ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1290/12 от 23.04.2012 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2-1290/12

Мотивированное решение изготовлено ***.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Апреля 2012 года Адрес***

Первомайский районный суд г Мурманска в составе председательствующего судьи Рамазановой Г.И., при секретаре ФИО2, с участием прокурора ФИО3 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Адрес*** о признании незаконным приказов, решения комиссии, восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании денежного содержания за период прогула, компенсации морального вреда, обязании выдачи дубликата трудовой книжки и изъятии из личного дела документов, суд

У с т а н о в и л :

Истец обратился с иском к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Адрес*** (далее Управление) о восстановлении на службе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, выдаче дубликата трудовой книжки, компенсации морального вреда, признании незаконным приказов № 13-лс от *** и № 14-лс от *** и решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Россельхознадзора по Адрес*** от *** № 2; выдаче дубликата трудовой книжки, обязании изъять из личного дела приказы № 13-лс от *** и № 14-лс от ***, решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Россельхознадзора по Адрес*** от *** № 2, Доклада по результатам проверки сведений о доходах и обязательствах имущественного характера от *** № 51/05-04/ 127.

В обоснование иска указал, что с *** он проходил службу в Управлении в должности начальника отдела фитосанитарного надзора и по надзору в сфере качества и безопасности зерна и продуктов его переработки; уволен со службы *** на основании приказа № 14-лс от ***, в связи с не выполнением обязанности, предусмотренной пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от *** № 273-ФЭ «О противодействии коррупции», не предоставлении сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и не выполнении обязательств, установленных Федеральным законом от *** № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», на основании пункта 13 части 1 статьи 33, пункта 9 части 1 статьи 16, части 6.1 статьи 20 и пункта 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от *** № 79-ФЗ.

Считает увольнение незаконным по следующим основаниям:

*** им в отдел кадров Управления представлены справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2010 год, и справки о доходах и имуществе супруги и несовершеннолетнего ребенка за 2010 год, в которых он указал сведения о банковских счетах (№ 2507850700840020, открытом *** в Сберегательном банке РФ, Адрес***; № 42307810541020022108, открытом *** в Сберегательном банке РФ, Адрес***, пАдрес***; № 42301810555004748751, открытом *** в Сберегательном банке РФ, Адрес***, пАдрес***), которые ранее в справках о доходах за 2005, 2006, 2007, 2008 и 2009 года указаны не были.

Из содержания приказа о прекращении служебного контракта, основанием для его увольнения явилось непредоставление сведений о своих доходах и имуществе и обязательствах имущественного характера, что квалифицировано как невыполнение обязательства, установленного Федеральным законом от *** № 79-ФЗ. Фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что в 2011 году им были предоставлены требуемые сведения за 2010 год в полном объеме. Увольнение произведено в связи с тем, что такие сведения представлены не в полном объеме за предыдущие периоды. Им не указывалось ранее в предоставляемых в Отдел кадров Управления Справках сведения о наличии двух счетов - валютного, открытого в 1997 году, на котором имелись денежные средства в сумме 28 центов, и открытого в период прохождения гражданской службы, на котором по состоянию на *** имелись денежные средства в сумме 728,38 руб., о которых он забыл в связи с длительным неиспользованием и малозначительностью сумм денежных средств, имевшихся на них, зарплатный счет не указывался согласно разъяснениям работодателя.

Основной целью предоставления запрашиваемых сведений является проверка наличия или отсутствия дохода, и установление, в случае наличия дохода неизвестного происхождения, возможной коррупционной составляющей. У него отсутствовал какой-либо доход, в том числе и неизвестного происхождения, никакой доход им не утаивался, денег на счетах не было, в настоящее время счета закрыты. Полагает, что мера ответственности в виде увольнения явно несоразмерна характеру и степени тяжести правонарушения, увольнение произведено без учета фактических обстоятельств и сложившейся конфликтной ситуации начальником кадровой службы с ФИО4, не учтен характер правонарушения, отсутствие каких-либо вредных последствий. Помимо него, аналогичное правонарушение - предоставление неполных сведений об имуществе в виде денежных средств на счетах, допущено еще не менее чем 30 гражданскими служащими, вместе с тем, ни к кому из них, такая крайняя мера ответственности в виде увольнения не применена.

