Дело № 2-156/2020
24RS0054-01-2019-001381-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июля 2020 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Сазоновой О.В.,
при секретаре Дригота К.А.,
с участием истца - помощника прокурора Ужурского района Стонт Н.В., представителя ответчика - главы Ильинского сельсовета Ужурского района ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края о возложении обязанности провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края о возложении обязанности провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения. Исковые требования, с учетом их уточнения, мотивированы следующим. Прокуратурой Ужурского района проведена проверка исполнения администрацией Ильинского сельсовета законодательства о водоснабжении, о концессионных соглашениях при эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которого установлены следующие нарушения. На территории муниципального образования Ильинский сельсовет имеются следующие объекты водоснабжения населения: водонапорная башня, водопровод, скважина, расположенные по адресам: <...> водонапорная башня, расположенная по адресу: <...>, являющиеся муниципальной собственностью указанного муниципального образования.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации. Согласно п. 1.1 указанной статьи полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение.
Статьей 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства РФ и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства РФ о концессионных соглашениях.
Осуществление полномочий по организации в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно- технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» установлено, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты коммунальной инфраструктуры, а именно объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
В соответствии со ст. ст. 13, 21 Федерального закона № 115-ФЗ в целях эффективного использования объектов теплоснабжения, в том числе централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения отдельных систем этих объектов, находящихся в муниципальной собственности, заключается концессионное соглашение путем проведения конкурса на право заключения такого соглашения с размещением информации и протоколов конкурсной комиссии на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В свою очередь, передача муниципального имущества - объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения без проведения конкурсных процедур противоречит действующему законодательству, препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, препятствуют развитию конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального имущества.
С учетом того, что дата ввода в эксплуатацию объектов водоснабжения, расположенных на территории Ильинского сельсовета, превышает пять лет, передача данных объектов в силу вышеприведенных норм действующего законодательства должна осуществляться путем проведения конкурсных процедур с целью заключения концессионного соглашения.
Установлено, что в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства администрацией Ильинского сельсовета объекты водоснабжения на территории сельсовета, находящиеся в собственности муниципального образования, по концессионному соглашению не переданы, решение о заключении концессионного соглашения не принималось, конкурсные процедуры для его заключения не проводились.
В результате ненадлежащего исполнения администрацией Ильинского сельсовета полномочий по распоряжению муниципальной собственностью, а именно не проведение торгов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» нарушаются жилищно-коммунальные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, что может повлечь необратимые негативные последствия, привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов по водоснабжению в отопительном периоде 2019-2020 годов.
По выявленным фактам нарушений действующего законодательства прокуратурой района 19.07.2019 года внесено представление главе администрации Ильинского сельсовета об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Согласно ответа администрации Ильинского сельсовета нарушения, изложенные в представлении прокурора района, фактически не устранены.
На основании изложенного, прокурор Ужурского района Красноярского края, уточнив заявленные требования, просит: обязать администрацию Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения населения: водонапорная башня, водопровод, скважина, расположенных по адресу: <...>, являющихся муниципальным имуществом муниципального образования Ильинский сельсовет Ужурского района Красноярского края, в срок не позднее 31.12.2020 года.
Прокурор- помощник прокурора Ужурского района Стонт Н.В. в судебном заседании настаивает на удовлетворении уточненных исковых требованиях, подтвердив изложенные в иске обстоятельства.
Представитель ответчика - глава Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края ФИО1 в судебном заседании уточненные исковые требования признал в полном объеме, пояснив следующее. В настоящее время объекты водоснабжения переданы в аренду ООО «Сибтепло» до заключения концессионного соглашения. Подготавливается необходимая документация для проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения. Полагает, что в срок до 31.12.2020 года возможно исполнить требования прокурора. Все объекты водоснабжения, указанные в иске, являются муниципальной собственностью, срок ввода их в эксплуатацию более 5 лет. На территории сельсовета имеется централизованная система холодного водоснабжения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Красноярский край в лице Администрации Губернатора Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно, надлежащим образом. От представителя Администрации Губернатора Красноярского края ФИО2 в суд поступили пояснения относительно исковых требований прокурора Ужурского района, в которых заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации Губернатора Красноярского края. В пояснениях указано следующее. В соответствии со ст. 95 Устава края организационное, материально-техническое, консультационное и экспертное обеспечение полномочий Губернатора края осуществляет Администрация Губернатора края. Правовой статус, структура и порядок деятельности Администрации Губернатора края определяется Губернатором края в соответствии с Уставом края. Администрация Губернатора края может быть образована в форме государственного органа края. Администрация Губернатора края может осуществлять обеспечение полномочий Правительства края в случаях, установленных Губернатором края.
