ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-129 от 01.09.2011 Мамско-чуйского районного суда (Иркутская область)

                                                                                    Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.г.т. Мама 1 сентября 2011 года

Мамско - Чуйский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Клинова А.Н., при секретаре Чимитдоржиевой Д,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2 - 129/2011 по заявлению ФИО1 по обжалованию действия заместителя начальника управления по региональной политике администрации Иркутской области ФИО2, о признании незаконным бездействие отдела по вопросам обеспечения конституционных прав граждан при губернаторе Иркутской области,

УСТАНОВИЛ:

В своем заявлении ФИО1, указала, что 9 апреля 2011 года она обратилась с заявлением в отдел при губернаторе Иркутской области по вопросам обеспечения конституционных прав граждан. С просьбой установить законность действий прокурора Мамско – Чуйского района ФИО3, который в своем представлении от 24 января 2011 года № 07-30-11/89 без суда и следствия обвинил ее в совершении уголовно наказуемого преступления в нарушении норм Конституции РФ и УПК РФ и причинил существенный вред ее конституционным и трудовым правам. Установить причины нарушения чиновниками областной администрации норм Закона РФ «О порядке рассмотрения обращения граждан в РФ» и не предоставлении ей в установленные сроки информации по ее письму в адрес губернатора Иркутской области от 12 февраля 2011 года, поступившему в областную администрацию 15 февраля 2011 года.

До настоящего времени ответа не получила. В место ответа в мае 2011 года получила отписку от заместителя начальника управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике ФИО4 В нарушении вышеуказанного закона не получала уведомления о том, что ее обращение было переадресовано в иные управления и министерства.

Просит суд признать незаконными и нарушающими нормы Конституции РФ, ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» действия заместителя начальника управления по региональной политике администрации Иркутской области ФИО2, выразившиеся в превышении должностных полномочий при рассмотрении не адресованного ему обращения от 9 апреля 2011 года, что повлекло существенное нарушение ее конституционных прав и свобод. Признать незаконными и нарушающими нормы Конституции РФ, ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» бездействие отдела по вопросам обеспечения конституционных прав граждан при губернаторе Иркутской области, выразившееся в не рассмотрении в установленные сроки ее обращения от 9 апреля 2011 года, что повлекло существенное нарушение ее конституционных прав и свобод. Обязать отдел по вопросам обеспечения конституционных прав граждан предоставить ей письменный ответ по существу поставленных в обращении от 9 апреля 2011 года вопросов и принять меры, направленные на восстановление ее конституционных прав и законных интересов.

В судебное заседание заявитель ФИО1 и представитель аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствии.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, учитывая мнение не явившихся участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствии, по представленным суду доказательствам.

В письменных объяснениях представителя аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по доверенности ФИО5, указано, что Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, ознакомившись с заявлением ФИО1 по обжалованию действий заместителя начальника управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике ФИО2, признании незаконным бездействия отдела по вопросам конституционных прав граждан главного правового управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области (далее – заявление) не согласен с доводами, изложенными в заявлении в силу следующего.

В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) граждане имеют право на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Как следует из заявления ФИО1 письменно обратилась в отдел по вопросам обеспечения конституционных прав граждан главного правового управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области (далее – отдел).

В соответствии с Положением об отделе по вопросам обеспечения конституционных прав граждан главного правового управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, утвержденного начальником главного правового управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области 27 января 2010 года (далее – Положение об отделе) отдел является структурным подразделением главного правового управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, которое в свою очередь, является самостоятельным структурным подразделением аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области (приказ аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области от 27 января 2010 года № 23/1-пра «О главном правовом управлении Губернатора Иркутской области и Правительств Иркутской области»).

В соответствии с Положением об отделе основными задачами отдела является обеспечение деятельности Губернатора Иркутской области по вопросам помилования и организационное и правовое обеспечение деятельности комиссии по вопросам помилования на территории Иркутской области. Для обеспечения указанных задач (по вопросам помилования) отдел осуществляет ряд функций.