Полагает, что применение в отношение него взыскания в виде увольнения по основаниям пункта 9 части 1 статьи 16, части 6.1 статьи 20 и пункта 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от *** № 79-ФЗ, в порядке, предусмотренном статьей 59.3 Федерального закона, является незаконными, т.к.указанные нормативные акты были введены в действие Федеральным законом от *** № 329-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» и вступили в силу с ***, то есть после подачи им Справок за 2006-2010 годы.

Также указывает, что в соответствии с частью 1 статьи 57 и частью 5 статьи 58 Федерального закона от *** № 79-ФЗ, дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а в соответствии с частью 4 статьи 58 указанного Федерального закона дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Представитель нанимателя пропустил срок привлечения его к ответственности, т.к. ему было известно о проступке, что подтверждается письмом от *** № 51/01-13/960 и письмом от *** № 51/01-13/1252,

Кроме того, не учтены характер правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено. Ответчиком не учтены предшествующие результаты исполнения им должностных обязанностей: за весь период работы он добросовестно исполнял служебные обязанности, постоянно повышал образовательный уровень, помимо основной работы занимался общественной деятельностью - с *** был избран председателем профкома Управления, с *** являлся членом президиума областного комитета профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации.

В результате увольнения его семья оказалась в крайне тяжелом материальном положении, т.к. в семье имеется малолетний ребенок - ФИО5*** года рождения, в настоящее время супруга беременна вторым ребенком, находится в декретном отпуске.

Указанные обстоятельства, в совокупности, свидетельствуют о несоблюдении порядка применения взыскания, предусмотренного частью 2 статьи 59.3 Федерального закона от *** № 79-ФЗ, несправедливости и не законности принятого решения о применении крайней меры ответственности в виде увольнения.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что *** на беседе с представителем работодателя с ФИО6 он дал подробные пояснения по вопросу, почему он не указывал в Справках за предыдущие периоды банковские счета, указанные в справке за в 2010 год, а также объяснил, что на счетах имелись незначительные денежные средства, он закрыл все эти счета в 2011 году. Дальнейшие действия работодателя, потребовавшего от него кроме устных пояснений, предусмотренных законом, представления движения по счетам, справок по банковским счетам, которые закрыты, а в дальнейшем назначение и проведение проверки, считает незаконными, так как оснований для проведения проверки не имелось, на перечисленных счетах не находилось никаких денежных средств, полученных в результате коррупционных действий. Полагая, что требования ответчика незаконны, он обратился с жалобой в прокуратуру, впоследствии работодатель по этому же вопросу направил письмо в прокуратуру, получил ответ и инициировал проверку, оснований для проведения которой не имелось, ввиду чего он отказался предоставить требуемые работодателем сведения, указав на то, что он самостоятельно вправе направить необходимые запросы в Банки. Он не уклонялся от предоставления данных о счетах, а полагал, что ФИО4, в силу сложившейся конфликтной ситуации, предъявляет неправомерные требования, действует с превышением своих полномочий, в связи с чем и отказался от предоставления этих данных, что подтверждается соответствующей перепиской, наличием судебного спора по иску ФИО4 о защите чести и достоинства. Не оспаривает, что им были представлены неполные сведения о доходах, в части неуказания в Справках за 2005, 2006, 2007, 2008 и 2009 года вышеуказанных банковских счетов, открытых в Сберегательном банке РФ, однако, фактически никакой доход им не утаивался, денег на счетах не было, в настоящее время счета закрыты. Просит взыскать денежное содержание за время вынужденного прогула, за минусом полученной при увольнении компенсации за отпуск. При этом, полагает, что расчет заработка должен исчисляться в соответствии со статьей 139 ТК РФ, исходя из того, что по справке 2-НДФЛ ему за 12 месяцев с февраля 2011 года по январь 2012 года была начислена заработная плата 530 475, 82 руб., его среднедневной заработок составляет 2 777,36 руб.(530 475, 82 руб./191) Период прогула с *** по *** составляет 49 рабочих дней, средний заработок за время прогула составляет 136 090,64 руб. С учетом зачета выходного пособия за 55,5 к/дней отпуска и вычетом НДФЛ, за время вынужденного прогула ему положен заработок в размере 37 844,50 руб.