В силу п. 1.1 раздела 1 Положения об Администрации Губернатора края, утвержденного указом Губернатора края от 10.07.2008 года № 119-уг, Администрация Губернатора края является государственным органом края, который осуществляет организационное, материально-техническое, консультационное и экспертное обеспечение полномочий Губернатора края, а также функции органа Красноярского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Согласно п. 3 ст. 90 Устава края Губернатор края представляет Красноярский край в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также при осуществлении внешнеэкономических связей, подписывает при этом договоры и соглашения от имени Красноярского края.
Таким образом, подписание концессионных соглашений, указанных в ч. 2 ст. 40 Федерального закона № 115-ФЗ, от имени субъекта Российской Федерации - Красноярского края является полномочием Губернатора края.
Руководствуясь правовыми нормами п. 5 ст. 90 Устава Красноярского края, Губернатором края принято распоряжение от 06.08.2018 года № 410-рг, в соответствии с которым полномочия по подписанию концессионных соглашений в случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), и, если концедентом по такому концессионному соглашению является муниципальное образование, которому не переданы в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации полномочия по тарифному регулированию, утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также возмещению недополученных доходов, экономически обоснованных расходов таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы первому заместителю Губернатора края - председателю Правительства края ФИО3. Таким образом, в настоящее время подписание концессионных соглашений, указанных в ч. 2 ст. 40 Федерального закона № 115-ФЗ, от имени субъекта Российской Федерации - Красноярского края осуществляется первым заместителем Губернатора края - председателем Правительства края ФИО3.
Учитывая указанные обстоятельства, Администрация Губернатора края не может выступать от имени субъекта Российской Федерации - Красноярского края, и соответственно, не может быть привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Полагают, что от имени субъекта Российской Федерации - Красноярского края должно выступать Правительство Красноярского края.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,- Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно, надлежащим образом. От заместителя министра ФИО4 в суд поступили пояснения, в которых указано следующее. В случае принятия собственником муниципального имущества решения о проведении конкурсных процедур на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов жилищно- коммунального хозяйства, после определения победителя такое концессионное соглашение согласно ч. 2 ст. 40 Закона № 115-ФЗ должно быть подписано Красноярским краем (третей стороной концессионного соглашения).
Полномочия по подписанию концессионных соглашений от третьей стороны переданы первому заместителю Губернатора края- председателю Правительства Красноярского края ФИО3 на основании распоряжения Губернатора Красноярского края от 06.08.2018 № 410-рг.
Процедура рассмотрения проектов концессионных соглашений в отношении объектов жилищно- коммунального хозяйства, направляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края (концедентом), Красноярскому краю (третьей стороне концессионного соглашения) для подписания утверждена указом Губернатора Красноярского края от 24.09.2018 № 255-уг.
Министерство совместно с правовым управлением Губернатора Красноярского края, министерством тарифной политики Красноярского края участвует в рассмотрении указанных проектов в порядке и в сроки определенные Порядком. Ознакомившись с требованиями прокурора Ужурского района Красноярского края, министерство полагает, что исковые требования интересы министерства не затрагивают, какие- либо права и обязанности на него не возлагают.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,- Министерства тарифной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно, надлежащим образом. От Министра тарифной политики Красноярского края ФИО5 в суд поступили возражения относительно исковых требований прокурора Ужурского района, в которых указано следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Конкретизируя эти положения, ч. 3 ст. 131 ГПК РФ определяет, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. Из смысла ст. 136 ГПК РФ следует, что несоблюдение прокурором упомянутых требований при обращении в суд в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, влечет оставление заявления прокурора без движения. Между тем, в исковом заявлении прокурора Ужурского района вышеперечисленные обязательные сведения отсутствуют.
Указание в иске на то, что неисполнением требуемой обязанности нарушаются жилищно-коммунальные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, что может повлечь необратимые негативные последствия, привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов по водоснабжению в отопительном периоде 2019-2020 годы существующего пробела в обосновании не устраняет, поскольку не содержит указание на конкретное нарушаемое жилищно-коммунальное право, причины и обстоятельства, свидетельствующие о возможности наступления конкретных негативных событий, и их причинно-следственную связь с действиями (бездействием) ответчика.
В исковом заявлении прокурор ссылается на то, что водонапорная башня, водопровод и скважина, расположенные по адресу: <...>, являются муниципальной собственностью муниципального образования Ильинский сельсовет Ужурского района Красноярского края. Судом представлена копия свидетельства о государственной регистрации права на скважину (местонахождение объекта: <...>), однако документов, подтверждающих указанный довод в отношении водонапорной башни и водопровода, расположенных по адресу <...>, в материалы дела не представлено.
