомили.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно ч. 7 ст. 28 ФЗ № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и п. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.11.2009, основными задачами противодействия терроризму в Российской Федерации является: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п.п. «б» п. 25 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Судом установлено, что по итогам обследования МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 34 «Ягодка» с. Солдато-Александровского Советского района» объекту присвоена 3 категория опасности.
Согласно Акту обследования и категорирования МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 34 «Ягодка» с. Солдато-Александровского Советского района» выявлены недостатки, в том числе: система охраны здания частично соответствует предъявляемым требованиям. Для полного соответствия объекта наивысшего количественного показателя любого из критериев категорирования, указанных в п.п. а, б, в, г, д п. 25 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, целесообразно:
а) установить охранную сигнализацию (кнопку тревожной сигнализации с выводом на ЦОУ ОВО по Советскому городскому округу);
б) обеспечить охрану объекта (территорию) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
в) оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
г) оборудовать основной вход в здание, входящее в состав объектов (территорий), контрольно – пропускными пунктами (постами охраны);
д) оснастить объект (территорию) стационарными или ручными металлоискателями;
е) установить 4 дополнительных светильника по периметру территории;
ж) установить кнопку тревожной сигнализации с выводом на ЦОУ ОВО по Советскому городскому округу.
Вышеуказанные недостатки перечислены также в разделе 8 «Выводы и рекомендации» паспорта безопасности МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 34 «Ягодка» с. Солдато-Александровского Советского района».
Согласно письму начальника отделения лицензировано-разрешительной работы по Советскому городскому округу и Степновскому району Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ставропольскому краю от 28.09.2021 № 12019/298 проведена проверка образовательных учреждений, расположенных на территории Советского городского округа на наличие договора с охранной организацией, имеющей лицензию на осуществление охраны объектов, а также на обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны, по результатам которой установлено, что 20 образовательных учреждений, с присвоенной 3-й категорией опасности, в настоящее время не имеют договоров на оказание охранных услуг квалифицированной физической охраной и фактически охраняются сторожевой охраной. В число перечисленных образовательных учреждений за п. 11 входит МДОУ «Детский сад № 34 «Ягодка», расположенный по адресу: с. Солдато – Александровское, ул. 25 Партсъезда, д. 16.
Согласно сообщению заместителя начальника Управления образования администрации Советского городского округа Ставропольского края от 15.10.2021 № 2496 не обеспечены охраной сотрудниками частных охранных организаций 15 объектов, относящиеся к 3-й категории опасности, в том числе МДОУ «Детский сад № 34 «Ягодка». Данные учреждения не обеспечены охраной сотрудниками частных охранных организаций по причине отсутствия денежных средств в бюджете Советского городского округа.
Оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения сторон, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным бездействия ответчиков, выразившегося в неисполнении требований антитеррористической защищенности и обязании исполнения требований антитеррористической защищенности.
При этом суд исходит из того, что в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт непринятия образовательным учреждением и администрацией мер к обеспечению образовательного учреждения охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В свою очередь несоблюдение образовательным учреждением требований федерального законодательства нарушает права работающих и пребывающих в нем граждан, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, в случае угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Вместе с тем, суд считает необходимым установить конкретный срок исполнения требований ответчиками до 01.08.2022, что будет соответствовать интересам неопределенного круга лиц и основным задачам противодействия терроризму в Российской Федерации.
С учетом изложенного, исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск прокурора Советского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 34 «Ягодка» с. Солдато-Александровского Советского района», администрации Советского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований антитеррористической защищенности, обязании исполнения требований антитеррористической защищенности, удовлетворить в части.
Признать незаконным бездействие администрации Советского городского округа Ставропольского края и Муниципального дошкольного образовательного учреждения ««Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 34 «Ягодка» с. Солдато-Александровского Советского района», выразившееся в неисполнении мероприятий, предусмотренных п. 24, 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации».
Обязать администрацию Советского городского округа Ставропольского края в срок до 01.08.2022 обеспечить исполнение Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 34 «Ягодка» с. Солдато-Александровского Советского района», мероприятий, предусмотренных п. 24, 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации», а именно обеспечить охрану образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В удовлетворении исковых требований прокурора Советского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в части обязания администрации Советского городского округа Ставропольского края обеспечить исполнение требований антитеррористической защищенности в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда, путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Ставропольского края, в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда, в соответствии с ч. 2 ст. 199 ГПК РФ, составлено 11.03.2022.
Судья подпись В.Ю. Кечекова
Копия верна:
Судья В.Ю. Кечекова
Подлинный документ подшит в материалах дела № Судья: ________________ / В.Ю. Кечекова |