Ответчик с иском не согласен, представил отзыв, в котором указал, что *** в Управление поступила информация Адрес*** от *** № 86-1-2011 о том, что в 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 г.Адрес***В.В. не представлял информацию об имеющихся банковских счетах. На основании представленной информации, руководствуясь п. 1, п. 4, п. 7 п.п. «а» п. 9 Положения, было принято решение о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах истца, которое оформлено приказом от *** № 233-лс. *** отдел кадров уведомил истца в письменной форме о начале в отношении его проверки и разъяснил ему содержания п.п. «б» п. 22 Положения. В рамках проверки с ФИО1 проводились беседы и письменно запрашивались пояснения о движении средств по неуказанным счетам. Истцом пояснения предоставлены не были. По результатам проверки был подготовлен доклад и направлен Руководителю Управления ***, ***ФИО1 был ознакомлен с докладом по результатам проверки. Руководителем *** доклад о результатах проверки был направлен в Комиссию. Комиссия, рассмотрев *** доклад и материалы проверки приняла решение, в соответствии с п. 22 «Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», утвержденного Указом Президента РФ от *** № 821, установив, что сведения, представленные государственным служащим ФИО1 являются недостоверными и (или) неполными и рекомендовала Руководителю Управления применить к государственному служащему меру ответственности установленную ст. 59.2 Закона № 79-ФЗ.

Руководитель, с учетом рекомендации Комиссии, рассмотрев доклад по результатам проверки и материалы проверки, принял решение о применении к государственному гражданскому служащему ФИО1, в соответствии со ст. 59.2 Закона № 79-ФЗ взыскания - увольнение в связи с утратой доверия, о чем был издан приказ от *** № 13-лс «О применении взыскания за коррупционные правонарушения». Приказом от *** № 14-лс ФИО1 был уволен с государственной гражданской службы.

При увольнении ФИО1 были применены нормы Закона № 79-ФЗ, вступившие в силу с ***. Применение указанных норм не нарушило права ФИО1, закрепленные ст. 54 Конституции РФ, которой установлено, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет и ст. 12 Трудового кодекса РФ, определяющей действие нормативно правовых актов в сфере труда во времени. Нормы Закона № 79-ФЗ, вступившие в силу с ***, не установили и не отяготили ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Статьи 59.1, 59.2, 59.3 были приняты законодателем в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции. Ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, была выделена отдельной нормой. Ранее норма, устанавливающая ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, была закреплена ст. 16 Закона 79-ФЗ. Указанной статьей было определено, что гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Пунктом 13 ч. 1 ст. 33 Закона № 79-ФЗ предусмотрено как основание для увольнения с гражданской службы - «несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом».

На момент поступления информации из прокуратуры Законом № 79-ФЗ не был определен порядок увольнения с государственной службы за непредставление сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Пунктом 13 ч. 1 ст. 33 Закона № 79-ФЗ было предусмотрено, как общее основание для увольнения с гражданской службы - «несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом», а ст. 16 Закона 79-ФЗ было определено, что гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. При этом увольнение по вышеуказанным обстоятельствам не было определено законодателем, как увольнение за совершение дисциплинарного проступка. Исчерпывающий перечень оснований для увольнения за совершение дисциплинарного проступка установлен п. 5 ч. 1 ст. 57 Закона № 79-ФЗ. Соответственно увольнение за непредставление установленных Законом № 79-ФЗ сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не является применением дисциплинарного взыскания и обязанность по соблюдению норм ст. ст. 58, 59 Закона № 79-ФЗ при увольнении по вышеуказанным обстоятельствам, на представителя нанимателя не возложена.