Помимо этого, исковые требования прокурора Ужурского района основаны на доводе о ненадлежащем исполнении ответчиком полномочий по распоряжению муниципальной собственностью. Такое ненадлежащее исполнение ответчиком полномочий прокурор усматривает в непроведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Однако Федеральный закон № 115-ФЗ определяет один из способов использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а именно регламентирует порядок обеспечения эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений. В то время как, общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления в соответствии с Конституцией Российской Федерации установлены в Федеральном законе от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (преамбула).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ на органы местного самоуправления возложены задачи по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений (п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131 -ФЗ).
Кроме того согласно пунктов 1 и 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Действуя на основании ст. 215, 216 ГК РФ, собственник, в частности, правомочен закрепить имущество, находящееся в муниципальной собственности, за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 294, 296 ГК РФ).
Прокурор Ужурского района ссылается на ненадлежащее исполнение ответчиком полномочий по распоряжению водонапорной башней, водопроводом и скважиной, которые по техническим характеристикам представляют собой инженерные сооружения, предназначенные для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
С учетом положений п. 13 и 29 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» подача питьевой и (или) технической воды абонентам может осуществляться с использованием централизованной или нецентрализованной системы холодного водоснабжения в зависимости от признаков связанности данных сооружений и устройств между собой.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения представляет собой холодное водоснабжение.
Таким образом, указанные инженерные сооружения могут использоваться в целях осуществления деятельности по водоснабжению.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Из материалов дела не следует, что указанные инженерные сооружения не связаны с централизованной системой холодного водоснабжения.
На основании изложенного распоряжение указанным муниципальным имуществом может осуществляться посредством реализации полномочий, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ, в рамках требований, установленных п. 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 года № 161-ФЗ (в ред. от 27.12.2019) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
С учетом изложенного, действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества, целевым назначением которого является обеспечение деятельности в сфере водоснабжения с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Таким образом, выводы прокурора Ужурского района об обязанности ответчика распорядиться конкретным муниципальным имуществом только с применением положений Федерального закона № 115-ФЗ не согласуются с вышеприведенными нормами.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Красноярский край в лице Правительства Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно, надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Статьей 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 года № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями закреплены вопросы местного значения, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктов 4 и 5 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под водопроводной сетью понимается - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 17.1 Федерального закона № 135 от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» предусмотрены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
Положениями п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество: на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
В судебном заседании установлено, что решением Ужурского районного суда Красноярского края от 03.10.2014 года признано право муниципальной собственности Муниципального образования Ильинский сельсовет Ужурского района Красноярского края на нежилое здание - водонапорную башню со скважиной, расположенное по адресу: <...>. Указанное решение вступило в законную силу 11.11.2014 года.
18.12.2014 года за Муниципальным образованием Ильинский сельсовет Ужурского района Красноярского края зарегистрировано право собственности на скважину, назначение: нежилое. Городского коммунального хозяйства. Водоснабжение и водоотведения, 1-этажный, площадь застройки 0,1 кв.м., адрес объекта: Красноярский край, Ужурский район, с. Ильинка, ул. Главная д. 95.
Также, 30.12.2014 года за муниципальным образованием Ильинский сельсовет Ужурского района Красноярского края зарегистрировано право собственности на водопровод, назначение: нежилое, 1-этажный, протяженность 6544 м, адрес объекта: Красноярский край, Ужурский район, с. Ильинка, от скважины по улице Главная 95 - улица Главная - улица Заречная - улица Рабочая 33 - улица Рабочая - улица Ильинская.
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю 18.12.2014 года и 30.12.2014 года соответственно.
В соответствии с условиями договора аренды муниципального имущества № 1 от 21 мая 2020 года, заключенного между администрацией Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края (арендодатель) и ООО «Сибтепло» (арендатор), арендодатель передает, а арендатор принимает на условиях, оговоренных настоящим договором, в аренду муниципальное имущество, в том числе: водонапорную башню со скважиной, расположенные по адресу: <...>, и водопровод по адресу Красноярский край, Ужурский район, с. Ильинка от скважины по ул. Главная, 95- ул. Главная- ул. Заречная- ул. Рабочая 33- ул. Рабочая- ул. Ильинская. Имущество используется для предоставления холодного водоснабжения потребителям, находящимся на территории муниципального образования Ильинский сельсовет.
Согласно п. 4.1 договора аренды, настоящий договор заключается сроком с 21 мая 2020 года до момента вступления в законную силу концессионного соглашения.
В силу частей 1 и 3 ст. 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В соответствии с частями 1 и 3 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.