Решение вопросов, изложенных в обращении ФИО1 (оценка деятельности сотрудников областной администрации и органов прокуратуры), не входят в функции отдела, равно как и в целом рассмотрение обращений граждан (исключение - рассмотрение ходатайств и иных документов по вопросам помилования).

В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 27 февраля 2010 года № 27-пп «Об аппарате Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области», аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области (далее – аппарат) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, который сформирован для обеспечения деятельности Губернатора Иркутской области, Правительства Иркутской области.

В структуру аппарата входит ряд самостоятельных подразделений, в том числе управление Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике, действующее на основании Положения об управлении Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике, утвержденного приказом аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области от 27 февраля 2010 года № 45-пра (далее – Положение об управлении по региональной политике), в функции которого входит обеспечение своевременного рассмотрения обращений граждан, в том числе направление для рассмотрения в соответствующие исполнительные органы государственной власти Иркутской области.

Таким образом, поскольку отдел не является государственным органом, и на него не возложена обязанность по рассмотрению обращений граждан, обращение ФИО1 было рассмотрено аппаратом, ответ был подготовлен управлением Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике, к функциям которого отнесены вопросы, связанные с рассмотрением обращений граждан.

В соответствии с распоряжением аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области заместитель руководителя аппарата – начальник управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области находился в служебной командировке с 28 апреля 2011 года по 30 апреля 2011 года, в связи с чем письменный ответ подготовлен за подписью заместителя начальника управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области.

Таким образом, обращение ФИО1 было рассмотрено в соответствии с требованиями законодательства, уполномоченным на то структурным подразделением аппарата и за подписью уполномоченного должностного лица, в котором указывалось, что вопросы, касающиеся оценки деятельности сотрудников органов прокуратуры, не относятся к компетенции Правительства Иркутской области – высшего исполнительного органа государственной власти Иркутской области, а также что ответ на ее письмо, адресованное Губернатору Иркутской области, от 12 февраля 2011 года был ей направлен 14 марта 2011 года за № 55-37-1295/11 с одновременным приложением копии данного ответа. 29 августа 2011 года в дополнение к ранее направленному ответу, которое послужило поводом для обращения в суд, ФИО1 направлено письмо № 23-06-2434/1, в котором даны соответствующие разъяснения относительно подготовки ей ответа управлением Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике.

В соответствии со статьей 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он не законно привлечен к ответственности.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, должностным лицом, государственным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц.

Требование заявителя о признании незаконным и нарушающим нормы Федерального закона бездействия отдела, выразившегося в не рассмотрении обращения ФИО1, не является обоснованным. Данное следует из вышеизложенного (отдел не является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, к функциям отдела не отнесено рассмотрение обращений граждан).

Следовательно, требование заявителя об обязании отдела предоставить письменный ответ не исполнимо, поскольку в соответствии с Положением об отделе таких функций не возложено. На основании изложенного, считает доводы ФИО1 не основанными на законе, просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании установлены, следующие обстоятельства.

9 апреля 2011 года ФИО1 письменно обратилась с заявлением в отдел по вопросам обеспечения конституционных прав граждан главного правового управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, с просьбами: установить законность действий прокурора Мамско – Чуйского района ФИО3, который в своем представлении от 24 января 2011 года № 07-30-11/89 без суда и следствия обвинил ее в совершении уголовно наказуемого преступления в нарушении норм Конституции РФ и УПК РФ и причинил существенный вред ее конституционным и трудовым правам; установить причины нарушения чиновниками областной администрации норм Закона РФ «О порядке рассмотрения обращения граждан в РФ» и не предоставлении ей в установленные сроки информации по ее письму в адрес губернатора Иркутской области от 12 февраля 2011 года, поступившему в областную администрацию 15 февраля 201 года.

29 апреля 2011 года заместителем начальника управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике ФИО2, дан ответ на обращение ФИО1.