Законодатель вступившими в силу с *** изменениями в Закон № 79- ФЗ упорядочил порядок увольнения за несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных законодательством, регулирующим правоотношения в сфере государственной гражданской службы и противодействия коррупции.

До вступления в силу изменений, после проведения проверки в соответствии с требованиями Положения и при установлении, что представленные государственным служащим сведения недостоверны, представитель нанимателя расторг бы служебный контракт по основаниям предусмотренным п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона № 79-ФЗ.

За непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений и в рамках внесенных изменений в Закон № 79-ФЗ законодателем предусмотрено только увольнение в связи с утратой доверия.

При принятии решения об увольнении представителем нанимателя были учтены предшествующие результаты исполнения истцом своих должностных обязанностей, в том числе то, что в 2011 году в отношении истца была проведена служебная проверка по факту отсутствия на рабочем месте, нанимателем, с учетом мнения комиссии, дисциплинарное взыскание к истцу не применялось.

В рамках проведения проверки по информации прокуратуры истцу неоднократно предоставлялась возможность предоставить уточненные данные по банковским счетам, от чего он отказался и будучи надлежащим образом извещенным, не явился не на одно из двух заседаний Комиссии, на которых рассматривался доклад по результатам проверки. Т.е. ФИО1 умышленно отказывался предоставить данные по банковским счетам и по движениям средств на данных счетах за период с 2005 по 2010 г.г., которые не были представлены и в установленный Законом № 79-Фз срок.

Полагают, что истец уволен с государственной службы по основаниям, установленным ст. 59.2 Закона № 79-ФЗ, порядок увольнения Управлением не нарушен, вследствие чего, основания для возмещения компенсации морального вреда отсутствуют, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.

В судебном заседании представители ответчика ФИО7, ФИО4, ФИО8, ФИО9 поддержали возражения. Дополнительно пояснили, что решение Комиссии о применении к государственному гражданскому служащему ФИО1 взыскания носит рекомендательный характер, не нарушает прав истца, принято правомочным составом. Изъятие документов из личного дела гражданского служащего не предусмотрено законом. При расчете среднего заработка гражданского служащего применяются Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 562 от ***, в соответствии с которыми средний дневной заработок рассчитывается из ежемесячного денежного содержания истца в сумме 39 462 руб.+ 9952,99 руб.(1/12 всех премий и материальной помощи, выплаченной истцу в течение года ) / 20,75 – среднемесячное количество рабочих дней за расчетный период = 2 381, 46 руб. Х 49 дней = 116691,54 руб.- 15 170 руб. НДФЛ – 80 554,21 - сумма компенсации за неиспользованный отпуск = 20 967 руб.33 коп.

Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению в части восстановления на работе, взыскании денежного довольствия, выдачи дубликата трудовой книжки и компенсации морального вреда, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что ФИО1проходил государственную гражданскую службу в Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Адрес*** в должности главного специалиста отдела фитосанитарного надзора с ***. Приказом Управления № 13-лс от *** в отношении ФИО1 применено взыскание, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 59.2 ( Увольнение в связи с утратой доверия) Федерального закона от *** № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с невыполнением обязанности, предусмотренной пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от *** № 273-ФЭ «О противодействии коррупции», не предоставлении сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Приказом Управления от *** № 14-лс «О прекращении служебного контракта и увольнении гражданского служащего» ФИО1 уволен со службы с *** на основании приказа № 14-лс от ***, в связи с не выполнением обязанности, предусмотренной пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от *** № 273-ФЭ «О противодействии коррупции», не предоставлении сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и не выполнении обязательств, установленных Федеральным законом от *** № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», на основании пункта 13 части 1 статьи 33, пункта 9 части 1 статьи 16, части 6.1 статьи 20 и пункта 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от *** № 79-ФЗ.