Согласно п. 11 ст. 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях», объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Пунктом4 ч.1 ст. 22 указанного Федерального закона предусмотрено, что решение о заключении концессионного соглашения принимается с учетом требований, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, - органом местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Таким образом, передача объектов коммунальной инфраструктуры по концессионным соглашениям позволяет гарантировать надлежащее содержание и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры. В свою очередь передача объектов коммунальной инфраструктуры вне концессионных соглашений не возлагает на лицо, которому передано во владение и (или) пользование имущество, обязанность реконструировать его, что может привести к аварийным ситуациям, нарушению прав неопределенного круга лиц. Принимая во внимание, что концессионные соглашения заключаются по результатам открытых конкурсов, передача объектов коммунальной инфраструктуры вне конкурсных процедур нарушает права неопределенного круга хозяйствующих субъектов на право заключения аналогичных концессионных соглашений.
В ходе проведения проверки установлено, что объекты водоснабжения: водонапорная башня и скважина по адресу: <...>, а также водопровод по адресу Красноярский край, Ужурский район, с. Ильинка от скважины по ул. Главная, 95- ул. Главная- ул. Заречная- ул. Рабочая 33- ул. Рабочая- ул. Ильинская, находящийся в собственности муниципального образования, по концессионному соглашению не переданы, решение о заключении концессионного соглашения не принималось, конкурсные процедуры не проводились.
По выявленным фактам нарушения действующего законодательства прокурором Ужурского района Красноярского края 19.07.2019 года внесено представление главе администрации Ильинского сельсовета об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
До настоящего времени указанные в представлении нарушения действующего законодательства администрацией Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края не устранены, что не оспаривалось представителем ответчика.
Таким образом, судом установлено, что деятельность по организации водоснабжения населения входит в компетенцию органа местного самоуправления и вытекает из установленной законом функции публичного органа в области содержания объектов коммунальной инфраструктуры, передача спорных объектов коммунальной инфраструктуры без проведения конкурсных процедур противоречит действующему законодательству, препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, препятствует развитию конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального имущества, в частности - к невозможности разработки и реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию объектов водоснабжения, и, как следствие, к нарушению прав неопределенного круга лиц (жителей поселения) в виде прекращения или ограничения услуг по водоснабжению.
Поскольку спорное имущество коммунального назначения, введено в эксплуатацию более чем 5 лет назад, оно может быть передано только по концессионному соглашению в порядке, установленным соответствующим законом. Однако в нарушение порядка пользования объектами коммунальной инфраструктуры, меры по проведению конкурса на заключение концессионных соглашений не принимались.
Стороной ответчика не представлено доказательств, подтверждающих намерение органа местного самоуправления распорядиться объектами водоснабжения иным способом, а именно путем передачи на праве хозяйственного ведения муниципальному предприятию, в целях реализации полномочий по организации обеспечения надежного водоснабжения населения муниципального образования.
Из пояснений представителя ответчика администрации Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края следует, что в настоящее время подготавливается необходимая документация для проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения.
При указанных обстоятельствах, факт нарушения закона, регулирующего порядок осуществления полномочий органами местного самоуправления по владению и пользованию объектами коммунальной инфраструктуры установлен.
Не принятие мер со стороны органа местного самоуправления сельского поселения по передаче объектов коммунального хозяйства: водонапорной башни и скважины по адресу: <...>, а также водопровода по адресу Красноярский край, Ужурский район, с. Ильинка от скважины по ул. Главная, 95- ул. Главная- ул. Заречная- ул. Рабочая 33- ул. Рабочая- ул. Ильинская, в порядке, предусмотренном законодательством, может повлечь нарушение прав жителей сельского поселения на обеспечение водоснабжением.
На основании изложенного, суд признает заявленные прокурором Ужурского района Красноярского края требования, предъявленные в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежащими удовлетворению.
Разрешая вопрос о сроке устранения нарушений законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, суд принимает во внимание требуемое количество и объем необходимых работ, необходимость несения финансовых затрат, что должно быть предусмотрено соответствующим местным бюджетом, а потому период времени до 31.12.2020 года, по мнению суда, является достаточным для того, чтобы устранить указанные нарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ужурского района Красноярского краяудовлетворить.
Обязать администрацию Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края в срок до 31 декабря 2020 года провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности: водонапорной башни и скважины, расположенных по адресу: <...>, а также водопровода по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с. Ильинка, от скважины по улице Главная 95 - улица Главная - улица Заречная - улица Рабочая 33 - улица Рабочая - улица Ильинская.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Сазонова
Решение в окончательной форме составлено и подписано 04 августа 2020 года.