Оценивая в своей совокупности установленные по делу обстоятельства и анализируя действующее законодательство, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований ФИО1, следует отказать на основании следующего.

9 апреля 2011 года ФИО1 обратилась с заявлением в отдел по вопросам обеспечения конституционных прав граждан главного правового управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области.

29 апреля 2011 года заместителем начальника управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике ФИО2 направлен ответ ФИО1.

В соответствии с главой 1 абзаца 1 Положения об отделе по вопросам обеспечения конституционных прав граждан главного правового управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, утвержденного начальником главного правового управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области от 27 января 2010 года (далее – Положение об отделе) отдел является структурным подразделением главного правового управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области.

В соответствии с главой 1 абзаца 1 приказа аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области от 27 января 2010 года № 23/1-пра «О главном правовом управлении Губернатора Иркутской области и Правительств Иркутской области» (далее – приказ аппарата) главное правовое управлении Губернатора Иркутской области и Правительств Иркутской области является самостоятельным структурным подразделением аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской.

В соответствии с главой 2 Положения об отделе основными задачами отдела является обеспечение деятельности Губернатора Иркутской области по вопросам помилования и организационное и правовое обеспечение деятельности комиссии по вопросам помилования на территории Иркутской области.

Решение вопросов, изложенных в обращении ФИО1 от 9 апреля 2011 года (оценка деятельности сотрудников областной администрации и органов прокуратуры), не входят в функции отдела, равно как и в целом рассмотрение обращений граждан (исключение - рассмотрение ходатайств и иных документов по вопросам помилования).

В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 27 февраля 2010 года № 27-пп «Об аппарате Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области», аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области (далее – аппарат) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, который сформирован для обеспечения деятельности Губернатора Иркутской области, Правительства Иркутской области.

В структуру аппарата входит в том числе управление Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике, действующее на основании Положения об управлении Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике, утвержденного приказом аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области от 27 февраля 2010 года № 45-пра (далее – Положение об управлении по региональной политике), в функции которого входит обеспечение своевременного рассмотрения обращений граждан, в том числе направление для рассмотрения в соответствующие исполнительные органы государственной власти Иркутской области.

Таким образом, поскольку отдел не является государственным органом, и на него не возложена обязанность по рассмотрению обращений граждан, обращение ФИО1 было рассмотрено аппаратом, ответ был подготовлен управлением Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике, к функциям которого отнесены вопросы, связанные с рассмотрением обращений граждан.

В соответствии с распоряжением аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области заместитель руководителя аппарата – начальник управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области находился в служебной командировке с 28 апреля 2011 года по 30 апреля 2011 года, в связи с чем, письменный ответ подготовлен за подписью заместителя начальника управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике ФИО2.

Таким образом, обращение ФИО1 было рассмотрено в соответствии с требованиями законодательства, уполномоченным на то структурным подразделением аппарата и за подписью уполномоченного должностного лица. В связи с чем, в удовлетворении требований ФИО1 необходимо отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении требований ФИО1

о признании незаконными и нарушающими нормы Конституции РФ, ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» действия заместителя начальника управления по региональной политике администрации Иркутской области ФИО2, выразившиеся в превышении должностных полномочий при рассмотрении не адресованного ему обращения от 9 апреля 2011 года, что повлекло существенное нарушение ее конституционных прав и свобод; о признании незаконными и нарушающими нормы Конституции РФ, ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» бездействие отдела по вопросам обеспечения конституционных прав граждан при губернаторе Иркутской области, выразившееся в не рассмотрении в установленные сроки ее обращения от 9 апреля 2011 года, что повлекло существенное нарушение ее конституционных прав и свобод; обязании отдел по вопросам обеспечения конституционных прав граждан предоставить ей письменный ответ по существу поставленных в обращении от 9 апреля 2011 года вопросов и принять меры, направленные на восстановление ее конституционных прав и законных интересов - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Мамско – Чуйский районный суд в течении 10 дней со дня провозглашения.

Судья: А.Н. Клинов