В соответствии с вышеприведенными приказами, основанием для увольнения истца явилось то, что он не выполнил обязанность, предусмотренную пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от *** № 273-ФЭ «О противодействии коррупции», не предоставил сведения о доходах и не выполнил обязательства, установленные Федеральным законом от *** № 79-ФЗ, а правовым основанием увольнения явились нормы закона - п. 2 ч. 1 ст. 59.2 ( Увольнение в связи с утратой доверия) пункта 13 части 1 статьи 33, пункта 9 части 1 статьи 16, части 6.1 статьи 20 и пункта 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от *** № 79-ФЗ.

Правовые нормы: п. 2 ч. 1 ст. 59.2, пункт 9 части 1 статьи 16, части 6.1 статьи 20 Федерального Закона №79 ФЗ были введены в действие Федеральным законом от *** № 329-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» и вступили в силу с ***, пункт 13 части 1 статьи 33 Закона действовал до ***.

В соответствии пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от *** № 273-ФЭ «О противодействии коррупции», сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1 - 3 настоящей части.

В соответствии ч. 2. статьи 8 Федерального закона от *** № 273-ФЭ «О противодействии коррупции», порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок представления сведений о доходах гражданским служащим, в соответствии Законом № 273-ФЭ «О противодействии коррупции», определен Положением "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", утвержденном Указом Президента РФ от *** N 559 ( далее Положение)

Пунктом 3 Положения определено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденным формам справок ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с пунктом 5 Положения, государственный служащий представляет ежегодно:

а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

В соответствии с пунктом 9 Положения, в случае непредставления по объективным причинам государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

В силу пункта 15 Положения, в случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 20 Федерального Закона № 79ФЗ (часть 6.1 введена Федеральным законом от *** N 329-ФЗ), непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

В соответствии с ч. 1 п.2 статьи статья 59.2. Федерального Закона № 79ФЗ (введена Федеральным законом от *** N 329-ФЗ), гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Анализ вышеприведенных норм закона позволяет сделать вывод, что законодатель возлагает на гражданского служащего обязанность в установленный законом срок (в данном случае, не позднее 30 апреля) предоставлять представителю нанимателя полные и достоверные сведения о своих доходах и имуществе и доходах супруга и несовершеннолетних детей за минувший год, по установленной форме, в виде справки. За невыполнение этой обязанности (непредставление сведений, либо представление недостоверных или неполных сведений) гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в соответствии со ст. 59.2 Закона.

Из материалов дела следует, что обязанность, возложенную на него законом по предоставлению сведений о доходах истец выполнил ***, представив в отдел кадров Управления справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2010 год, а также справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги истца и несовершеннолетнего ребенка за 2010 год.

Таким образом, истец представил сведения о доходах за 2010 год, объективная сторона состава правонарушения (невыполнение обязанности, предусмотренной пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от *** № 273-ФЭ «О противодействии коррупции», не предоставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера) в действиях истца отсутствует.

Гражданский служащий может быть уволен в связи с утратой доверия, в соответствии со ст. 59.2 Закона также, если он представил недостоверные или неполные сведения о доходах, при этом обязанность осуществлять проверку и полноту представленных служащим сведений возлагается на работодателя.

При увольнении ФИО1 были применены нормы Закона № 79-ФЗ, вступившие в силу с ***.

В соответствии сч.1 ст. 54 Конституции РФ, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, в связи с чем, дисциплинарное взыскание, установленное ст. 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ не может применяться к гражданскому служащему за дисциплинарное правонарушение, совершенное до вступления в силу указанных в приказе нормативных актов, но выявленных после указанного момента.

Работодатель вправе был расторгнуть служебный контракт по основаниям, предусмотренным ч.1 п.13 ст. 33 Федерального Закона № 79 ФЗ за несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим законом и другими нормативными законами, при этом при увольнении работодатель обязан был указать, какие конкретно обязательства, установленные законом, когда не выполнены истцом. Если исходить из того, что истцом были предоставлены неполные ( недостоверные) данные о доходах за предыдущие периоды, то ответчику стало известно о данном факте после предоставления Справки о доходах за 2010 год - ***, соответственно, срок привлечения к ответственности за данное правонарушение истек до ***.

Заслуживают внимания доводы истца о нарушения порядка увольнения, предусмотренного ст. 59.3 Федерального Закона « 79 ФЗ.

В соответствии с п.2 статьи статья 59.3 Федерального Закона № 79ФЗ, при применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Работодателем, при применении взыскания к истцу не учтен характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей, его семейное положение: наличие на иждивении малолетнего ребенка и беременной жены.

Так, в судебном заседании установлено, что ФИО1 в справках о доходах за 2005, 2006, 2007, 2008 и 2009 года не указал сведения о банковских счетах (№ 2507850700840020, открытом *** в Сберегательном банке РФ, Адрес***; № 42307810541020022108, открытом *** в Сберегательном банке РФ, Адрес***, пАдрес***; № 42301810555004748751, открытом *** в Сберегательном банке РФ, Адрес***, пАдрес***), на на которых, как пояснил истец, имелись денежные средства в незначительном размере, о которых он забыл в связи с длительным неиспользованием и малозначительностью сумм. Аналогичные нарушения, кроме истца, были допущены еще 33 служащими Управления, взыскания к которым не применялись. Работодателем данный факт, а также семейное положение истца учтены не были.

В соответствии с п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от *** «О применении судами Трудового Кодекса РФ», при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

По мнению суда ответчиком не представлено доказательств наличия законного основания увольнения и соблюдения установленного порядка при увольнении истца, при таких обстоятельствах он подлежит восстановлению на службе.

В соответствии со статьей 73 Федерального закона от *** № 79-ФЗ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от *** № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

При расчете среднего заработка гражданского служащего применяются, должны применяться «Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 562 от ***, в соответствии с которыми средний дневной заработок рассчитывается из ежемесячного денежного содержания, статья 139 ТК Рф к данным правоотношениям не применима, так как расчет денежного содержания урегулирован специальной нормой закона.

В соответствии с п.6 «Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих», при исчислении денежного содержания гражданского служащего должны быть учтены премии и материальная помощь в размере 1/12 из фактически начисленных выплат за 12 месяцев. Ежемесячное денежное содержание истца составляет 39 462 руб., 1/12 из фактически начисленных выплат в течение года - 9952,99 руб. Среднедневной заработок составляет: (39 462 руб. +9952,99 руб.,/ 20,75 – среднемесячное количество рабочих дней за расчетный период = 2 381, 46 руб. Сумма компенсации за вынужденный прогул составляет 2 381, 46 руб Х 49 дней = 116691,54 руб.- 15 170 руб. НДФЛ – 80 554,21 - (сумма компенсации за неиспользованный отпуск, в соответствии с разъяснениями п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от *** ) = 20 967 руб.33 коп.

В соответствии со статьей 73 Федерального закона от *** № 79-ФЗ и статьей 237 ТК РФ - моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме. В результате неправомерного увольнения со службы истцу причинен моральный вред, с учетом обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, суд полагает что в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в сумме 3000 рублей.

В силу п.33 Постановления Правительства РФ от *** N 225 (ред. от ***) "О трудовых книжках", при наличии в трудовой книжке записи об увольнении или переводе на другую работу, признанной недействительной, работнику по его письменному заявлению выдается по последнему месту работы дубликат трудовой книжки, в который переносятся все произведенные в трудовой книжке записи, за исключением записи, признанной недействительной.

Таким образом, исковые требования ФИО1 о признании незаконным приказов Управления № 13-лс от *** и № 14-лс от ***, восстановлении в должности начальника отдела фитосанитарного надзора и по надзору в сфере качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, компенсации морального вреда, выдачи дубликата трудовой книжки подлежат удовлетворению.

В удовлетворении требований истца о признания не законным решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Россельхознадзора по Адрес*** от *** № 2; - обязании изъятия из личного дела приказов № 13-лс от *** и № 14-лс от ***, решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Россельхознадзора по Адрес*** от *** № 2, Доклада по результатам проверки сведений о доходах и обязательствах имущественного характера от *** № 51/05-04/ 127 следует отказать по следующим основаниям.

Деятельность Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Россельхознадзора по Адрес***, регламентируется Указом Президента № 821 от ***, Положением о комиссии, в соответствии с которыми, Комиссия рассматривает вопросы о полноте о достоверности предоставляемых гражданскими служащими сведений о доходах, основной задачей комиссии является предупреждение в государственном органа мер по предупреждению коррупции.

*** Комиссия по служебному поведению в соответствии подпунктом «а» пункта 14 и пункта 17 Положения о Комиссии по служебному поведению рассмотрела Представление руководителя в отношении ФИО1 и результаты проведенной проверки. Рассмотрение вопроса проводилось в отсутствии истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения его вопроса.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 20 Положения о Комиссии по служебному поведению было принято решение о том, что представленные истцом сведения, предусмотренные подпунктом «а» Положения являются не недостоверными и не полными, рекомендовано представителю нанимателя применить к истцу меру ответственности - увольнение с гражданской службы в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и не исполнении обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции установленных Федеральным законом от *** № 79-ФЗ и Федеральным законом от *** № 273-Ф3.

Положение позволяет принять комиссии два решения : признать, что сведения, предоставленные служащим являются достоверными и полными, либо недостоверными и(или) не полными.

Истцом не оспаривается тот факт, что до 2011 года им предыдущие периоды предоставлялись справки о доходах, в которых отражались неполные, а следовательно недостоверные сведения о его имущественном положении и доходах. Таким образом, выводы комиссии о предоставлении истцом недостоверных и не полных сведений о доходах в Справках за 2010, 2009 годы, соответствуют действительности.

Решение Комиссии по служебному поведению от *** № 2 носит рекомендательный характер, не является обязательным для работодателя, принято полномочным составом комиссии, при наличии кворума, оснований для признания решения недействительным не имеется.

В соответствии с частью 3 статьи 42 Федерального закона от *** № 79-ФЗ в личное дело гражданского служащего вносятся его персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и увольнением с гражданской службы.

Проведение проверки, иные материалы, связанные с указанной проверкой, рассмотрение поведения гражданского служащего на комиссии, связано с прохождением службы, не содержит не достоверных данных, исключению из личного дела не подлежат.

С учетом изложенного, на основании Федерального от *** N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федерального закона от *** № 273-ФЭ «О противодействии коррупции», руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО1 к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Адрес*** о признании незаконным приказов, решения комиссии, восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании денежного содержания за период прогула, компенсации морального вреда, обязании выдачи дубликата трудовой книжки и изъятии из личного дела документов, удовлетворить частично.

Признать незаконным приказы Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Адрес*** № 13-лс от *** и № 14-лс от *** и восстановить ФИО1 в должности начальника отдела фитосанитарного надзора и по надзору в сфере качества и безопасности зерна и продуктов его переработки с ***.

Взыскать с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Адрес*** в пользу ФИО1 денежное довольствие в сумме 20 967 руб. 33 коп. и компенсацию морального вреда в размере 3000 руб., а всего взыскать 23 967 ( двадцать три тысячи девятьсот шестьдесят семь) руб. 33 коп.

Обязать Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Адрес*** выдать ФИО1 дубликат трудовой книжки.

В удовлетворении ФИО1 к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Адрес*** в части: - признания не законным решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Россельхознадзора по Адрес*** от *** № 2;

- обязании изъятия из личного дела приказов № 13-лс от *** и № 14-лс от ***, решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Россельхознадзора по Адрес*** от *** № 2, Доклада по результатам проверки сведений о доходах и обязательствах имущественного характера от *** № 51/05-04/ 127 - отказать.

Решение в части восстановления на службе и взыскании денежного довольствия вступает в законную силу немедленно.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба или представление в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд Адрес*** в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные ГПК РФ способы обжалования судебного решения со дня его вступления в законную силу.

Судья подпись Г.И.Рамазанова